Сейди Али Рейс

редактировать
Сейди Али Рейс
Родился1498. Галата, Османская империя Империя
Умер1563. Константинополь, Османская империя
НациональностьОсманская
ИзвестнаНаписав несколько книг о путешествиях, мореплавание и астрономия

Сейди Али Рейс (1498–1563), ранее также написано Сиди Али Рейс и Сиди Али Бен Хоссейн, был османским адмиралом и навигатор. Известный также как Катиб-и Руми, Галатали или Сиди Али Челеби, он командовал левым крылом османского флота в морской битве при Превезе в 1538 году. Позже он был произведен в чин адмирала флота., и поэтому он несколько раз встречался с португальскими войсками, базировавшимися в индийском городе Гоа в 1554 году.

Сегодня он известен своими книгами о путешествиях, такими как как Mir'ât ül Memâlik (Зеркало стран, 1557), в котором описываются земли, которые он видел на обратном пути из Индии в Константинополь, а также его книги по навигации и астрономии, такие как Mir'ât-ı Kâinât (Зеркало Вселенной) и Kitâb ül Muhit: El Muhit fî Ilmi'l Eflâk ve'l Buhr (Книга региональных морей и науки астрономии и навигации), которые содержат информацию о методах навигации, методах определения направления, исчислении времени, использовании компаса, информации о звездах, календаре солнца и луны, ветре и морских течениях, а также портолан информация о портах, гаванях, прибрежных поселениях и островах в различных регионах Османской империи. Его книги переведены на множество языков, включая английский, французский, итальянский, немецкий, греческий, Арабский, персидский, урду, русский и бенгальский и считаются одними из лучших литературных произведений периода Османской империи..

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Начало карьеры в Османском флоте
  • 3 Командующий Османским флотом в Индийском океане
  • 4 Перетащили в Гуджарат: слоновий тайфун в Индийском океане
  • 5 дней в Гуджарат
  • 6 Путешествие по суше в Османскую империю
  • 7 Возвращение в Константинополь
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
  • 11 Литература
Общие сведения

Сейди Али Рейс родился в Галате за Золотым Рогом из Константинополя в семье турецкой, которая берет свое начало в Синопе на черноморском побережье Турции. Его дедом был Терсан Кетхудаси (командующий Османским Имперским военно-морским арсеналом ) во время правления султана Мехмеда II, а его отец, Хусейн Рейс, был Кетхудой (командиром) Bahriye Dârü's-Sınaası (Центр военно-морской промышленности) в Галате, на северном берегу Золотого Рога. Карьера его отца в качестве высокопоставленного моряка и морского инженера оказала большое влияние на будущее Сейди Али, который в юном возрасте начал работать в военно-морском арсенале. Помимо интереса к морскому делу, Сейди Али также получил хорошее образование в таких позитивных науках, как математика, астрономия и география. Он также преуспел в литературе и теологии и был выдающимся поэтом. Со временем он стал высокопоставленным офицером военно-морского арсенала и получил звание Рейса (использовалось как для капитана, так и для адмирала в период Османской империи).

Начало карьеры в Османском флоте
Сейди Али Рейс командовал левым крылом Османского флота в военно-морском битве при Превезе в 1538 году

Начиная с осады Родоса (1522), Сейди Али Рейс участвовал во всех крупных военно-морских кампаниях Османского флота в. Он командовал левым крылом османского флота Хайреддина Барбаросса-паши, который победил Священную лигу Карла V под командованием Андреа Дориа на Битва при Превезе (1538). Он также командовал несколькими кораблями флота Синан-паша и Тургут Рейс, которые завоевали Триполи в Ливии из Испании и Мальтийских рыцарей в 1551 году. Позже он принимал участие в военно-морских кампаниях Османской империи на западном побережье Средиземного моря.

Сейди Али Рейс впоследствии был повышен до званий Азеплера Катиби, Терсана Кетхудаси (командующий Османским имперским военно-морским арсеналом) и Хасса Донанма Рейси (командующий Османским центральным флотом).

Командующий Османским флотом в Индийском океане
Португальцы устроили засаду на галеры Сейди Али Рейса, как это показано в книге Ливро де Лисуарте де Абреу

Пока султан Сулейман Великолепный находился в своей зимней резиденции в Алеппо к концу 1552 года, он назначил Сейди Али Рейса новым командующим Османским флотом в Индийском океане, базирующимся в Суэце (Египет ), с другими портами приписки в Адене (Йемен ) и Басре (Ирак ). Его предшественниками в этом звании были знаменитый османский адмирал и картограф Пири Рейс и адмирал Коджа Мурат Рейс, которые также участвовали в битве при Превезе в 1538 году.

Сейди Али Рейс покинул Алеппо 7 декабря 1553 года и, посетив многочисленные религиозные места и важные города в регионе, наконец прибыл в Басру на Персидский залив к началу февраля 1554 года. Его задача заключалась в том, чтобы доставить 15 османских галер, стоящих на якоре, которые ранее находились под командованием Пири Рейса, в главный порт приписки Османской империи в Индийском океане. Флот в Суэц, на Красном море. Большинство из 15 галер были повреждены в ходе предыдущих столкновений с португальским флотом в Индийском океане. Сейди Али Рейс отремонтировал корабли и оснастил их новыми пушками, используя ограниченное количество ресурсов и припасов, которые были доступны в Басре в то время.

Примерно через месяц после сезона дождей Сейди Али Рейс отправил войска на борт, и 15 галер отправились в плавание в сторону Египта. Их сопровождал фрегат Шерифи-паши до Ормузского пролива. По пути в Ормуз Сейди Али Рейс остановился в портах Аравии и Персии, таких как Бахрейн, Дизфул, Шуштер, Бушер, Катиф, Киш и. Не было никаких признаков присутствия португальцев в этом районе, и корабль сопровождения Шерифи-паши был отправлен обратно в Басру с известием о том, что Ормузский пролив благополучно прошел. Затем 15 галер Сейди Али Рейса проследовали вдоль берегов Джилгара и Джади на Аравийском море, мимо городов Кейзар / Лейме и через 40 дней после его отбытия из Басры, т. Е. На 10-й день. месяца Рамадан, в первой половине дня, неожиданно столкнулся с португальским флотом (отправленным из порта приписки в Гоа ), который состоял из 4 больших кораблей, 3 галеонов, 6 сторожевых кораблей и 12 галеры - всего 25 судов. Два флота почти сразу вступили в бой, и один из португальских галеонов был потоплен во время первой перестрелки из пушек. Ожесточенные бои, нанесшие серьезный урон обеим сторонам, продолжались до заката, когда португальский командующий приказал отступить с сигнальной пушкой и отвел свои силы к Ормузскому проливу. Ночь была тихой, и ветер был благоприятным, когда османский флот плыл к Хорфаккану, где Сейди Али Рейс пополнил свои корабли водой, прежде чем достичь Омана (Сохар ). Спустя семнадцать дней после столкновения с португальским флотом Сейди Али Рейс достиг Маската и Калхата в ночь Кадира Гечеси, важной ночи в священном месяце Рамадан. На следующее утро капитан Куя, сын португальского губернатора Маската, вышел из гавани с флотом из 12 больших кораблей и 22 галеонов - всего 34 судна. Они несли большое количество войск. Вскоре португальские и османские силы противостояли друг другу, и обе стороны потеряли во время сражения по 5 судов, уцелевшие экипажи которых были захвачены уцелевшими кораблями соответствующих флотов, а некоторым из них удалось высадиться на арабском берегу. Из-за сильных течений и ветров оба флота во время столкновения были утащены на восток. Ближе к ночи флот Сейди Али Рейса, включая португальские корабли, которые были захвачены и отбуксированы за оставшимися османскими галерами, достигли Оманского залива, но местные жители не разрешили ему высадиться. Таким образом, Сейди Али Рейс направился на восток, к открытому морю, и, наконец, достиг берегов провинции Керман, Иран. Несмотря на протяженность побережья, Сейди Али Рейс не смог найти гавани, и османские галеры бродили два дня, прежде чем достигли Киш-и Мехрана. Поскольку вечер был уже далеко, османы не могли сразу высадиться, им пришлось провести еще одну ночь в море. Утром сухой ветер унес большую часть экипажа, и, наконец, силы Сейди Али Рейса подошли к гавани Шеба.

Карта 1911 года, восстановленная по данным Сейди Али Рейса 1554 года Мохит

Там османы наткнулись на бригантину, нагруженную добычей, сторож которой заметил и окликнул османские галеры. Капитан бригантины снабжал водой корабли Сейди Али Рейса, придавая сил полностью исчерпавшим запасы османским солдатам. В сопровождении капитана бригантины галеры Сейди Али Рейса вошли в гавань Гвадара. Там были белуджи, и их главой был Малик Джелаледдин, сын Малика Динара. Губернатор Гвадара поднялся на борт корабля Сейди Али и заверил его в своей неизменной преданности Сулейману Великолепному. Он пообещал, что впредь, если османский флот когда-нибудь придет к Ормузу, он обязуется послать 50 или 60 лодок, чтобы снабдить их провизией и всячески служить османам. Сейди Али Рейс написал письмо коренному принцу Джелаледдину, чтобы попросить пилота, после чего к нему был отправлен пилот первого класса с заверением, что он полностью заслуживает доверия и полностью предан интересам османов.

Тащили в Гуджарат: Слоновий тайфун в Индийском океане

При попутном ветре Сейди Али Рейс покинул порт Гвадар и снова направился в Йемен. Они были в море в течение нескольких дней и прибыли почти напротив Зофара и Шар, когда внезапно с запада поднялся сильный шторм, известный как Фил Туфани (Слоновий тайфун). Османский флот был отброшен и не смог поставить паруса, даже тринкетла (штурмовой парус). День и ночь были одинаковыми, и из-за хрупкости кораблей весь балласт приходилось выбрасывать за борт. Десять дней непрерывно бушевала буря, и лил проливной дождь.

Сейди Али Рейс делал все возможное, чтобы ободрить и подбодрить своих товарищей, и прежде всего советовал им быть храбрыми и никогда не сомневаться в том, что все закончится хорошо. Желанным развлечением стало появление «чрезвычайно большой рыбы (вероятно, кита ) размером в две длины камбуза, а может, и больше», что пилот объявил хорошим предзнаменованием.

Цвет воды внезапно изменился на чисто-белый, и при виде этого пилот разразился громкими жалобами: он объявил, что они приближаются к водоворотам и водоворотам. Сейди Али Рейс упоминает в Mir'ât ül Memâlik («Зеркало стран»), что такие водовороты были обнаружены только на побережьях Абиссинии и в окрестностях Синд в заливе Дебал (современный Карачи, Пакистан ), и вряд ли когда-либо было известно, что корабль избежал бы их ярости. После дрейфа в течение всей последующей ночи и дня вода наконец поднялась, шторм несколько утих, и корабль повернул вправо.

На следующее утро флот Сейди Али Рейса сбавил скорость и натянул паруса. К мачте привязывали стойкого матроса, при этом столб у подножия бизань-мачты утяжеляли, а парус слегка приподнимали. Осмотрев окрестности, моряк увидел идол-храм на берегу о. Паруса подтянули еще немного; корабли прошли, и, направляясь к Сомнат, они также прошли мимо этого места. В конце концов Сейди Али Рейс прибыл в Диу, но, опасаясь нападений со стороны живших там идолопоклонников, османы подняли паруса и продолжили свой путь. Тем временем ветер снова поднялся, и, поскольку люди не могли управлять рулем, пришлось прикрепить большие ручки к ним с помощью длинных двойных тросов. Каждую веревку взяли по четыре человека, так что им удалось с большим усилием управлять рулем. На палубе никто не мог стоять на ногах, поэтому, конечно, было невозможно перейти по ней. Шум был оглушительным; и члены экипажа не могли слышать своих голосов. Единственным средством общения с матросами были нечленораздельные слова, и ни капитан, ни боцман ни на мгновение не могли покинуть свой пост.

После изнурительного плавания Сейди Али Рейс и его люди достигли Гуджарата в Индии - однако, какую его часть они не знали. Когда летчик вдруг воскликнул: «На страже! Впереди водоворот!» якоря были быстро спущены, но корабль с большой силой утащил и чуть не затонул. Гребцы сошли со своих мест, охваченная паникой команда скинула одежду и, цепляясь одними за бочки, а некоторые за домкраты, расстались друг с другом. Сейди Али Рейс также полностью разделся, дал своим рабам свободу и пообещал дать 100 флоринов бедным Мекки в случае их выживания. К этому времени еще два якоря сорвались и были потеряны, корабль ужасно дернулся, и в следующее мгновение они оказались оторванными от бурунов. Пилот заявил, что если бы они потерпели крушение у Фишт-Кидсура, места между Диу и Даманом, ничто не могло их спасти. И снова паруса были поставлены, и Сейди Али Рейс решил отправиться в Индию - должным образом отмечая приливы и течения и внимательно изучив карты, он пришел к выводу, что они не могут быть очень далеко. с материковой части Индии. Он осмотрел трюм корабля и обнаружил, что кладовая была затоплена, в некоторых местах до стен, в некоторых местах еще выше. Они отправили много воды, и все руки сразу взялись за работу, чтобы выковыривать ее. В одном или двух местах нужно было вырвать дно, чтобы найти выход, чтобы уменьшить воду.

К полудню погода немного прояснилась, и они оказались примерно в 2 милях от порта Даман, в Гуджарате, Индия. Другие корабли уже прибыли, но некоторые из галер были заболочены недалеко от берега, и они выбросили за борт весла, лодки и бочки, обломки которых в конце концов были вынесены на берег быстро поднимающимся приливом. Сейди Али Рейс и его люди были вынуждены лежать еще пять дней и пять ночей под сильным весенним приливом, сопровождавшимся проливными дождями; поскольку они были сейчас в муссонах, или «сезоне дождей» Индии, и ничего не оставалось, как подчиниться своей судьбе. За все это время они ни разу не видели солнца днем ​​и звезд ночью; они не могли пользоваться ни часами, ни компасами, и все на борту ожидали худшего. Казалось чудом, что из трех брошенных на бок кораблей вся команда в конце концов благополучно приземлилась.

Дни в Гуджарате

После приземления в Гуджарате Сейди Али Рейс направился в крепость Даман и получил разрешение от Малика Эседа, губернатора Дамана, которому он дал согласие оставить вооружение своих кораблей, разрешить себе и своим людям свободно перемещаться по береговой линии и материку. Многие из его членов команды решили остаться там и поступить на службу к Малику Эседу, и Сейди Али Рейс отплыл в Сурат с несколькими верными членами экипажа, которые остались на борту его корабля. Они достигли Сурата через 3 полных месяца после отъезда из Басры.

. Сейди Али Рейс установил хорошие отношения с султаном Ахмад Шахом III, 12-летним новым правителем Гуджарата, чье восхождение на трон было оспаривается дворянином по имени Насир-уль-Мульк, который одновременно объявил себя новым султаном и захватил цитадель Буруджа. Тем временем Насир-уль-Мульк предложил португальцам прибрежные порты Гуджарата в обмен на их поддержку в борьбе с молодым султаном Ахмедом, который немедленно собрал армию для похода на Бурудж. Когда султан был проинформирован о прибытии османов, он взял 200 артиллеристов и других мужчин из их войск и двинулся в сторону Буруджа. На третий день сражения Сейди Али Рейс и его люди, которые остались позади, были атакованы португальскими капитанами Гоа, Диу, Шиюл, Бесаи и Провадор; всего пять, управляя 7 большими галеонами и 80 другими кораблями. Османский флот сошел на берег, разбил палатки и построил окопы; Целых два месяца Сейди Али Рейс и его люди были заняты подготовкой к битве. Тиран Насир-уль-Мульк, присоединившийся к португальцам, нанял убийц, чтобы убить Сейди Али Рейса; которые, однако, были обнаружены охраной и скрылись. Тем временем султан Ахмед взял крепость Бурудж и послал двух своих офицеров, Худавенда и Джихангира, со слонами и войсками в Сурат, а он отправился в Ахмадабад, где юноша, по имени Ахмед, родственник султана Ахмеда, тем временем поднял восстание. Последовала битва, в которой узурпатор был ранен, Хасан Эхан, один из его сторонников, убит, а его армия вступила в бой. Когда султан Ахмед вновь взошел на свой трон, и когда Насир-уль-Мульк умер от досады из-за своих несчастий, в Гуджарате снова был восстановлен мир.

Когда португальцы узнали об этом, они послали посланника к Худаванд-хану. сказать, что они не так сильно возражали против Сурата, но что их враждебность была в основном направлена ​​против османского адмирала. Португальцы потребовали передать им Сейди Али Рейса, но их просьба была отклонена. Выяснилось, что сбежавший с места стрелок-христианин с одного из кораблей Сейди Али Рейса зачислился на корабль португальского посланника и, хорошо зная о делах османов, взял на себя обязательство не допустить их отбытия из Индии после праздник Курбан (Курбан-байрам).

Войска Сейди Али Рейса начали терять надежду на возвращение и становились все более недовольными. В Сурате Худавенд-хан платил им от 50 до 60 параш в день, а в Бурудже Адиль-хан делал то же самое. Наконец их сдерживаемые чувства вырвались наружу, и они заявили следующее: «Прошло почти два года с тех пор, как мы получили какую-либо плату, наши товары утеряны, а корабли разобраны; туши старые, и наше возвращение в Египет - практически невозможно ». В конце концов, большая часть членов экипажа Сейди Али Рейса пошла на службу в Гуджарат, где они и решили остаться.

Покинутые корабли со всеми их инструментами и орудиями были переданы Худавенд-хану под властью условие, что он должен немедленно перевести Sublime Porte цену, согласованную для продажи (см. также: Mughal Weapons ).

Путешествие по суше обратно в Османскую империю

После получения подтверждающей записки как от Худавенд-хана, так и от Адиль-хана, Сейди Али Рейс начал свое путешествие в Ахмадабад в в конце ноября 1554 г. в сопровождении Мустафы Аги, Кетхуды (старшего офицера) янычар, и Али Аги, капитана артиллеристов (оба из которых остались верны Сейди Али Рейсу), вместе с около 50 человек. Через несколько дней они отправились в Белодра, а оттуда они направились в Чампанир.

. После многих трудностей они наконец прибыли в Махмудабад и после путешествия 50 дней в Ахмедабаде, столице Гуджарата. Там Сейди Али Рейс посетил султана, его великого визиря Имад-уль-Мулька и других высокопоставленных лиц. Султан, которому Сейди Али Рейс вручил свои верительные грамоты, был рад принять его самым любезным образом и заверил его в своей преданности Сулейману Великолепному. Он дал Сейди Али Рейсу лошадь, упряжку верблюдов и деньги на дорогу.

Через несколько дней после этого султан Ахмад предложил Сейди Али Рейсу командовать провинцией Бурудж с очень большим доходом, но тот любезно отклонил щедрое предложение.

Среди ученых людей земли бананов было племя, которое они называли «бхаты », чьей задачей было сопровождать торговцев или путешественников из одной страны в другую и за очень небольшое вознаграждение они гарантировали свою безупречную сохранность. Мусульмане Ахмадабада подарили Сейди Али Рейсу два таких бха в качестве эскорта, и поэтому примерно в середине сафара указанного года Сейди Али Рейс начал свое сухопутное путешествие в Османскую империю.

Сейди Али Рейс и его немногочисленные оставшиеся люди сначала направились в Лахор, а затем отправились в Дели для получения разрешения на проход через земли Тимурид Могол Султан Хумаюн, который принимал их с таким же гостеприимством и вежливостью, чье столь же щедрое предложение работы было любезно отклонено Сейди Али Рейсом и его людьми. В феврале 1556 г. Сейди Али Рейс отправился в Кабул, откуда направился сначала в Семерканд, а затем в Бухару, где его люди подверглись нападению группы Узбеки. Несмотря на эту первоначальную враждебность в Трансоксиане, Сейди Али Рейс и его люди были тепло встречены и принимались в течение 15 дней правителем Бухары Сеидом Бурханом. Позже Сейди Али Рейс направился в Хорезм, Хорасан, Ирак и Анатолия, наконец, через два года достигнув Константинополя. и три месяца плавания с момента их отъезда из Сурата в Индии.

Возвращение в Константинополь
Флагман Сейди Али Рейса на монете 50 лир

Однажды в Константинополе, Сейди Али Рейс хотел добраться до Сулеймана Великолепного и принести извинения за стихийное бедствие, с которым пришлось столкнуться его флоту. Узнав, что султан находится в Эдирне (Адрианополь ), Сейди Али Рейс направился туда и представил письма, отправленные Сулейману 18 султанами и правителями стран, через которые он проходил во время своего правления. долгое и трудное путешествие домой.

Султан Сулейман принял Сейди Али Рейса с пониманием и состраданием и назначил его Мутеферрикой Дергах-шали с дневным окладом 80 акче. Султан также приказал выплатить четырехлетнюю зарплату (улуф), на которую Сейди Али Рейс имел право во время его отсутствия. В 1560 году Рустем-паша настаивал на том, чтобы Сейди Али Рейс был повторно назначен адмиралом флота в Индийском океане, но губернатор Египта Софу Хадим Али-паша заблокировал этот шаг. Вместо этого Сефер Рейс был назначен верховным командующим.

Сейди Али Рейс написал свои знаменитые книги, такие как Мир'ат ул Мемалик (Зеркало Страны, 1557) в этот период. Он также написал много стихов под прозвищем Катыб-и Руми (Книжник Анатолии).

Сейди Али Рейс умер в Константинополе в январе 1563 года.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Литература
  • Финкель, Кэролайн, Мечта Османа, (Basic Books, 2005), 57 ; "Стамбул был принят в качестве официального названия города только в 1930 году.
  • Чарльз Ф. Хорн, изд. Священные книги и ранняя литература Востока (Нью-Йорк: Parke, Austin, Lipscomb, 1917).)
Последняя правка сделана 2021-06-08 02:19:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте