Сервий Туллий

редактировать
Сервий Туллий
Сервий от Rouille.jpg Сервий Туллий, изображение XVI века, опубликованное Гийомом Руильем
Королем Рима
Царствованиес. 578–535 гг. До н. Э.
ПредшественникЛуций Тарквиний Приск
ПреемникЛуций Тарквиний Супербус
СупругГегания. Тарквиния
ОтецПублий
МатьОкрисия

Сервий Туллий был легендарным шестым царем Рима и вторым из его этрусских династия. Он правил с 578 по 535 год до нашей эры. Римские и греческие источники описывают его рабское происхождение и последующий брак с дочерью Луция Тарквиния Приска, первого этрусского царя Рима, убитого в 579 г. до н.э. Говорят, что Сервий был первым римским королем, вступившим без избрания сенатом, заняв трон благодаря народной поддержке; и первый, избранный только сенатом, без привязки к народу.

Некоторые традиции описывают отца Сервия как божественного. Ливи изображает мать Сервия плененной латинской принцессой, порабощенной римлянами; ее ребенок выбран будущим королем Рима после того, как вокруг его головы появилось огненное кольцо. Император Клавдий не принимал во внимание такое происхождение и описал его как первоначально этрусского наемника по имени Мастарна, который сражался за Целия Вибенну.

. Сервий был популярным королем и одним из самых значительных благодетелей Рима. Он имел военные успехи против Вейи и этрусков, а также расширил город, включив в него холмы Квиринал, Виминал и Эсквилин. Ему традиционно приписывают организацию фестивалей Compitalia, строительство от храмов до Фортуны и Дианы и, что менее вероятно, изобретение первых настоящих монет Рима.

Несмотря на противодействие римских патрициев, он расширил римскую франшизу и улучшил положение и благосостояние низших классов Рима граждан и неграждан. По словам Ливия, он правил 44 года, пока не был убит своей дочерью Туллией и зятем Луцием Тарквинием Супербусом. Вследствие этого «трагического преступления» и его высокомерного высокомерия на посту царя Тарквиний был в конечном итоге смещен. Это открыло путь к отмене монархии Рима и основанию Римской республики, фундамент которой уже был заложен реформами Сервия.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Древние источники
  • 2 Происхождение Сервия
    • 2.1 Происхождение и рождение
    • 2.2 Ранние годы
  • 3 Правление
    • 3.1 Сербские реформы
      • 3.1.1 Куриатская реформа и перепись
      • 3.1.2 Классы
    • 3.2 Племенные и пограничные экспансии
    • 3.3 Экономика
    • 3.4 Религия
    • 3.5 Убийства
  • 4 Исторические оценки
    • 4.1 Рождение
    • 4.2 Этрусский Сервий
    • 4.3 Наследие
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

До создания республики, Римом правили короли (лат. Reges, единственное число rex). В римской традиции основатель Рима Ромул был первым. Сервий Туллий был шестым, а его преемник Тарквиний Гордый (Тарквин Гордый) был последним. Природа римского царствования неясна; большинство римских королей избирались сенатом на пожизненную магистратуру, но некоторые претендовали на престолонаследие по династическому или божественному праву. Некоторые были коренными римлянами, другие - иностранцами. У более поздних римлян были сложные идеологические отношения с этим далеким прошлым. В республиканских нравах и институтах царская власть вызывала отвращение; и оставался таковым, по крайней мере, по названию, во времена Империи. С одной стороны, Ромул считал, что Рим стал более или менее одним ударом, настолько целостным и чисто римским по своей сути, что любое приемлемое изменение или реформа после этого должно было быть оформлено как восстановление. С другой стороны, римляне Республики и Империи считали, что каждый король вносит свой особый и новый вклад в структуру и территории города или в его социальные, военные, религиозные, правовые или политические институты. Сервий Туллий был описан как «второй основатель Рима», «самый сложный и загадочный» из всех его царей и своего рода «протореспубликанский магистрат».

Древние источники

Самым старым из сохранившихся источников общего политического развития Римского царства и республики является «De republica» («О государстве») Цицерона, написанная в 44 г. до н. э. Основными литературными источниками о жизни и достижениях Сервия являются римский историк Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), чей Ab urbe condita был общепринятым римлянами как эталон, наиболее авторитетный аккаунт; Ближайший современник Ливия Дионисий Галикарнасский и Плутарх (ок. 46 - 120 г. н.э.); их собственные источники включали работы Квинта Фабия Пиктора, Диокла Пепарета, Квинта Энния и Катона Старшего. источники Ливия, вероятно, включали, по крайней мере, некоторые официальные государственные документы, он исключил то, что казалось неправдоподобным или противоречивым традициям, и расположил свой материал в рамках всеобъемлющей хронологии. Дионисий и Плутарх предлагают различные альтернативы, которых нет у Ливия, а собственный ученик Ливия, этрусколог, историк и император Клавдий, предложил еще одну, основанную на этрусской традиции

<187.>Происхождение Сервия

Происхождение и рождение

Большинство римских источников называют матерью Сервия Окрисией, молодой дворянкой, взятой во время римской осады Корникулума и доставленной в Рим, либо беременна от мужа, убитого при осаде, либо девственницей. Она была отдана Танакилу, жене царя Тарквиния, и, хотя она была рабыней, к ней относились с уважением, соответствующим ее прежнему статусу. В одном варианте она стала женой благородного клиента Тарквиния. В других случаях она служила домашним ритуалам королевского очага как весталка, и в одном из таких случаев, погасив пламя очага жертвенным подношением, в нее проник бестелесный фаллос, поднимавшийся из очаг. Согласно Танакилу, это было божественное проявление либо домашнего Лара, либо самого Вулкана. Таким образом, Сервий был рожден от Бога и уже обречен на величие, несмотря на рабский статус его матери; пока что Танакил и Окрисия держали это в секрете.

Ранняя жизнь

Рождение Сервия в семье раба королевского дома сделало его частью расширенной семьи Тарквина. Древние источники предполагают, что он был протеже, а не приемным сыном, поскольку он женился на дочери Тарквиния и Танакила, Тарквинии (названной некоторыми источниками как). Все источники согласны с тем, что до его вступления на престол, либо в раннем детстве, либо позже, члены королевской семьи наблюдали ореол огня вокруг его головы, пока он спал, - знак божественного благоволения и великое знамение. Он оказался верным и ответственным зятем. Когда ему давали правительственные и военные обязанности, он преуспел в обоих.

Царствование

По словам Ливия, Тарквиний Приск был избран королем после смерти предыдущего короля, Анка Марция, чьи два сына были слишком молоды, чтобы унаследовать или предложить себя для избрания. Когда популярность Сервия и его брак с дочерью Тарквиния сделали его вероятным наследником престола, эти сыновья попытались захватить трон для себя. Они наняли двух убийц, которые напали и тяжело ранили Тарквиния. Танакиль немедленно приказал закрыть дворец и публично объявил из окна дворца, что Тарквиний назначил Сервия регентом; Между тем Тарквиний умер от ран. Когда о его смерти стало известно, сенат избрал Сервия королем, а сыновья Анкуса бежали в ссылку в Суэсса Пометия. Ливий описывает это как первый случай, когда народ Рима не участвовал в избрании короля. В «Плутархе» Сервий неохотно согласился на царство по настоянию Танаакила на смертном одре.

В начале своего правления Сервий воевал против Вей и этрусков. Говорят, что он проявил храбрость в походе и разбил большую армию врага. Его успех помог ему укрепить свои позиции в Риме. Согласно Fasti Triumphales, Сервий праздновал три триумфа над этрусками, в том числе 25 ноября 571 г. до н.э. и 25 мая 567 г. до н.э. (дата третьего триумфа не читается на Fasti.).

сервианские реформы

Большинство реформ, приписываемых Сервию, расширили право голоса определенным группам, в частности римским гражданам-простолюдинам (известным в республиканскую эпоху как плебс ) мелкие землевладельцы были лишены права голоса по признаку происхождения, статуса или этнической принадлежности. Те же реформы одновременно определили финансовые и военные обязательства всех римских граждан. В целом так называемые сервианские реформы, вероятно, представляют собой длительный, сложный и разрозненный процесс популистской политики и реформ, начатый от предшественников Сервия Анка Марция и Тарквиния Приска до его преемника Тарквиний Супербус, а также в Среднюю и Позднюю Республику. Военная и территориальная экспансия Рима и последующие изменения в его населении сделали бы регулирование и реформу франшизы постоянной необходимостью, и их полное приписывание Сервию «нельзя принимать за чистую монету».

Куриатская реформа и перепись

До сервианских реформ принятие законов и постановлений было прерогативой куриатных комиций (куриатных собраний), состоящих из тридцати курий ; Римские источники описывают десять курий для каждого из трех аристократических племен или кланов, каждый предположительно базировался на одном из центральных холмов Рима и претендовал на статус патриция в силу своего происхождения из семей основателей Рима. Эти племена включали примерно 200 родов (кланов), каждый из которых вносил в Сенат по одному сенатору («старейшине»). Сенат давал советы королю, разрабатывал законы от его имени и считался представителем всего populus Romanus (римского народа) ; но это могло только спорить и обсуждать. Его решения не имеют силы, если они не одобрены куриатными комициями. Ко времени Сервия, если не задолго до этого, племена комиций составляли меньшинство населения, управляя множеством людей, не имевших эффективного голоса в своем собственном правительстве.

Гораздо более густонаселенные римские граждане-простолюдины могли ограниченно участвуют в этой ассамблее и, возможно, высказывают свое мнение по решениям, но только куриатные комиции могут голосовать. Таким образом, меньшинство осуществляет власть и контроль над большинством. Римская традиция считала, что Сервий сформировал центуриатные комиции из простолюдинов, чтобы заменить куриатные комиции в качестве центрального законодательного органа Рима. Это потребовало от него разработки первой римской переписи, что сделало Сервия первым римским цензором. Для целей переписи граждане, собранные по племенам на Марсовом поле для регистрации своего социального положения, домашнего хозяйства, имущества и доходов. Это установило налоговые обязательства человека, его способность собрать оружие для военной службы, когда это необходимо, и его назначение в конкретный избирательный блок.

Институт переписи населения и центуриатных комиций предполагаются как попытка Сервия подорвать гражданскую и военную мощь римской аристократии и заручиться прямой поддержкой своего недавно получившего гражданство в гражданских делах; при необходимости под ружье. Куриатные комиции продолжали функционировать в царскую и республиканскую эпохи, но сервианская реформа сократила их полномочия до в значительной степени символической «верхней палаты»; ожидалось, что ее благородные члены будут делать не более чем ратифицировать решения центуриатных комиций.

Классы

Перепись сгруппировала мужское население Рима по классам в зависимости от статуса, благосостояния и возраста. Каждый класс был разделен на группы, называемые центуриями (веками), номинально по 100 человек (латинское centum = 100), но на практике их количество варьировалось, в дальнейшем они были разделены на сениоры (мужчины в возрасте 46-60 лет, подходящего возраста, чтобы служить в качестве "домашней стражи"). «или городская полиция» и «юниоры» (мужчины в возрасте от 17 до 45 лет, которые при необходимости служат на передовой). Взрослые граждане мужского пола были обязаны, когда их призывали, нести военную службу в соответствии с их средствами, которые якобы оценивались в архаичных ассах. Таким образом, богатство и класс гражданина определили бы его положение в гражданской иерархии и до определенной степени в армии; но, несмотря на ее очевидный военный характер и ее возможное происхождение как сбор боевиков, система в первую очередь служила бы для определения избирательного права и благосостояния отдельных граждан для целей налогообложения, а также веса их голоса - войны были случайными, но налогообложение было постоянной необходимостью - и центуриатные комиции собирались всякий раз, когда это требовалось, в мирное или военное время. Хотя каждое столетие имело право голоса, самые богатые имели больше всего столетий и голосовали первыми. Те, кто ниже их, созывались только в случае тупика или нерешительности; маловероятно, что самый низший класс вообще будет голосовать.

Система центурии римской армии и ее боевой порядок, как полагают, основаны на гражданских классификациях, установленных переписью населения. Процесс военного отбора отбирал мужчин из гражданских центурий и переводил их в военных. Их функция зависела от возраста, опыта и оборудования, которое они могли себе позволить. Самый богатый класс юниоров (в возрасте от 17 до 45 лет) был вооружен гоплитами, тяжелой пехотой шлемом, наголенниками, нагрудником, щитами. (clipeus ) и копья (hastae ). Каждая линия фронта в формировании фаланги состояла из одного класса. Военные специалисты, например, трубачи, отбирались из 5-го класса. Высшие офицеры были аристократического происхождения до начала республики, когда первые плебейские трибуны избирались плебеями из своего числа. Корнелл предполагает, что эта центуриатская система сделала всадников, которые «состояли в основном, если не исключительно, патрициев», но голосовали после пехоты первого класса, подчиненными пехоте с относительно низким статусом.

Племенные и пограничные экспансии.

Сервианские реформы увеличили количество племен и расширили город, который был защищен новым валом, рвом и стеной. Огороженная территория была разделена на четыре административных района (района или квартала); Субурана, Эскилана, Коллина и Палатина. Говорят, что сам Сервий поселился в новой резиденции на Эсквилине. Ситуация за стенами неясна, но после этого членство в римском голосующем племени зависело бы от места жительства, а не от родства, происхождения и наследования. Это привело бы к активной политической жизни значительное число городских и сельских плебей ; и значительное количество из них было бы отнесено к столетиям первого класса и, следовательно, вероятно, проголосовало бы. Разделение города Рима на «кварталы» использовалось до 7 г. до н.э., когда Август разделил город на 14 новых регионов. В современном Риме древняя часть сохранившейся стены приписывается Сервию, оставшаяся часть предположительно была восстановлена ​​после разграбления Рима в 390/387 г. до н.э. галлами.

Экономика

Некоторые римские историки считали Сервия Туллия ответственным за самую раннюю настоящую, отчеканенную чеканку Рима, заменившую более раннюю и менее удобную валюту в виде сырых слитков. Это маловероятно, хотя он, возможно, ввел официальную печать сырой валюты. Деньги играли минимальную роль в римской экономике, которая в то время была почти полностью аграрной. Однако долги и долговая кабала, вероятно, были распространены. По форме такие долги мало походили на долги денежных должников, вынужденных платить проценты ростовщикам при авансе капитала. Скорее, богатые землевладельцы предоставят «авансовую ссуду» на семена, продукты питания или другие предметы первой необходимости арендаторам, клиентам и мелким землевладельцам в обмен на обещание трудоустройства. Условия таких «займов» вынуждали неплательщиков продавать себя или своих иждивенцев своему кредитору; или, в случае мелких землевладельцев, сдать свою ферму. Таким образом, состоятельные аристократические землевладельцы за очень небольшие деньги приобретали дополнительные фермы и услуги. Дионисий утверждает, что Сервий платил такие долги «из своего кошелька» и запрещал добровольную и принудительную долговую кабалу. В действительности эта практика сохранялась и в республиканскую эпоху. Ливи описывает раздачу земельных грантов бедным и безземельным гражданам Сервием и другими как политическое стремление заручиться поддержкой населения со стороны малообеспеченных и достойных граждан.

Религия

Строительство приписывают Сервию храма Дианы на Авентинском холме, чтобы отметить основание так называемой Латинской Лиги ; Его рабский миф о рождении, его популистские наклонности и его реорганизация викто, кажется, оправдывают римскую веру в то, что он основал или реформировал фестивали Compitalia (проводимые в честь Ларес, который наблюдал за каждое местное сообщество), или впервые разрешено их посещение и обслуживание негражданами и рабами. Его личная репутация и достижения, возможно, привели к его исторической связи с храмами и святынями Фортуны; некоторые источники предполагают, что эти двое были связаны при жизни Сервия через некую форму «священного брака». Плутарх явно определяет Porta Fenestella («оконные ворота») Королевского дворца как окно, из которого Танакиль объявил народу о регентстве Сервия; богиня Фортуна прошла через то же окно, чтобы стать супругой Сервия.

Убийство

В истории Ливия у Сервия Туллия было две дочери, Туллия Старшая и Туллия Младшая. Он устроил их брак с двумя сыновьями своего предшественника, Луцием Тарквинием и Аррунсом Тарквинием. Младшая Туллия и Луций организовали убийства своих братьев и сестер, поженились и сговорились убрать Сервия Туллия. Туллия призвала Луция Тарквиния тайно убедить или подкупить сенаторов, и Тарквиний отправился в дом с группой вооруженных людей. Затем он созвал сенаторов и произнес речь, в которой критиковал Сервия: за то, что он раб, рожденный от раба; за то, что он не был избран Сенатом и народом во время междуцарствия, как это было традицией для избрания королей Рима; за то, что престол подарила женщина; за то, что предпочитал низшие классы Рима богатым; за то, чтобы забрать землю высших классов для раздачи бедным; и за проведение переписи, которая подвергла богатые высшие классы всеобщей зависти.

Когда Сервий Туллий прибыл в здание сената, чтобы защищать свою позицию, Тарквиний сбросил его со ступеней, и Сервий был убит на улице Люди Тарквина. Вскоре после этого Туллия вела колесницу по телу своего отца. Для Ливия нечестивый отказ Тарквиния позволить похоронить его тестя принес ему прозвище Superbus («высокомерный» или «гордый»), а смерть Сервия - «трагическое преступление» (tragicum scelus), мрачный эпизод в История Рима и правое дело отмены монархии. Сервий, таким образом, становится последним из доброжелательных царей Рима; место этого безобразия - которое Ливий, кажется, называет перекрестком, - впоследствии известно как Vicus Sceleratus (улица стыда, позора или преступления). Его убийство - отцеубийство, худшее из всех преступлений. Это морально оправдывает возможное изгнание Тарквина и отмену аберрантной, «антиримской» монархии Рима. Республика Ливия частично основана на достижениях и смерти последнего великодушного царя Рима.

Исторические оценки

Рождение

Харизматическим людям часто приписывались утверждения о божественном происхождении и божественном благоволении. которые поднялись «словно из ниоткуда», чтобы стать династами, тиранами и героями-основателями древнего средиземноморского мира. Тем не менее, все эти легенды предлагают отца как божество, а мать - девственницу или нет - как принцессу правящего дома, а не как рабыню. Бестелесный фаллос и его оплодотворение девственной рабыни царского происхождения уникальны для Сервия. Ливий и Дионисий игнорируют или отвергают рассказы о сверхъестественном девственном рождении Сервия; хотя его родители происходили из побежденного народа, оба принадлежали к знатной семье. Его происхождение - случайность судьбы, а его характер и добродетели полностью римские. Он действует от имени римского народа, а не ради личной выгоды; эти римские добродетели, вероятно, снискали благосклонность богов и удостоились награды в виде удачи.

Подробности рабского рождения Сервия, чудесного зачатия и связи с божественной Фортуной, несомненно, были приукрашены после его времени, но ядро могло быть размножено во время его правления. Его неконституционное и, казалось бы, неохотное присоединение к нему, а также его прямое обращение к римским массам через головы сената могли быть истолкованы как признаки тирании. В этих обстоятельствах центральным условием его успеха должно было стать необычайное личное обаяние. Когда Сервий расширил влияние и границы Рима и реорганизовал его гражданство и армии, его «новый Рим» все еще был сосредоточен на Комиции, Casa Romuli или «хижине» Ромула. Сервий стал вторым Ромулом, благодетелем своего народа, наполовину человеком, наполовину божественным; но его рабское происхождение не имеет себе равных и делает его еще более замечательным: для Корнелла это «самый важный факт о нем». История его рабского рождения, очевидно, распространилась далеко за пределы Рима; Митридат VI Понтийский насмехался над тем, что Рим создал королей сервоприводов vernasque Tuscorum (этрусских рабов и домашних слуг).

этрусский Сервий

Картина из гробницы Франсуа в Вульчи, изображая освобождение Целия Вибенны. Макстарна - второй слева.

Рассказ Клавдия о Сервии как этруске по имени Макстарна (титул «диктатор » на этрусском языке) был опубликован как случайный научный комментарий в Oratio Claudii Caesaris Табличка Лугдунума. Есть некоторая поддержка этой этрусской версии Сервия в настенных росписях на гробнице Франсуа в этрусском Вульчи. Они были введены в эксплуатацию где-то во второй половине IV века до нашей эры. На одной из панелей изображены героические этруски, предающие мечу иностранных пленников. Среди жертв был человек по имени Гневе Тархуниес Румах, интерпретируемый как римлянин по имени Гней Тарквиний, хотя известная римская история не упоминает Тарквиния об этом преномене. Среди победителей - Ауле и Кайле Випинас, известные римлянам как братья Вибенна, и их союзник Макстрна [Макстарна], который, кажется, сыграл важную роль в победе. Клавдий был уверен, что Макстарна - это просто другое имя Сервия Туллия, который начал свою карьеру в качестве этрусского союзника братьев Вибенна и помог им обосноваться на Целийском холме в Риме. Отчет Клавдия, очевидно, опирался на источники, недоступные его коллегам-историкам или отвергнутые ими. Об одной и той же фигуре могли быть две разные фигуры, подобные Сервию, или две разные традиции. Макстарна, возможно, было именем когда-то прославленного этрусского героя или, если точнее, этрусским переводом римского магистра (магистрата). «Этрусский Сервий» Клавдия кажется не столько монархом, сколько внештатным римским магистром, «архаичным кондотером », который поставил себя и свою собственную группу вооруженных клиентов на службу Вибенне и, возможно, позже захватил, а не поселился Целийский холм в Риме. Если этрусская Макстарна была идентична римскому Сервию, последний мог быть менее монархом, чем какой-то протореспубликанский магистрат, получивший постоянную должность, возможно, magister populi, военный лидер или, на республиканском языке, диктатор..

Наследие

Политические реформы Сервия и его преемника Тарквиния Супербуса подорвали основы аристократической власти и частично передали их простым людям. Обычные граждане Рима стали особой силой в римской политике, получившей право участвовать в управлении и носить оружие от его имени, несмотря на сопротивление и негодование патрициев и сената Рима. Тарквиний был изгнан заговором патрициев, а не плебеев. Когда-то существовавшие центуриатные комиции не могли быть отменены, или их полномочия были ограничены: как высшая апелляционная инстанция республиканского Рима, он имел право отменять судебные решения, а республиканский сенат был конституционно обязан добиваться его одобрения. Со временем центуриатные комиции узаконили приход к власти плебейского дворянства, а связи плебейских консулов ​​.

с Ларом и его реформа виктов напрямую связывают его с основанием Compitalia, учрежденный для публичного и благочестивого почитания своего божественного отцовства - приняв Лара своим отцом - для распространения его домашних обрядов на более широкую общественность, для обозначения его материнской идентификации с низшими слоями римского общества и для утверждения его царственного покровительства и опеки. свои права. Незадолго до августовских реформ Compitalia 7 г. до н. Э. Дионисий Галикарнасский сообщает, что отцовство Сервия от лара и его основание Compitalia являются древнеримскими традициями. В Сервии Август нашел непосредственное общение с популярным благодетелем и возродителем Рима, чье нежелание принять царство отделяло его от его пороков. Август передал Compitalia и ее в основном плебейские праздники, обычаи и политические фракции под свое покровительство и, если необходимо, свои цензурные полномочия. Он, однако, проследил свою родословную и свое возрождение не до Сервия, который даже с частично божественным происхождением все еще имел рабские связи, а с Ромулом, патрицием-основателем героя, предком божественного Юлий Цезарь, потомок Венеры и Марса. Плутарх восхищается сервианскими реформами за установление хорошего порядка в правительстве, военной и общественной морали, а также самим Сервием как мудрейшим, наиболее удачливым и лучшим из всех римских королей.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Берд, М., Прайс, С., Норт, Дж., Религии Рима: Том 1, История, иллюстрированная, Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-31682-0
  • Корнелл, Т., Истоки Рима: Италия и Рим от Бронзовый век до Пунических войн (ок. 1000 - 264 до н. Э.), Рутледж, 1995. ISBN 978-0-415-01596-7
  • Грандацци, Александр, Основание Рима: миф и история, Cornell University Press, 1997, ISBN 978-0-8014-8247-2 [9]
  • Лендон, Дж. Э., Солдаты и призраки: история битв в классической древности, Издательство Йельского университета (2005), ISBN 0-300-11979-8, ISBN 978-0-300-11 979-4

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Сервием Туллием.
Легендарные титулы
Предшествующий. Луций Тарквиний Приск Король Рима. 578–535Преемник. Луций Тарквиний Супербус
Последняя правка сделана 2021-06-08 01:27:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте