Люди шаста

редактировать
Люди шаста
Общая численность населения
653
Регионы со значительным населением
США. (Калифорния, Орегон )

Шастан - это группа лингвистически связанных коренных народов из гор Кламат. Они традиционно населяли участки нескольких региональных водных путей, включая реки Кламат, Салмон, Сакраменто и МакКлауд. Земли Шастана в настоящее время входят в состав округов Сискию, Кламат и Джексон округов. Ученые обычно разделили народы шастан на четыре языка, хотя приводились аргументы в пользу более или менее существующих языков. Спикеры Шаста собственно-Кахосади, Кономиху, Окванучу и Тлохомтах'хелло «Новая Река» Шаста жили в поселениях, как правило, недалеко от источник воды. В их деревнях часто проживала одна или две семьи. В более крупных деревнях было больше семей и дополнительных построек, используемых общиной.

Калифорнийская золотая лихорадка в конце 1840-х годов привлекла приток аутсайдеров в Калифорнию, стремившихся получить минеральные богатства. Для шаста это был разрушительный процесс, так как вскоре на их землях тысячи горняков работали вдоль различных водных путей. Конфликты возникли из-за того, что посторонние не уважали Шасту или свою родину. Знакомство с новыми болезнями и борьба с вторжением американцев быстро уменьшили количество шаста. Жители Шаста из Медвежьего Ручья принимали активное участие в Войнах Разбойной реки и помогали Такелме до тех пор, пока они не были насильственно переселены на Гранд Ронд и Siletz Reservations в Орегоне. В конце 1850-х годов калифорнийские народы шастан были насильно выселены со своих территорий и также отправлены в те же две далекие резервации. К началу 20-го века существовало, возможно, всего 100 человек шаста. Некоторые потомки шаста по-прежнему проживают в резервациях Гранд Ронд и Силец, в то время как другие живут в графстве Сискию в резервации индейцев Кварцовой долины или Ирека. Многие бывшие члены племени Шаста также были включены в состав племен Карук и Алтурас.

Содержание

  • 1 Происхождение имени
  • 2 Социальная организация
    • 2.1 Аффилированные народы
    • 2.2 Население
  • 3 Историческая культура
    • 3.1 Диета
    • 3.2 Жилье
    • 3.3 Промышленные товары
    • 3.4 Модификация тела
    • 3.5 Война
  • 4 Соседние общества
    • 4.1 Общества реки Кламат
    • 4.2 Такелма
    • 4.3 Лютуамские народы
    • 4.4 Ачомави и Ацугеви
    • 4.5 Винту
  • 5 Начало девятнадцатого века
    • 5.1 Открытие золота
  • 6 Федеральные миротворческие усилия
    • 6.1 Местные условия
    • 6.2 Предложение Гиббса
    • 6.3 Договор
    • 6.4 Предполагаемое отравление
    • 6.5 Неудача
  • 7 Продолжающиеся конфликты
    • 7.1 Rogue River Wars
  • 8 Срок хранения
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Происхождение имени

Предыдущее для контакта с европейскими потомками термин шаста, вероятно, не использовался самими народами шастан. Среди собственно шастов они называли себя «кахосади» или «простые говорящие». Вариации шаста, используемые белыми, включают часта, шасти, цаштл, састи и састе. Диксон отметила, что народы шастан не использовали «шаста» в качестве названия места и, вероятно, вообще не использовали слово в их языках. В беседах с информаторами Шаста Диксон был проинформирован о видном человеке Скотт-Вэлли, который до 1850-х годов жил под именем Сусти или Сустика. Это было вероятным происхождением термина согласно Диксону, интерпретация, с которой согласился Крёбер. Мерриам изучил информацию от Альберта Сэмюэля Гатше и торговца мехом Питера Скин Огдена, заключив, что хотя народы шастан не называли себя шаста традиционно; ближайший Кламат, вероятно, сделал. Ученые в основном приняли этимологию Диксона для Шаста. Ренфро сомневается в его достоверности, поскольку Огден использовал вариант этого термина до того, как Сустика, вероятно, стала заметной.

В 1814 году около Торгового поста Уилламетт произошла встреча между Северо-Западной Компанией офицер Александр Генри и собравшаяся община сахаптинов Кайюс и Валла Валла, в дополнение к третьей группе людей, которую звали Шатасла. Мэлони утверждал, что Шатасла был архаичным вариантом Шасты. кое-что позже предположил и Гарт. Эта интерпретация была оспорена другими учеными на основании лингвистических и исторических данных. До утверждения Мэлони Фредерик Ходж в 1910 году отметил, что слово Shatalsa связано со словом Sahaptin. Эту старую этимологию защищал Стерн от интерпретации Мэлони, помимо того, что недавно был принят Кларком.

Социальная организация

Гора Шаста является выдающейся достопримечательностью среди гор Сискию и имеет культурное значение для шаста.

шаста были самыми многочисленными из говорящих на шастане. Их территории простирались от современного Эшленда на севере, Дженни-Крик и горы Шаста на восток, на юг до Скотт-Маунтинс и на западе до современного Долина Сейад и Лососевые и Мраморные горы. В этом районе было четыре важных водных пути, на каждом из которых проживала отдельная группа жителей Шаста. Это были река Кламат и два ее притока, река Шаста и река Скотт, а также Медвежий ручей в Долина Разбойников. Существовали четыре группы шаста с вариациями обычаев и разными диалектами. У каждой группы были названия, полученные от близлежащих водных путей. Таким образом, люди из реки Шаста или Ахотидэ были "Ахотирейцу ", из Верхней Долины Разбойников или Икирука были "Икирукацу ", а жители реки Скотт или Ирауи были «Ирауицу ». Семьи Шаста, расположенные непосредственно вдоль реки Кламат, Икирукацу называли «Васудигватсу », после того как они произвели слова, обозначающие реку Кламат и ущелье. Ирауисту знали их как «Вирувиквацу », а Ахотирейцу называли их «Вирувитсу », термины, происходящие от «вниз по реке» и «вверх по реке» соответственно.

Шаста. поселения часто содержали только одну семью. В более крупных деревнях господствовали старейшины. Обязанности этой должности были разнообразными. Ожидалось, что от них «будут призывать людей жить в мире, делать добро, иметь добрые сердца и быть трудолюбивыми». Обычным требованием для занятия должности было то, что человек должен быть материально богат. Это произошло из-за того, что они ожидали использовать свою собственность в переговорах для урегулирования споров между членами своей деревни или с другими поселениями. В набегах на врагов староста не участвовал, а вел переговоры с вражескими старейшинами для установления мирных отношений. У каждой из четырех групп Shasta также были отдельные главы. Хотя сообщалось, что только Икирукацу имели наследственную преемственность, считается, что другие три группы также имели некоторую форму наследственной преемственности. В то время как все четыре главы группы считались равными, в особенно сложных спорах глава Икирукацу договаривался о прекращении проблемы.

Родственные народы

Три связанные группы Шастан Спикеры проживали рядом с собственно Шастой. Это были окванучу в верховьях рек Сакраменто и МакКлауд, а также реки реки Салмон, основанные на Кономиху и Тлохомтах'хой Шаста. О Тлохомтах’хои Шаста, Кономиху и Окванучу зарегистрировано мало. Мерриам пришел к выводу, что «о каком-либо расширенном обсуждении их культуры, обычаев, верований и церемоний не может быть и речи...» У каждой группы были особенно небольшие территории. Тлохомтах'хой Шаста занимала 45 квадратных миль (120 км), Окванучу - 60 квадратных миль (160 км), а Кономиху занимала только 20 квадратных миль (52 км).

Шаста называлась Кономиху ». Иваппи ", связанный с термином, используемым для Карук. Кономиху называли себя «unummíhiwu ». Они населяли части северного и южного ответвлений реки Лосось, помимо части объединенного водного пути. По имеющимся данным, на территории Кономиху существовало 17 поселений. Политическая власть была более раздроблена, чем Шаста, поскольку, по сообщениям, не существовало какой-либо формы назначаемых или потомственных старост деревень. Большая часть знаний о взаимодействии Кономиху с соседними народами была утеряна. Известно, что, несмотря на периодические споры с Ирауицу Шаста, смешанные браки были обычным явлением. Похоже, Ирауитсу также были важными торговыми партнерами. В обмен на одежду из оленьей кожи Кономиху получили бусинки из морского морского ушка.

Неизвестно, каким был автоним Тлохомтах'хой Шаста. Однако известно, что шаста, вероятно, называли их «налог · а · айку », хупа называли их «Йодахчон » или «те, кто приехал из сельской местности (вдали от реки). ", в то время как карок называли их" КАШАРАРА "или" лицо кашаха ". Тлохомтах'ой Шаста в основном жили в бассейне реки Лосось, несмотря на научное название, хотя они действительно проживали на развилках Новой реки. Согласно информации, полученной от конкретных информаторов, было зарегистрировано не менее пяти поселений, населенных тлохомтахой шастой. Жители развилок реки Нью-Ривер были предложены Мерриамом говорить на языке, отличном от языка жителей реки Салмон. Диксон раскритиковал идею и представил доказательства языкового единства культурной группы. Заключение Мерриама о существовании двух разных языков в группе Тлохомтах'хои Шаста не было принято другими учеными.

То, что сохранилось об окванучу, мало. Происхождение слова Окванучу неизвестно. Ачомави называли их «йе · татва » и «Икусадеви ». Смешанные браки между окванучу и носителями ачомави были, по-видимому, обычным явлением.

Население

Оценки исторической численности населения Шаста, Окванучу, Нью-Ривер Шаста и Кономиху существенно различались, как и верно для большинства групп коренных жителей Калифорнии. В 1990-х годах некоторые шаста утверждали, что в 1840-х годах проживало более 10 000 народностей шастан. Альфред Л. Кребер считает, что население собственно шаста в 1770 году составляло 2000 человек, а также группы Новой реки, Кономиху и Окванучу вместе с Чимарико, как 1000. Используя информацию о населении близлежащей культуры, Шерберн Ф. Кук в основном согласился с Кребером и пришел к выводу, что собственно шаста насчитывалось около 2210 и еще 1000 родственных народов. Однако впоследствии Кук увеличил эту цифру до 5900 шаста, включая меньшие родственные культуры. Крёбер оценил популяцию собственно шаста в 1910 году как 100 человек.

Историческая культура

Рацион

кижуч традиционно были основным источником питания для шаста.

У народа шастан была диета, основанная на местных источниках пищи. Многие виды растений и животных, существовавшие на территориях Шаста, были расположены в прилегающих районах. Эти источники пищи обычно собирались и использовались шастами и другими региональными культурами. Большие популяции охотничьих животных на территориях Шаста привели к многочисленным столкновениям со стороны других коренных жителей Калифорнии, стремящихся получить мясо и шкуры животных. Стратегии приобретения и последующего хранения этих продуктов питания имеют сходство с соседними культурами. Подлесок в лесах был удален с помощью контролируемых пожаров, чтобы способствовать появлению полезных видов растений, которые часто были источниками пищи.

Рыболовные промыслы начались весной и продолжались все лето и осень. Танец карук из белой оленьей кожи определил подходящее время для шаста, чтобы поесть рыбы. Проходивший где-то в июле, танец стал важным событием для Шасты и известен как «куварик». До события кижуча можно было поймать и высушить, но нельзя было употреблять в пищу. Радужную форель нужно было выпустить перед танцем карук. Невыполнение этого требования было сочтено особенно вопиющим и приводило к гибели человека. Сообщается, что копья редко использовались в рыболовстве среди шаста. На плотинах разводили и поддерживали костры для обеспечения эффективной ночной рыбалки. Конструкции рыболовных сетей были почти идентичны тем, которые были созданы Каруком и Юроком. Сомов и раков ловили на привязанную к леске наживку. Когда жертва застревает на леске, ее ловят с помощью тонкой корзины.

Калифорнийский олень-мул охотился в соответствии с одной из нескольких стратегий, используемых Шастой. Осенью на минеральных лизах оленей загоняли контролируемым сжиганием дубовых листьев в промежутках между огнями, где ждали охотники. Шаста также загонял оленей в петли, привязанные к деревьям. В качестве альтернативы собаки обучались гнать оленей в ручьях. Скрытые до тех пор, пока их добыча не оказывается в воде, охотники-шаста убивают оленей стрелами. В отношении владения оленями существовал ряд общественных традиций. Например, тот, кто убил добычу, имел право на ее шкуру и задние лапы. Другие зарегистрированные конвенции регулировали разделение мяса справедливым образом, и когда Шасте было разрешено охотиться.

Желуди из Калифорнийского Черного Дуба обычно употреблялись, хотя импортные Желуди Тан дуба считались более аппетитными.

Дополнительные источники питания включали несколько более мелких видов животных. Мидии были собраны в реке Кламат женщинами и детьми, которые ныряли за этими организмами. Осенью река уменьшилась в размерах, оставив незащищенные популяции мидий вдоль берегов реки. Собранные в достаточном количестве мидии готовят на пару в глиняных печах. Затем раковины открывали и мясо сушили на солнце для использования в будущем. Кузнечиков и сверчков употребляли как Ахотирицу, так и Икирукацу Шаста. Люди шаста подожгли участки луга. После того, как огонь утих, приготовленных кузнечиков собирали и сушили. Когда кузнечиков подавали с определенными семенами травы, насекомых измельчали ​​в мелкий порошок. Посетители долины Шаста присоединялись к Ахотирейцу в периоды обилия насекомых, чтобы собрать свои собственные продовольственные запасы.

Желуди были ценным продуктом питания в кухне Шаста. Местные источники ореха включали Дуб Каньон, Калифорнийский черный дуб и Орегонский белый дуб. После похищения желудей танинов орехи превратились в тесто. Мука из черного дуба была предпочтительнее более тонкой и менее популярной муки из белого дуба как для потребления, так и для торговли. Желуди каньонского дуба часто закапывали и позволяли им почернеть перед приготовлением. Часто орехи из сахарной сосны готовили на пару, сушили и хранили для будущего потребления. Смолу из сосны Ponderosa растирали в мелкую пыль и употребляли или использовали в качестве жевательной резинки. Многие плоды собирали созревшими и часто сушили. Сюда входят черноплодка, ягоды белолистной манзаниты, тихоокеанская ежевика, малина Сан-Диего и голубая бузина.

цветок <Сезонно собирали 206>луковиц для пополнения запасов других продуктов. Корни камас собирали повсеместно. Представители рода calochortus были известны как "ipos" шастам, которые их любили. После того, как луковица была очищена от шелухи, корни ipos употребляли в пищу в сыром виде или сушили на солнце, а затем хранили. В шастанской кухне было много блюд, в том числе сушеных ипо. Во время приготовления основного блюда гостям часто давали небольшие порции ягод и сушеных ипо. Одним из особенно популярных блюд был измельченный корень ипоса, смешанный с сидром манзанита. Другим потребляемым видом цветковых растений был Fritillaria recurva. Луковицы, обычно называемые «чвау», получали путем запекания или варки.

Жилище

A Юрок зимнее жилище. Резиденции шаста были в основном одинаковыми по дизайну.

Архитектура шаста, по-видимому, в значительной степени произошла от народов Хупа, Карук и Юрок, расположенных ниже по течению. Постоянные дома строили Шаста на зиму. Эти дома ежегодно строились в одних и тех же местах, обычно возле ручья. В зимних деревнях Шаста на реке Кламат обычно было только 3 семьи, в то время как Диксон предположил, что в деревнях Ирауитсу и Ахотирейцу обычно было больше семей. Начало зимовки началось с рытья котлована. Обычные размеры раскопок прямоугольной или овальной формы составляли 16,3 футов (5,0 м) на 19,8 футов (6,0 м) с глубиной 3,3 фута (1,0 м). После расчистки территории в вырытые углы были поставлены несущие деревянные столбы. Дополнительные деревянные опоры и стойки размещены по всей конструкции. После того, как стены ямы были покрыты кедровой корой, была наконец установлена ​​деревянная крыша из сахарной сосны или кедра.

Оква'умма («большой дом») был строением, которое поддерживали в густонаселенных деревнях Шаста. Была вырыта яма шириной до 26,3 футов (8,0 м), шириной 39 футов (12 м) и глубиной 6,6 футов (2,0 м), при этом процесс строительства был аналогичен использованию зимних жилищ. Их функции были в первую очередь для собраний, таких как сезонные религиозные церемонии и танцы. Диксон неверно сообщил, что окваамма использовались как парилки. Если у сельского жителя было слишком много гостей для их дома, было бы получено разрешение использовать вместо этого оква'умму. Окваамма принадлежали видному человеку, часто старосте, и были построены на общинном труде. Это были необычные постройки, так как вдоль реки Кламат существовало всего три. Мужские родственники владельца унаследовали строение, если остались только родственницы женского пола, оно было сожжено.

Жилища, используемые Кономиху, менялись в зависимости от времени года, как и Шаста. Во время лососевых прогонов весенних и летних хижин использовались созданные из куста растений. Осенью они были заброшены в пользу домов из коры во время охоты на оленей. Эти зимние домики заметно отличались от Шаста, Карук и Юрок. Находясь частично под землей, их дома были построены в виде кругов шириной от 15 до 18 футов с наклонными коническими крышами.

Промышленные изделия

Собранная коллекция Карук корзин. Они были довольно популярны среди шаста и часто покупались. Шапки-корзинки, приписываемые шастам, изготавливались до 1916 года из растительных волокон.

Важным предметом для домашних хозяйств шаста были корзины, которые в основном приходили из карук. Кономиху также в основном импортировали свои корзины из-за границы. Корзины, изготовленные Шастой, как правило, были составлены из растительных материалов, собранных из сосны Пондероза, калифорнийского фундука, нескольких видов ивы, медвежьей травы и Папоротник пятипалый. На их дизайн оказали влияние народы близлежащих хупа, карук и юрок. Шаста изготавливали красители для украшения корзин и других личных вещей. Чаще всего использовались красные и черные красители, которые получают соответственно из желудей и коры ольхи.

Веревки, веревки и промышленные товары, такие как циновки, сети и одежда, в основном были получены из индийской конопли. Зимой снегоступы часто были необходимы, чтобы пересечь свою родину. Они были сделаны в основном из оленьей шкуры с оставленным мехом. Раковины денталиума были важным достоянием шаста. В основном они использовались для украшения через одежду, в дополнение к использованию в качестве средства обмена. Кономиху производил леггинсы, мантии и юбки из оленьей кожи, которые были раскрашены черным, красным и белым узором и украшены денталиями и бусинами из морского ушка. Окванучу изготавливал трубчатые деревянные трубы, похожие по конструкции на те, что производила Винту. Шкуры енота и лисицы использовались для защиты от суровых горных зим. Мокасины держали водонепроницаемыми и мягкими с помощью масел, полученных из оленьего, рыбного, пумы или медведя.

Чарльз Уилкс описал оружие, изготовленное Шастой в 1845 году:

«Их луки и стрелы сделаны прекрасно: первые из тис и около трех футов в длину; они плоские и от полутора до двух дюймов в ширину; они очень аккуратно подкреплены сухожилиями и окрашены. Стрелы имеют длину более тридцати дюймов; некоторые из них были сделаны из тесных - зернистое дерево, разновидность спиреи, в то время как другие были из тростника; они были оперены на длину от пяти до восьми дюймов, а колючие головы были красиво сделаны из обсидиана... Их колчаны сделаны из оленя, енота или шкура дикой кошки; эти шкуры, как правило, целые, оставляются открытыми в конце хвоста ".

Модификация тела

Украшение и модификация тела были обычной практикой среди шастов. Например, они использовали красители красного, желтого, синего, черного и белого цветов в своих произведениях искусства. Эти красители были созданы из растительного сырья и природных отложений глины. Сообщается, что роспись тела в основном использовалась шаманами и теми, кто готовился к войне. Последняя группа обычно использовала белый и черный цвета во время подготовки к войне. Шаманы наносили красный цвет на их оленьи шкуры в виде геометрических узоров.

Перманентные татуировки выполняли пожилые женщины, которые использовали небольшие обсидиановые чешуйки. Татуировки для женщин обычно представляли собой несколько вертикальных отметок на подбородке, которые иногда продолжались до краев рта. Женщины без татуировок на подбородке считались непривлекательными и объектами насмешек. Для мужчин татуировки имели важное значение при обмене и обмене. Нанесенные линиями на их руках или предплечьях, эти линии использовались для измерения денталий и бусинок. Проколы перегородки были сделаны, чтобы удерживать либо длинную оболочку денталии, либо украшенные перья, в то время как проколы ушей удерживали собранную группу денталий.

Война

Война в основном велась в виде небольших ассиметричных набегов. Лидеры этих атак определялись рейдерскими отрядами. Вооруженная группа обычно создавалась для пресечения агрессии и насилия в отношении жителей деревни. Заключенных, добытых в набегах, не часто убивали, и вместо этого им позволяли жить в качестве рабов. Сообщается, что рабство не было широко распространено среди шаста и не рассматривалось как благоприятная практика. Диксон заявил, что «люди, владеющие рабами, в некотором смысле смотрели свысока».

Воины Шаста носили защитные украшения, когда вступали в конфликт. Палка доспехов была предпочтительнее альтернативной оленьей кожи. Материалы для палочной брони в основном поступали из ягодных деревьев и плотно переплетались вместе с помощью шпагата. Головные уборы, как правило, изготавливались из шкуры лося, иногда укладываемой в несколько слоев. Примечательно, что женщины Шаста могли участвовать как в подготовке к предстоящей атаке, так и в качествеактивных участников самой битвы. Диксон зафиксировала такие случаи, когда женщины были вооружены обсидиановыми ножами и пытались разоружить или уничтожить оружие вражеских комбатантов.

Вооруженные воины пришли в основном из реки Кламат и Ахотирейцу Шаста в конфликтах с Модок. Ученые предполагают, что эти столкновения были самыми жестокими для шаста. Хотя с Винту происходили споры и набеги, они явно не были такими разрушительными, как война с модоками. Нападения на деревни Винту и Модок включается поджог поселения. Это не практиковалось в набегах между деревнями Шаста.

Соседние общества

A Юрок человек в каноэ из красного дерева. Эти машины ценились у шастов.

Шаста располагались на перекрестке нескольких крупных регионов. Это отразилось на их соседних, у каждого из которых были свои материальные и культурные условия. К юго-западу в нижнем течении реки Кламат находились Карук, Юрок и Хупа. За южными границами территории Шаста проживали Винту. Они были самым северным продолжением центральной калифорнийской культуры, сосредоточенной на Русской реке Помо и Патвин. На востоке и юго-востоке находились ачомави и атсугеви, с которыми шаста имеют некоторые лингвистические связи. Кребер поместил ачомави и ацугеви с северо-восточными модоками и кламатами в культурную группу «северо-восток». Они испытали культурное влияние плато Колумбия и реки Колумбия сахаптинов, гораздо больше, чем шаста.

общества реки Мат

От слова шаста, означающего «вниз по реке», Карук были известны как «Ивампи ». Наряду с юроками обе нации направляли многие аспекты общества шаста и были их торговые направления. Эти народы были особенно похожи на шаста, и эти народности сформировали южную оконечность «той великой и самобытной культуры [...], общей для всех народов тихоокеанского побережья от Орегона до Аляски». Дополнительные члены этой группировки включали Толова дальше на запад и Такелма, расположенную к северу.

Культура карук пользовалась благосклонным отношением шастов., особенно в отношении произведенных ими изделий. Торговцы-шаста привозили по реке складские запасы востребованных товаров, включая консервы, шкуры животных и обсидиановые лезвия. Товары, которые Шаста сочли желанными, включающие желуди дубового дуба, Юрок производил каноэ из красного дерева, гамму корзин разного дизайна, морские водоросли, денталии и бусы из морского ушка. Карук также были созданы денталий для Кономиху. Корзины и шляпы, были пользовались Шаста, были приобретены в основном у народов реки Кламат.

Раковины Денталиума были импортированы из Такелма, Карук и Юрок. Они использовались шастами в личных украшениях, художественных дополнениях к одежде или в качестве средств торговли.

Такелма

Делимитация территории с такелмой на севере была предметом споров между учеными. Информаторы Шаста сообщили Роланду Б. Диксону, что ранее они занимали долину Беар-Крик к югу и востоку от Тейбл-Рокс. Ему широко представлены топонимы Шаста этой местности. Эта информация была отправлена ​​Эдварду Сапиру, который предположил, что и Шаста, и Такелма использовали этот спорный регион Долины Разбойников. Альфред Крёбер, в свою очередь, утверждал, что территория Шаста простирались на север до современной Трейл, Орегон.

. Основываясь на обзоре отчетов и информаторов Шаста и журнала Огдена, Грей определил и использует пересмотренные культурные границы. В начале 19 века южная долина Беар-Крик использовалась народа шаста и такелма, как предполагал Сапир. Более высокие части местных ручьев Нил и Эмигрант, в дополнение к северным склонам Сискию около вершины Сискию, были областями Шаста. Несмотря на их конфликты из-за долины Беар-Крик, такелма были активными торговыми участками с шастами и были основными денталии.

лутуамские народы

, известные как «ипаксанаи » от слова шаста, означающего «озеро», модоки традиционно не работали уважением и считались шастами не обладающими большим материальным богатством., информатор Шаста сообщил: «Как вы могли с ними что-то уладить?». Spier сообщил, что бусы, изготовленные Shasta, были обменены на шкуры и одеяла животных, помимо торговли с модоками, это была одна из немногих сделок, совершаемых между кламатами и коренными народами Калифорнии, и их родственники Кламаты приобрели лошадей в 1820-х годах. Банды Ахотирейцу и Кламат-Ривер Шаста были мишенями для набегов рабов Модока.

Ачомави и Ацугеви

Говорящие на ачомави и ацугеви проживали на востоке в бассейне рек и Пит. О реакции Шаста с ними было зафиксировано немногое. Известно, что шаста был основным источником денталий для обоих народов. Прямой контакт с Ацугеви был, хотя, вероятно, минимальным. Информаторы Ацугевиились с тем, что у них традиционно было много общих культур с шастами, их схожая «религия, мифология, социальная организация, политическая организация, обычаи полового созревания и недостаточное количество церемоний». Известно, что у группы мадхеси ачомави время от времени различают ссоры. Деревни в окрестностях современного Биг-Бенд подвергались набегам со стороны воинов Шаста.

Винту

Банды Винту, расположенные вокруг современного МакКлауд, Калифорния в Верхней долине Сакраменто было больше всего взаимодействий с Шастой. Хотя столкновения с динамиками Винту действительно происходили, это было не так часто, как конфликты с Модок. Эти конфликты принесли Шасту прозвище Винтун «юки» или «враг». Несмотря на периодические стычки, между народами происходили торговые и культурные обмены. Винту были активным инструментом дубовых желудей и бусинок морского ушка. Шаста были подвергнуты поставщиками денталий, а также обсидиана и оленьей кожи. Напиток, сделанный как шаста, так и винту, представляющий собой сидр, созданный из ягод мансаниты. Представители вдохновлены промышленными товарами, созданными другой нацией. Ахотирицу Шаста считал одежду Винту модной и делал шляпы из индийской конопли в соответствии с их стилем. Верхняя долина Сакраменто и МакКлауд Винту восхищались гладкими головными уборами шаста. Эти шпагатные шляпы были скопированы Винту, которые в своих репродукциях использовали материал из папоротников Woodwardia чаще, чем в своих проектах.

Начало девятнадцатого века

Происхождение из Чинукский жаргон слово для американца, «Бостон», слово шаста для белых - «пастин». Шаста были изолированы от испанцев на юге и их калифорнийских колоний. Когда разразилась война за независимость Мексики, мексиканские чиновники взяли на себя контроль над испанскими поселениями и миссиями, сформировав территорию Альта Калифорния. Калифорнийских ранчо, поскольку они сохранили свою территориальную автономию и защищали положение от европейских потомков. Примерно в 1820-х годах модоки и кламаты взяли лошадей у ​​сахаптинцев, живших на севере. Со своими новыми конными аттракционами они начали нападать на Шасту, Ачомави и Атсугеви в поисках собственности, Продовольственных магазинов и рабов для продажи в Даллесе. Шаста активно боролись с захватчиками, хотя и не получили значительного количества лошадей.

Первая зарегистрированная встреча с европейскими потомками шаста произошла в 1826 году. Экспедиция Компании Гудзонова залива (HBC) под руководством Питера Скина Огдена отправилась из Форта Ванкувер для ловли бобров в горах Кламат. Прибывшая с востока группа Огдена была благосклонно встречена Шастой. Огден был разочарован малочисленностью бобра в гористой местности и переместил отряд на север, в Долину Разбойников через Сискию. Гиды Шаста сопровождали их незадолго до появления современного Таланта. HBC продолжала отправлять экспедиции на юг через горы Кламат для сбора популяций бобров в Альта Калифорнии. Эти группы звероловов и их семьи путешествовали по тропе Сискию, которая пересекла части родины Шаста.

Следующее известное общение с белыми не было мирным, как визит Огдена. Осенью 1837 года группа колонистов Уилламетт-Вэлли пересекла территории Шаста. Вместе с ними было куплено несколько сотен голов крупного рогатого скота , у Альта Калифорния Губернатор Альварадо. Ведя свое стадо на север по тропе Сискию, они натолкнулись на несколько поселений шаста. Шаста приветствовали посторонних, несмотря на трудности в общении. Филип Легет Эдвардс записал, что погонщики скота были «в их власти, но они не причинили вреда ни нам, ни имуществу». Мальчик-шаста, по оценкам Эдвардса, лет десяти, некоторое время сопровождал поселенцев. По мере того как группа продолжала свой путь на север, некоторые из скотоводов начали обсуждать убийство местных жителей. Уильям Дж. Бейли и Джордж К. Гей ранее сражались с группой Такелма из Rogue Valley, получив ранения и потеря нескольких товарищей. Они считали шаста приемлемыми целями для атаки из мести. Мужчина Шаста был найден и застрелен Гей и Бейли. Они также пытались убить юношу Шаста, который присоединился к пастухам, но он сбежал. В то время как офицер Юинг Янг был в ярости из-за убийства, большая часть партии потворствовала убийству. Бейли и Гей не понесли наказания за свои действия, и группа продолжила путь к долине Уилламетт.

Несколько лет спустя часть под командованием лейтенанта Джорджа Ф. Эммонса (1838-1842) посетила горы Кламат. Чарльз Уилкс дал Эммонсу указание исследовать верховья рек Кламат, Сакраменто и Ампква. Собравшиеся люди отправились из форта Ванкувер в форт Ампкуа летом 1841 года. В течение сентября и октября они путешествовали по территориям Шаста, в основном следуя тропе Сискию. 1 октября отряд переправился через реку Кламат. Исследователи посетили деревню Шаста, где жители дали им лосося и продали несколько тисовых луков и стрел в обмен на торговые товары. Свое мастерство стрельбы из лука жители села продемонстрировали, неоднократно стреляя в пуговицу с расстояния 20 ярдов (18 м). На этой демонстрации был пожилой шаста, свекровь Мишеля Лафрамбуаза. Вскоре после этого мирного диалога и торговли Эммонс приказал группе отправиться к «реке Разрушения» (верховья реки Сакраменто), выйдя из земель Шаста для земель Окванучу, а затем Винту.

Открытие золота

Шлюзы. и другие методы, используемые для сбора золотой пыли, способствовали деградации среды обитания рыб в бассейне реки Кламат, помимо других разрушений окружающей среды водосбора.

К ​​1840-м годам нерегулярные контакты с европейскими потомками стали намного более частыми. Военные силы Соединенных Штатов захватили Альту Калифорнию во время мексикано-американской войны. Изначально контроль Америки был ограничен территориями, находившимися в ведении мексиканского правительства. территория Калифорнии была основана в 1849 году, хотя большая часть заявленных земель все еще оставалась в руках коренных народов. Законодательное собрание штата Калифорния организовало округ Шаста в 1850 году. Когда-то он находился под твердым контролем Ам. Предполагалось, что эриканскими колонистами он станет важным регионом благодаря своему сельскохозяйственному и минеральному потенциалу. В 1852 году уезд Сискию был образован из северных частей уезда Шаста. Это новое американское подразделение включало в себя родину Шаста в Калифорнии.

Соблазн материального богатства вызвал Калифорнийскую золотую лихорадку и привлек сотни тысяч аутсайдеров. Новоприбывшие шахтеры и распространители калифорнийских пользователей. Шахтеры постепенно отправлялись на север от Мельницы Саттера в поисках большего количества золота. В 1850 году на реках Тринити и Кламат были сделаны открытия золота. В течение следующих двух лет в сердце Шаста на берегах рек Салмон, Скотт и Верхний Кламат было найдено золото. Прибывшие горняки основали города Скотт Бар и Ирика около этих новых источников. Шаста не понравились прибывающим шахтерам, поскольку они считали, что они «унаследовали дух войны и [...] удовольствие от опасных инцидентов, [...] смелых краж или смелых боевых действий. «Этот образ местной агрессии» повторялся в современных газетах..Шаста и другие туземцы на севере, по севере, были признаны «более воинственными, чем представители любой другой части штата, и наиболее непримиримую ненависть ко всем бледным лицам».

К августу 1850 г. более 2000 горняков ведут разведку на реках Кламат и Салмон. Более ста миль реки Кламат были разысканы в поисках залежей золота, и некоторые ее части были заняты горнодобывающими предприятиями. Хотя река Шаста еще не разработана, горняки считали, что она содержит богатые месторождений золота. Зимой 1850 года в Daily Alta California появилась реклама, рекламирующая минеральный потенциал Кламат. Эти объявления призывали американцев отправиться на север, где есть возможность есть множество способов обрести богатство. В дополнение к поддержанию обширных операций по добыче полезных ископаемых, белые начали вырубать леса для продажи в Сакраменто. Келю апр 1851 года была разведана тысяча акров реки Шаста на разную площадь. Река Скотт стала известна как имеющая «самые богатые рудники во всей Калифорнии». Современные описывали наплыв горняков в северный край. «Прилив эмиграции к реке Скотт [...] течет строго на север, сметая все на своем пути...» Редик Макки посетил реку Скотт в октябрь 1851 года. Он сообщил, что палатки и домики «скваттеров» можно увидеть почти на каждый маленький пятачок или полоска, на которых земля обещает вознаграждение за возделывание "., Кроме того, он отметил, что река Скотт подверглась серьезной модификации шахтерами.

когда на севере выросло население неместных народов, считавшееся, что геноцид населению, горняки, что коренные жители реки Кламат и ее притоков затрудняют доступ к месторождениям золота. Они считались «единственным препятствием на пути к полному успеху на этих рудниках». «Сакраменто Дейли Юнион» утверждало, что «индейцы должны вскоре быть устранены правительственными агентами, иначе они будут уничтожены мечом белых». Способ положить конец их «воровству и другим раздражающим склонам». Насилие начало вспыхивать через реку Кламат летом 1850 года. сообщалось, что горняки убили от пятидесяти до шестидесяти хупа и сожгли три их деревни в районе слияния рек Кламат и Тринити. В октябре на слиянии рек Шаста и Кламат вспыхнуло столкновение, в ходе которого шахтеры убили шесть Шаста.

Федеральные миротворческие усилия

Индийское суперинтендантство представило отчет Конгрессу в ноябре 1848 года. обзор численности коренного населения недавно завоеванного Тихоокеанского побережья и Юго-Запада. Конгрессу было рекомендовано финансировать и нанимать новых индийских агентов на этих новых территориях. Отчет, представленный Конгрессу в 1850 году Уильямом Кэри Джонсом, предполагал информацию, которую он собрал о праве собственности на землю в Калифорнии. Джонс пришел к выводу, что испанские и мексиканские законы не признают право жителей владеть своей родиной. После признания Калифорнии американским штатом тема отношений с ее коренными народами снова была поднята в Сенате. Чарльз Фремонт представил закон, способствующий принудительному захвату их земель для перепродажи американским колонистам. Однако он считал, что туземцы законное право на свои территории и должны получить компенсацию за свои территориальные потери. Это было далеко не всеобщее мнение в Сенате, поскольку некоторые законодатели считали, что коренные жители Калифорнии не имеют законных прав на свою родину.

В сентябре Сенат предлагает два законопроекта, в которых сформулирована федеральная политика в отношении представителей сообщества. Трем уполномоченным было разрешено разрабатывать договоры с коренными жителями Калифорнии. Редик Макки, О. М. Возенкрафт, и были назначены и начали переговоры в 1851 году. Однако им коллективно не хватало опыта и знаний ни с уроженцами Калифорнии, ни с тем, как их использовали свои территории. Комиссары в конечном итоге разделили Калифорнию на три области, чтобы покрыть большое количество поездок, необходимых для заключения договоров с каждой группой туземцев. Это означало, что они действовали независимо друг от друга. Макки поставили задачу заключить договоры с уроженцами Калифорнии. Он и его окружение заключили с туземцами в заливе Гольдт и в нижнем течении реки Кламат. Позже в сентябре 1851 года он прибыл на территорию Шаста.

Местные условия

Макки совершил поездку по территориям Шаста; осмотр долин Шаста и Скотт, в частности. Был сделан вывод, что только Скотт может поддерживать резервацию и сельскохозяйственные работы, необходимые, чтобы прокормить Шасту. Эта оценка была вызвана нехваткой пригодных для сельского хозяйства земель в горах Кламат. Были и более многообещающие районы, но они были в Орегоне. Шаста хотел сохранить всю долину Скотт для своей резервации. Американские колонисты из Скотт Бар и Шаста-Бьют-Сити также оспаривали владение долиной. Федеральные чиновники консультировались с ними относительно того, чего они желали в договоре с Шастой. Они призвали переместить всю Шасту в резервацию, расположенную в верховьях реки Шаста.

Предложение Гиббса

Джордж Гиббс был участником встречи Макки и оставил запись о своей деятельности. В то время в северной Калифорнии продолжался повторяющийся насилие и репрессий. Сообщается, что местные американские ополченцы проявляют чрезмерную жестокость в «мстительных призывах», предположительно совершаемых местными жителями. Гиббс выступал за создание поста армии США на слиянии рек Тринити и Кламат или поблизости от него. Он считал необходимым поддерживать мирные отношения между колонистами и различными коренными народами в бассейне Кламат. Правительству было предложено смоделировать свою местную политику в Северной Калифорнии по образцу политики, принятой на работу в компании Гудзонова залива в департаменте Колумбия. Избранным людям будет предоставлено материальное покровительство, которое поможет им добиться известности среди своих местных поселений. Это, в свою очередь, упростило бы взаимодействие с различными коренными культурами, поскольку власть постепенно централизовалась под изменяемым руководством. В окрестностях не было крепости до 1858 года, когда форт Гастон был основан в соответствии с современным Хупа.

Договором

Условия, разработанные Макки для соглашения, не были особенно любимы шастами или американскими поселенцами. Резервация была размещена в долине Скотт, хотя большая часть долины должна была оставаться во владении колонистов. Расположение резервации Шаста, по-видимому, было принято, хотя и неохотно, большинством американских колонистов этого района. Некоторые купили дорогие земельные участки у других американцев. Ожидается, что вскоре в Калифорнии будет принят вариант Закона о пожертвованиях на землю. Американцы ожидали финансовой компенсации от Конгресса или Министерства Индии за собственность в пределах границ резервации.

Территория, указанная в соглашении для резервации, по оценке Макки, включает четыре или пять квадратных миль пахотных земель. Шастам было обещано получить «бесплатно» 20 000 фунтов муки, 200 голов крупного рогатого скота, большой инвентарь одежды и множество предметов домашнего обихода от федерального правительства в 1852 и 1853 годах. Финансирование должно было быть выделено Конгрессом для найма плотник, группа фермеров и несколько учителей в резервации. Разведку вдоль реки Скотт разрешили еще на два года. Любые дополнительные операции по добыче полезных ископаемых в резервации должны были продолжаться один год.

В конце обсуждения Шасте был представлен бык. Праздник длился до позднего вечера. Гиббс записал день, отведенный для официального подписания договора:

«Утром, 4 ноября, договор был тщательно разъяснен в том виде, в каком он был составлен, и границы оговорки были указаны на табличке. Днем он был подписан. в присутствии большого скопления белых и индийцев, с большой формальностью ».

Предполагаемое отравление

Некоторые этнографические информаторы сообщили о трех тысячах шаста, присутствовавших на церемонии. Сообщается, что американские власти подали им говядину, отравленную стрихнином. Выжившие рассказали, что потратили несколько недель на поиски умершего. Сообщается, что выжило только около 150 Шаста.

Провал

Всего было заключено 18 договоров, заключенных Макки, Барбуром и Возенкрафтом. Макки потребовал от законодательного собрания Калифорнии принять эти договоры. Он утверждал, что резервации были созданы для того, чтобы аборигены могли сохранить части своих традиционных земель, сохраняя при этом открытыми многие области, несущие золото. Было заявлено, что комиссары всегда консультировались с местными американскими колонистами и шахтерами при установлении границ каждой резервации. В частности, он продолжал утверждать, что, если кто-то не «предложит более гуманную и доступную систему», оговорки должны быть признаны правительством Калифорнии. Государство отвергло все договоры и поручило своим представителям в Вашингтоне, округ Колумбия, выступить против них.

Договоры были одобрены президентом Миллардом Филмором, уполномоченным по делам Индии Люком Ли и недавно назначенным суперинтендантом по делам Индии в Калифорнии Эдвардом Фицджеральдом Билом. Договоры были отправлены Комитету по делам индейцев в июне 1852 года. После закрытого заседания договоры были отклонены. Эллисон предположил, что огромное количество земли, выделенной договорами, и расходы, выделенные комиссарами, сделали эти соглашения непопулярными в Конгрессе. В общей сложности около 11 700 квадратных миль (30 000 км), или около 7% общей площади Калифорнии, должны были содержать 18 резерваций. Хайзер пришел к выводу, что процесс составления договоров, заключенных комиссарами, и их окончательное отклонение в Конгрессе США «было фарсом от начала до конца...»

Продолжающиеся конфликты

Насилие против шаста продолжилось после соглашения с Макки. 18 января 1852 года трое американцев напали и убили человека Шаста без провокации на Ручье Хамбаг. Паника поднялась среди местных шаста, бежавших в близлежащие горы. Это бессмысленное убийство вызвало панику среди шахтеров. Они опасались, что нарушение нового договора спровоцирует конфликт с шастами. Макки попросили вернуться в этот район и выступить посредником в решении проблемы. Хотя одному из убийц удалось спастись, двое мужчин были схвачены шахтерами. Родственникам убитого было выдано шесть одеял в качестве компенсации до вынесения решения по делу трех убийц.

В июле 1852 года группа горняков нашла и убила четырнадцать человек шаста в долине Шаста в отместку за убийство белого человека.. Эта эскалация насилия продолжала истощать число шаста. Их репрессии против насилия со стороны белых были призваны защитить «свои общины от нападений, похищений, несвободного труда, изнасилований, убийств, резни и, в конечном итоге, уничтожения».

Американцы в Коттонвуде организовали «Охотников за скво» в январе 1854 года. Это была вооруженная группа, созданная для того, чтобы «поймать скво, силой, если необходимо…» В том же месяце они пошли в соседнюю пещеру, где проживали более 50 шастов. Охотники за скво напали на Шасту и убили 3 детей, 2 женщин и 3 мужчин. Впоследствии они заявили, что шаста готовились к нападению на американцев. Этот ложный слух вызвал панику среди поселенцев. 28 человек собрались атаковать пещеру. В перестрелке погибли четыре американца и один Шаста. Федеральные войска из Форта Джонс и местные добровольцы собрались на реке Кламат в пяти милях от пещеры. Всего присутствовало около пятидесяти вооруженных американцев. Дополнительные силы из Форт-лейн прибыли с гаубицей. Из него стреляли по пещере несколько раз. Представители старосты, известного поселенцам как «Билл», требовали мира и своей невиновности. Военные чиновники пришли к выводу, что это так. Американские колонисты были привлечены к ответственности за вспышку насилия. Решение Смита прекратить военные действия с людьми Билла было непопулярно среди местных американских поселенцев. Утверждалось, что он оставил американцев «совершенно незащищенными от безжалостных и кровавых вторжений этих дикарей...»

В конце апреля 1854 года группа горняков нашла и убила 15 шастов. Эти убийства были совершены в отместку за кражу крупного рогатого скота.

В мае 1854 года мужчина Шаста был обвинен в попытке изнасиловать американскую женщину. В директиве Форт-Джонса содержится призыв к задержанию этого человека и его представлению гражданским властям Иреки. Индийский агент Росборо проинформировал представителей Билла о военном заказе. Человек, обвиненный в попытке изнасилования, не был из группы Билла. Несмотря на это, Билл настаивал на гарантии того, что этого человека не повесят. Командование Форт-Джонса настаивало на том, что это невозможно. Командир заявил, что, если этого человека не доставят в ближайшее время, весь Шаста понесет ответственность за его действия. Большой группе туземцев «де Шут » (вероятно, Тенино ), посетившей этот район, угрожали, что они будут задействованы в военных репрессиях против шаста. Сановники из Ирауицу выразили поддержку поимке этого человека, хотя они также не хотели, чтобы его повесили.

Обвиняемый Шаста в конце концов был представлен властям Иреки. Поскольку командир форта Джонса отсутствовал в этом районе, ему было разрешено временно покинуть город при условии, что он останется в этом районе. В конце концов капитану было приказано посетить соседнее поселение Шаста, где в то время проживал этот человек. Староста Билл и несколько шастов сопровождали американского офицера. По прибытии в деревню мужчину забрали. 24 мая, возвращаясь в Ирику, группа шаста подверглась нападению на реке Кламат со стороны группы американских поселенцев и «де Шют». Американский офицер сказал Шасте бежать, а сам пытался уговорить партию. Вооруженные люди отказались позволить шастам мирно уйти и стреляли в них. Двое Шаста были убиты мгновенно, трое получили серьезные ранения. Староста Билл был среди раненых и боролся против скальпирования американцами. В конце концов им удалось удалить его скальп и бросить в реку Кламат, пока он остался жив. Лейтенант Бонникасл осудил «трусливое и жестокое убийство», совершенное американскими поселенцами, которые, очевидно, избежали наказания за свои действия.

17 мая 1854 года некоторые воины Шаста напали на поезд мулов в горах Сискию. Два американца вели мулов. Один был убит в перестрелке, а другой скрылся. Пять лошадей и мул захвачены Шастой.

Войны Разбойной Реки

Иркирукацу Шаста присоединились к своим соседям Такелма в военном сопротивлении территориальному вторжению США во время Войн Разбойной реки. Прибывшие колонисты проводили сельскохозяйственные операции в Долине Изгоев в 1852 и 1853 годах. Открытые луга вспахали и огородили частными фермами. Дубовые леса использовались для строительства строительных материалов и дополнительных сельскохозяйственных угодий. Домашний скот, например свиньи, выкапывал и ел луковицы и корни важных цветущих видов. Эти методы быстро уничтожили многие источники пищи для коренных жителей региона, включая камас, желуди и семена различных видов трав.

A Группа из 150–300 шаста собралась в верхнем бассейне реки Роуг зимой 1851–1852 годов. Сообщается, что они собрались, чтобы урегулировать спор из-за женщины, и были близки к завершению переговоров. Свидетель из Америки считал это в значительной степени «военной экспедицией». Однако мирное завершение дела посредством материальной компенсации последовало за традиционными средствами Шаста для разрешения споров.

В начале августа 1853 года поселенец по имени Эдвардс, проживавший недалеко от современного Феникса, был найден убитым в своей хижине. Смерть Эдвардса вызвала резкую реакцию американских поселенцев. Ополченцы были организованы для того, чтобы начать неизбирательные нападения на жителей бассейна реки Роуг. Примерно за месяц до этого он посетил поселение Дакубетеде в Эпплгейт-Вэлли и украл раба Шаста. Американцы мирились с похищением, а требования компенсации от бывшего рабовладельца остались без внимания. Современники в Джексонвилле считали этот спор причиной убийства. Irkirukatsu Shasta были особенно мишенями, поскольку считались особенно неприветливыми и агрессивными по отношению к американским колонистам. Им помогала некая Кламат Ривер Шаста, изгнанная шахтерами с их родных территорий.

В конце концов Шаста и Такелма были вынуждены согласиться на депортацию из Долины Разбойников. 18 ноября 1854 года американские официальные лица под руководством Джоэла Палмера встретились с руководством Иркирукацу Шаста, «Грейв Крик Ампкуа» и не связанного с ним Шаста Коста. лидеры. Пятая статья гласила, что федеральное правительство должно было финансировать и укомплектовать персонал несколькими объектами в конечном резервации, в которую должны были быть перемещены Орегон Шаста и их соседи. Сюда входили больница, школа и две кузнечные мастерские.

Жизнь в резервациях

Жизнь в резервациях была сложной задачей для Шаста. Население Гранд Ронде в ноябре 1856 года составляло 1025 аборигенов, из них 909 либо Такелма, либо Шаста, хотя это, возможно, включая некоторых Шаста Коста или других уроженцев Южного Орегона. 21 сентября 1857 г. чиновник федерального правительства посетил Силецкую резервацию. Он оценил Шасту и Такелму на 544 места. Суперинтендант Ньюсмит сообщил, что к 1858 году еще не были выполнены некоторые условия «Договора Части» 1854 года. После переезда в Силетскую резервацию обещанные кузнецы, «школьные учителя и медицинские работники должны были быть разделены между всеми местными жителями, проживающими там, а не только участниками «Договора Часта».

См. также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 04:00:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте