A Шейх или шейх (арабский: شيخ shaykh; мн. يوخ shuyūkh), из Суфизм - это суфий, который уполномочен обучать, инициировать и направлять стремящихся дервишей в исламской вере. Он отвлекается от мирских богатств и женщин. Шейх жизненно важен на пути начинающего суфия, так как шейх сам прошел путь мистицизма. Рассматриваемый как духовный учитель, шейх формирует формальную преданность (бай'а) ученику суфизма, разрешает его путешествия и помогает ученику на мистическом пути. Исламская традиция делает акцент на важности цепей и легитимации. В суфизме шейхи связаны непрерывной духовной цепью (иснад, санад, силсила ). Эта цепь связывает каждого предыдущего суфийского шейха, и в конечном итоге ее можно проследить до Преемников, а в более поздние времена - до самого Пророка. По мере роста суфизма влиятельные шейки начали обретать духовные центры и путевые точки, известные как ханка, рибат и зауйя. Шейхи дублируют пророческие реальности, и также ожидается, что они будут действовать и действовать как посредники между Создателем и сотворенными, поскольку шейх приблизился к Богу через свои медитации и духовные путешествия. Есть несколько видов таких шейхов.
Это может быть, например, кто-то, унаследовавший лидерство группы суфиев, но не имеющий духовного статуса Настоящий шейх Тарбии (Наставление), тем не менее, имеет благословение в том, что, придерживаясь его, его последователи имеют единство и общность, как это указано в Благородном хадисе : «Рука Аллаха с группа (джама'ат) ".
Это шейх, который имеет подлинное представление о состояниях суфизма и может передать их.
Это правильное использование термина шейх согласно суфиям. Это реализованный гностик (ариф) Аллаха, которому Бог (Аллах) даровал идн (разрешение и полномочия) вести последователей пути суфизма к познанию Аллаха. Этот идн не следует путать с иджазой (разрешением), которое шейх или ученый дает ученику для обучения. Даже если бы все ученые и шейхи предоставили свой иджаз студенту, он все равно не был бы шейхом наставления, пока не получил идн Аллаха и Мухаммеда. Это проявляется в его тауфике, или «успехе» во внедрении совершенств ислама, иман и ихсан в своих учениках [пункт 8, ниже].
Шейх суфизма черпает авторитет и общественное положение из своего священного знания. Студенты будут обучаться этим знаниям во внутренних религиозных кругах, расположенных в частных домах и в мечетях, в надежде создать атмосферу утонченной религиозной мысли, которая защитит передачу религиозных знаний. Изучая хадисы и сунну в этих кругах, студенты усваивают правила приличия и этикета. Исходя из этого, суфийские шейхи установили набор ритуалов и практик, которые увековечили бы культуру суфийского учения, основанную на Сунне. Личный контакт с шейхом позволяет суфиям и уламам стимулировать культуру религиозного обучения. Легитимность шейха основана на неразрывной цепочке авторов или других шейхов. Чем короче цепочка, тем авторитетнее становится человек. Шейхи-наставники давали своим ученикам как религиозное образование, так и богословие. За это время ученик путешествовал и общался с разными учителями-шейхами. Суфийские шейхи процветали во всем исламском мире больше, чем какой-либо другой вид личной власти, потому что их посреднические навыки требовались для нормального функционирования аграрно-кочевой экономики с децентрализованной формой правления.
С приходом узаконенного суфизма в девятом веке отношения между учеником и шейхом изменились. Это произошло в то время, когда в исламском мире другие институты распространились на все более обширный исламский мир и столкнулись с крахом империи халифов. Шейх стал более авторитетной фигурой и стал синонимом пророческих качеств, а также полностью функциональным лидером. Шейх взял на себя новую роль постоянного и известного учителя, а не учителя-наставника для группы учеников. Шейх имел постоянное место жительства в ложе и окружал себя своими учениками. Ученики жили с шейхом и следовали правилам шейха и предписанному поведению. Домик стал неотъемлемой частью мусульманской общины, поскольку он поддерживал земельные владения, а также поддерживал экономическую деятельность в городах. Режиссер-шейх стал авторитетом для тех, кто стремился к обучению и укреплению своего морального и интеллектуального характера. Переход от шейха-учителя к шейху-руководителю привел к беспрецедентному вниманию к приличию (адаб ). Основная характеристика руководящего шейха была заложена в суфийском контексте обучения других приближаться к Богу более близко и глубоко. В целом опыт изучения мистического пути суфизма под видом шейха-наставника был намного более интенсивным, чем у учителя-шейха.
Важность линии преемственности в суфизме демонстрируется одним таким примером, как Хирка. Хирка буквально означает «грубая накидка, лопатка, грубое платье». Плащ действует как процесс инициации в суфизме, в котором шейх надевает свою кхирку на ученика, или известный как «Облачение в плащ». Это действует как проявление благословений, передаваемых от шейха к ученику. Это напоминает случай, когда Пророк Мухаммед накинул на Али плащ. Этот процесс укрепляет отношения шейха и ученика и создает преданность. После этого процесса ученик может присоединиться к суфийскому ордену и продолжить обучение под руководством шейха.
Сильсила используется в суфизме для описания непрерывной духовной цепи, которая связывает суфийские ордена и шейхов в происхождение, восходящее к Пророку Мухаммеду и его сподвижникам.
Основные требования к суфийскому шейху следующие:
Обычное положение с людей суфизма, особенно в тарифах Шадхили и Даркави, заключается в том, что человек не будет шейхом, не имея опыта в основных дисциплинах Корана и Сунны. Это позиция Имама Джунайд. Однако в необычных обстоятельствах из этого правила были исключения, в том числе знаменитый вали, Абд аль-Азиз ад-Даббаг [1] из Феса, и в тарикате Даркави шейх Сиди аль- ' Араби ибн аль-Хувари, от которого шейх Мухаммад ибн аль-Хабиб принял тарикат, и самый известный шейх Ахмад аль-Алави, мастер суфизма, которого все принимают безоговорочно.