Шашмакам

редактировать
Среднеазиатский музыкальный жанр Шашмакам в Таджикистане

Шашмакам - это центральноазиатский мюзикл жанр (типичный для Таджикистана и Узбекистана ), который, возможно, развился в городе Бухара. Шашмакам означает шесть макамов (режимов) на персидском языке, дастгях - название персидских ладов, а макам - название режимов в целом.

Это изысканная музыка, тексты которой взяты из суфийских стихов о божественной любви. Инструменты шашмакама строго аккомпанируют голосам. На большинстве концертов они состоят из пары длинношеих лютней, дайра, или рамочного барабана, который своими звенящими звуками очень похож на бубен., и сато, или изогнутый танбур, что отдаленно напоминает бас-скрипку.

История

Шашмакам в Таджикистане

В первой половине ХХ века в Узбекистане Абдул Рауф Фитрад, член Джадидов, особенно интересовался шашмакамом, традиционной музыкой Двора. В 1927 году он написал книгу «Узбек класик музикаси ва унинг тарихи» (узбекская классическая музыка и ее история), в которой представил шашмакам как великую музыкальную традицию узбекского народа. В 1930-х годах, во время советского режима Иосифа Сталина, узбекский шашмакам рассматривался как отзвук феодального правящего класса и как разновидность музыки, которая способствовала культурному прогрессу в направлении принятия европейских -стильная гармония. Наконец, в 1951 году указ президента Союза композиторов Узбекистана, подтвержденный комитетом Узбекистана, запретил макам и развитие музыкальной практики.

В середине 50-х макам начал идеологическую реабилитацию. Таджикистан, который в 1920-е годы был автономной областью Узбекистана, наконец стал республикой. Руководители Таджикистана решили, что шашмакам должен стать частью их великой культурной традиции. Таким образом, шашмакам делился на две части: таджикский шашмакам, опубликованный в Душанбе, и узбекский шашмакам, опубликованный в Ташкенте. В таджикских книгах не упоминается узбекский шашмакам и наоборот.

В течение 1980-х годов это искусственное разделение начало меняться. В Узбекистане начали изучать узбекско-таджикский шашмакам, а в Таджикистане - таджикско-узбекский шашмакам. Это сохранилось до наших дней, но всплеск национализма в Узбекистане может это изменить: певцы по радио в Бухаре, городе, прекрасно говорящем на узбекском и таджикском, используют только узбекские тексты в своих передачах о шашмакаме.

Этот стиль музыки был принесен в западный мир, особенно в Соединенные Штаты, бухарскими евреями из Средней Азии.. Многие из них были успешными исполнителями Шасмакама и принесли свой талант на Запад.

Литература

  1. ^Теодор Левин, Ретерриториализация культуры в новых государствах Центральной Азии: доклад из Узбекистана. Год традиционной музыки, Vol. 25, Музыкальные процессы в Азии и Океании. (1993) pp. 51-59

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 03:59:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте