В шиитском исламе руководство духовенства и сохранение такой структуры большое значение. Состав духовенства зависит от той ветви шиизма, о которой идет речь.
Усоли и Ахбари Шиа двунадесятник Мусульмане верят, что изучение исламской литературы - это непрерывный процесс, необходимый для определения всех законов Бога. Мусульмане-шииты-двунадесятники верят, что процесс нахождения законов Бога из доступной исламской литературы облегчит работу в любых обстоятельствах. Они верят, что могут интерпретировать Коран и традиции двунадесятников шиитов с таким же авторитетом, как и их предшественники. Этот процесс иджтихада предоставил средства для решения текущих проблем с исламской точки зрения. В целом, шиитское духовенство двунадесятников пользуется гораздо большим авторитетом в шиитской общине двунадесятников, чем суннитские улемы, которые обычно следовали указаниям своих политических властей.
Большинство суннитских ученых, проповедников и судей (вместе известных как сунниты улемы ) традиционно считают, что дверь иджтихада, или частного суждения, закрыта. Это потому, что на протяжении многих лет они находились под прямым пристальным вниманием и контролем исламских ученых. Таким образом, улемы издают традиционно религиозные постановления. Напротив, шиитские ученые традиционно дистанцировались от правительств и, следовательно, находились вне их прямого контроля. Это предоставило этим духовным учреждениям гораздо больше гибкости в решении религиозных, а также политических вопросов, а также широко распахнуло дверь в иджтихад.
Усули-шииты считают обязательным подчиняться муджтахиду, пытаясь определить исламское правильное поведение. Они верят 12-му Имаму и приказали им следовать за учеными (Фукаха ), которые: «... охраняйте свою душу, защищайте свою религию и следуйте заповедям своего господина (Аллаха)...» Муджтахид, которому они следуют или подражают, известен как Марджа Таклиди. По состоянию на 2014 год в шиитском мусульманском мире насчитывалось более 60 признанных Мардж.
Шиитские священнослужители в этот период были тесно связаны с базарами, которые, в свою очередь, были тесно связаны с ремесленниками и фермерами, которые вместе сформировали традиционные социально-экономические сообщества и центры совместной жизни с исламскими событиями и функциями, связывая их с священнослужителями, которые интерпретировали исламские законы для разрешения коммерческих споров и взимали налоги с состоятельных людей, чтобы обеспечить благосостояние набожным более бедным последователям. Последовательность молитвенных собраний и ритуалов была организована как духовенством, так и мирянами. Базары также поддерживали связи с более современными слоями иранского общества, поскольку многие иранские студенты университетов были из числа торговцев. Но с 1970-х годов шах Ирана вызвал защиту и сопротивление базара, пытаясь поставить под контроль их автономные советы и маргинализировать духовенство, взяв на себя их образовательную и благотворительную деятельность. Это в сочетании с растущим общественным и духовным недовольством светской политикой Шаха и его опорой на иностранные державы, в особенности на Соединенные Штаты, привело к общенациональной революции, в которой участвовал высокопоставленный священнослужитель аятолла Хомейни и его духовные ученики в качестве высшего руководства, свергнувшие Пехлеви-шаха и основавшие Исламскую Республику Иран.
Имамат в Низари Исмаилит доктрине (араб. : إمامة) - это концепция в низари исмаилизм, которая определяет политические, религиозные и духовные аспекты власти исламского руководства над нацией верующих. Основная функция имамата - установить институт между имамом, который присутствует и живет в мире, и его последователями, посредством чего каждому предоставляются права и обязанности. См. Также Имамат в доктрине Низари для получения дополнительной информации.
Термин Даи аль-Мутлак (арабский : الداعي المطلق) буквально означает «абсолютный или неограниченный миссионер ». В Исмаили Ислам термин да'и использовался для обозначения важных религиозных лидеров, кроме наследственных имамов и да'ва или «Миссия» - организация канцелярского типа. «Да'ва» было термином для самой исмаилитской веры с самого начала. Даи также называются сиднами. См. Мустали и Тайяби для получения дополнительной информации. Список Даи Давуди Бора