Y-10. 运 -10 | |
---|---|
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Производитель | Шанхайский авиационный завод |
Конструктор | Шанхайский научно-исследовательский институт авиастроения |
Первый полет | 26 сентября 1980 г. |
Количество построенных | 3 |
Шанхай Y-10 или Юнь-10 (китайский : 运 -10; букв. : 'Транспортер-10') представляет собой четырехмоторный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер, разработанный в 1970-х годах Шанхайским научно-исследовательским институтом авиастроения. В качестве эталона использовался самолет Boeing 707-320C, разработанный в соответствии с Федеральными авиационными правилами (часть 25, издание 1970 г.).
Из-за отсутствия предполагаемого WS-8 турбовентиляторные двигатели, которые использовались на прототипе самолета Pratt Whitney JT3D -7 турбовентиляторные двигатели, приобретенные в качестве запасных двигателей для небольшого парка CAAC самолетов Боинг 707. Кабина могла быть рассчитана на 178 мест в высоком классе, 149 в экономическом классе или 124 в смешанном классе, а большая кабина экипажа вмещала пять членов экипажа: пилот, второй пилот, бортинженер, штурман и радист.
Разработка под кодовым названием 708 началась в Шанхае в августе 1970 года для Управления гражданской авиации Китая (CAAC). Самолет должен был служить демонстратором и помочь китайской промышленности получить опыт проектирования и летных испытаний больших самолетов. Затраты на разработку Y-10 составили 537,7 млн юаней. Китайское правительство гордилось этой программой, ссылаясь на отчет Reuters, в котором говорилось: «После разработки такой очень сложной технологии никто больше не мог рассматривать Китай как отсталую страну». Проект был сильно запятнан политикой с самого начала, потому что его возглавил Ван Хунвэнь, один из Банды четырех. Мао Цзэдун уже давно озвучил стратегическое видение независимо разработанного большого транспортного самолета, и в 2006 году аналогичный проект с обновленными целями проектирования вошел в одиннадцатый пятилетний план, периодические стратегические планы социально-экономического развития, составляемые правительством Китая.
Шанхайский авиастроительный завод (ныне известный как Shanghai Aircraft Manufacturing Company ) в Dachang Air построил три самолета. База к северу от Шанхая. Первый прототип (01) использовался для статических испытаний, второй прототип (02) - для летных испытаний, а третий (03) - для испытаний на усталость. Самолет совершил первый полет 26 сентября 1980 года, совершив 130 полетов со 170 часами налета, посетив Пекин, Харбин, Урумчи, Чжэнчжоу, Хэфэй, Гуанчжоу, Куньмин, Лхаса и Чэнду до выхода на пенсию в 1984 году.
Y-10 - это местная китайская разработка. В 1970 году завод получил пакистанский Боинг 707, разбившийся в Хетане, Синьцзян, чтобы изучить его. Хотя самолеты были реконструированными копиями Boeing 707 - в одном отчете утверждалось, что после того, как китайские инженеры разобрали 707 для его изучения, ни повторно собранный оригинал, ни копия не полетели - и то и другое. Конструкторы Y-10 и Boeing это отрицали. В то время как Y-10 похож на 707, его размеры ближе к Boeing 720, чем к 707, а его внутренняя конструкция сильно отличается.
К тому времени, когда прототип был впервые запущен в полет, Споры о его жизнеспособности возникли на основе дизайна, которому уже исполнилось 30 лет. CAAC, которая уже владела скромным западным флотом, не стала покупать самолет. Китай начал принимать торговлю с Западом, и некоторые считали изоляционистский дизайн неэффективным возвратом к маоизму. В эпоху ранних реформ в Китае правили реабилитированные кадры, ранее преследовавшиеся во время Культурной революции со стороны Ван Хунвэня, инициатора проекта, что привело к отмене проекта в 1983 году, официально из-за стоимость и проблемы рынка. Во время первых полетов ни один правительственный чиновник не присутствовал на церемонии, опасаясь связи с Ван Хунвэнем и «Бандой четырех». К 1985 году Шанхайский авиационный завод получил лицензию на производство McDonnell Douglas MD-80 и направил все усилия на эту программу.
Была замечена модель варианта ДРЛО, напоминающая самолет Boeing E-3 Sentry AWACS.
Кабина экипажа
Накладные расходы
Данные китайских самолетов: авиационная промышленность Китая с 1951 г.
Общие характеристики
Характеристики
Самолет сопоставимой роли, конфигурация, и эпоха
Связанные списки
Taylor, WR (Ed.). Самолеты всего мира Джейн, 1980–81. (Лондон: издательство Jane's Publishing Company), стр. 40 и сл.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Shanghai Y-10. |