Шаманские остатки в венгерском фольклоре

редактировать

Венгерский шаманизм обнаружен с помощью сравнительных методов в этнологии, предназначенных для анализа и поиска этнографические данные венгерских сказок, песни, язык, сравнительные культуры и исторические источники.

застежка IX века, найденная в Кировоградской области, Украина; находка относится, возможно, к венгерскому «горизонту находок Суботцы»
Содержание
  • 1 Исследование
  • 2 Характеристики
  • 3 Артефакты
  • 4 Дуализм души
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Исследования

Исследования файлов судебных процессов над ведьмами показывают, что некоторые особенности венгерского фольклора являются остатками шаманские верования, сохраняющиеся из глубокого прошлого или, возможно, заимствованные у тюркских народов, с которыми венгры жили до своего перехода в Паннонский бассейн ; или, возможно, это результат влияния Востока после этого (Куманов иммиграция).

Эти остатки частично сохранились как фрагменты некоторыми особенностями обычаев и верований, например

Характеристики

Были также люди, которые выполняли роли, аналогичные тем, которые исполняли шаманы у других народов: гадание, магия погоды, поиск потерянных предметов. Эти люди связаны с шаманизмом (в отличие от хитрого народа не шаманских культур), потому что первые, как записано, прошли через опыт, аналогичный опыту многих шаманов: родились с физическими аномалиями, такими как избыток количество костей или зубов, болезнь, расчленение мифологическим существом и выздоровление с большими или повышенными способностями, или борьба с другими шаманами или существами.

Связанные черты можно распознать в нескольких примерах шаманизм в Сибири. Поскольку венгерский язык принадлежит к уральской семье, мы можем ожидать найти их среди других народов, говорящих на уральских языках. Некоторые из них сохраняли шаманизм до наших дней. Особенно изолированное расположение народа нганасан сделало возможным то, что шаманизм был живым явлением среди них даже в начале 20 века. Последние известные сеансы шамана нганасана были записаны на пленку в 1970-х.

Исходное местонахождение протоуральских народов (и его масштабы) является предметом споров. Объединенные результаты нескольких наук позволяют предположить, что этот район находился к северу от Центрального Уральских гор и в нижней и средней частях реки Оби. Этот подход объединил экологические, а именно фитогеографические и палеоботанические (включая палинологические ) данные вместе с лингвистическими (фитонимическими и сравнительными ) соображения: распространение различных видов деревьев в Сибири и Восточной Европе (изменяющееся со временем) было сопоставлено с распределением соответствующих названий деревьев на различных уральских языках (отфильтровано с помощью сравнительных методов, так что только названия Прото -Уральская релевантность должна приниматься во внимание).

Артефакты

Некоторые артефакты, см. Доступные в Интернете изображения и описания:

  • Небесное дерево, стоящее на холме, с небесным телом вверху слева и рогатым скотом на нижнем и верхнем уровнях. Асо, Диосеги Вильмос идентифицировал на изображении шаманскую лестницу. Украшение роговой солонки, собранное в селе Бихарнагибаджом уезда Хайд-Бихар. Рисунок об артефакте (вместе с другими родственными ему) нарисован Сечем Шандором этнографом. Смотрите онлайн.
  • Бой двух людей táltos (оба в облике быков). Украшение на кукурузной солонке, собранной в Шарре. Артефакт нарисован этнографом Сечем Шандором. Смотрите онлайн. На другом изображении изображены сражающиеся тальто в виде черно-белых быков, одному из которых помогает мужчина. Нарисовано Дудасом Джуло, Гальгамачей. Не в сети.
Дуализм души

Дуализм души можно наблюдать в нескольких культурах во многих вариациях: считается, что у людей более одной души. Примеры можно найти в нескольких культурах Северной Евразии, в некоторых группах эскимосов; и большинство финно-угорских народов, включая венгров. Некоторые из множества примеров различают две души: телесную душу для поддержания телесных функций и свободную душу, которая может покинуть тело (даже при жизни), с большими вариациями на эту тему среди культур.

В некоторых культурах это может быть связано с шаманскими концепциями. В шаманских верованиях некоторых групп эскимосов такими представлениями души объясняется "духовное путешествие " шамана с его духами-помощниками в отдаленные места. Это свободная душа шамана покидает его тело. Согласно объяснению, это временное отсутствие свободной души шамана отслеживается с помощью замены: тело шамана охраняет один из его / ее духов-помощников во время духовного путешествия, также легенда содержит этот мотив, в то время как описывает духовное путешествие, совершенное свободной душой шамана и его духами-помощниками.

Как уже упоминалось, оно также наблюдалось среди венгров. Телесная душа, lelek, была связана с дыханием (показано этимологией). теневая душа по имени íz была связана с бродячей душой мертвых. Его внушающий страх характер можно увидеть в выражениях curse : «Vigyen el az íz!» (= «Теневая душа заберет тебя!»). Это проклятие неизвестно большинству людей в настоящее время, и слово «íz» (в этом значении) также неизвестно или ощущается как архаизм с забытым значением.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Баруске, Хайнц (1969). "Das Land der Toten im Himmel". Эскимос Мэрхен. Die Märchen der Weltliteratur (на немецком языке). Дюссельдорф • Кёльн: Eugen Diederichs Verlag. С. 23–29. Название сказки означает: «Земля мертвых на небе»; название книги означает: эскимосские сказки; серия означает: «Сказки мировой литературы».
  • Dienes, István (1975). "Honfoglaló magyarok és si hiedelmeik". В Хайду, Петер (ред.). Uráli népek. Nyelvrokonaink kultúrája és hagyományai (на венгерском языке). Будапешт: Корвина Киадо. С. 77–108. ISBN 963-13-0900-2.Название означает: уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников; эта глава означает «Венгры во время входа в Карпатский бассейн и их древние верования»
  • Diószegi, Vilmos (1998) [1958]. A sámánhit emlékei a magyar népi műveltségben (на венгерском языке) (1. переиздание киадас ред.). Будапешт: Akadémiai Kiadó. ISBN 963-05-7542-6.Название означает: Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре.
  • Габус, Жан (1970). Карибу эсскимок (на венгерском языке). Будапешт: Gondolat Kiadó. Венгерский перевод оригинала: Vie et coutumes des Esquimaux Caribous, Libraire Payot Lausanne, 1944. Он описывает жизнь групп эскимосов карибу и падлермютов.
  • Hajdú, Péter (1975). "A rokonság nyelvi hattere". В Хайду, Петер (ред.). Uráli népek. Nyelvrokonaink kultúrája és hagyományai (на венгерском языке). Будапешт: Корвина Киадо. С. 11–43. ISBN 963-13-0900-2.Название означает: уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников; эта глава означает «Лингвистическая основа взаимоотношений».
  • Hoppál, Mihály (1975). «Аз uráli népek hiedelemvilága és a samanizmus». В Хайду, Петер (ред.). Uráli népek. Nyelvrokonaink kultúrája és hagyományai (на венгерском языке). Будапешт: Корвина Киадо. С. 211–233. ISBN 963-13-0900-2.Название означает: «Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников »; эта глава означает «Система верований уральских народов и шаманизм».
  • Хоппал, Михай (1994). Sámánok, lelkek és jelképek (на венгерском языке). Будапешт: Геликон Киадо. ISBN 963-208-298-2.Название означает: «Шаманы, души и символы».
  • Hoppál, Mihály (2005). Sámánok Eurázsiában (на венгерском языке). Будапешт: Akadémiai Kiadó. ISBN 963-05-8295-3.Название означает «Шаманы в Евразии», книга написана на венгерском языке, но издается также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке)
  • Клейван, Инге; Сонне, Б. (1985). Эскимосы / Гренландия и Канада. Иконография религий, раздел VIII / Арктические народы /, глава 2). Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронингена. E.J. Брилл, Лейден (Нидерланды). ISBN 90-04-07160-1.
  • Клима, Ласло (1998). "Shazáink, vándorlásaink". In Csepregi, Márta (ред.). Финнугор калауз. Панорама. Будапешт: Medicina Könyvkiadó. С. 27–35. ISBN 963-243-813-2.Перевод главы: «Наши древние жилища и странствия», перевод названия: Финно-угорский путеводитель.
  • Меркур, Даниил ( 1985). Становление наполовину скрытым. Шаманизм и посвящение у инуитов. Acta Universitatis Stockholmiensis • Стокгольмские исследования сравнительного религиоведения. Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN 91-22-00752-0.
  • Остен, Ярих Г. (1997). «Космологические циклы и составляющие человека». В С. А. Мусалимас (ред.). Арктическая экология и идентичность. ISTOR Books 8. Будапешт • Лос-Анджелес: Akadémiai Kiadó • Международное общество трансокеанских исследований. С. 85–101. ISBN 963-05-6629-X.
  • Вертес, редактировать (1990). Szibériai nyelvrokonaink hitvilága (на венгерском языке). Будапешт: Танкёнивкиадо. ISBN 963-18-2603-1.Название означает: «Системы верований наших лингвистических родственников в Сибири».
Дополнительная литература
  • Hoppál, Mihály (2007). «Шаманизм и верования древних венгров». Шаманы и традиции (Том 13). Bibliotheca Shamanistica. Будапешт: Akadémiai Kiadó. С. 77–81. ISBN 978-963-05-8521-7.
  • Хоппал, Михай (2007). «Следы шаманизма в венгерских народных верованиях». Шаманы и традиции (Том 13). Bibliotheca Shamanistica. Будапешт: Akadémiai Kiadó. С. 82–89. ISBN 978-963-05-8521-7.
  • Хоппал, Михай (2007). «Роль шаманизма в венгерской культурной идентичности». Шаманы и традиции (Том 13). Bibliotheca Shamanistica. Будапешт: Akadémiai Kiadó. С. 90–96. ISBN 978-963-05-8521-7.
Внешние ссылки

Теребесс Азсия Э-Тар:

Magyar Néprajz:

Ортутай Дьюла (1977–1982). Magyar Néprajzi Lexikon (на венгерском языке). Будапешт: Akadémiai Kiadó. ISBN 963-05-1285-8.:

Последняя правка сделана 2021-06-08 03:13:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте