Сёэн

редактировать
Карта периода Нара сён в Нукута-дера в современном Яматокорияме, Префектура Нара. 8 век, в коллекции Национального музея истории Японии

A сён (荘 園 или 庄園, сёэн) был полем или имением в Японии. Японский термин происходит от династии Тан китайского термина «莊園» (мандаринский: zhuāngyuán, кантонский: zong1 jyun4).

Сёэн, примерно с 8-го по конец 15-го века, описывает любые частные, не облагаемые налогами, часто автономные поместья или поместья, рост которых подорвал политическую и экономическую власть императора и способствовал росту могущественные местные кланы. Поместья возникли из земельных участков, закрепленных за официально санкционированными синтоистскими святилищами или буддийскими храмами или подаренных императором в качестве подарков императорской семье, друзьям или должностным лицам. По мере роста этих поместий они стали независимыми от гражданской административной системы и способствовали росту местного военного класса. С установлением сёгуната Камакура, или военной диктатуры, в 1192 году назначенные централизованно управляющие ослабили власть этих местных землевладельцев. Система сёэн перестала существовать примерно в середине 15 века, когда деревни стали самоуправляющимися единицами из-за лояльности феодалу (даймё ), который разделил эту территорию на феодальные владения и собрал фиксированный налог.

После распада системы рицуриō сложилась феодальная система поместий. Землевладельцы или владельцы имен рекомендовали долю полученного дохода (называемую сики) более влиятельным лидерам, часто в суде, чтобы освободить их от налогов и подорвать систему «равных полей» в китайском стиле, согласно которой земля был перераспределен через определенные промежутки времени. В период Камакура иерархия именников, управляющих поместьем (дзито ), сюго (военный губернатор провинции) и сёгуна в Камакура эволюционировал. Эти сёэн были полностью свободны от вмешательства со стороны правительства, которое, следовательно, не имело права голоса или контроля над тем, что происходило в пределах сёэн.

К концу периода Хэйан практически вся японская земля превратилась в сёэн и продолжала существовать в течение Онинской войны до периода Сэнгоку.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 До системы рицурё
    • 1.2 Земельная политика в период Нара
    • 1.3 Сёки-сён
    • 1.4 Формирование Тюсэй-сюэн
      • 1.4.1 Кансёфу-сю
      • 1.4.2 Кокумен-сю
      • 1.4.3 Риндзидзёяку-мендзё-сюен
    • 1.5 Сён в период Муромати
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки

История

Появился Сён в 6 веке и исчез в 16 веке. Их можно различать по историческим периодам, и сюэн каждого периода имел специфические особенности в своем формировании и взаимоотношениях с земледельцами своих полей. Существует два основных периода развития сёэн, хотя на самом деле существуют более мелкие и более подробные категории. Первый тип; которые возникли в середине периода Нара, теперь называются сёки-сён (初期 庄園, букв. «ранний сёэн»). Сёены второго типа, продолжавшиеся с середины периода Хэйан до периода Сэнгоку, называются chūsei-shōen (中 世 荘 園, букв. "Средневековый" Шоэн "). Обратите внимание, что эти имена и различие между ними являются современными концепциями, исторически не использовались и не могут быть найдены в исторических записях.

До системы рицурё

Самые ранние предшественники сёэн - татокоро или наритокоро (田庄); который считается одной из этимологий термина shōen. До системы рицурё или реформы тайка земля была поделена между могущественными семьями, исторически называемыми годзоку (豪族), или влиятельными буддийскими храмами, и они разместили сооружения, называемые якэ (宅) на этих землях, чтобы руководить управлением сельским хозяйством, вооружением, торговлей и торговлей. В ранних документах термины яке и татокоро использовались почти взаимозаменяемо для обозначения этих административных объектов, и поэтому считается, что татокоро выполнял функции, аналогичные яке. Вскоре, однако, значение татокоро было расширено, чтобы обозначать не только первоначально указанные административные объекты, но и обрабатываемые земли, которыми они управляли.

Земельная политика в период Нара

Новая политика центрального правительства в период Нара, первоначально разработанная для поощрения мелиорации, сыграла важную роль в развитии сёэн. Земельная политика ritsury называлась handen-shūju-sei (班 田 収受 制) и была похожа на китайскую систему равных полей (均田 制), но была разница в обращении с мелиорированными полями. Если в то время кто-то освоил бы пустоши в Японии, поле было бы лишено собственности, и он не смог бы обрабатывать поле; в то время как если кто-то осваивает поле в Китае, он может возделывать землю при условии, что поле меньше размеров, установленных законом. Таким образом, не было стимула для освоения земель и разработки новых полей, и было освоено мало земли, хотя население постоянно увеличивалось. Таким образом, нехватка полей превратилась в социальную и экономическую проблему. Чтобы решить эту проблему, в 723 году центральное правительство издало закон санзэ-иссин-хо (三世 一身 法), который способствовал мелиорации. Этот закон позволял возделывать любое мелиорированное поле, а при соблюдении определенных условий - поля, осваиваемые родителями или бабушками и дедушками. Двадцать лет спустя, в 743 году, центральное правительство издало новый закон, способствующий мелиорации, названный konden-einen-shizai-hō (墾 田永 年 私 財 法), который предусматривал наследование права на возделывание мелиорированных полей на неограниченный срок. Этот закон привел к массовому освоению земель богатыми людьми, и это, в свою очередь, оказало значительное влияние на развитие сёэн.

