Шанхайская биеннале - самое заметное событие современного искусства в Шанхай и самая известная художественная биеннале в Китае. Первоначально хранившийся в Шанхайском художественном музее, с 2012 года он размещается в Электростанции искусства, первом государственном музее современного искусства в материковом Китае. Шанхайская биеннале дает художникам возможность встретиться и обменяться идеями о своих работах, проектах, вдохновении и опыте, а также дает возможность воссоединить кураторов, писателей и сторонников искусства со всего мира, чтобы создать пространство для диалога о международном искусстве. рынок. Шанхайская биеннале особенно выделяет достижения азиатского художественного производства, подчеркивая возможности этих произведений искусства бросить вызов традиционному разделению мира на Восток и Запад. Помимо основной музейной экспозиции, он также включает беседы, лекции и инсталляции в различных местах по всему городу.
Шанхайская биеннале была основана в 1996 году Фан Цзэнсянь, в то время директором Шанхайского художественного музея, и проводилась в музее для восемь изданий до перехода на Power Station of Art. Каждые пару лет он проводится с различной тематикой, и в музее, а также в самых важных достопримечательностях города проходит множество мероприятий и мероприятий. Первое издание Шанхайской биеннале изобразительного искусства было одобрено Министерством культуры и городской администрацией Шанхая и продлилось с 18 марта по 7 апреля 1996 года. Его тема называлась «Открытое пространство», чтобы подчеркнуть открытие страны. к развитию многих культурных областей. В этом выпуске приняли участие 29 художников и было представлено в общей сложности 160 произведений искусства, включая скульптуры, инсталляции, видеоарт и живопись.
Второе издание Шанхайской биеннале было совместно организовано Шанхайский художественный музей и Фонд искусств Энни Вонг. Выставка, проходившая с 10 октября по 20 ноября 1998 года, была посвящена теме «Наследование и расширение» и собрала в общей сложности 256 работ, выполненных с использованием масла, туши и акварели, наиболее традиционных техник. Основной целью этого издания было контекстуализировать развитие туши даже в современном производстве произведений искусства и исследовать новые возможности его использования.
Это было первое издание, включающее новые медиа, а также международные художники и кураторы. Он также был первым, кто привлек внимание мировой критики. Это издание, открытое для иностранных художников, кураторов и специалистов по планированию, чтобы повысить роль Шанхая в искусстве как «ворот на запад», проходило с 6 ноября 2000 г. по 6 января 2001 г. Международный аспект этого выпуска можно понять из название: даже если оно было переведено на «Дух Шанхая», китайские иероглифы создают игру слов в названии города (上 «Шан» и 海 «Хай», то есть «над морем»), что означает «на открытое море ». Кураторскую команду возглавил Хоу Ханру.
Четвертая Шанхайская биеннале под названием «Городское творчество» состояла из выставки «Создание городов» и выставки «Сотня исторических зданий Шанхая».. Целью четвертого издания было стимулировать развитие урбанизации и связанное с ней изменение культурных моделей и образа жизни. Конструктивный анализ ситуации того времени привел к изучению как сельской, так и городской, традиционной и современной, местной и глобальной окружающей среды с целью создания новых идей для развития современной китайской системы строительства. С 22 ноября 2002 года по 20 января 2003 года в нем приняла участие группа из 68 художников и архитекторов со своими 300 работами, некоторые из которых созданы специально для Шанхайской биеннале.
С 28 сентября по 28 ноября 2004 г. Шанхай занимался исследованием видимого мира, то есть мира технологий и их способов воздействия на повседневную жизнь человека. Названный «Техники видимого», он сосредоточился на тесной взаимосвязи между искусством и технологиями, особенно на том, как искусство раскрывает свою взаимозависимую природу, которая создает технологии, а затем связывает себя с человечеством. Это пятое мероприятие включало в себя широкую серию выставок по всему городу (выставки с несколькими площадками), организованных командой из трех китайских кураторов и одного аргентинского: Сюй Цзян, Себастьян Лопес, Чжэн Шэнтянь и Чжан Цин. Объединив перформанс, видео, фотографию, инсталляцию и другие интерактивные технологии, кураторы стремились привлечь внимание к разнообразию практики современного искусства во всем мире.
Живя в эпоху вездесущего дизайна и искусства, шестое издание Шанхайской биеннале сосредоточилось на «Гипер-дизайне» в качестве главной темы. С 6 сентября по 5 ноября 2006 года он изучал, как дизайн постоянно связан с повседневной жизнью. Дизайн направлен на то, чтобы разрушить общие антагонистические отношения между искусством и практикой, а также творчеством и промышленностью, побуждая людей задуматься над эстетикой жизни. «Гипер-дизайн» - это одновременно и толчок, и продукт нынешней эпохи, отражающий обычные эстетические цели и желания. Не только художники исследовали огромное количество технических материалов для создания функциональных объектов, но и эстетики, придавая произведениям художественную ценность и социальное наполнение. В этом смысле создать действительно «гипер» дизайн.
Седьмое издание Шанхайской биеннале длилось с 9 сентября по 16 ноября 2008 г. и возникло из городских условий самого города, как отправной точки для его собственного художественного развития. Урбанизация, являющаяся одной из текущих движущих сил города, а также его социально-экономической структуры и пространств, может рассматриваться как ключ к изменению современного городского общества. «Translocalmotion» рассматривает динамику городских жителей и их отношения с городом. В соответствии с этим кураторская группа предложила, чтобы Народная площадь играла важную роль для выставок, поскольку она является символом переходного периода современного китайского общества. В качестве метафоры сложной мобильности горожан работы экспонировались как внутри, так и за пределами Шанхайского художественного музея : персональные выставки, посвященные мобильности, связанной с городским и социальным развитием, работы, отражающие среду, отличную от городской, выставки в международных аэропортах, а также на главных вокзалах.
Восьмое издание Шанхайской биеннале, проходившее с 24 октября 2010 г. по 23 января 2011 г., определило себя как «репетицию», отражающее пространство для перформанса и включило беспрецедентное количество исполнительского искусства. Рассматривая выставочное пространство не только как выставку произведений искусства, но и как продуктивный и динамичный театр эмоций, Шанхайская биеннале была нацелена на то, чтобы побудить художников, кураторов, критиков, коллекционеров, директоров музеев и зрителей отрепетировать отношения между художественными экспериментами. и система искусства, между индивидуальным творчеством и общественным достоянием. Репетиция - это образ мышления и стратегия для пробуждения и стимулирования творческих способностей, чтобы исследовать многочисленные возможности того времени. Это издание можно рассматривать как самовоспроизводительный акт мира искусства, попытку способствовать самоосвобождению и отказаться от традиционных рамок «перформанса» и «художественного производства». Особую ответственность возложили на кураторов, в число которых входили Фань Диань, директор Национального художественного музея Китая, и Гао Шиминг, профессор Китайской академии искусств в Ханчжоу. должен был дифференцировать, организовать, а затем мобилизовать всю художественную систему.
Девятая выставка Шанхайской биеннале со 2 октября прошла на Электростанции искусства, новом месте с почти 97 000 квадратных футов выставочной площади., 2012 г. - 31 марта 2013 г. Для заполнения просторных залов новой площадки масштабные работы выбрали главный куратор Цю Чжидже, куратор из Гонконга Джонсон Чанг, нью-йоркские СМИ теоретик Борис Гройс и Йенс Хоффманн, заместитель директора Еврейского музея в Нью-Йорке. Всего было отобрано 90 сольных артистов и коллективов из 27 стран в соответствии с их интерпретацией «Возрождение», темы Шанхайской биеннале 2012 года. «Реактивация» означала реформу и перезапуск электростанции Нанши и Expo 2010 «Павильон будущего» в форме электростанции искусства, электростанции культурной энергии, способной создавать творческую силу и активировать художников. В этом случае проект под названием «Межгородский павильон» стал средством выхода за пределы местности, чтобы исследовать все возможности для развития города и его культурных проявлений. Это был естественный и прогрессивный шаг после Expo 2010, события, которое полностью изменило город, внося новые местные особенности, укорененные в городских реалиях.
Десятое издание Шанхайской биеннале характеризовалось вопросами о взаимосвязи между социальной и фиктивной сферами в построении общества, а также о различных способах, которыми «социальная» производится в 21 веке. С 23 ноября 2014 г. по 31 марта 2015 г. издание «Социальная фабрика» исследовало «социальные факты» и их трансформации, особенно в изобразительном искусстве, культуре и обычаях, от доиндустриальной, до индустриальной и постиндустриальной эпох.. Этот процесс включал создание символов, абстрактных образов и концептуальных обобщений, связанных с культурой и ее значениями посредством сложных отношений. Из-за этой сложной генеалогии «социальные факты» никогда не могут быть известны полностью; они остаются частично неявными, располагаясь между актуальным и потенциальным. Эта биеннале призвана вдохновить посетителей задуматься о том, как индустриальное общество влияет на культуру и как это последнее собирается измениться в цифровой сфере, где была высвобождена творческая сила человечества.
«Почему бы не спросить еще раз?» является девизом 11-й Шанхайской биеннале (11 ноября 2016 - 12 марта 2017), выбранной Raqs Media Collective в образе Джибеш Багчи, Моники Нарула и Шуддхабрата Сенгупта. Тема возникает в форме вопроса, несущего двоякое значение и приводящего к шквалу интерпретаций. Поскольку задача «задать вопрос» может состоять как из простого задания вопроса, так и из попытки выйти за его рамки, возможно, пробуждая желание, это издание стремится выйти за рамки предсказуемого. Здесь приветствуют непредсказуемое, а не боятся: это стремление к постоянному вопрошанию обо всем, что нас окружает.
Вопросы можно рассматривать как «точки давления». Они являются отправной точкой для исследования вещей, чтобы обнаружить и вызвать различные чувства и эмоции. Придать им первенство в этом выпуске Шанхайской биеннале означает перенести эти «точки давления» на наш современный мир, пытаясь выяснить, что и сколько ощущений он постоянно вызывает. Вдохновленные чтением фильма «Джукти», пионера индийского движения «Новое кино» Ритвика Гхатака, Такко аар Гаппо, кураторы определили три четких концептуальных «точек давления»: аргументы, контраргументы и истории. Задавать приятные вопросы и стимулировать творчество - вот главные цели 11-й Шанхайской биеннале и ее художников. Ракс просит публику постоянно интересоваться сложностью и богатством искусства и жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
11-я Шанхайская биеннале развивается через серию пересекающихся разделов под названием «Терминалы», «Инфракураторская платформа», «Теоретическая опера», «51 человек» и «Городские проекты».
«Терминалы» включают в себя промежуточные посты, стартовые площадки или соединительные узлы, которые Ракс считает хорошими средствами, демонстрирующими способности художников действовать как формирователи дискурса, а также двигатели воображения в современном мире. Художникам предлагается задавать вопросы, предложения и рассказы аудитории через свои работы. В «Терминалах» представлены художники Ивана Франке (Хорватия), Регина Хосе Галиндо (Гватемала), Марджолин Дейкман (Нидерланды) и MouSen + MSG (Китай).
«Инфракураторская платформа» состоит из исследования различных кураторских ключевых моментов, которые опираются на новые вопросы и подчеркивают образы всех возможных способов восприятия кураторской проблемы. Среди возможных аргументов есть моменты вентиляции, паузы, расширения и ретрансляции, которые могут привести к разговорам, которые помогают аудитории разобраться в кураторской работе. Для этого выпуска семь молодых кураторов из разных уголков мира разработают свои собственные выставки. Это Дидем Язысы (Турция), Иван Исаев (Россия), Лю Тиан (Китай), Моуна Мекунар (Франция), Сабих Ахмед (Индия), Сраджана Кайкини (Индия) и Угочукву-Глад Нзеви (Нигерия).).
Принимая вопросы как отношения или формы жизни, «Теория Опера» - это еще один вид дискурсивного пути, который можно рассматривать как реальное сочетание основных и второстепенных способов мышления и размышлений. Координируемый Лю Тянем в сотрудничестве с Яо Мэнси, он сочетает в себе вес философии с ритмом Оперы, чтобы исследовать чувственность мыслей.
Куратор проекта Raqs Media Collective, Чен Юня и «51 Personae Group» Общества взаимопомощи Dinghaiqiao, «51 Personae» демонстрирует серию захватывающих мероприятий, посвященных образу жизни, мечтам, отношениям и опыту граждан Шанхай. Этот проект исследует повседневные истории, рассматривая их как идеалистические предложения по переосмыслению новой городской жизни.
«Городские проекты» - это продолжение основной темы Шанхайской биеннале. Они состоят из программы мероприятий, направленных на поддержание тесного диалога искусства и города. Прогулки с гидом, собрания, выступления, беседы, специальные выставки начинающих кураторов, подкасты и диалоги организуются по всему городу на протяжении всего периода биеннале.