Шейх аль-Ислам

редактировать

Шейх аль-Ислам (арабский : شيخ الإسلام, романизированный : Шайх аль-Ислам; Османский турецкий : شیخ‌ الاسلام, романизированный: Şhayku-l-İslām или Шейкли уль-ислам) использовался в классическую эпоху как почетный титул для выдающихся ученых исламских наук. Впервые он возник в Хорасане ближе к концу 4-го исламского века. В центральных и западных странах ислама это был неофициальный титул, присвоенный юристам, фетвы которых имели особенно большое влияние, в то время как на востоке правители давали его улемам, которые играли различные официальные роли, но, как правило, не были муфтиями. Иногда, как в случае с Ибн Таймийей, использование титула вызывало споры. В Османской империи, начиная с эпохи раннего Нового времени, титул стал обозначать главного муфтия, который руководил иерархией назначаемых государством улемов. Османский шейх аль-ислам (французское написание: cheikh-ul-islam ) выполнял ряд функций, в том числе консультировал султана по религиозным вопросам, узаконивал политику правительства и назначал судей.

С отменой халифата в 1924 году официальная османская канцелярия шейха аль-Ислама, уже находившаяся в упадке, была упразднена. В наше время роль главного муфтия выполняли великие муфтии, назначаемые или избираемые различными способами.

Содержание
  • 1 Классическое употребление
  • 2 В Османской империи
  • 3 Почетные получатели
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки
Классическое использование

Как и другие почетные титулы, начинающиеся со слова шейх, термин шейх аль-ислам в классическую эпоху был зарезервирован для улемов и мистиков. Впервые он появился в Хорасане в 10 веке (4 век хиджры ). В крупных городах Хорасана он, кажется, имел более специфические коннотации, поскольку только один человек имел титул в определенное время и в данном месте. Обладатели титула в Хорасане были одними из самых влиятельных улемов, но нет никаких свидетельств того, что они исполняли фетвы. При Ильханах, Делийском султанате и Тимуридах титул присваивался, часто правителем, высокопоставленным улемам, которые выполняли различные функции, но не в основном муфтии.

В Сирии и Египте титул давался влиятельным юристам и имел почетную, а не официальную роль. К 700/1300 г. в центральных и западных странах ислама этот термин стал ассоциироваться с подачей фетв. Ибн Таймия получил титул от своих сторонников, но его противники оспаривали это использование. Например, ханафитский ученый 'Ала' ад-Дин аль-Бухари издал фетву, в которой говорилось, что любой, кто называл Ибн Таймийю «Шейх аль-ислам», имел совершил неверие (куфр ). Существуют разногласия по поводу того, был ли титул почетным или назначен местным муфтием в сельджуках и в начале Османской Анатолии.

В Османской империи
шейх уль-ислам Мехмет Джемаледдин Эфенди во время правления Османского султана и Калифа Абдул Хамида II

в Османской империи, которая контролировал большую часть суннитского исламского мира с 14 по 20 века, Великий муфтий получил титул шейх-уль-ислам (османский тюркский : eyḫülislām). У османов была строгая иерархия улемов, при этом шейх-уль-ислам имел самый высокий ранг. Шейх-уль-ислам был выбран королевским ордером среди кади важных городов. Шейх-уль-ислам имел власть утверждать новых султанов ; но после утверждения султана султан сохранял более высокую власть, чем шейх-уль-ислам. Шейх-уль-ислам издал фетвы, которые представляли собой письменные интерпретации Корана, имевшие власть над сообществом. Шейх-уль-ислам олицетворял закон шариата, и в 16 веке его значение возросло, что привело к усилению власти. Султан Мурад IV назначил суфия Яхью своим шейх-уль-исламом в это время, что вызвало резкое неодобрение. Возражение против этого назначения сделало очевидным объем власти шейх-уль-ислама, поскольку люди боялись, что он изменит традиции и нормы, в которых они жили, издав новые фетвы.

Офис шейх-уль-ислама был упразднен в 1924 году, одновременно с Османским халифатом. После создания Национального собрания Турции в 1920 году офис шейх-уль-ислама был размещен в министерстве шарийя ва авкаф. В 1924 году должность шейха уль-ислама была упразднена одновременно с Османским халифатом. Офис был заменен Президентством по делам религий. Как правопреемник офиса Шейх-уль-ислама, Управление по делам религии является наиболее авторитетным органом в Турции в отношении суннитского ислама.

почетных получателей

Следующие исламские ученые имеют получил почетный титул «шейх аль-ислам»:

См. также
Ссылки
Примечания
Внешние ссылки
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: NYT 1915 «Оборонный комитет ограничивает припасы»
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:12:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте