Шерпы

редактировать
Этническая группа из самого гористого региона Непала

Шерпа
Общее население
520,000
Регионы с значительные группы населения
Непал, Китай (Тибетский автономный район ), Бутан, Индия (Сикким, Мизорам, Манипур, Аруначал-Прадеш, Ассам, Дарджилинг )
Языки
Шерп, Непал
Религия
Преимущественно буддизм (93%) и меньшинство: индуизм, бон, христианство
Родственные этнические группы
хайолмо, ирелы, другие тибето-бирманские народы

шерпа - одна из тибетских этнических групп уроженец самых гористых регионов Непала и Гималаев. Термин шерпа или шерва происходит от языка шерпа слов Shyar («восток») и Pa («люди»), которые относятся к своему географическому происхождению из восточного Тибета.

. Большинство шерпов живут на востоке. р-н регионов Непала; однако некоторые живут дальше на запад в долине Ролвалинг и в регионе Хеламбу к северу от Катманду. Шерпы основывают гомпы (храмы), где исповедуют свои религиозные традиции. Тенгбоче был первым безбрачным монастырем в Солу-Кхумбу. Шерпы также живут в Китае, Бутане и в индийских штатах Сикким и в северной части Западной Бенгалии, особенно в районе из Дарджилинг. Язык шерпа принадлежит к южной ветви тибето-бирманских языков, смешанных с восточно-тибетскими (кхамба) и центральными тибетскими диалектами. Однако этот язык отличается от тибетского и непонятен носителям Лхасы.

Число шерпов, мигрирующих в западные страны, значительно увеличилось в последние годы, особенно в США. В Нью-Йорке проживает самая большая община шерп в США с населением около 16 000 человек. Перепись 2011 года в Непале зафиксировала 495 846 шерп в пределах его границ. Некоторые представители шерпа известны своими навыками альпинизма как средства к существованию.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Генетика
      • 1.1.1 Распределение гаплогрупп
  • 2 Альпинизм
    • 2.1 Смертность в 2014 г. лавина Эвереста
  • 3 Религия
  • 4 Традиционная одежда
  • 5 Традиционное жилище
  • 6 Общественные собрания
  • 7 Известные люди
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

История

Избранные этнические группы Непала: шерпа, Тхакали, Гурунг, Сунувар, Кирати, Рай, Лохорунг, Бахинг, Лимбу, Ньюар, Пахари, Таманг.

Шерпы были кочевым народом, которые сначала поселились в районе Солухумбу ( Кхумбу), Непал. Согласно устной истории шерпов, четыре группы мигрировали из Кхама в Тибете в Солухумбу в разное время, дав начало четырем основным кланам шерпов: Миньягпа, Тимми, Сертава и Чава. Эти четыре группы постепенно разделились на более чем 20 различных кланов, существующих сегодня. Религиозный конфликт в буддизме Махаяны, возможно, способствовал миграции из Тибета в XIII и XIV веках в регионы Кхумбу в Непале. Мигранты-шерпы путешествовали через Ü и Цанг, прежде чем пересечь Гималаи.

К 1400-м годам народ кхумбу-шерпа получил автономию в пределах недавно образованного непальского государства. В 1960-х годах, когда напряженность в отношениях с Китаем усилилась, влияние правительства Непала на народ шерп росло. В 1976 году Кхумбу стал национальным парком, а туризм стал главной экономической силой.

Гаутам (1994) пришел к выводу, что шерпа мигрировали из Тибета в Непал примерно 600 лет назад, сначала через Ронгшар на запад, а затем позже. через перевал Нангпа Ла. Предполагается, что группа людей из области Кхам, к востоку от Тибета, называлась «Шьяр Кхамба» (люди, пришедшие из восточного Кхама), а место, где они поселились, называлось «Шьяр Кхумбу». Со временем «Шьяр Хамба», жителей Шьяр Кхумбу, стали называть шерпами. Недавнее исследование Непальского этнографического музея (2001 г.) показало, что современный Непал стал неотъемлемой частью королевства Непал. С древних времен шерпы, как и другие коренные киратские непальские племена, перемещались с одного места на другое в пределах Гималаев, выживая в качестве альпийских скотоводов и торговцев.

Генетика

Генетические исследования показывают, что большая часть популяции шерпа имеет частоты аллелей, которые часто встречаются в других тибето-бирманских регионах, в тестируемых генах наибольшее сродство было у выборочных исследований тибетского населения, проведенных в Тибетском автономном районе Сизанг. Генетически кластер шерпа наиболее близок к выборке тибетского и ханьского населения. Кроме того, шерпа продемонстрировали близость к нескольким непальским популяциям, наиболее сильным из которых был народ раи, за которым следовали магары и таманг.

Исследование 2010 года выявило больше более 30 генетических факторов, которые делают тела тибетцев подходящими для работы на больших высотах, в том числе EPAS1, называемый «ген супер-атлета», который регулирует выработку гемоглобина организмом, что позволяет для большей эффективности использования кислорода.

Исследование шерпов в Китае в 2016 году показало, что небольшая часть частот аллелей шерпов и тибетцев произошла от разных древних популяций, которые были оценены оставалось в некоторой степени распределенным в течение 11000–7000 лет.

Распределение гаплогрупп

Исследование 2014 года показало, что у шерпов, живущих в Китае, были обнаружены значительные генетические компоненты Индийского субконтинента. Западные гаплогруппы Y-хромосомы R1a1a-M17, J-M304 и F * -M89 составляют почти 17% отцовского генофонда у испытуемых. По материнской линии M5c2, M21d и U с запада также составляют до 8% людей в данной популяции шерпа. Однако более позднее исследование 2015 года не подтвердило результаты исследования 2014 года; исследование 2015 года пришло к выводу, что генетический обмен с Индийского субконтинента был весьма ограничен; исследование 2017 года показало то же самое.

В исследовании 2015 года с участием 582 шерпов (277 мужчин) из Китая и Непала наиболее часто встречалась гаплогруппа D-M174, за которой следовала Гаплогруппа O-M175, Гаплогруппа F-M89 и Гаплогруппа K-M9. Распределение гаплогруппы Y-хромосомы для шерпов следует шаблону, аналогичному таковому для тибетцев.

шерпа мтДНК распределение показывает большее разнообразие, так как гаплогруппа A встречается чаще всего, за ним следуют гаплогруппа M9a, гаплогруппа C4a, гаплогруппа M70 и гаплогруппа D. Эти гаплогруппы также встречаются у некоторых тибетских народов. Тем не менее, были идентифицированы две общие субгаплогруппы мтДНК, уникальные для популяций шерпов: гаплогруппа A15c и гаплогруппа C4a3b1.

Альпинизм

горный гид-шерп Шерп Пем Дорджи at Khumbu Ice Осень.

Многие шерпы считаются элитными альпинистами и знатоками своего дела. Они были безмерно ценны для первых исследователей Гималайского региона, служа проводниками на экстремальных высотах пиков и перевалов в этом регионе, особенно для экспедиций по восхождению на Эверест.. Сегодня этот термин часто используется иностранцами для обозначения почти любого гида или сторонника альпинизма, нанятых для альпинистских экспедиций в Гималаи, независимо от их этнической принадлежности. Из-за такого использования этот термин стал сленгом для наставника или наставника в других ситуациях. Шерпы известны в международном сообществе скалолазов и альпинистов за их выносливость, знания и опыт работы на очень больших высотах. Было высказано предположение, что часть способности шерпа к лазанию является результатом генетической адаптации к жизни на больших высотах. Некоторые из этих адаптаций включают уникальную способность связывать гемоглобин и удвоение производства оксида азота.

Смертность в лавине Эвереста 2014

18 апреля 2014 г. серак рухнул над ледопадом Кхумбу на горе Эверест, вызвав лавину массивных глыб льда и снега, унесшую жизни 16 непальских гидов, в основном шерпов. Лавина 2014 года - вторая по величине катастрофа в истории Эвереста, превзойденная только лавиной в районе ледопада Кхумбу год спустя, 25 апреля 2015 года, вызванной землетрясением магнитудой в Непале. В ответ на эту трагедию и другие, связанные с гибелью и ранениями шерпов, нанятых альпинистами, а также из-за отсутствия государственной поддержки шерпов, получивших травмы или убитых при оказании своих услуг, некоторые гиды-шерпы ушли с работы, а некоторые альпинистские компании больше не работают. предоставление проводников и носильщиков для экспедиций на Эверест.

В 2014 году в результате землетрясения в базовом лагере Эвереста погибло 16 шерпов, а в 2015 году 10 шерпов. Всего с 1921 по 2018 год на этой горе погибли 118 шерпов.) В отчете NPR за апрель 2018 года говорилось, что на шерпы приходится треть смертей на Эвересте.

Религия

Тхаме Гомпа - один из многочисленных монастырей шерпов в Непале.

Согласно устным буддийским традициям, первоначальная миграция тибетцев была поиском beyul (буддийских чистых земель). Шерпы практикуют Ньингмапа, «Древнюю» школу буддизма. Предположительно старейшая буддийская секта в Тибете, основанная Падмасамбхавой (широко известным как Гуру Ринпоче) в 8 веке, она подчеркивает мистицизм и включение местных божеств, разделяемых добуддийской религией Бон, который содержит шаманские элементы. Шерпы особенно верят в скрытые сокровища и долины. Традиционно практика Ньингмапа передавалась устно через разрозненную сеть мирян-практикующих. Монастыри с соблюдающими безбрачие монахами и монахинями, наряду с верой в перевоплощенных духовных лидеров, являются более поздней адаптацией.

Помимо Будды и великих буддийских божеств, шерпа также верят в многочисленных божеств и демонов, населяющих каждую гору. пещера и лес. Их нужно уважать или умиротворять с помощью древних практик, вплетенных в ткань буддийской ритуальной жизни. Многие из великих гималайских гор считаются священными. Шерпы называют гору Эверест Джомолунгмой и уважают ее как «Мать Мира». Гора Макалу почитается как божество Шанкар (Шива). Каждый клан почитает определенные горные вершины и их защитных божеств.

Сегодня повседневными религиозными делами шерпов руководят ламы (буддийские духовные лидеры) и другие религиозные деятели, живущие в деревнях. Деревенский лама, который руководит церемониями и ритуалами, может быть монахом, соблюдающим целибат, или женатым домохозяином. Кроме того, шаманы (lhawa) и прорицатели (mindung) имеют дело со сверхъестественным и духовным миром. Ламы идентифицируют ведьм (пем), действуют как рупоры божеств и духов и диагностируют духовные болезни.

Важным аспектом религии шерпов является храм или гомпа. Гомпа - это молитвенный зал для деревень или монастырей. По всему региону Солухумбу разбросаны многочисленные гомпы и около двух десятков монастырей. Монастыри - это общины лам или монахов (иногда монахинь), которые дают обет безбрачия и ведут изолированную жизнь в поисках истины и религиозного просвещения. Их уважает и поддерживает сообщество в целом. Их контакт с внешним миром сосредоточен на монастырских обрядах и ежегодных фестивалях, на которые приглашается публика, а также на чтении священных текстов на похоронах.

Традиционная одежда

Мужчины носят длинные - мантии с рукавами, называемые kitycow, опускающиеся до уровня чуть ниже колен. Чхуба завязана на талии тканевым поясом, называемым кара, образуя мешочкообразное пространство, называемое толунгом, которое можно использовать для хранения и переноски мелких предметов. Традиционно чхуба изготавливалась из толстой шерсти домашнего прядения или из овчины, называемой локпа. Чхуба носят поверх раатука, блузки (традиционно сделанной из бюре, белого шелка-сырца), брюк, называемых канам, и верхней куртки, называемой тетунг.

Женщины традиционно носят платья до пола с длинными рукавами из толстой шерсти, называемые тонгкок. Вариант без рукавов, называемый анги, надевается поверх раатука (блузки) в теплую погоду. Их носят с цветными полосатыми фартуками; Фартуки из метила носят спереди, а сзади - тесьму, и удерживаются вместе тисненой серебряной пряжкой, называемой кьетиг.

Одежда шерпа напоминает тибетскую одежду. Шерсть и шелк домашнего прядения все чаще заменяются материалами фабричного производства. Многие шерпа теперь носят уже готовую западную одежду.

Традиционное жилище

Традиционная архитектура шерпа, но со стальной крышей.

Когда сын женится и заводит детей, община может помочь построить новый дом, поскольку расширенная семья становится слишком большой для один дом. Соседи часто приносят еду, напитки и труд, чтобы помочь семье. Дома обычно расположены так, чтобы между ними оставались поля. Духовная церемония может проводиться на каждом этапе строительства, поскольку в доме должно быть место для божеств, людей и животных. После постройки дом часто передается по наследству семье и не продается. Стиль дома зависит от рельефа местности: старые речные террасы, бывшие русла озер или горные склоны. Каменные одноэтажные 1 / 2 этажные (на склоне) и двухэтажные дома, в которых достаточно места для животных. Многие зажиточные семьи будут иметь пристройку к алтарю для священных статуй, писаний и ритуальных предметов. Крыша скатная, сделана из местных натуральных материалов или импортного металла. В крыше есть место для выхода дыма. Для приготовления компоста может быть внутренний или внешний флигель.

Общественные собрания

«Сообщество шерпов чаще всего собирается на вечеринку, которую проводит хоста с целью завоевать расположение общества и соседей ". Гостей приглашают дети хозяина за несколько часов до начала вечеринки, чтобы снизить вероятность отказа. Мужчины рассаживаются в порядке статуса: те, кто имеет меньший статус, сидят ближе к двери, а мужчины более высокого статуса сидят у камина, в то время как женщины сидят в центре без упорядочивания. Вежливо сидеть на месте ниже своего положенного места, чтобы хозяин мог пригласить человека на свое место. В первые несколько часов вечеринки будет подаваться только пиво, затем будет подана еда, а затем еще несколько часов пения и танцев, прежде чем люди начнут уходить. Акт манипулирования соседями в целях сотрудничества путем организации вечеринки известен как Янгдзи, и работает, ожидая, что гостеприимство, оказанное хозяином сервировкой еды и алкоголя, будет вознаграждено.

Известные люди

Непали Шерп-альпинист Тенцинг Норгей, 1953

Один из самых известных шерп - Тенцинг Норгей. В 1953 году он и Эдмунд Хиллари стали первыми людьми, достигшими вершины горы Эверест. Сын Норгея Джамлинг Тенцинг Норгей также поднялся на Эверест в честь своего отца с альпинистами Эдом Виестурсом и Арасели Сегаррой в катастрофическом 1996 году.

В 2001 году Темба Чери стал самым молодым альпинистом на Эверест в мире (обладателем Мирового рекорда Гиннеса ), которому тогда было 16.

В 2003 году шерпы Пемба Дордже и соревновались, кто быстрее всех поднимется на Эверест из базового лагеря. 23 мая 2003 года Дордже достиг вершины за 12 часов 46 минут. Три дня спустя Голу побил свой рекорд на два часа, достигнув вершины за 10 часов 46 минут. 21 мая 2004 года Дордже снова улучшил время более чем на два часа с общим временем 8 часов 10 минут.

11 мая 2011 года Апа Шерпа успешно достиг вершины Эверест в двадцать первый раз, побив собственный рекорд самых успешных восхождений. Он впервые поднялся на Эверест в 1989 году в возрасте 29 лет.

Одной из самых известных непальских альпинисток была Пасанг Лхаму Шерп, первая непальская альпинистка, покорившая вершину Эвереста. но погибший при спуске. Ее тезка тоже поднялась на Эверест и была одной из трех непальских женщин, которые первыми поднялись на вершину К2. Другой известной женщиной-шерпой была двукратная покоритель Эвереста Шерпа Пемба Дома, которая умерла после падения с Лхоцзе 22 мая 2007 года.

20 мая 2011 года., Мингма Шерпа стал первым непальцем и первым в Южной Азии, покорившим все 14 самых высоких гор в мире. В процессе Мингма установил новый мировой рекорд - он стал первым альпинистом, покорившим все 14 вершин с первой попытки.

Лакпа Тшери Шерпа - половина непальского дуэта, который был признан "Выбором народа авантюристами года" 2012 ». В апреле 2011 года Лакпа Тшери и Сано Бабу Сунувар совершили «Абсолютный спуск»: трехмесячное путешествие, в котором они поднялись на Эверест, затем спустились на параплане с горы и отправились на байдарках через Непал и Индию, пока не достигли Индийского океана.

19 мая 2012 года 16-летняя Нима Чамзи Шерп стала самой молодой женщиной, покорившей Эверест; предыдущим рекордсменом был Нимдома Шерпа, покоривший вершину в 2008 году, также в возрасте 16 лет.

Чхурим Шерп (Непал) покорял Эверест дважды в мае 2012 года: 12 мая и 19 мая. Книга рекордов Гиннеса признала ее первой женщиной-шерпом, дважды покорившей Эверест за один сезон.

В 2013 году 30-летняя Шерпа Чханг Дава стала самая юная альпинистка, покорившая 14 высочайших вершин, 8000'ers.

Pratima Sherpa 19 (2017), прожила всю свою жизнь в хозяйственном сарае на четвертой лунке Royal Nepal Golf Club в Катманду и является ведущей женской гольфисткой в ​​Непале.

26 июля 2014 года Дава Янгзум Шерпа и Майя Шерпа захватили 8611 -метровая (28 251 фут) вершина K2, второй по высоте горы в мире. При этом три непальки стали первой женской командой, которая поднялась на то, что многие альпинисты считают гораздо более сложной задачей, чем Эверест. В скалолазных кругах этот подвиг был объявлен прорывным достижением для женщин в высотном альпинизме. Только 18 из 376 человек, покоривших вершину К2, были женщинами.

Еще один известный шерп - лыжник и ультрамарафонец Дачхири Шерп, который представлял Непал на зимних Олимпийских играх 2006, 2010 и 2014 гг. .

Точно так же министр культуры и туризма Непала Крипасур Шерпа, майор британской армии гуркхов, посол Австралии Лаки Шерпа - видный персонал из сообществ шерпов.

Горный гид Ками Рита Шерпа является мировым рекордсменом по количеству успешных восхождений на вершину Эвереста, 23 по состоянию на 15 мая 2019 г.. Двое других, Апа Шерпа и Пурба Таши Шерпа, успешно совершали восхождения 21 раз.

Альпинист П.К. Шерпа и его 14-летний сын Сонам ​​Шерп будет руководить «Первым отцом и сыном-альпинистом» в глобальной информационной кампании об изменении климата и глобальном потеплении. И отец, и сын вместе покорят все семь высочайших вершин семи континентов с марта 2019 года по май 2020 года.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с шерпа.
  1. ^https: //www.tourismmail.com / pk-sherpa-and-his-son-to-lead-the-first-first-airport-and-son-als-campaign
Последняя правка сделана 2021-06-08 05:02:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте