Люди сери

редактировать
Этническая группа
Сери
Комкаак
Chapito.jpg Чапито, шаман сери из Пунта-Чуэка, Сонора
Общая численность населения
~ 1000 (2006)
Регионы со значительной численностью населения
Мексика. Сонора
Языки
СериИспанский
Религия
Традиционно анимисты, в настоящее время в основном христиане

сери или комкаак являются коренной группой мексиканцев состояние из Сонора. Большинство проживает в коммунальной собственности Сери (исп. Эхидо) в городах Пунта-Чуэка (Сери : Socaaix) и Эль-Десембок (Сери : Haxöl Iihom) на материковом побережье Калифорнийского залива. Остров Тибурон (Tahejöc) и остров Сан-Эстебан (Cofteecöl, а иногда и Хаст) также были частью их традиционной территории. Исторически они были полукочевыми охотниками-собирателями, которые поддерживали близкие отношения как с морем, так и с сушей. Это одна из этнических групп Мексики, которая наиболее сильно сохранила свой язык и культуру на протяжении многих лет после контакта с испанской и мексиканской культурами.

Люди сери не связаны культурно или лингвистически с другими группами, которые жили в этом районе, такими как Opata, Yaqui (sg.: Yequim, pl.: Yectz), O'odham (sg.: Hapaay) или Cochimí. язык сери отличается от всех других в регионе и считается языковым изолированным.

наряду с апачем (sg.: Hapats, pl.: Hapatsoj) и Яки, сериалы, наиболее известны как свирепые воины за их яростное сопротивление порабощению со стороны испанцев (sg.: Casopin), а позже мексиканцев (sg./ пл.: Кочар).

Имя Сери является экзонимом неопределенного происхождения. (Утверждения о том, что это слова из Опаты или Яки, были спекуляциями девятнадцатого века, основанными на сходстве со словами в этих языках, а не с четкими доказательствами.) Их имя - Комкаак (фонемно / kom'kɑːk /, фонетически [koŋˈkɑːk]); единственное число: Cmiique (фонематически / 'kmiːkɛ /), фонетически [ˈkw̃ĩːkːɛ]).

Содержание
  • 1 Группы
  • 2 Этноним
  • 3 В СМИ
  • 4 Примечания
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
Полосы
женское платье Сери на выставке Museo de Arte Popular, Мехико Корзина Сери, сделанная из растения хаат (Jatropha cuneata)

Сери раньше делились на шесть полос. Это были:

  • Xiica hai iicp coii или Xica hai iic coii («те, кто живет навстречу северному ветру»), также известные как Tepocas или Saliñeros, которые населяли большую территорию к северу от других групп, вдоль побережья между Пуэрто-Лобос и Пунта-Тепопа и немного вглубь страны, составляя шесть подгрупп со следующими лагерями: Zaah Hacáila, Pailc Haacöt, Xpano Hax, Haasikp, Haxöl Ihom, Xapoyáh.
  • Xiica xnaai iicp coii или Xica xnai iic coii («те, которые находятся на юге», «те, кто жил против южного ветра»), также известный как Tastioteños, населявшие побережье от Bahía Kino до Guaymas.
  • Tahejöc comcaac или Tahéjöc comcáac («жители острова Тибурон»). Испанцы назвали остров Тибурон (Акула). Ученые и местные жители используют термин Tahejöc, но с течением времени он потерял свою истинную этимологию. Они также известны как серис или тибуроны, которые населяли побережье острова Тибурон и побережье Мексики напротив него, к северу от Xiica xnaai iicp coii., составляющих пять подгрупп со следующими лагерями: Hajháx, Cyazim, Sacpátix, Haanc, Hatquísa, Taij It, Inóohcö Quixaz, Xniizc, Tacáta, Heeme, Hast Hax, Soosni Itáaai, Xoxáacöl, Caail iti ctamcol.
    • Xoxáacöl (группа людей в группе людей острова Тибурон)
  • Heeno comcaac или Heno comcáac («люди пустыни»), населявшие центральную долину Остров Тибурон.
  • Xnaamotat или Xnaa motat («пришедшие с юга»), также известные как Upanguaymas или Guaymas, которые населял небольшую полосу к югу от Гуаймаса между Xiica hai iic coii и Tahejöc comcaac.
  • Xiica hast ano coii или Xica hast ano coii («те, которые на острове Сан-Эстебан »), hast ano ctam (мужчина), hast ano cmaam (женщина)), который населял остров Сан-Эстебан и южное побережье острова Тибурон.

Три группы были дополнительно подразделены. Отношения между группами не всегда были дружескими, иногда возникали внутренние конфликты.

Некоторые группы также жили на полуострове Нижняя Калифорния (Hant Ihiin), их называли Hant Ihiini comcaac .

Было сказано, что эти группы говорили на трех разных, но взаимно понятные диалекты. Считается, что на первом диалекте говорили группы Xiica hai iic coii, Xiica xnaai iic coii, Tahejöc comcaac и Heeno comcaac, и в настоящее время этот вариант является единственным диалектом, на котором говорят, и является предком современного сери. На втором диалекте говорила группа кснаамотат, но в настоящее время он вымер, и относительно этого диалекта было собрано очень мало данных. Третий диалект также вымер, и на нем говорила группа Xiica hast ano coii; это было описано как музыкальное звучание, как если бы говорящие пели, а не говорили (Moser 1963). Выступающие иногда делают замечания относительно определенных выражений, характерных для отдельных групп, особенно для группы Xiica hast ano coii. Считалось, что эти различия в общении удерживали группы от большого социального взаимодействия друг с другом.

После того, как население Сери сильно сократилось из-за конфликтов с мексиканским правительством и О'одхамом, и эпидемии оспы и кори, оставшиеся Seris сгруппированы вместе, и группы полос были потеряны.

Этноним
Машем, переводчик сери. Изображение из отчета Бюро американской этнологии 1895 года

Автоэтноним народа сери, Комкаак, был впервые записан комиссаром США по вопросам границы Джоном Расселом Бартлеттом, который находился в это слово было включено в список из примерно 180 слов, который Бартлетт заархивировал в Бюро американской этнологии (ныне часть Национального антропологического архива, расположенного по адресу Смитсоновский институт ). Он записал слово как «комкак», что отражало произношение этого слова в то время (хотя он пропустил длину гласной и не указал ударение). Другие списки слов, полученные другими людьми во второй половине девятнадцатого века, подтверждают это произношение. Фонетическое правило, по которому согласный звук / m / произносится как велярный носовой в этом контексте (после безударного гласного и предшествующего велярному согласному), возможно, появилось не раньше, чем в начале двадцатого века, или исследователи могли столкнуться с медленной речью. преднамеренное произношение, из-за которого ассимиляция приостановилась. Форма единственного числа, Cmiique, была впервые записана французским исследователем и филологом Альфонсом Пинаром в 1879 году. Он записал это слово как «kmike», что, должно быть, отражало произношение слова в в тот раз (хотя он тоже пропустил длину гласной). Фонетическое правило, согласно которому согласный / м / произносится как назальный велярный аппроксимант в этом контексте (после велярной остановки), возможно, появилось не раньше середины двадцатого века.

В СМИ
  • Документальный фильм 1940 года, входящий в серию Джона Несбитта Проходящий парад, записал сцены из жизни Сери на острове Тибурон, под название «Утопия смерти». Он использует фильм экспедиции Гарольда Остина, утверждая, что это был первый фильм о племени. [1]
  • Фигура Сери в сюжете романа Луи Л'Амур Кэтлоу (1963), по одноименному фильму (1971).
  • Семья Сери представлена ​​в заключительном эпизоде ​​La fuerza del destino (сериал) (2011).
  • Люди Сери упомянуты в романе Роберто Боланьо «Дикие детективы» на странице 621. Они изображены как группа рыбаков в кузове пикапа, поющих свои песня.
Примечания
Библиография
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с людьми Сери.
Последняя правка сделана 2021-06-08 01:05:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте