Шасу (от египетского š3sw, вероятно произносится как Шасв) были семитскими говорящими кочевники крупного рогатого скота в Южном Леванте с конца бронзового века до начала железного века или третьего промежуточного периода Египта. Они были организованы в кланы под предводительством племенного вождя и описывались как разбойники, действовавшие от Изреельской долины до Ашкелона и Синая.
Некоторые ученые связывают израильтян и ЯХВЕ с Шасу.
Этимон имени может быть египетским šsw, что первоначально означало «те, кто движется пешком». Леви, Адамс и Мунис сообщают об аналогичных возможностях: египетское слово, означающее «бродить», и альтернативное семитское слово со значением «грабить».
Самая ранняя известная ссылка к Шасу встречается в списке народов 15-го века до н.э. в Трансиордании. Имя фигурирует в списке врагов Египта, начертанном на основаниях колонн в храме Солеб, построенном Аменхотепом III. В списке, скопированном позже, в 13 веке до нашей эры, либо Сети I, либо Рамсес II в Амарах-Вест, в списке упоминаются шесть групп Шасу: Шасу С. 'rr, Shasu of Rbn, Shasu of Sm't, Shasu of Wrbr, Shasu of Yhw и Shasu of Pysps.
Два египетских текста, один датируется периодом Аменхотепа III (14 век до н.э.), другой - возрастом Рамсес II (13 век до н.э.), относится к «Яху в стране шосу-кочевников» (t3 š3św yhw), в котором yhw [3] / Яху - топоним.
Иероглиф | Имя | Произношение | |||
---|---|---|---|---|---|
N16 | ta («земля») | ||||
M8 | ša | ||||
M23 | sw | ||||
w | w | ||||
y | y | ||||
h | h | ||||
V4 | wa | ||||
G1 | 3 [a] |
Что касается имени yhw3, Майкл Астур заметил, что «иероглифическое изображение очень точно соответствует еврейскому тетраграмматону YHWH, или Yahweh, и предшествует самому древнему до сих пор вхождению этого божественного имени - на Моавитском камне - более чем на пятьсот лет ". К. ван дер Тоорн заключает: «К 14 веку до нашей эры, до того как культ Яхве достиг Израиля, группы эдомитян и мадианитян поклонялись Яхве как своему богу»
. Дональд Б. Редфорд утверждал, что самых ранних израильтян, полукочевых горцев в центральной Палестине, упомянутых на стеле Мернептах в конце 13 века до н.э., следует идентифицировать как анклав Шасу. Поскольку более поздняя библейская традиция изображает Яхве «происходящим из Сехира », Шасу, происходивший из Моава и северного Эдома / Сехира, стал одним из основных элементов амальгамы, которая будет составлять «Израиль», который позже основал Царство Израиль. Согласно собственному анализу писем эль-Амарна, Ансон Рейни пришел к выводу, что описание шасу лучше всего соответствует описанию первых израильтян. Если эта идентификация верна, эти израильтяне / шасу поселились бы на возвышенностях в небольших деревнях со зданиями, похожими на современные ханаанские постройки, ближе к концу 13 века до нашей эры.
Существуют возражения против этой предполагаемой связи между Израильтяне и Шасу, учитывая, что группа на рельефах Мернептаха, отождествляемая с израильтянами, не описывается и не изображается как Шасу (см. Стела Мернептах § Карнакские рельефы ). Шасу обычно изображаются иероглифически с определяющим элементом , указывающим на землю, а не на людей; наиболее частым обозначением «врагов Шасу» является определитель холмистой местности. Таким образом, они отличаются от хананеев, которые защищают укрепленные города Ашкелон, Газер и Йеноам ; и из Израиля, который определяется как народ, хотя и не обязательно как социально-этническая группа. Ученые отмечают, что египетские писцы имели тенденцию объединять «довольно разрозненные группы людей в единую искусственно объединяющую рубрику».
Фрэнк Дж. Юрко и Майкл Г. Хазель отличали Шасу на карнакских рельефах Мернептаха от людей. Израиля, поскольку они носят разную одежду и прически и по-разному определяются египетскими писцами. Лоуренс Стагер также возражал против отождествления шасу Мернептаха с израильтянами, поскольку шасу показаны одетыми иначе, чем израильтяне, которые одеты и с прической, как у хананеев.
Однако полезность определяющих факторов была поставлена под сомнение; было указано, что в египетских письменах, в том числе на стеле Мернептах, детерминативы используются произвольно. Более того, определитель холмистой местности не всегда используется для Шасу, как в случае с именными кольцами «Шасу Yhw» из Солеба и Амара-Вест. Гёста Вернер Альстрём возразил против возражения Стагера, заявив, что контрастирующие изображения вызваны тем, что шасу были кочевниками, а израильтяне вели оседлый образ жизни, и добавил: «Шасу, которые позже поселились на холмах, стали известны как израильтяне, потому что они поселились на территории Израиля.