Шанхайское гетто | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||
Китайское название | |||||||||
Традиционный китайский | 上海 難民營 | ||||||||
Упрощенный китайский | 上海 难民营 | ||||||||
| |||||||||
Сектор с ограничениями для беженцев без гражданства | |||||||||
Традиционный китайский | 無國籍 難民 限定 地區 | ||||||||
Упрощенный китайский | 无国籍 难民 限定 地区 | ||||||||
| |||||||||
Японское имя | |||||||||
Кандзи | 無国籍 難民 限定 地区 | ||||||||
217>Шанхайское гетто, формально известное как Сектор ограниченного доступа для беженцев без гражданства, было площадью примерно в одну квадратную милю в районе Хункью японского -зеленого Шанхая. (южный Хункоу и юго-западный Янпу районы современного Шанхая). В этот район входила община вокруг синагоги Охеля Моше, но около 23000 городских еврейских беженцев были ограничены или переселены в этот район с 1941 по 1945 год на основании Прокламации об ограничении проживания и ведения бизнеса. беженцев без гражданства. Это был один из самых бедных и многолюдных районов города. Местные еврейские семьи и американские еврейские благотворительные организации помогли им с кровом, едой и одеждой. Японские власти ужесточили ограничения, но гетто не было обнесено стенами, и местные китайские жители, условия жизни которых зачастую были столь же плохими, не уезжали.
В конце 1920-х годов большинство немецких евреев были лояльны Германия ассимилированная и относительно благополучная. Они служили в немецкой армии и внесли свой вклад во все области немецкой науки, бизнеса и культуры. После того, как нацисты были избраны к власти в 1933 году, спонсируемые государством антисемитские преследования, такие как Нюрнбергские законы (1935) и Хрустальная ночь (1938 г.) вынудил массы немецких евреев искать убежища за границей, при этом более 304 500 немецких евреев решили эмигрировать, 1933-1939 гг. Хаим Вейцман писал в 1936 году: «Казалось, мир разделен на две части. части - те места, где евреи не могли жить и те, куда они не могли войти ».
В 1930-е годы между Японией и Китаем нарастал военный конфликт. Влиятельный японский государственный деятель принц Иесато Токугава попытался остановить или хотя бы сдержать этот конфликт. В 1934 году Международный Красный Крест провел свою конференцию в Токио, Япония, под председательством принца Иесато Токугава. Принц Токугава был хорошо осведомлен о тяжелом положении евреев в Европе из-за растущего нацистского движения, а также об опасности для китайского гражданского населения в результате конфликта между Японией и Китаем. Исходя из этих значительных гуманитарных потребностей, принц Токугава руководил Международной конференцией Красного Креста 1934 года по созданию «безопасных зон» в городах Китая, контролируемых Японией, таких как Шанхай. Эти демилитаризованные районы служили безопасным убежищем, куда десятки тысяч европейских еврейских беженцев могли сбежать от нарастающих ужасов холокоста, а также местом, где полмиллиона китайских мирных жителей могли найти безопасность.
Эвианская конференция продемонстрировала, что к концу 1930-х годов было почти невозможно найти место, открытое для еврейской иммиграции.
По словам Даны Янклович-Манн:
мужчин-евреев задерживали и помещали в концлагеря. Им сказали, что у вас есть Х времени на отъезд - две недели, месяц - если вы найдете страну, которая вас примет. Снаружи их жены и друзья изо всех сил пытались получить паспорт, визу и все, что могло бы помочь им выбраться. Но посольства закрывали свои двери повсюду, а страны, в том числе США, закрывали свои границы.... Это началось как слух в Вене... «Есть место, куда можно поехать, и вам не нужна виза. У них свободный вход ». Он просто распространился, как огонь, и тот, кто мог, пошел на это.
Международное поселение в Шанхае было учреждено Договором Нанкина. Полиция, юрисдикция и паспортный контроль осуществлялись иностранным автономным советом. Согласно Неравным договорам между Китаем и европейскими странами, визы требовались только для бронирования билетов, вылетающих из Европы.
После битвы при Шанхае в 1937 году город был оккупирован армией Императорской Японии, и порт стал разрешать вход без визы и паспорта. К тому времени, когда прибыло большинство немецких евреев, в городе уже обосновались две другие еврейские общины: богатые багдадские евреи, включая семьи Кадури и Сассун, и русские евреи. Последние бежали из Российской империи из-за антисемитских погромов со стороны царского режима и контрреволюционных армий, а также классовой борьбы, проявленной большевиками. Они сформировали русскую общину в Харбине, затем русскую общину в Шанхае.
Многие в польско-литовской еврейской общине были Чиуне Сугихара, консул Японии в Каунасе, Литве, и Ян Звартендейк, директор Philips производственные предприятия в Литве и по совместительству консул голландского правительства в изгнании. Беженцы бежали через огромную территорию России поездом до Владивостока, а затем на лодке до Кобе в Японии. Беженцы в количестве 2185 человек прибыли в Японию с августа 1940 по июнь 1941 года.
Тадеуш Ромер, посол Польши в Токио, сумел получить транзитные визы в Японии, визы для убежища в Канаду., Австралия, Новая Зеландия, Бирма, иммиграционные свидетельства в Палестину и иммиграционные визы в США и некоторые страны Латинской Америки. 1 ноября 1941 г. Тадеуш Ромер переехал в Шанхай, где продолжал оказывать помощь еврейским беженцам. Среди спасенных в Шанхайском гетто были руководители и студенты иешивы Мир, единственной ешивы в оккупированной Европе, пережившей Холокост.
Беженцы, которым удалось приобрести билеты на роскошные итальянские и японские круизные пароходы, отправляющиеся из Генуи позже описал свое трехнедельное путешествие с большим количеством еды и развлечений - между преследованием в Германии и убогим гетто в Шанхае - как нереальное. Некоторые пассажиры попытались совершить незапланированный вылет из Египта, надеясь тайно проникнуть на территорию британского мандата в Палестине.
. Первые немецкие еврейские беженцы - двадцать шесть семей, среди которых пять известных врачей. - уже прибыл в Шанхай к ноябрю 1933 года. К весне 1934 года, как сообщается, в Китае было восемьдесят врачей, хирургов и дантистов-беженцев из числа беженцев.
15 августа 1938 года первые еврейские беженцы из аншлюса Австрии прибыли на итальянском корабле. Большинство беженцев прибыли после Хрустальной ночи. Во время бегства беженцев в Шанхай в период с ноября 1938 по июнь 1941 года общее количество прибывших по морю и суше оценивалось в 1374 человека в 1938 году; 12 089 человек в 1939 году; 1988 г. в 1940 г.; и 4000 в 1941 году.
В 1939-1940 годах Ллойд Триестино управлял своего рода «паромным сообщением» между Италией и Шанхаем, привозя в месяц тысячи беженцев - немцев, австрийцев и нескольких чехов. К этой смеси добавилось около 1000 польских евреев в 1941 году. Среди них были все преподаватели Мирской иешивы, всего около 400 человек, которые с началом Второй мировой войны в 1939 году бежали из Мир в Вильно, а затем в Кейдан, Литва. В конце 1940 года они получили визу от Чиуне Сугихара, японского консула в Каунасе, для поездки из Кейдана, затем Литовской ССР, через Сибирь и Владивосток - Кобе, Япония. К ноябрю 1941 года японцы переместили эту группу и большинство других в Шанхайское гетто, чтобы объединить евреев под своим контролем. Наконец, волна более 18 000 евреев ашкенази из Германии, Австрии и Польши иммигрировала в Шанхай; это закончилось нападением Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 года.
Синагога Охель Моше служила религиозным центром русской еврейской общины с 1907 года; в настоящее время это Шанхайский музей еврейских беженцев. В апреле 1941 года была построена современная ашкеназская еврейская синагога (названная Новой синагогой).
Столь необходимая помощь была предоставлена Международным комитетом европейских иммигрантов (IC), учрежденным Виктором Сассуном и Поль Комор, венгерский бизнесмен, и Комитет помощи европейским еврейским беженцам (CFA), основанный Горацием Кадури под руководством Майкла Спилмана. Эти организации подготовили жилье в Хункоу, относительно дешевом пригороде по сравнению с Шанхайским международным поселением или Шанхайской французской концессией. Беженцев разместили в ветхих квартирах и шести лагерях в бывшей школе. Японские оккупанты Шанхая считали немецких евреев «лицами без гражданства », потому что нацистская Германия обращалась с ними так.
Власти были не готовы к массовой иммиграции, и прибывающие беженцы столкнулись с тяжелыми условиями в обедневшем районе Хункоу: 10 человек на комнату, почти голод, ужасные санитарные условия и скудная работа.
Багдадцы, а позже Американский еврейский объединенный распределительный комитет (Джойнт) оказали некоторую помощь в решении жилищных и продовольственных проблем. Столкнувшись с языковыми барьерами, крайней бедностью, безудержными болезнями и изоляцией, беженцы все же смогли перейти от поддержки со стороны социальных агентств к созданию функционирующего сообщества. Еврейская культурная жизнь процветала: создавались школы, издавались газеты, ставились спектакли в театрах, спортивные команды участвовали в тренировках и соревнованиях, и даже процветали кабаре.
Есть свидетельства того, что некоторые еврейские мужчины женились на китайских женщинах в Шанхае. Хотя и немного, «тот факт, что межрасовые браки могли заключаться среди относительно консервативных еврейских общин, продемонстрировал значительную степень культурного взаимодействия между евреями и китайцами» в Шанхае.
После того, как японские войска напали на Перл-Харбор, богатые багдадские евреи (многие из которых были британскими подданными) были интернированы, а американские благотворительные фонды прекратились. Поскольку связь с США была запрещена и прервана, безработица и инфляция усилились, и времена для беженцев стали тяжелее.
Представитель «Джойнта» Лаура Марголис, приехавшая в Шанхай, попыталась стабилизировать ситуацию, получив разрешение от японских властей продолжить сбор средств, обратившись за помощью к прибывшим российским евреям. до 1937 года и были освобождены от новых ограничений.
Во время судебного процесса в Германии по поводу Шанхайского гетто Фриц Видеманн сообщил, что Йозеф Мейзингер сказал ему, что получил приказ от Гиммлера убедить японцев принять меры против евреев. По словам Видеманна, Майзингер определенно не мог сделать это в форме приказа японцам.
Поскольку большинство японцев не были антисемитами, Мейзингер использовал их страх перед шпионажем для достижения своей цели. Осенью 1942 г. он провел совещание с начальником иностранного отдела японского Министерства внутренних дел. Майзингер пояснил, что у него был приказ из Берлина дать японским властям все имена «антинацистов» среди немецкой общины. Он объяснил, что «антинацистами» были в первую очередь немецкие евреи, 20 000 из которых эмигрировали в Шанхай. Эти «антинацисты» всегда были и «антияпонскими».
Позже подчиненный, переводчик Майзингера Карл Хамель сообщил агентам CIC, что японцы после некоторого размышления поверили в этот тезис. По словам Хамеля, это привело к настоящей погоне за «антинацистами» и к интернированию многих людей. В ответ японцы потребовали от Майзингера составить список всех «антинацистов». Как позже подтвердил его личный секретарь, этот список уже был подготовлен Майзингером в 1941 году. После консультации с генералом Мюллером в Берлине он был передан Мейзингером Министерству внутренних дел Японии и Кенпейтай. в конце 1942 года.
В списке были имена всех евреев с немецкими паспортами в Японии. Для японцев этот официальный документ ясно показал, что, в частности, большое количество беженцев, которые бежали в Шанхай с 1937 года, представляют собой самый высокий «потенциал риска». Так что объявление гетто было логическим следствием вмешательства Мейзингера. Таким образом, Мейзингеру удалось, несмотря на едва существующий антисемитизм японцев, достичь своей цели: интернировать большую часть евреев в японскую сферу влияния. Очевидно, за этот «успех» он был произведен в полковник полиции 6 февраля 1943 года, несмотря на дело Рихарда Зорге. Эта информация держалась в секрете властями США и не использовалась в гражданском судопроизводстве в отношении сокамерников гетто для получения компенсации. Вот почему, например, в случае с женщиной, которая была интернирована в гетто, немецкий суд пришел к выводу, что, несмотря на вероятность того, что Майзингер пытался побудить японцев принять меры против евреев, создание гетто в Шанхае было «основано исключительно на японской инициативе».
15 ноября 1942 года была одобрена идея ограниченного гетто, что произошло после визита Мейзингера в Шанхай.
По мере обострения Второй мировой войны нацисты усилили давление на Японию, чтобы та выдала шанхайских евреев. Хотя нацисты считали своих японских союзников «почетными арийцами », они были убеждены, что Окончательное решение еврейского вопроса также применимо к евреям в Шанхае. Уоррен Козак описывает эпизод, когда японский военный губернатор города послал за лидерами еврейской общины. В состав делегации входил Амшиновер рабби Шимон Шолом Калиш. Японский губернатор проявил любопытство и спросил: «Почему немцы так тебя ненавидят?»
Без колебаний и зная, что судьба его общины зависела от его ответа, Реб Калиш сказал переводчику (на идиш ): «Zugim weil wir senen orientalim - Скажи ему [немцы ненавидят нас], потому что мы восточные люди. " Губернатор, лицо которого на протяжении всего противостояния оставалось суровым, расплылся в легкой улыбке. Несмотря на военный союз, он не выполнил требования Германии, и шанхайские евреи так и не были переданы.
По словам другого раввина, присутствовавшего там, Реб Калиш ответил: «Они ненавидят нас за то, что мы короткие и темноволосые». «Ориенталим» вряд ли было сказано, потому что это слово является израильским академическим термином на современном иврите, а не словом на классическом идише или иврите.
18 февраля 1943 г. японские оккупационные власти объявили «Зону для беженцев без гражданства» и приказали тем, кто прибыл после 1937 г., переместить свои дома и предприятия в пределах это к 18 мая, три месяца спустя. Беженцам без гражданства требовалось разрешение японцев на распоряжение своей собственностью; другим требовалось разрешение на переезд в гетто. Около 18 000 евреев были вынуждены переселиться на территорию площадью 3/4 квадратных мили в районе Хункоу в Шанхае, где многие жили в групповых домах под названием «Хайме» или «Маленькая Вена».
Английская версия приказа гласила:
Указанная территория граничит с западом линией, соединяющей дороги Чауфунг, Мюрхед и Дент ; на востоке у ручья Янцепоо ; на юге - линией, соединяющей East Seward, Muirhead и Wayside Roads; а на севере - границей Международного поселения.
. Хотя этот район не был обнесен стенами и колючей проволокой, он был патрулирован, и в нем был введен комендантский час. участках. Еда была нормирована, и всем нужны были пропуска для входа в гетто или выхода из него.
Согласно Д-р Дэвид Кранцлер,
Таким образом, примерно половина из примерно 16 000 беженцев, преодолевших большие препятствия и нашедших средства к существованию и проживанию за пределами «обозначенного района», были вынуждены покинуть свои дома и предприятия во второй раз. и переехать в густонаселенный, убогий район площадью менее одной квадратной мили, где проживает около 100 000 китайцев и 8 000 беженцев.
Хотя было выдано несколько временных пропусков для работы и 16 студентов колледжа Св. Франциска Ксавьера. за пределами гетто они предоставлялись произвольно и были резко сокращены по истечении первого года. Но тот факт, что китайцы, жившие в гетто Хункоу, не уехали, означал, что евреи не были изолированы. Тем не менее, экономические условия ухудшились; психологическая адаптация к геттоизации была трудной; зима 1943 года была суровой, и повсеместно царил голод.
Воздушные налеты США на Шанхай начались в 1944 году. В Хункоу не было бомбоубежищ, потому что уровень грунтовых вод был близок к поверхности. Самый разрушительный налет начался 17 июля 1945 года и стал первым ударом по Хункоу. В ходе налета 17 июля были убиты тридцать восемь беженцев и сотни китайцев.
Бомбардировки 7-й воздушной армии США продолжались ежедневно до начала августа, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму Вскоре после этого японское правительство сдалось. Беженцы в гетто смастерили свои собственные убежища, одна семья выжила во время бомбардировки под кроватью со вторым матрасом наверху, установленным на двух столах.
Некоторые евреи Шанхайского гетто приняли участие в движении сопротивления. Они участвовали в подпольной сети для получения и распространения информации, а также были причастны к небольшому саботажу и оказанию помощи сбитым экипажам союзников.
Гетто было официально освобождено 3 сентября. 1945 г., после некоторой задержки, позволившей армии Чан Кайши взять политический кредит на освобождение Шанхая. С образованием Государства Израиль в 1948 году и падением Чан Кайши в 1949 году почти все евреи шанхайского гетто покинули его. К 1957 году осталось всего 100 человек; сегодня там могут жить лишь немногие.
Правительство Израиля даровало Праведник народов мира Чиуне Сугихара в 1985 и Хо Фэн Шань в 2001 году.
С момента установления дипломатических отношений между Израилем и Китаем в 1992 году связь между еврейским народом и Шанхай был признан по-разному. В 2007 году генеральное консульство Израиля в Шанхае пожертвовало 660 000 юаней, предоставленных 26 израильскими компаниями, на общественные проекты в районе Хункоу в знак признания того, что гетто предоставляет безопасную гавань. Единственный еврейский памятник в Шанхае находится в парке Хуошань (бывший парк Рабина) в районе Хункоу.
Координаты : 31 ° 15′54 ″ N 121 ° 30′18 ″ E / 31,26500 ° N 121,50500 ° E / 31.26500; 121.50500