Сёки-сюэн

Одной из особенностей, которая отличает ранние или сёки-сюен от средневековых сёэн, является их способ формирования. Большинство сёки-сёэн были основаны буддийским храмом или центральным дворянином, получив в собственность два вида рисовых полей: те, которые существовали до владения храмом или дворянином; и те, которые были возвращены по приказу храма или знатного человека, который правил сёэн. Сёэн, состоящий в основном из недавно освоенных земель, характеризует сёки сёэн, и, соответственно, сёки-сюен иногда называют конденчи-кэй-сюэн (墾 田地 系 荘 園, букв. «Поместья мелиорированных полей»).

Еще одна особенность сёки-сёэн - это ежегодная система аренды рисовых полей. В сёки-сёэн не было постоянных жителей, а на полях сёки-сёэн не было постоянных земледельцев, поэтому права на возделывание земли были сданы в аренду по контракту на год крестьянам, населявшим окрестности вокруг сёэн. Поэтому было необходимо привлечь помощь крестьян, которые выполняли почти всю работу по обработке земли, чтобы обеспечить стабильную рабочую силу для обработки и освоения новых полей. Владелец сёки-сюен часто использовал систему местного управления Дайдзё-кан, куни и кри, чтобы удовлетворить эту потребность; владелец шоки-сюэн, который обычно назначался центральным правительством кокуши (国 司, глава или офицер куни ), назначал местного вождя крестьян гунджи (郡 司, главой или офицер кри ) для набора и управления рабочей силой для сёэн.

Формирование Тюсэй-сюэн

Средневековые или тюсэй-сюэн отличаются от сёки-сюен главным образом наличием сёмина (荘 民, крестьяне, постоянно проживающие на земле сёэн) и властью владельца Сёэн имел над сёмин. В то время как в шоки-сёэн не было сёмина, а власть землевладельцев среди практикующих была слабее, чем у правительства, у сюсэй-сюена был сёмин, и большинство культиваторов были сёминами, и власть хозяина сёэн стала более могущественной, чем власть правительства. Владелец сёэна мог изгонять крестьян, которые не подчинялись ему, из сёэна и мог обнародовать свои собственные уголовные кодексы за уголовные преступления или измену, чтобы обеспечить такой контроль над сёмином. Иными словами, владельцы сёэн, которые изначально культивировали влияние на правительство в столице в период Нара, пришли к тому, чтобы отказаться от связи с центральным правительством и укрепить свою власть над местными крестьянами.

Еще одна отличительная черта сюсэй-сюэн - это освобождение от некоторых видов налогов, взимаемых центральным правительством. В середине или в конце периода Хэйан существовало два вида налогов. Одним из видов налога был барщин труд под надзором куни, а другим был налог на сельскохозяйственные продукты (около трех процентов риса или других сельскохозяйственных продуктов). Чтобы уклониться от этих налогов, крестьяне хотели, чтобы ими правили и защищали владельцы сёэн, которые обычно были политически влиятельными буддийскими храмами, синтоистскими святилищами или придворными дворянами. Чтобы добиться этой защиты со стороны владельцев сёэн, крестьяне передавали номинальную земельную собственность на возделываемые ими поля владельцам сёэн. Эти поля, номинально переданные в собственность сёэн, исторически назывались кишинчи (寄 進 地, «пожертвованные земли»). Затем владельцы сёэн, получившие «пожертвованные земли» от крестьянского населения сёмин, вели переговоры с кокуши или напрямую с центральным правительством и добивались освобождения от налогов. Большинство тюсэй-сюэн собрали огромное количество полей в процессе получения пожертвованных земель от крестьян в качестве кишинчи. В этом смысле тюсей-сюэн иногда называют кишинчи-кей-сюэн (寄 進 地 系 荘 園, букв. «Поместья пожертвованных полей»).

Между тем появились сёэн, которые собирали территорию, лишая крестьян права собственности на землю. В некоторых случаях владельцы сёэн требовали дань от крестьян, возделывающих соседние поля, и если крестьяне не могли платить эту дань, сёэн конфисковывали поля. В других случаях крестьянин не мог выплатить арендную плату за право возделывания сёэн земли, и владелец сёэн, который был кредитором земледельца, лишал его земельных прав в качестве замены кредита, и в этом случае крестьянин становился связанным сён как сёмин, а не земледелец. Этот вид сёэн иногда называют konden-shūseki-shōen (墾 田 集 積 荘 園, букв, «владения накопленных полей»).

Было несколько видов сюсэй-сюен, и каждый из них имел особый процесс освобождения от налога:

Каншёфу-сю

Каншёфу-шо (官 省符 荘) shōen, где в официальных процедурах было разрешено освобождение от так (租, вид налога, три процента от общего урожая риса). В системе рицурё могущественные синтоистские святилища и буддийские храмы имели право получать рис в качестве поддержки от центрального правительства. Каждому святилищу или храму были отведены определенные поля, и рис взимался с крестьян, возделывающих отведенные поля. В VIII веке в некоторых сёэн полупостоянное землевладение на полях и освобождение от него на полях разрешалось Дайдзё-каном, который осуществлял освобождение от налогов, и Министерством народного просвещения. Дела (民 部 省, Минбушō) уведомили владельца полей о разрешении, используя документ под названием минбушо-фу (民 部 省 符, «Свидетельство о народных делах») или «устав». Позже разрешение Дайдзё-кана не для храмов и святынь, а для могущественных вельмож постепенно увеличивалось.

Кокумен-сю

Кокумен-сю (国 免 荘) - это разрешенное освобождение от той или иной дани в системе бэмпо или бинхо (便 補). В то время куни был обязан выплачивать владельцу сёэна пособия, размер которых определялся центральным правительством с учетом его достоинства. Система бэмпо - это средство, обычно используемое, когда куни не мог подготовить пособия, поскольку налогообложение крестьян, возделывающих общественные поля, не функционировало должным образом; Куни передал владельцу сёэн право налогообложения с полей, размеры которых соответствовали размеру пособий. Это поле обычно выбиралось по просьбе владельца сёэн из полей, которые владелец сёэн получил от крестьян как кишинчи, и это означало практическое освобождение от налогов. Эта система не была признана центральным правительством, и договор бэмпо стал недействительным, когда срок полномочий кокуши, заключившего контракт, истек. Однако в большинстве случаев новые кокуши не могли отказать в просьбе владельца сёэн о продолжении контракта, потому что им было жаль накопившейся задолженности по просроченным выплатам, которые не были оплачены, пока бэмпо выполнялось в качестве замены платежа. Следовательно, эти поля были созданы как территория, освобожденная от той или иной дани, взимаемой центральным правительством.

В 10-м и 11-м веках кокумэн-сю быстро увеличивалось, и в 1040 году центральное правительство не могло продолжать игнорировать кокумэн-сю и, наконец, прямо запретило новое разрешение куни на освобождение от налогов. Этот обряд теперь называется chōkyū-shōen-seiri-rei («Приказ по избавлению от Сёэна в эпоху Чокью» на японском языке).

Риндзидзёяку-мендзё-сён

Риндзидзёяку (臨時 雑 general) - это общий термин, налагаемый на крестьян в качестве налога государством с середины до конца периода Хэйан. и риндзидзёйаку-мендзё-сён (臨時 雑 役 免除 荘 園) - это сёэн разрешенное исключение из риндзидзёяку. Было два основных процесса формирования риндзидзояку-мендзё-сюэн. Одним из них был процесс переговоров владельца сёэна с кокуши; Владелец сёэн отказался от права использовать часть рабочей силы риндзидзёяку и вместо этого добился освобождения от риндзидзёяку крестьян, проживающих в определенной местности. Другой - это процесс системы bempo. Однако неоднократное освобождение от риндзидзояку привело к нехватке кишинчи у некоторых владельцев сёэн, которые не были освобождены от риндзидзояку. Во время практики бэмпо, если все кишинчи владельца сёэн освобождались от риндзидзояку, владельцу сён давалось право использовать рабочую силу на определенных общественных полях. Это привело к поглощению общественных полей территорией сёэн, а в 11 веке было запрещено новое освобождение от риндзидзёяку полей, на которые не распространялась ни та, ни другая дань.

Сён в период Муромати

После Войны Онин сила сёэн исчезла, когда новый даймё пришел к власти над двором. Эти даймё распустили или уничтожили сёэн, предпочитая держать крестьян под своим прямым контролем и фактически сделав их крепостными в обмен на их защиту.

См. Также

Ссылки

  • Эдвард Каплан, Университет Западного Вашингтона. Феодальный процесс средневековой Японии, по состоянию на 4 декабря 2008 г.
  • (на японском) Амино Ёсихико и др., Шоэн но сейрицу то рёю 荘 園 の 成立 と 領有 [Возвышение японских поместий и их территориальные права], (Кодза Нихон сёэн ши 講座 日本 荘 園 史, 2), Токио: Йошикава Кобункан, 1991; ISBN 4-642-02692-4.
  • Холл, Джон Уитни. «Термины и понятия в японской средневековой истории: исследование проблем перевода». Журнал японоведов 9/1 (Зима, 1983), стр. 29, с.в. shōen.
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:27:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте