Себастьяно Серлио | |
---|---|
Портрет Себастьяно Серлио (гравюра Винченцо Раджио) | |
Родился | 6 Сентябрь 1475 г.. Болонья |
Умер | ок. 1554. Фонтенбло |
Национальность | Итальянец |
Род занятий | Архитектор |
Проекты | I Sette libri dell'architettura |
Себастьяно Серлио (6 сентября 1475 - ок. 1554) был итальянским маннеристом архитектором, входившим в состав итальянской команды строительство дворца Фонтенбло. Серлио помог канонизировать классические порядки архитектуры в своем влиятельном трактате, известном как I sette libri dell'architettura («Семь книг архитектуры») или Tutte l'opere d'architettura et prospetiva («Все работы по архитектуре и перспективе »).
Родившийся в Болонье, Серлио отправился в Рим в 1514 году и работал в ателье Бальдассаре Перуцци, где оставался до разграбления. Рима в 1527 г. на время приостановили выполнение всех архитектурных проектов. Как и Перуцци, он начинал как художник. Он жил в Венеции примерно с 1527 до начала 1540-х годов, но не оставил большого следа в городе.
Модель церковного фасада 1537 года, разработанная Серлио, кристаллизовала формат, который просуществовал до 18 века.Модель церковного фасада Серлио была упорядоченной версией, очищенной и сделанной более классической, инновационного метода создания фасада здания. церковь с высоким сводчатым нефом, обрамленным низкими боковыми проходами, придающими классический облик готической форме, который впервые был замечен в Санта-Мария-Новелла во Флоренции Альберти (ок. 1458 г.)). Идея витала в воздухе в 1530-х годах: несколько современных церквей борются за первенство, но гравюра Серлио передала концепцию в руки каждого архитектора. Как инженер-строитель он проектировал укрепления.
Публикации Серлио, а не какие-либо впечатляющие работы, привлекли внимание Франсуа I. Карьера Серлио началась, когда король пригласил его во Францию, чтобы дать совет по строительству и украшению замка Фонтенбло, где была собрана команда итальянских дизайнеров и мастеров (включая такие светильники, как Giacomo Бароцци да Виньола и Бенвенуто Челлини ). Серлио получил несколько частных заказов, но единственное, что сохранилось хоть сколько-нибудь узнаваемым образом, - это замок Анси-ле-Франк, построенный около 1546 года недалеко от Тоннера в Бургундии.
Серлио умер около 1554 года в Фонтенбло, проведя свои последние годы в Лионе.
Tutte l'opere d'architettura et prospetiva (Все произведения архитектуры и перспективы) - это практический трактат Серлио по архитектуре. Хотя Леон Баттиста Альберти написал первый архитектурный трактат эпохи Возрождения длиной в книгу (ок. 1450, опубликован в 1486 году), он не был проиллюстрирован, написан на латыни и призван привлечь внимание ученых-гуманистов и потенциальных меценаты как архитекторам и строителям. Серлио был пионером в использовании высококачественных иллюстраций для дополнения текста. Он писал на итальянском языке, некоторые из его книг издавались с параллельными текстами на итальянском и французском языках. Его трактат явно отвечал потребностям архитекторов, строителей и мастеров.
Трактат состоит из восьми книг, шестая из которых была утеряна на несколько столетий, а восьмая не была опубликована до относительно недавнего времени. Восьмая книга не всегда считается частью трактата. Первые пять книг охватывают работы Серлио по геометрии, перспективе, римской древности, порядкам и церковному дизайну. Шестой иллюстрирует внутренний дизайн от крестьянских хижин до королевских дворцов, обеспечивая уникальную запись типов домов эпохи Возрождения, включая современные крепости для тиранов и наемников, а также незастроенный дизайн Серлио для Лувра. Седьмая книга иллюстрирует ряд общих проблем проектирования, которые игнорировались прошлыми теоретиками, включая то, как реконструировать или «восстановить» готический фасады в соответствии с античными принципами симметрии и пропорция. Восьмая книга, названная «Кастраметация римлян », реконструирует римский лагерь после описания Полибием, за которым следуют военный город и монументальный мост, предположительно построенный императором Траяном. Книга с ее форумом, дворцом консула и банями - это отчасти фантастика, а отчасти - археология, в отличие от другой книги Серлио. больше практических работ.
Во введении к Книге IV Серлио благодарит своего недавно умершего наставника за большую часть ее содержания: «Что касается всех приятных вещей, которые вы найдете в этой книге, вы должны отдать должное не мне, а мой учитель, Бальдассаре Перуцци из Сиены... "Степень вклада Перуцци в трактат неизвестна. «Перуцци был руководителем в подробном изучении останков древности, и он оставил свои рисунки Серлио. Вазари и Челлини отдали бы основную благодарность за книгу Перуцци, но более поздние писатели защищают участие Серлио в исследовании и его добросовестность в завершении работы своего товарища ".
4 | 1537 Венеция | О пяти стилях зданий | ||||||||
3 | 1540 Венеция | О древностях | ||||||||
1 | 2 | 1545 Париж | О геометрии, о перспективе | |||||||
5 | 1547 Париж | О храмах | ||||||||
X | 1551 Лион | Необыкновенное Книга дверей | ||||||||
7 | 1575 Франкфурт | О ситуациях (посмертно) | ||||||||
6 | 1966 Милан | О местах обитания (posth; MS facs) | ||||||||
Y | 1994 Милан | На Кастраметация Полибия | ||||||||
Порядок публикации книг по сравнению с порядком номеров Серлио. |
К 1537 году, когда была опубликована самая ранняя из его книг, Серлио работал над трактатом не менее десяти лет и уже организовал его. как прислуга k в семи книгах. Хотя Серлио завершил все семь запланированных книг, при его жизни были опубликованы только первые пять книг. Шестой оставался в рукописи до 20 века. Он написал две дополнительные книги, которые можно рассматривать как приложения: «Чрезвычайная книга дверей», последняя книга, которую он видел в прессе; и «О кастраметации» Полибия, обсуждение проекта древнеримского военного лагеря, степень завершенности которого и предполагаемая связь с другими книгами являются неопределенными.
Неясно, какое название, если таковое имелось, Серлио предназначал для работы в целом - возможно, «Общие правила архитектуры», как указано в первой опубликованной книге, но вскоре оно стало прикреплено именно к этой книге.. Различные коллекции были известны как Пять или семь книг по архитектуре, в зависимости от их содержания. Часто ее называют просто Architettura Серлио, а несколько значительных изданий носят название Tutte l'opere d'architettura et prospetiva («Все работы по архитектуре и перспективе»); хотя впервые все девять существующих книг (или даже все семь пронумерованных книг) были фактически опубликованы в одном издании в двухтомном английском переводе 1996–2001 годов.
Хотя книги, по-видимому, появлялись более или менее в желаемом Серлио порядке публикации, его номинальный порядок обеспечивает четкий переход от общего к частному:
Читатель Серлио движется от: во-первых, евклидова «небес», состоящего из определений геометрии, включающих точку, прямая и идеальная (квадратная) плоскости; во-вторых, лежащие в основе трехмерные формы Природы, представленные через теорию перспективы; в-третьих, архитектурное воплощение совершенной формы, отраженное в Пантеоне и «идеализированных» памятниках античности; в-четвертых, правила орденов, переходящие от тосканских к составным, о чем свидетельствуют античные руины и текст Витрувия, и универсальность орденов в составлении дверей, каминов и дворцовых фасадов; в-пятых, использование Орденов в храмах изобретения Серлио; в-шестых, использование Орденов в дизайне домов (опять же, по возрастанию от хижины к дворцу); завершение на низшей, седьмой стадии «случайностями» или практическими проблемами, с которыми может столкнуться архитектор.
Примечательно, что последние несколько страниц второй книги «О перспективе» содержат три театральные сцены (комическую, трагическую и сатирическую)), а также сценический план и поперечное сечение, которые оказали большое влияние на театр эпохи Возрождения.
С точки зрения эстетики Серлио является одним из первых, кто использовал выражение изобразительное искусство : «а в последнее время Лев X отец и покровитель всех изящных искусств и всех хороших художников».
Тома Серлио пользовались большим влиянием во Франции, Нидерландах и Англии как проводник стиля итальянского Возрождения и быстро стали доступны на множестве языков. Его планы и фасады многих римских зданий послужили полезным репертуаром классических изображений, часто перепечатываемых.
В течение пяти лет после ее первоначальной публикации фламандский ученый Питер Коке ван Элст опубликовал в Антверпене адаптации Книги IV на фламандском, немецком и французском языках; Серлио считал эти несанкционированные версии своей работы низшими подделками; тем не менее они послужили важным вектором распространения его влияния. Ученик Коке ван Альста, голландский архитектор и инженер Ханс Фредеман де Фрис пропагандировал стиль и орнаменты Серлио к северу от Альп. А голландская версия Книги IV, изданная в Амстердаме в 1606 году и основанная в значительной степени на работе Кока ван Элста на фламандском языке, послужила основой для английского перевода Книги IV, изданной Робертом Пиком в Лондоне в 1611 году. В четвертых, оно оставалось наиболее полным английским изданием Серлио на протяжении почти четырех столетий. Его пример противостоял влиянию гравюр антверпенского маньеризма, которые были основным источником вдохновения для якобинской архитектуры. Позднее книга Серлио хранилась в библиотеках сэра Кристофера Рена и Джона Вуда, старшего, архитектора и предпринимателя, заложившего Бат. Иниго Джонс владел итальянскими изданиями, которые он снабжал комментариями.
Книги III и IV были опубликованы на испанском языке в 1552 году в Толедо Хуаном де Айала с теми же иллюстрациями, что и оригинальные итальянские издания.
.
Влияние на фасады hôtel d'Assézat.
Влияние на портал hôtel d'Assézat.
Влияние на портал отеля Молинье.
Влияние на бывшие ворота Капитолия Тулузы.
Влияние на ворота Maison du Crible.
На сайте Wikimedia Commons есть СМИ, относящиеся к Себастьяно Серлио. |