Shadow play

редактировать
индонезийские (wayang ) фигуры театра теней

Shadow play, также известные как кукольный театр теней, это древняя форма повествования и развлечения, в которой используются плоские шарнирные вырезанные фигуры (теневые марионетки), которые удерживаются между источником света и полупрозрачным экран или холст. Вырезанные формы марионеток иногда включают полупрозрачный цвет или другие типы деталей. Различных эффектов можно добиться, перемещая куклы и источник света. Талантливый кукловод может заставить фигуры ходить, танцевать, драться, кивать и смеяться.

Игра с тенями популярна в разных культурах, как среди детей, так и среди взрослых во многих странах мира. Как известно, труппы теневых шоу есть более чем в 20 странах. Игра теней - старая традиция, и она имеет долгую историю в Юго-Восточной Азии, особенно в Индонезии, Малайзии, Таиланде и Камбодже. Это древнее искусство и живая народная традиция в Китае, Индии, Иране и Непале. Он также известен в Египте, Турции, Сирии, Греции, Германии, Франции и Соединенные Штаты.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Начало кинематографии
  • 2 Индия
  • 3 Индонезия
  • 4 Камбоджа
  • 5 Таиланд
  • 6 Малайзия
  • 7 Китай
    • 7.1 Материковый Китай
    • 7.2 Тайвань Ping
    • 7.3 Терминология
  • 8 Турция
  • 9 Европа
  • 10 Австралия
  • 11 Теневое кукольное искусство сегодня
  • 12 Галерея
  • 13 См. Также
  • 14 Ссылки
  • 15 Дополнительная литература
  • 16 Внешние ссылки

История

Игра теней, вероятно, возникла из «обычных» шоу с повествовательными сценами, нарисованными на большой ткани и история далее рассказывается через песню. Поскольку представления в основном проводились ночью, зал освещался масляной лампой или свечами. Театр теней, вероятно, зародился в Средней Азии - Китае или Индии в I тысячелетии до нашей эры. По крайней мере, примерно к 200 г. до н. Э. В индийских шоу tholu bommalata фигурки на тканях, кажется, были заменены куклами. Они исполняются за тонкой ширмой с плоскими шарнирными куклами из разноцветной прозрачной кожи. Куклы держат близко к экрану и освещают сзади, а руками и руками управляют с помощью прикрепленных трости и голеней, свободно раскачивающихся от колена.

Свидетельства театра теней можно найти как в древних китайских, так и в индийских текстах. Наиболее значительными историческими центрами театра теней были Китай, Юго-Восточная Азия и Индийский субконтинент.

Согласно Мартину Банхему, мало упоминается о театральной деятельности коренных народов на Ближнем Востоке между III веком н.э. и 13 век, включая века, последовавшие за исламским завоеванием региона. Театр теневых марионеток, утверждает Банхам, вероятно, вошел в моду на Ближнем Востоке после монгольских нашествий, а затем к 16 веку в него вошли местные новшества. В исламской литературе Ирана мало упоминаний о теневой игре, но многое можно найти на территориях, находящихся под влиянием Турции и Османской империи 19 века.

Хотя театр теней - азиатское изобретение, ручные куклы имеют долгую историю в Европе. Когда европейские торговые суда плыли в поисках морских путей в Индию и Китай, они способствовали распространению популярных развлечений и культурных практик в Европе. К 17 веку театр теней стал популярен во Франции, Италии, Великобритании и Германии. Во Франции игру с тенями рекламировали как ombres chinoises, а в других местах ее называли «волшебным фонарем». Гете помог построить театр теней в Тифурте в 1781 году.

Прелюдия к кинематографии

Согласно Стивену Герберту, популярный театр теней эволюционировал нелинейно в проецируемые слайды и, в конечном итоге, в кинематографию. Общим принципом в этих нововведениях было творческое использование света, изображений и проекционного экрана. По словам Олив Кук, есть много параллелей в развитии теневой игры и современного кино, таких как использование музыки, голоса, попытки представить цвета и массовую популярность.

Индия

Хануман и Равана в tholu bommalata, традиция теневых марионеток в Андхра-Прадеш, Индия

Теневые марионетки являются древней частью культуры Индии, особенно на региональном уровне, как keelu bomme и tholu bommalata в Андхра-Прадеш, togalu gombeyaata в Карнатака, чарма бахули натья в Махараштре, раваначхая в Одише, толпава коуту в Керале и тол боммалатта в Тамил Наду. Игра теней с марионетками также встречается в живописных традициях Индии, таких как роспись храмов, фолианты с вкладными листами и повествовательные картины. Формы танца, такие как Чхау из Одиша, буквально означают «тень». Театр танцевальной драмы театра теней обычно проводится на сценах, прикрепленных к индуистским храмам, и в некоторых регионах они называются мадам Куту или Кутхамбалам. Во многих регионах кукольные драмы ставятся семьями странствующих артистов на временных сценах во время крупных храмовых фестивалей. В их репертуаре преобладают легенды из индуистских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата». Однако детали и истории различаются в зависимости от региона.

В 19 веке и в начале 20 века колониальной эры индологи полагали, что теневые кукольные представления в Индии исчезли, хотя упоминаются на ее древнем санскрите. тексты. В 1930-х годах и после этого, как утверждает Стюарт Блэкберн, эти опасения по поводу его исчезновения были признаны ложными, поскольку появились доказательства того, что теневое кукольное искусство оставалось активной сельской традицией в горах центрального Кералы, большей части Карнатаки, северного Андхра-Прадеша, некоторых частях Тамил Наду, Одиша и южная Махараштра. Маратхи, особенно представители низшей касты, сохранили и энергично исполнили легенды индуистских эпосов как народную традицию. «Важность художников-маратхи подтверждается, - заявляет Блэкберн, - кукловодами, говорящими на маратхи в качестве родного языка во многих штатах Индии, не говорящих на маратхи.

Театр теней в Керале Файл: Tholpavakooth на Kollam.ogv Play media Легенда Рамаяны с ответ аудитории (45 секунд)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Согласно Бет Оснес, tholu bommalata театр теней восходит к III веку до нашей эры и с тех пор привлекает покровительство. Марионетки, использованные в представлении tholu bommalata, утверждает Филлис Диркс, представляют собой «полупрозрачные, роскошно разноцветные кожаные фигуры от четырех до пяти футов высотой с одной или двумя шарнирно сочлененными руками». Процесс изготовления кукол - сложный ритуал, когда семьи художников в Индии молятся, уединяются, создают необходимые художественные работы, а затем празднуют «метафорическое рождение марионетки» цветами и ладаном.

В толу пава куту в Керале используются кожаные куклы, изображения которых проецируются на экран с подсветкой. Тени используются для творческого выражения персонажей и историй в Рамаяне. Полное исполнение эпопеи может длиться сорок один вечер, а сокращенное - всего семь дней. Одной из особенностей шоу tholu pava koothu является то, что это командное выступление кукловодов, в то время как другие теневые пьесы, такие как ваянг в Индонезии, исполняются одним кукольником для той же истории Рамаяны. В Индии существуют региональные различия в кукольном искусстве. Например, женщины играют важную роль в театре теней в большинстве частей Индии, за исключением Кералы и Махараштры. Практически везде, кроме Одиши, куклы сделаны из дубленой оленьей шкуры, раскрашены и сочленены. Полупрозрачные кожаные куклы типичны для Андхра-Прадеша и Тамил Наду, тогда как непрозрачные куклы типичны для Кералы и Одиши. Труппы художников обычно несут более сотни кукол для представления в сельских районах Индии.

Индонезия

Ваянг кулит Спектакль с тенями в Семаранге, Центральная Ява

Театр теней называется ваянг в Индонезии, где драматическая история рассказывается сквозь тени, отбрасываемые марионетками, а иногда и в сочетании с человеческими персонажами. Форма искусства прославляет индонезийскую культуру и артистический талант; его происхождение восходит к средневековому распространению индуизма и появлению толу боммалата (кукольное искусство на основе кожи) из южной Индии. Около 860 г. н.э. в старояванской хартии, изданной Махараджей Шри Локапала, упоминаются три типа исполнителей: атапукан, аринггит и абанол. Ринггит описан в яванском стихотворении XI века как кожаная тень.

Ваянг кулит, стиль игры с тенями ваянг, особенно популярен в Яве и Бали. Термин, производный от слова ваянг, буквально означает «тень» или «воображение» на яванском ; это также означает «дух». Слово кулит означает «кожа», поскольку материал, из которого сделана марионетка, - это тонкие перфорированные листы кожи, сделанные из шкуры буйвола.

Представления театра теней на Бали обычно проходят ночью, до рассвета. Полные труппы ваянг-кулит включают даланг (кукловод), наягу (гамелан игроков) и синден (хоровую певицу). Некоторые из наягов также выступают в качестве хоровых певцов. Даланг (кукловод) исполняет вайанг за хлопковой ширмой, освещенной масляной лампой или современной галогенной лампой, создавая визуальные эффекты, похожие на анимацию. Плоская марионетка имеет подвижные суставы, которые анимируются вручную с помощью стержней, соединенных с марионеткой. Рукоять удочки сделана из резного буйволиного рога. 7 ноября 2003 года ЮНЕСКО объявило ваянг кулит из Индонезии одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Камбоджа

камбоджийской теневой марионетки с изображением Ситы

Ин. Камбоджа, игра теней называется Nang Sbek Thom, или просто Sbek Thom (буквально «большая кожаная шкура»), Sbek Touch («маленькая кожаная шкура») и Sbek Por («цветная кожаная шкура»).

Это совершается во время священных храмовых церемоний, на частных мероприятиях и для публики в деревнях Камбоджи. Популярные пьесы включают эпосы Рамаяна и Махабхарата, а также другие индуистские мифы и легенды. Представление сопровождается оркестром pinpeat.

Sbek Thom основан на камбоджийской версии индийского эпоса Рамаяна, эпической истории о добре и зле с участием Рамы, Сита, Лакшмана, Хануман и Равана. Это священное представление, воплощающее кхмерские верования, построенные на основах и мифологиях брахманизма и буддизма.

Камбоджийские теневые куклы сделаны из коровьей шкуры, и их размер обычно довольно велик, изображая вся сцена, включая ее фон. В отличие от своих яванских коллег, камбоджийские теневые марионетки обычно не имеют шарнирного соединения, что делает руки фигурки неподвижными, и остаются неокрашенными, сохраняя первоначальный цвет кожи. Главный центр производства теневых марионеток - Ролуос недалеко от Сиемреапа. Камбоджийские куклы теней - одно из культурных представлений, устраиваемых для туристов вместе с традиционными камбоджийскими танцами.

Фигуры Сбека Тома не похожи на кукол, потому что они большие и тяжелые, без подвижных частей. Sbek Touch, напротив, представляют собой марионетки гораздо меньшего размера с подвижными частями; их шоу были более популярными. В пьесе «Тень Сбека Тома» участвует множество кукловодов, танцующих на экране, каждый кукловод играет одного персонажа Рамаяны, в то время как отдельные рассказчики рассказывают историю в сопровождении оркестра.

Таиланд

Тайский кукольный театр теней и кукловод

Театр теней в Таиланде называется нанг яй ; на юге существует традиция под названием нанг талунг. Марионетки Нанг Яй обычно изготавливаются из воловьей кожи и ротанга. Выступления обычно сопровождаются комбинацией песен и песнопений. Выступления в Таиланде были временно приостановлены в 1960 году из-за пожара в национальном театре. Драма Нанга повлияла на современное тайское кино, включая таких режиссеров, как Черд Сонгсри и Пают Нгаокрачанг.

Малайзия

Рама в малазийской пьесе теней

В Малайзия, кукольные представления теней также известны как ваянг кулит. В малайском вайанг означает «театр», а кулит означает «кожа / кожа» и относится к марионеткам, сделанным из кожи. Представленные истории обычно мифические и моральные. В пьесах есть воспитательная мораль, в которых обычно изображается битва. Малайские игры теней иногда считаются одними из самых ранних примеров анимации. Ваянг-кулит в северных штатах Малайзии, таких как Келантан, находится под влиянием тайских теневых марионеток и похож на них, в то время как ваянг-кулит на юге Малайского полуострова, особенно в Джохоре, заимствован из яванского индонезийского ваянг кулит с небольшими отличиями в сюжете и исполнении.

Марионетки сделаны в основном из кожи и управляются с помощью палок или бизоньих ручек из рогов. Тени отбрасываются с помощью масляной лампы или, в наше время, галогенного света на тканевый фон хлопок. Они часто ассоциируются с музыкой гамелан.

Китай

Материковая часть Китая

Эта китайская теневая марионетка иллюстрирует декоративные детали, изображенные на рисунках. Из коллекции Детского музея Индианаполиса.

Существует несколько мифов и легенд о происхождении теневого кукольного театра в Китае. Самый известный из них гласит, что китайское теневое кукольное искусство возникло, когда умерла любимая наложница из императора Ву Хань (156 г. до н.э. - 87 г. до н.э.), и волшебник Шао-вэн пообещал поднять ее дух.. Император мог видеть тень, похожую на ее движение, за занавесками, которые маг поместил вокруг горящих факелов. Часто говорят, что маг использовал теневую марионетку, но исходный текст в Книге Хань не дает оснований полагать, что это связано с теневой марионеткой. Хотя существует множество более ранних записей о всевозможных марионетках в Китае, четкое упоминание китайской игры с тенями не встречается до династии Северной Сун (960–1127). В книге 1235 года упоминается, что марионетки изначально были вырезаны из бумаги, но позже сделаны из цветной кожи или пергамента. Рассказы в основном основывались на истории и полуфактах, полуфантастике, но были и комедии.

Театр теней стал достаточно популярен еще в династии Сун, когда праздники отмечались презентацией. многих теневых пьес. Во время династии Мин только в городе Пекине было от 40 до 50 трупп теневого шоу трупп. Самые ранние экраны театра теней были сделаны из тутовой бумаги. Рассказчики обычно использовали это искусство, чтобы рассказывать о событиях между различными военными царствами или рассказывать истории из буддийских источников. Сегодня куклы, сделанные из кожи и перемещаемые на палках, используются для рассказа драматических версий традиционных сказок и мифов. В провинции Ганьсу он сопровождается музыкой Даоцин, а в Цзилине аккомпанирующая Хуанлун музыка составляет основу современной оперы..

Китайский теневой кукольный театр показан в фильме 1994 Чжан Имоу Жить.

Тайвань Пин

Истоки Тайваня Театр теней в России восходит к школе театра теней Чаочоу. Театры теней, известные как «шоу кожаных обезьян» или «шоу из кожи», были популярны в Тайнане, Гаосюне и Пиндуне еще в династии Цин (1644-1911 гг.). По оценкам старших кукловодов, в последние годы Цин на юге Тайваня было по крайней мере сотня трупп теневых марионеток. Традиционно кукольные фигуры от восьми до двенадцати дюймов, а также сценические декорации и реквизит, такие как мебель, природные пейзажи, пагоды, залы и растения, вырезаются из кожи. Поскольку теневой кукольный театр основан на свете, проникающем через полупрозрачный лист ткани, «тени» на самом деле являются силуэтами, которые зрители видят в профиль или лицом. Тайваньские теневые пьесы сопровождаются мелодиями Чаочоу, которые часто называют «мелодиями священника» из-за их сходства с музыкой, которую даосские священники используют на похоронах. На Тайване сохранился обширный репертуар из примерно 300 сценариев южной школы драмы, используемых в теневом кукольном театре и датируемых четырнадцатым и пятнадцатым веками, и считается бесценным культурным достоянием.

Терминология

Для описания различных форм используется ряд терминов.

  • 皮影戏, píyĭngxì - театр теней, в котором используются кожаные куклы. Фигуры обычно перемещаются за тонкий экран. Это не совсем демонстрация теней, поскольку тень больше похожа на силуэт. Это придает фигурам некоторый цвет на экране; они не на 100% черно-белые.
  • 纸 影 戏, zhĭyĭngxì - это бумажный театр теней.
  • 中国 影 戏, Zhōngguó yĭngxì - китайский театр теней.

Турция

Театр теней Карагёз марионетки из Турции

Более непристойная комедийная традиция игры теней была широко распространена в Османской империи, возможно, с конца 14 века. Он был сосредоточен на контрастном взаимодействии между фигурами Карагёз и Хасиват : беспринципным крестьянином и его суетливым образованным товарищем. Вместе с другими персонажами они представляли все основные социальные группы османской культуры. Обычно это выполнял один кукловод, который озвучивал десятки персонажей, и ему мог помогать ученик, передававший ему куклы. Представление могло быть открыто певцом в сопровождении бубна. Его происхождение неясно, хотя, вероятно, происходит из азиатского источника.

Театральные куклы Карагеза имеют суставные конечности и сделаны из шкуры верблюда или буйвола. Шкура делается прозрачной и цветной, в результате получаются красочные проекции. Высота кукол обычно составляет 35-40 см.

В 19 веке эти персонажи были адаптированы к греческому языку и культуре, Карагез и Хасиват стали Карагиозисом и Хаджиаватисом, где каждый из персонажей принимает стереотипно греческие личности. Эта традиция процветала по всей Греции после обретения независимости как популярное развлечение среди преимущественно взрослой аудитории, особенно до того, как возникла конкуренция со стороны телевидения. Однако в рассказах сохранилась обстановка периода последних лет Османской империи. Театр Карагиозис пережил некоторое возрождение в последние годы, и предполагаемая аудитория, как правило, состоит из несовершеннолетних.

Театр Карагёз был адаптирован также в Египте и Северной Африке.

Европа

Театры теней распространились по Европе через Италию в конце 17 века. Известно, что в этот период несколько итальянских шоуменов выступали в Германии, Франции и Англии. В 1675 году немецкий эрудит и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц задумал своего рода всемирную выставку, на которой будут представлены все виды новых изобретений и зрелищ. В рукописном документе он предположил, что он должен включать театр теней.

Французские миссионеры привезли шоу теней из Китая во Францию ​​ в 1767 году и поставили спектакли в Париже и Марсель, вызвав настоящий переполох. Со временем ombres chinoises (по-французски для «китайских теней») с местной модификацией и приукрашиванием превратились в ombres françaises и пустили корни в стране. Популярность ombres chinoises отразила шинуазри моду того времени.

Французский шоумен Франсуа Доминик Серафин впервые представил свой теневой спектакль в hôtel speculier в Версале в 1771 году. Он продолжал выступать в Версальском дворце перед королевской семьей. В 1784 году Серафин переехал в Париж, давая свои спектакли в своем постоянном театре во вновь открытом Пале-Рояле с 8 сентября 1784 года. Спектакли адаптировались к политическим изменениям и пережили Французскую революцию. Серафин разработал использование часового механизма для автоматизации шоу. Его племянник принял спектакль после смерти Серафина в 1800 году, и его наследники продолжали шоу до закрытия театра в 1870 году.

В 1775 году Амброджо (также известный как Амбруаз и Амвросий) поставил грандиозные шоу в Париже и Лондоне.

Рабочие сцены перемещают цинковые фигурки за экраном Театра д'Омбр в Le Chat Noir

Искусство было популярным развлечением в Париже в 19 веке, особенно в знаменитом парижском районе ночных клубов Монмартр. В период с 1885 по 1896 год кабаре Le Chat noir («Черная кошка») под руководством Родольфа Сали подготовило 45 спектаклей в Театре д'омбре. За ширмой на втором этаже заведения художник Анри Ривьер работал с 20 ассистентами в большом кислородно-водородном помещении для выступлений с задней подсветкой и использовал двойной оптический фонарь для проецирования фона. Изначально фигурки были вырезаны из картона, но с 1887 года их заменили цинковыми. В создании фигур принимали участие различные художники, в том числе Стейнлен, Адольф Виллет и Альберт Робида. Каран д'Аш разработал около 50 фигурок для очень популярного шоу 1888 года L'Epopée. Музей д'Орсе насчитывает около 40 оригинальных цинковых фигурок в своей коллекции. Другие кабаре выпускали свои собственные версии; омбре превратились в многочисленные театральные постановки и оказали большое влияние на фантасмагорию.

Французские куклы теней . Часть коллекции Museo del Precinema, Падуя, Италия

В Италии Museum of Precinema collezione Миничи Зотти в Падуе хранит коллекцию из 70 французских теневых марионеток, подобных тем, что используются в кабаре Le Chat Noir, вместе с оригинальным театром и нарисованными задниками, а также двумя волшебными фонарями для проецирования сцен. На данный момент идентифицированы теневые пьесы: La Marche a l'étoile (представленный Анри Ривьер), Le Sphinx (представленный Амеде Виньола), L'Age d'or и Le Carneval de Venise, и предполагается, что теневые куклы были созданы для гастролей во Франции или за рубежом в конце 19 века.

В настоящее время несколько театральных трупп во Франции развивают практику теневых марионеток: Le Théâtre des Ombres, Le Théâtre du Petit Miroir, Le Театр Les Chaises и La Loupiote.

Австралия

Ричард Брэдшоу - австралийский теневой кукловод, известный своими персонажами, такими как «Супер Кенгуру». Кукольный театр Брэдшоу был показан в телевизионных программах, созданных Джимом Хенсоном.

Театр теней в Анафории (переехал в Австралию из Калифорнии) сочетает в себе воссозданные и оригинальные куклы с множеством источников света. Компания находится под руководством Крейга Грэйди.

Дебютная игра Projection: First Light австралийской компании Shadowplay Studios, вдохновленная кукольным театром теней, а ее художественный стиль воспроизводит традиционный холст для игры с тенями с использованием черного реквизита и фонов цвета сепии. Они посетили Ричарда Брэдшоу, чтобы больше узнать о теневом кукольном, сделать свою игру более аутентичной и получить отсылки к теневым кукольным персонажам игры.

Теневой кукольный театр сегодня

Тень кукольник, 2006

В 1910-х годах немецкий аниматор Лотте Рейнигер впервые применила силуэтную анимацию как формат, в котором марионетки, похожие на игру теней, снимаются кадр. покадрово. Эта техника была поддержана последующими аниматорами и применяется до сих пор, хотя cel-анимация и компьютерная анимация также использовались для имитации игры теней и анимации силуэтов. Традиционный китайский теневой кукольный театр был представлен публике в Соединенных Штатах в 1920-х и 1930-х годах благодаря усилиям. Современные художники, такие как Энни Кацура Роллинз, увековечили среду, иногда сочетая ее с западным театром.

Театр теней по-прежнему популярен во многих частях Азии. Прахлад Ачарья - один знаменитый индийский маг, который использовал это в своих выступлениях.

В 2010-х исполнитель Том МакДонах представил 3-D теневых марионеток и использование вырезанных лазером объектов.

Иногда это также появляется в вестерне популярная культура, например в:

Галерея

См. также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Керрелл, Дэвид, Введение в Марионетки и изготовление кукол, New Burlington Books, (1992) ISBN 1-85348-389-3
  • Логан, Дэвид, Кукольный театр, Brisbane Dramatic Arts Company (2007) ISBN 978-0-9804563-0-1
  • Фан Пен Чен тр., "Видения для масс; Китайские теневые пьесы из Шэньси и Шаньси", Итака: Серия Корнелл, Восточная Азия, (2004) ISBN 978-1-885445-21-6
  • Гулам-Сарвар Юсоф, Словарь традиционного театра Юго-Восточной Азии, Oxford University Press, (1994) ISBN 967-65-3032-8

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Shadow play.
Последняя правка сделана 2021-06-08 02:43:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте