Шахрбану

редактировать

Шахрбану (или Шехр Бано ) (Персидский : شهربانو; " Госпожа Земли ") якобы была одной из жен Хусейна ибн Али, третьей жительницы Шиа имама и внуком Исламский пророк Мухаммад, а также мать его преемника Али ибн Хусейна. Сообщается, что она была сасанидской принцессой, дочерью Йездигерда III, последнего сасанидского императора из Персии. Шахрбану также упоминается рядом с другими именами разными авторами, такими как: Шахарбанавайх, Шахзанан, Шахджахан, Джаханшах, Салама, Салафа, Газала и Садира.

Исламские легенды утверждают, что Шахрбану был схвачен во время

132>Завоевание Персии мусульманами. Когда ее представили арабской знати и предложили выбрать мужа, она попросила выдать ее замуж за Хусейна. Большинство шиитских источников утверждают, что впоследствии Шахрбану умерла вскоре после рождения сына Али и была похоронена в Джаннат аль-Баки вместе с другими членами семьи Мухаммеда. Однако некоторые традиции указывают на то, что Храм Биби Шахр Бану в Рей был ее местом упокоения.

Шахрбану рассматривается как святой персонаж как шиитами. и суннитские конфессии и особенно почитаются в Иране, ее важность отчасти связана с той связью, которую она обеспечивает между доисламской Персией и современным шиизмом. Однако ее историчность сомнительна. Исламские писатели, такие как аль-Мубаррад, Ya'qubi и al-Kulayni, начали ссылаться на Шахрбану и ее имперское персидское происхождение с IX века и далее. Однако самые ранние источники не упоминают о матери Али ибн Хусейна и не приписывают ему царское происхождение по материнской линии. Первые упоминания были от Ибн Саада и Ибн Кутайбы, также в 9 веке, которые вместо этого описывают ее как рабыню из Синда. Это приводит энциклопедического Iranica, чтобы считать, что Шахр Бан был "неоспоримо легендарным".

Содержание
  • 1 Семейного фон
  • 2 Захвата и брак
  • 3 Death
  • 4 Историчности
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Семейное происхождение

В исламских историях, касающихся Шахрбану, обычно говорится, что она была дочерью Йездигерда III, последней Сасанидский император из Персии. Однако были даны и другие данные о ее отцовстве. Мухаммад ибн Ахмад Найсабури приводит предание, согласно которому она была дочерью отца Йездигерда принца Шахрияра, сына Хосрова II. Ибн Шахр Ашуб рассказывает, что ее отцом был нушиджан, персидский правитель, личность которого еще не выяснена. Однако это мнение меньшинства, и наиболее распространено мнение о том, что она дочь Йездигерда.

В сообщениях ничего не говорится о матери Шахрбану. У Йездигерд было несколько жен и наложниц, причем Ат-Табари и Ибн Халдун особо упоминали брак, который он заключил с женщиной в Мерве. Однако Замир Накви считает, что матерью Шахрбану была принцесса синдхов по имени Мах Талат или Маха Талат. Возможно, она была представительницей буддийской династии Рай, с которой императоры Сасанидов поддерживали хорошие отношения. Нынешний город Матли, где предположительно состоялась ее свадьба с Йездигерд, мог быть назван в ее честь.

Помимо Шахрбану, историк Аль-Масуди приводит имена четырех других детей Йездигерда III; два сына, а именно Пероз и Бахрам, и две дочери, Адраг и Мардаванд. Хотя исторически зарегистрировано, что ее братья сбежали к императору Тан из Китая, исламские традиции гласят, что сестры Шахрбану были схвачены вместе с ней. Один якобы женился на Абдулле, сыне халифа Умара, и стал матерью его сына Салима, а другой женился на Мухаммаде, сыне халифа Абу Бакра, и стала матерью его сына Касима. Другие предполагаемые братья и сестры также были приписаны Шахрбану, включая Гаянбану, которая была ее родной сестрой, Издундад, которая вышла замуж за еврейского эксиларха Бостаная, и Михрбану, которая вышла замуж за Чандрагупта, индийского короля Удджайна.

Взятие в плен и брак

В сообщениях о поимке Шахрбану обычно говорится, что она была захвачена во время мусульманского завоевания Хорасана либо Абдаллахом ибн Амиром, либо Хурайтом ибн Джабиром. Принцесса (возможно, вместе со своими сестрами) была впоследствии доставлена ​​в качестве рабыни в Медину, где она была представлена ​​халифу, который ал-Кулайни идентифицирует себя как Умар ибн аль-Хаттаб. В хадисе, сообщенном ас-Саффаром аль-Кумми в Баса'ир ад-Дараджат, дается следующий отчет о прибытии Шахрбану ко двору Умара:

Когда они пытались взять дочь Йездигерда Умару, она пришла в Медину; молодые девушки поднимались выше, чтобы увидеть ее, и мечеть Пророка освещалась ее сияющим лицом. Увидев Умара в мечети, она закрыла лицо и вздохнула: «Ах пируз бадха гормоз» (персидский : может Ормуз победить). Умар рассердился и сказал: «Она оскорбляет меня». В этот момент Повелитель правоверных (Али ибн Аби Талиб ) вмешался и сказал Умару: «Не вмешивайся, оставь ее в покое! Пусть она выберет мужчину среди мусульман, и он заплатит за нее цену. из добычи, которую он заработал ". Затем Умар сказал девушке: «Выбирай!» Она шагнула вперед и положила руку на голову Хусейна. Командир Правоверных спросил ее: «Как тебя зовут?» «Джахан Шах», - ответила она. И Али добавил: «Шахрбану тоже». Затем он повернулся к Хусайну и сказал ему: «Хусейн! Она будет матерью твоего сына, который будет лучшим из живущих в мире».

Между различными версиями существуют разногласия относительно деталей этой истории. В «Китаб аль-Кафи» аль-Кулайни было решение Умара, чтобы Шахрбану выбрал своего собственного мужа, а не Али. Кейкавус Кабуснама включает в себя участие Салмана Персидского. Уюн Ахбар аль-Рида от Ибн Бабавайха сообщает, что рассматриваемый халиф на самом деле был не Умаром, а его преемником, Усманом. В связи с этим историк Мэри Бойс заявляет, что в рассказе аль-Кумми не упоминается, что завоевание Хорасана произошло во время его правления, а также тот факт, что предполагаемый сын Шахрбану, Али, родился не раньше, чем через десять лет после смерти Умара.

Смерть
Храм Шахрбану в Рей, Иран

В самых ранних источниках, касающихся Шарбану, не упоминается ее окончательная судьба, вместо этого в первую очередь сосредотачиваясь на событиях ее захвата и свадьбы. В более поздних версиях рассказа были добавлены дополнительные подробности, и появилось несколько вариантов ее смерти. Литературные традиции гласят, что она умерла, родив сына Али ибн Хусейна в 659 году нашей эры. Утверждается, что она была похоронена в Джаннат аль-Баки в Медине, ее могила находится рядом с могилой ее зятя Хасана ибн Али.

Другой рассказ сообщает, что Шахрбану дожил до битвы при Кербеле в 680 году нашей эры. Став свидетелем резни своей семьи во время битвы, принцесса утонула в Евфрате, чтобы избежать унижения пленения со стороны Омейядов.

В третьей версии, как и в предыдущем рассказе, говорится что Шахбану был жив во время Кербелы, но в этой истории есть чудесный аспект. В нем говорится, что перед смертью Хусейн отдал Шахрбану свою лошадь и приказал ей бежать обратно на свою родину в Персию. Ее преследовали солдаты Язида, и когда она приблизилась к горам, окружающим Рей, она в отчаянии попыталась взывать к Богу. Однако в изнеможении она оговорилась и вместо того, чтобы сказать «Яллаху!» (О, Боже!), Она сказала: «Йа, ух!» (О, гора!). Затем гора чудесным образом открылась, и она въехала в нее, оставив после себя только часть своей вуали, которая была захвачена, когда пропасть закрылась позади нее. Это стало объектом почитания, и этот район стал святыней, а также популярным местом паломничества.

Мэри Бойс считала, что последняя история была изобретением 10-го века, считая, что это вероятно, что святыня ранее была посвящена зороастрийской богине Анахид. Она заявляет, что по мере того, как зороастризм и поклонение Анахиду стали менее преобладающими в регионе, вероятно, была установлена ​​связь между этим местом и Шахрбану, чтобы почитание персидской принцессы заняло его место. Также примечательно, что слово «Бану» (Леди) прочно ассоциируется с Анахид, что делает вероятным, что «Шахрбану» (Владычица земли) изначально использовалось для посвящения старой святыни.

Историчность

Историчность Шахрбану весьма спорна, и нет источника, который мог бы действительно подтвердить или опровергнуть ее существование. В то время как отец Хусейна, Али ибн Аби Талиб, несомненно, находился под влиянием женитьбы его на пленной дочери Йездигерда III, современные источники утверждают, что нет упоминания о таком событии. Ранние истории о вторжении в Персию таких авторов, как Ибн Абд Рабби и аль-Табари, часто написанные с большим вниманием к деталям, не устанавливают никаких отношений между царской семьей Сасанидов и жена Хусейна. То же самое можно сказать и о многих источниках, таких как ханафитский судья Абу Юсуф в его трактате о налогообложении Китаб аль-Харадж или Фирдоуси в его эпосе Шахнаме.

Первые упоминания о матери Али ибн Хусейна происходят двести лет спустя от Ибн Саада и Ибн Кутайбаха в 9 веке, которые оба описывают ее как рабыню из Синда по имени Газала или Солафа. Далее они утверждают, что после смерти своего отца Али освободил свою мать и выдал ее замуж за клиента Хусейна по имени Зуяид, от которого она родила сына Абдуллу. Якуби, который написал примерно в то же время, что и Ибн Кутейба, был первым, кто предположил, что мать Али была порабощенной дочерью Йездигерда, заявив, что Хусейн дал ей прозвище Газала. Тарих-и Кум и Фирак аш-Ши'а, написанные примерно в 10 веке, содержат аналогичную историю, но заявляют, что первоначально она называлась Шахрбану или Джаханшах, а затем была переименована в Солафа.

Там Следовательно, в ранних источниках есть соответствие между тем, что мать Али звали Газала или Солафа, и что она была восточной рабыней, принадлежащей Хусейну. Спор возникает только относительно ее первоначальной личности и дальнейшей судьбы. Ибн Бабавайх, однако, также писавший в 10 веке, записывает шиитскую традицию, которая объединяет эти две истории. В нем говорится, что Али был сыном дочери Йездигерд, которая умерла при родах. Впоследствии его воспитывала наложница Хусейна, которую публично считали его матерью. Когда позже Али организовал брак наложницы, над ним издевались, считая, что он отдал свою мать. Эта традиция поддерживает более ранние версии, а также дает объяснение противоречий. Основываясь на различных свидетельствах, Мэри Бойс предположила, что мать Али была наложницей синдхи, которую он позже освободил и устроил брак. История Шахрбану впоследствии появилась, чтобы объяснить аспекты, которые могли считаться неприятными.

Также считается, что легенда о Шахрбану использовалась, чтобы установить связь между доисламской Персией и шиизмом. что считается чрезвычайно важным аспектом для обращенных в Персию периода. Через Шахрбану шиитские имамы обладали легитимностью в двух формах: через их происхождение по отцовской линии от Али ибн Аби Талиба и Фатимы, дочери Мухаммеда., и их происхождение по материнской линии от древних персидских царей. Более поздние воплощения этой истории, возможно, усилили персидский аспект, имея в виду это, с усилением акцента на королевской власти принцессы. Али ибн Аби Талиб играет важную роль в этом, он и Шахрбану разговаривают на персидском, он настаивает на ее свободе и благородстве, а также предсказывает рождение будущего имама. Также примечательно, что в течение нескольких столетий писатели, которые рассказывали эту историю, были почти исключительно персами или персианизированными шиитами, такими как ал-Кулайни, Ибн Бабавайх и Ибн Шахр. Ашуб. Впоследствии оказывается, что Шахрбану послужил фактором сближения преследуемых шиитов и покоренных персов. Подобная попытка была предпринята несколько столетий спустя, чтобы связать мать двенадцатого имама с византийскими императорами и апостолом Симоном, тем самым связав имамов с Ши ' изм, мандеизм и христианство, хотя это оказалось менее успешным.

Иранский ученый и политик Мортеза Мотаххари выступил против этой аргументации, заявив, что потенциальная сасанидская родословная шиитских имамов не особо привлекла бы персов к шиизму. Отметив, что мать Язида III, как полагают, является дочерью Пероза III, Мотаххари добавил, что у персов не было аналогичной склонности к династии Омейядов. Точно так же генерал Омейядов Убайд Аллах ибн Зияд также не особо почитается из-за его персидского происхождения по материнской линии. В дополнение к этому, Мотаххари утверждал, что Шахрбану не почитают в Иране по сравнению с матерями других имамов, которые происходили из множества этнических групп, таких как Нарджис, который, как полагают, был римской наложницей..

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  1. SH Наср и Табатабаеи. Шиитский ислам. 1979. SUNY Press. ISBN 0-87395-390-8
  2. Сафави, Рахимзада. Дастан-и Шахрбану. 1948. LCCN 76-244526
  3. Сайид Агха Махди Лахнави, Саваних Хаят-и Хазрат Шахр Бано. LCCN 81-930254. Перепечатка 1981.
  4. "Алдараджат ол Рафи" (الدرجات الرفیع) стр. 215.
  5. "Муджем ол Баладан" (معجم البلدان) Том 2 стр. 196.
  6. "Нахдж аль Балага "письмо 45.
  7. " Нахдж аль-Балага "Проповедь 209 Собхи Салеха (خطبه صبح صالح).
  8. " Нафс аль-Рахман "(نفس الرحمان) с.139.
  9. «Манагиб эбне шахр ашуб» (مناقب ابن ر اشوب) Том 4, стр. 48.
  10. «Иранский дар Коран ва ревайат». 110>ISBN 964-6760-40-6. LCCN 2005-305310
Последняя правка сделана 2021-06-08 02:58:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте