Сергей Рахманинов

редактировать
Русский композитор, пианист и дирижер

Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов cph.3a40575.jpg
Подпись
Подпись Рахманинова 1899.jpg

Сергей Васильевич Рахманинов (английский: ; русский : Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов, тр Сергей Васильевич Рахманинов, IPA: ; 1 апреля] [ 1873 г. - 28 марта 1943 г.) был русским композитором, виртуозом пианистом и дирижером позднего романтического периода. Влияние Чайковского, Римского-Корсакова, Балакирева, Мусоргского и других русских композиторов прослеживается в его ранние работы, позже уступившие место личному стилю, отличающемуся песенным мелодизмом, выразительностью и богатым оркестровым колоритом.

Родился в музыкальной семье Рахманинов занялся фортепиано в четыре года. В 1892 году окончил Московскую консерваторию, написав уже несколько фортепианных и оркестровых пьес. В 1897 году, после негативной критической реакции на его Симфонию № 1, Рахманинов впал в четырехлетнюю депрессию и мало сочинял, пока успешная терапия не позволила ему завершить с энтузиазмом принятый Концерт для фортепиано № 2 в 1901 году. В течение следующих шестнадцати лет Рахманинов дирижировал в Большом театре, переехал в Дрезден, Германия, и впервые гастролировал в США. Рахманинов часто использовал фортепьяно в своих композициях, и он исследовал выразительные возможности инструмента через свои собственные навыки пианиста.

После русской революции Рахманинов и его семья покинули Россию. Они поселились в Нью-Йорке в 1918 году. Его основным доходом были игры на фортепиано и дирижирование, поэтому требовательные графики гастролей привели к сокращению его времени на сочинение музыки. С 1918 по 1943 год он выполнил всего шесть работ, в том числе Рапсодию на тему Паганини, Симфонию № 3 и Симфонические танцы. К 1942 году его слабое здоровье привело к его переезду в Беверли-Хиллз, Калифорния. За месяц до смерти от прогрессирующей меланомы Рахманинов получил американское гражданство.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Родословная и ранние годы, 1873–1885
    • 1.2 Московская консерватория и первые сочинения, 1885–1894
    • 1.3 Симфония № 1, депрессия и дирижерский дебют, 1894 г. –1900
    • 1.4 Восстановление, появление и дирижирование, 1900–1906
    • 1.5 Переезд в Дрезден и первый турне по США, 1906–1917 гг.
    • 1.6 Отъезд из России, иммиграция в США и концертный пианист, 1917–1925 гг.
    • 1.7 Гастроли, финальные композиции и Вилла Сенар, 1926–1942 гг.
    • 1.8 Болезнь, переезд в Калифорнию и смерть, 1942–43
  • 2 Работы
    • 2.1 Композиционный стиль
    • 2.2 Колеблющаяся репутация
  • 3 Пианизм
    • 3.1 Техника
    • 3.2 Тон
    • 3.3 Память
    • 3.4 Интерпретации
    • 3.5 Рассуждения о синдроме Марфана и акромегалии
  • 4 Записи
    • 4.1 Фонограф
    • 4.2 Фортепианные ролики
  • 5 Медиа
    • 5.1 Как исполнитель
    • 5.2 Как композитор
  • 6 Фильмы о Рахманинове
  • 7 Использование музыки Рахманинова в фильмах
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
    • 12.1 Бесплатные оценки
Биография

Родословная и ранние годы, 1873–1885

Рахманинов в возрасте 10 лет

Рахманинов родился в семье русской аристократии в г. Москва. Российская Империя. Фамилия восходит к 1400-м годам, когда Елена, дочь Стефана IV Молдавского, вышла замуж за старшего сына Ивана III Васильевича, Великого князя Московского. Сына по имени Василий прозвали Рахманиным, что на древнерусском.

означает «ленивый». Семья Рахманинова сильные музыкальные и военные наклонности. Его дед по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, брал уроки у ирландского композитора Джона Филда. Его отец, Василий Аркадьевич Рахманинов (1841–1916), был армейским офицером и пианистом-любителем, женился на Любови Петровне Бутаковой (1853–1929), дочери богатого армейского генерала, подарившего ей пять имений в качестве приданого.. У пары было три сына и три дочери, Сергей был их четвертым ребенком.

Неизвестно, в каком из двух фамильных имений родился Рахманинов; либо Онег, близ Великого Новгорода, либо Семеново, близ Старой Руссы. Его рождение было зарегистрировано в церкви в последнем районе, но до девяти лет он рос в Онеге, и он сам назвал это место своим местом рождения во взрослой жизни. Рахманинов начал уроки фортепиано и музыки, организованные его матерью в четыре года. Она заметила его способность безошибочно воспроизводить отрывки из памяти. Узнав о подарке мальчика, Аркадий ей нанять Анну Орнацкую, учительницу и недавнюю выпускницу Санкт-Петербургской консерватории, чтобы она поселилась с семьей и начала формальное обучение. Рахманинов посвятил свою фортепианную композицию «Родниковые воды» из 12 романсов, соч. 14 на Орнатскую.

Отцу Рахманинова пришлось продать имение Онег с аукциона в 1882 году из-за своей финансовой некомпетентности; пять поместий семьи теперь были уменьшены до одного. Рахманинов по-прежнему критиковал своего отца и в более позднюю жизнь, описывая его как «расточителя, азартного игрока, патологического лжеца и погонщика за юбками». Семья переехала в небольшую квартиру в Санкт-Петербурге. В 1883 году Орнацкая устроила 10-летнего Рахманинова для учебы в Санкт-Петербургской консерватории. Позже в том же году его сестра София умерла от дифтерии, а отец уехал из семьи в Москву. Его бабушка по материнской линии помогала воспитывать детей, уделять особое внимание их духовной жизни, регулярно водя Рахманинова на службы Русской Православной Церкви, где он впервые испытал литургические песнопения и церковные колокола, две особенности включит его в свои будущие сочинения.

Александр Силоти и Рахманинов

В 1885 году Рахманинов перенес дальнейшее утрату, когда его сестра Елена умерла в возрасте восемнадцати лет от пагубной анемии. Она оказала большое музыкальное влияние на Рахманинова, который познакомил его с произведениями Петра Ильича Чайковского. В качестве передышки бабушка отвела его на ферму у реки Волхов, где Рахманинов полюбил греблю. В консерватории, однако, он занял расслабленную позицию, провалил общеобразовательные занятия и намеренно изменил табели успеваемости в период, который композитор Николай Римский-Корсаков назвал периодом «чисто русского самообмана и лени». ". Рахманинов выступал на мероприятиях, проводившихся в Московской консерватории в это время, в том числе с участием великого князя Константина и других известных деятелей, но после того, как он провалил весенние экзамены, Орнацкая уведомила его мать, что затем его мать посоветовалась с Александром Силоти, его племянником и опытным пианистом и учеником Ференца Листа, который порекомендовал ему перейти в Московскую консерваторию и получать уроки. От его бывшего учителя, более строгого Николая Зверева, просуществовавшего до 1888 года.

Московская консерватория и первые сочинения, 1885–1894 гг.

Осенью 1885 года Рахманинов переехал к Звереву и пробыл там почти четыре года, в течение которых он подружился с однокурсником Александром Скрябиным. После двух лет обучения пятнадцатилетний Рахманинов был удостоен стипендии Рубинштейна и окончил нижний отдел Консерватории, чтобы стать учеником Силоти по классу фортепиано Сергея Танеева в контрапункте, и Антон Аренский в свободной композиции. В 1889 году между Рахманиновым и Зверевым, ныне его советником, образовался раскол после того, как Зверев отклонил просьбу композитора об аренде пианино и большей конфиденциальности для сочинения. Зверев, который считал композицию пустой тратой для талантливых пианистов, некоторое время отказывался говорить с Рахманиновым и организовал для него проживание с дядей и тетей Сатин и их семьей в Москве. Рахманинов тогда нашел свой первый роман в Вере, младшей дочери соседнего семейства Скалонов, но ее мать возражала и запретила Рахманинову писать ей, оставив его переписываться со старшей сестрой Натальей. Именно из этих писем можно проследить многие из самых ранних сочинений Рахманинова .

Ивановка была идеальным местом для сочинения Рахманинова

Рахманинов провел свои летние каникулы в 1890 году с Атласами на Ивановка, их частная усадьба недалеко от Тамбова, в которую композитор вернулся много раз до 1917 года. Мирная сельская местность стала источником вдохновения для композитора, который написал много сочинений в усадьбе., в том числе его Опп. 1, Концерт для фортепиано с оркестром № 1, который он посвятил Силоти в июле 1891 года. В том же году Рахманинов завершил однотонную Молодежь. Симфония и симфоническая поэма Князь Ростислав. Силоти покинул Московскую консерваторию после окончания учебного года в 1891 году, и Рахманинов попросил сдать выпускные экзамены на фортепиано на год раньше, чтобы не назначить другого учителя. Несмотря на слабое доверие со стороны Зилоти и директора консерватории Василия Сафонова, поскольку у него была всего трехнедельная подготовка, Рахманинов получил помощь от недавнего выпускника, который знаком с тестами, и сдал каждый с отличием в июле 1891 года. несколько дней спустя он сдал ежегодные экзамены по теории и композиции. Его прогресс был неожиданно остановлен во второй половине 1891 года, когда он серьезно заболел малярией во время летних каникул в Иваньковой.

На последнем курсе консерватории Рахманинов дал свой первый независимый концерт, на котором он впервые выступил. его Трио élégiaque № 1 в феврале 1892 года, за последовало выполнение первой части его фортепианного концерта № 1 месяцем позже. Его просьба сдать выпускные экзамены по теории и композиции на год раньше была также удовлетворена, для чего он написал одноактную оперу Алеко по мотивам поэмы Александра Пушкина «Цыгане». через семнадцать дней. Премьера состоялась в мае 1892 года в Большом театре, на котором Чайковский присутствовал и хвалил Рахманинова за его работу. Рахманинов считал, что спектакль «обязательно провалится», но постановка была успешной, что театр согласился ее с певцом Федором Шаляпином, который стал другом на всю жизнь. Алеко принес Рахманинову высшую оценку Консерватории и Большую золотую медаль - награду ранее удостоились только Танеев и Арсений Корещенко. Член экзаменационной комиссии Зверев подарил композитору свои золотые часы, положив конец многолетнему отчуждению. 29 мая 1892 года Консерватория выдала Рахманинову диплом, который позволил ему официально позиционировать себя как «Свободный артист».

По окончании учебы Рахманинов продолжил сочинять и подписал издательский контракт на 500 рублей с Gutheil. под которой Алеко, Две пьесы (соч. 2) и Шесть песен (соч. 4) были среди первых изданных. Ранее композитор зарабатывал 15 рублей в месяц на уроках игры на фортепиано. Лето 1892 года он провел в имении Ивана Конавалова, богатого помещика в Костромской области, и вернулся с Сатинами в Арбатский район. Задержки с получением оплаты от Гутейля привели к тому, что Рахманинов начал искать источник дохода, что привело к его участию на Московской электротехнической выставке в сентябре 1892 года, его публичному дебюту в качестве пианиста, где он представил свою знаковую Прелюдию до- диез минор>из его пятичастной фортепианной композиции Морсо из фантазии (соч. 3). За внешность ему заплатили 50 рублей. Она была хорошо принята на одну из его самых прочных работ. В 1893 году он завершил свою тональную поэму Скала, посвященную Римскому-Корсакову.

В 1893 году Рахманинов провел продуктивное лето с друзьями в имении в Харьковской области, где он сочинил несколько пьес, в том числе Фантазии-картины (она же Сюита № 1, Op.5) и Морсо де Салон (Op.10). В сентябре он опубликовал «Шесть песен» (соч. 8), группу песен, поставленных на перевод Алексея Плещеева украинских и немецких стихов. Рахманинов вернулся в Москву, где Чайковский согласился дирижировать «Скалой» для предстоящего европейского турне. Во время первой поездки в Киев для проведения спектаклей Алеко он узнал о смерти Чайковского от холеры. Эта новость ошеломила Рахманинова; позже в тот же день он начал работу над своим élégiaque Trio No. 2 для фортепиано, скрипки и виолончели как дань уважения, которое он завершил в течение месяца. Мрачная аура музыки раскрывает глубину и искренность скорби Рахманинова о своем кумире. Пьеса дебютировала на первом концерте, посвященном сочинениям Рахманинова, 31 января 1894 года.

Симфония № 1, депрессия и дебют дирижирования, 1894–1900 гг.

Рахманинов пришел в упадок после смерти Чайковского. Ему не хватало вдохновения для сочинения, а руководство Большого театра потеряло интерес к демонстрации Алеко и исключило его из программы. Чтобы заработать больше денег, Рахманинов вернулся к игре на фортепиано и в конце 1895 года согласился на трехмесячное турне по России с программой, которую разделяла итальянская скрипачка Терезина Туа. Турне не доставило композитору удовольствия, и он ушел еще до его окончания, пожертвовав гонораром за выступление. В более отчаянном призыве к деньгам Рахманинов заложил свои золотые часы, подаренные ему Зверевым. В сентябре 1895 года, до начала тура, Рахманинов завершил свою Симфонию № 1 (соч. 13), произведение, задуманное в январе и основанное на песнопениях, которые он слышал на богослужениях в русской православной церкви. Рахманинов так усердно работал над этим, что не мог вернуться к композиции, пока не услышал исполнение произведения. Так продолжалось до октября 1896 года, когда во время поездки на поезде у Рахманинова украли «довольно крупную сумму денег», не принадлежавшую ему, и ему пришлось потрудиться, чтобы возместить убытки. Среди сочинений были «Шесть хоров» (соч. 15) и «Шесть музыкальных моментов» (соч. 16), его последнее законченное сочинение за несколько месяцев.

Рахманинов в 1897 году, в год его Симфонии. № 1 премьера

Судьба Рахманинова изменилась после премьеры его Симфонии № 1 28 марта 1897 года в одной из давних серий Русских симфонических концертов, посвященных русской музыке. Рахманинов перед спектаклем сильно нервничал, прячась в подъезде. Произведение было жестоко раскритиковано критиком и композитором-националистом Сезаром Куи, который сравнил его с изображением десяти бедствий Египта, предполагая, что им будут восхищаться «сокамерники» музыкальная консерватория в аду. Недостатки спектакля, проведенного Александром Глазуновым, не были написаны другими критиками, но, согласно воспоминаниям Александра Оссовского, близкого друга Рахманинова, Глазунов плохо использовал репетиционного времени, и сама программа концерта, которая включает две другие премьеры, также был фактор. Другие свидетели предположили, что Глазунов, алкоголик, мог быть в состоянии алкогольного опьянения, хотя Рахманинов никогда об этом не намекал. Следуя реакции на свою первую симфонию, Рахманинов написал в мае 1897 года, что «меня совсем не затронуло» ее отсутствие успеха или критической реакции, но я был глубоко огорчен и глубоко подавлен тем фактом, что моя Симфония... не доставить мне Удовольствие после первой репетиции ". Он считал его работу плохой, особенно вклад Глазунова. Пьеса не исполнялась до конца жизни Рахманинова, но он переработал ее в аранжировку для фортепиано в четыре руки в 1898 году. На этот раз он описал это как «как у человека, перенесшего инсульт и на долгое время утратившего способность пользоваться головой и руками», которая длилась три года, во время которых он писатель был и почти ничего не сочинил. Удачачей стал Савва Мамонтов, русский промышленник и основатель Московской частной русской оперной труппы, предложивший Рахманинову должность ассистента дирижера на сезон 1897-1818 гг., зарабатывал на жизнь, давая уроки игры на фортепиано. 98 годов. Композитор с ограниченными деньгами принял, дирижируя Самсона и Далилы Камиллы Сен-Санс в качестве своей первой оперы 12 октября 1897 года. К концу февраля 1899 года Рахманинов сделал попытку сочинения и завершил две. короткие фортепианные пьесы, Морсо из фантазии и Фугетта фа мажор. Два месяца спустя он впервые поехал в Лондон для выступления и дирижирования, получив положительные отзывы.

Во время дирижирования в Москве Рахманинов был помолвлен с Натальей Сатиной. Однако Русская православная церковь и родители Сатины воспротивились их объявлению, сорвав их планы на брак. Депрессия Рахманинова обострилась в конце 1899 года после непродуктивного лета; он написал одну песню «Fate», которая позже стала одной из его «Двенадцати песен» (соч. 21), и оставил сочинения для предполагаемого ответного визита в Лондон невыполненным. Пытаясь возродить его желание сочинять, его тетя устроила так, чтобы писатель Лев Толстой, которым Рахманинов очень восхищался, пригласил композитора к себе домой и получил слова поддержки. Визит был неудачным, ничего не сделало, чтобы помочь ему сочинять с той беглостью, которую он имел раньше.

Восстановление, появление и дирижирование, 1900–1906 годы

Рахманинов в 1902 году

К 1900 году Рахманинов стал таким. самокритичен, что, несмотря на многочисленные попытки, сочинять музыку стало практически невозможно. Затем его тетя предложила профессиональную помощь, успешно получив лечение у друга семьи, врача и музыканта-любителя Николая Даля, на что Рахманинов без сопротивления согласился. В период с января по апрель 1900 года Рахманинов ежедневно проходил у Даля сеансы гипнотерапии и психотерапии, специально структурированные таким образом, чтобы улучшить его режим сна, настроение и аппетит и возродить его желание сочинять музыку. Тем летом Рахманинов почувствовал, что «зародились новые музыкальные идеи», и успешно возобновил сочинение. Его первая полностью законченная работа, Концерт для фортепиано с оркестром № 2, была закончена в апреле 1901 года; он посвящен Далю. После премьеры второй и третьей частей в декабре 1900 года с Рахманиновым в качестве солиста, вся пьеса была впервые исполнена в 1901 году и была встречена с энтузиазмом. Это произведение принесло композитору Премию Глинки, первую из пяти, присужденных ему за всю его жизнь, и премию в 500 рублей в 1904 году.

На фоне профессиональных карьерных успехов Рахманинов женился на Наталии. Сатина 12 мая 1902 года после трехлетней помолвки. Поскольку они были двоюродными братьями и сестрами, брак был запрещен в соответствии с каноническим законом, установленным Русской Православной Церковью; кроме того, Рахманинов не был постоянным посетителем церкви и избегал исповеди - две вещи, которые священник должен был подтвердить, подписывая свидетельство о браке. Чтобы обойти сопротивление церкви, пара воспользовалась своим военным прошлым и организовала небольшую церемонию в часовне армейских казарм на окраине Подмосковья с Шилоти и виолончелистом Анатолием Брандуковым в качестве шафер. Они получили в подарок меньший из двух домов в имении Ивановка и отправились в трехмесячное свадебное путешествие по Европе. По возвращении они поселились в Москве, где у них родились две дочери, Ирина Сергеевна Рахманинова (1903–1969) и Татьяна Сергеевна Рахманинова (1907–1961). Рахманинов возобновил работу учителеммузыки в женском училище Святой Екатерины и Елизаветинском институте. К февралю 1903 года он завершил свое крупное фортепианное сочинение в своей карьере на то время - Вариации на тему Шопена (соч. 22). Развитие других произведений было прервано после того, как Наталья и Ирина заболели во время летних каникул в Ивановке.

Большой театр в 1905 году, когда Рахманинов был дирижером

В 1904 году. После смены карьеры Рахманиновился на два сезона стать дирижером Большого театра. За время своего пребывания на этой должности он заработал неоднозначную репутацию, следуя строгой дисциплине и требуя высоких стандартов работы. Под регион Рихарда Вагнера, он впервые применил современную аранжировку оркестрантов в яме и современный обычай стоять во время дирижирования. Он также работал с каждым солистом с их стороны, даже аккомпанируя им на фортепиано. В театре состоялись премьеры его опер Скупой рыцарь и Франческа да Римини.

В течение второго дирижерского сезона Рахманинов потерял интерес к своей должности. Социальные и политические волнения вокруг революции 1905 года начали влиять на артистов и театральный персонал, которые устраивали протесты и требовали повышения заработной платы и улучшения условий жизни. Рахманинов по большей части оставался безразличным к окружающей его политике, а революционный дух делал условия работы более трудными. В феврале 1906 г., проведя 50 спектаклей в первом сезоне и 39 во втором, Рахманинов подал прошение об отставке. Затем он взял свою семью в длительное турне по Италии в надежде закончить новые работы, но болезнь поразила его жену и дочь, и они вернулись в Ивановку. Деньги вскоре стали проблемой после ухода Рахманинова с постов в школах Святой Екатерины и Елизаветы, оставив ему только возможность сочинять.

Переезд в Дрезден и первый турне по США, 1906–1917 гг.

Все более недовольные политическими потрясениями в России и нуждающимися в уединении от своей активной общественной жизни, чтобы иметь возможность сочинять, Рахманинов со своей семьей уехал из Москвы в Дрезден, Германия, в ноябре 1906 года. фаворитом Рахманинова и Натальи, подарив им более яркую музыкальную атмосферу и благоприятные возможности. Семья пробыла в Дрездене до 1909 года, вернувшись в Россию, только на летние каникулы в Ивановке. Во время посещения Лейпцига он вошел в художественную галерею, в которой размещался Остров мертвых работы Арнольда Беклина. Картина создавила вдохновение для одноименного оркестрового произведения Рахманинова , соч. 29. Несмотря на периоды депрессии, апатии и слабой веры в какую-либо из своих работ, Рахманинов начал свою Симфонию № 2 (соч. 27) в 1906 году, через двенадцать лет после провальной премьеры своего первого произведения.. Во время написания Рахманинов с семьей вернулись в Россию, но композитор уехал в Париж, чтобы принять участие в сезоне русских концертов Сергея Дягилева в мае 1907 года. Его выступление в качестве солиста в его Концерте для фортепиано с оркестром № 2 с выходом на бис его Прелюдии до-диез минор имел триумфальный успех. К Рахманинову вернулось чувство собственного достоинства после восторженной реакции на премьеру его Симфонии № 2 в начале 1908 года, которая принесла ему вторую премию имени Глинки и 1000 рублей.

Рахманинов проверяет свой Концерт №3 для фортепиано с оркестром. в имении Ивановка, 1910

Находясь в Дрездене, Рахманинов согласился выступить и дирижировать в США в рамках концертного сезона 1909–10 с дирижером Максом Фидлером и Бостонский симфонический оркестр. Во время перерывов в Ивановке он дорабатывал новый пьесу специально для визита - свой Концерт для фортепиано № 3 (соч. 30), который он посвятил Йозефу Хофманну. В ходе гастролей композитор сыграл 26 выступлений, из них 19 - как пианист и 7 - как дирижер. Это были его первые сольные концерты, в программе которых не было другого исполнителя. Его первое выступление было в Смит-колледж в Нортгемптоне, Массачусетс, где он выступил с сольным концертом 4 ноября 1909 года. Второе исполнение фортепианного концерта № 3 Нью-Йоркским симфоническим оркестром дирижировал Густав Малер в Нью-Йорке с композитором в качестве солиста, опыт, который он лично ценил. В том числе предложение стать дирижером Бостонского симфонического оркестра, из-за длительного отсутствия в России и семьи.

По возвращении домой в феврале 1910 г. Рахманинов стал вице-президентом Императорского Музыкального общества, президент которого был членом царской семьи. Позже, в 1910 году, Рахманинов завершил свое хоровое произведение Литургия св. Иоанна Златоуста (соч.31), но его исполнение было запрещено, так как оно не соответствовало формату типичного литургического церковная служба. Два сезона с 1911 по 1913 год Рахманинов был бессменным дирижером Московской филармонии; он помог поднять ее авторитет и увеличить количество аудитории и доходов. В 1912 году Рахманинов покинул IRMS, когда узнал, что музыкант, занимавший административную должность, был уволен за то, что он еврей.

Вскоре после отставки измученный Рахманинов нашел время для сочинения и взял свою семью в отпуск в Швейцарии. Через месяц они уехали в Рим для посещения, которое стало особенно спокойным и влиятельным периодом для композитора, который один в маленькой квартирке на Piazza di Spagna, а его семья жила в пансионе. Находясь там, он получил анонимное письмо, содержащее русский перевод стихотворения Эдгара Аллана По Колокола автора Константина Бальмонта, которое сильно повлияло на него, и он начал работу над своей хоровой симфонией с таким же названием соч. 35, на его основе. Этот период сочинения внезапно закончился, когда дочери Рахманинова заразились тяжелыми случаями брюшного тифа и лечились в Берлине из-за большего доверия их отца к немецким врачам. Через шесть недель Рахманиновы вернулись в свою московскую квартиру. Композитор дирижировал «Колоколами» на премьере в Санкт-Петербурге в конце 1913 года.

с сентября 1914 года Рахманинов начал концертное турне по Англии, которое было встречено с энтузиазмом. Он слишком боялся путешествовать в одиночку после смерти Рауля Пуньо от неожиданного сердечного приступа в его гостиничном номере, который заставил композитора опасаться подобной судьбы. После начала войны в том же году его должность инспектора музыки в Дворянской средней школе для девочек поместила его в группу государственных служащих, но композитор регулярно делал благотворительные пожертвования на военные нужды. В 1915 году Рахманинов завершил свое второе крупное хоровое произведение Всенощное бдение (соч. 37) после того, как посетил литургию св. Иоанна Златоуста и разочаровался в нем. Потратив две недели на написание Всенощного бдения, он передал оценку Сергею Танееву за вычитку и исправление ошибок в его полифонии, но она была возвращена без изменений. Его так тепло приняли на московской премьере в поддержку войны сразу же запланировано четыре выступления.

Смерть Скрябина в апреле 1915 года стала трагедией для Рахманинова, который отправился в концертный тур по фортепиано, посвященный концерту своего друга. сочинения по сбору средств для бедной вдовы Скрябина. Это было его первое публичное исполнение произведений, отличных от его собственного. Во время отпуска в Финляндии этим летом Рахманинов узнал о смерти Танеева, утра, которая сильно на него повлияла. К концу года он закончил свои 14 романсов (соч. 34), заключительный раздел которых, Вокализ, стал одним из его самых популярных произведений.

Уезжая из России, иммиграция в США и концертный пианист, 1917–1925 гг.

В день февральской революции 1917 г. в Санкт-Петербурге Рахманинов выступил с фортепианным концертом в Москве помощь раненым русским солдатам, сражавшимся на войне. Через два месяца после этого он посетил Ивановку, где он обнаружил дом в хаосе после того, как группа Партии социалистов-революционеров захватила его как свою общинную собственность. Несмотря на то, что он вложил большую часть своих доходов в поместье, которое Рахманинов оставил через три недели, поклявшись никогда не возвращаться. Вскоре он был конфискован коммунистическими властями и стал заброшенным.

После августовского разрыва со своей семьей в более мирном Крыму он выступал в близлежащих Ялте 5 мая. Сентябрь, который должен был стать его заключительным концертом в России. По возвращении в Москву политическая напряженность вокруг Октябрьской революции заставила композитора как можно чаще охранять свою семью дома и участвовать в коллективе в своем многоквартирном доме, посещать заседания комитетов и проводить гражданскую охрану. обязанности в ночное время. Он завершил редактирование своего фортепианного концерта № 1 среди выстрелов и митингов на улице. Среди таких потрясений Рахманинов получил неожиданное предложение выступить с десятью фортепианными концертами в Скандинавии, которое он немедленно принял, используя это как предлог для быстрого получения разрешений для своей семьи на выезд из страны. 22 декабря 1917 года Рахманиновы выехали из Санкт-Петербурга поездом на финскую границу, откуда они на открытых санях поехали через Финляндию и поездом до Хельсинки. Унося все, что можно было упаковать в чемоданчики, Рахманинов принес записные книжки с набросками сочинений и партитур к первому акту неоконченной оперы Монна Ванна и оперы Римского-Корсакова Золотой петушок. Они прибыли в Стокгольм, Швеция, 24 декабря. В январе 1918 года они переехали в Копенгаген, Дания, и с помощью друга и композитора Николая фон Струве поселились на первом этаже дома. Имея долги и нуждаясь в деньгах, 44-летний Рахманинов выбрал выступление в качестве основного источника дохода, поскольку карьера исключительно в составе композиции была слишком ограничена. Его фортепианный репертуар был невелик, что побудило его регулярно практиковать свою технику и разучивать новые пьесы. Рахманинов гастролировал с февраля по октябрь 1918 года.

Во время скандинавского турне Рахманинов получил три предложения из США: стать дирижером Симфонического оркестра Цинциннати на два года, дирижировать 110 концертами. за 30 недель для Бостонского симфонического оркестра и дать 25 фортепианных концертов. Он отказался от них всех, опасаясь такого обязательства в стране, которую он почти не знал и о которой у него осталось мало теплых воспоминаний из своего дебютного турне в 1909 году. Тем не менее Рахманинов теперь считал Соединенные Штаты финансово выгодными, поскольку он не мог зарабатывать достаточно, чтобы содержать свою семью. только через композицию. Он был не в состоянии оплачивать проезд, но его состояние изменилось, когда русский банкир и соратник-эмигрант Александр Каменка согласился предоставить ему ссуду на дорогу. Ему также помогали друзья и поклонники; пианист Игнац Фридман дал им 2000 долларов. 1 ноября 1918 года семья села на борт SS Bergensfjord в Осло, Норвегия, направляясь в Нью-Йорк, прибыв туда одиннадцатью днями позже. Новости о приезде Рахманинова распространились, заставив толпу музыкантов, художников и фанатов собраться возле отеля Sherry-Netherland, где он остановился.

Рахманинов быстро разобрался с делами, наняв Дагмар Рыбнер, дочь профессора музыки Колумбийского университета, в качестве его секретаря, переводчика и помощника в решении вопросов американской жизни. Он воссоединился с Йозефом Хофманном, который сообщил нескольким концертным менеджерам, что композитор доступен, и предложил Рахманинову воспользоваться услугами Чарльза Эллиса в качестве его агента по бронированию. Композитор согласился, и Эллис организовал 36 выступлений на концертный сезон 1918–1919 годов; первая состоялась 8 декабря 1918 года в Провиденсе, Род-Айленд, с фортепианным концертом. Рахманинов, все еще выздоравливающий после случая испанского гриппа, включил в программу свою собственную аранжировку «Звездное знамя ». Перед туром он получал предложения от многочисленных производителей пианино совершить тур с их инструментами, но он выбрал Steinway, единственный, который не предлагал ему денег. Связь Стейнвея с Рахманиновым продолжалась до конца его жизни.

Рахманинов перед гигантским деревом из красного дерева в Калифорнии, 1919 год

Когда концертный сезон закончился в апреле 1919 года, Рахманинов взял свою семью. перерыв в Сан-Франциско, Калифорния, где он выздоровел и подготовился к предстоящему сезону. Он принял такой график на следующие несколько лет, выступая по всей стране, а затем отдых и тренировки. Работа позволила ему без особого труда обрести финансовую безопасность, и он и его семья жили жизнью высшего среднего класса с слугами, поваром и шофером. Они воссоздали атмосферу своего имения Ивановка в своем доме в Нью-Йорке, развлекая русских гостей, нанимая русских и соблюдая российские обычаи. Хотя он немного говорил по-английски, Рахманинов переводил всю свою переписку на русский язык. Он позволил себе некоторую роскошь, включая качественные костюмы и новейшие модели автомобилей.

В 1920 году Рахманинов подписал контракт на звукозапись с Victor Talking Machine Company, что принесло ему столь необходимый доход. и начал его давнюю связь с RCA. Во время семейного отдыха в Гошен, штат Нью-Йорк, тем летом он узнал о случайной смерти фон Струве, что побудило Рахманинова укрепить связи, которые у него были с теми, кто все еще находится в России, договорившись со своим банком о регулярной отправке денег и еды посылки для его семьи, друзей, студентов и нуждающихся. В начале 1921 года Рахманинов подал документы на поездку в Россию, единственный раз, когда он сделал это после отъезда из страны, но прогресс остановился после его решения перенести операцию по поводу боли в правом виске. Операция не смогла облегчить его симптомы; он нашел облегчение только после стоматологической работы в конце десятилетия. Выйдя из больницы, он купил квартиру на Риверсайд Драйв, 33 в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена, с видом на реку Гудзон. Там он также поддерживал русскую атмосферу, соблюдая российские обычаи, подавая русскую еду и нанимая русских слуг.

Первый визит Рахманинова в Европу после того, как состоялся Переезд в США, произошел в мае 1922 года с концертами в Лондоне. После чего композитор подготовился к бурному концертному сезону 1922–1923 годов из 71 выступления за пять месяцев, затем последовало последовательное соединение Рахманиновых и Сатинов в Дрездене. На время он арендовал железнодорожный вагон, в котором были пианино и вещи, чтобы сэкономить время на упаковке и распаковка чемоданов. В 1924 году Рахманинов отклонил приглашение стать дирижером Бостонского симфонического оркестра. В следующем году, после смерти мужа своей дочери Татьяны, он основал ТАИР, парижское издательство, названное в честь своих произведений самого и других русских композиторов.

Гастроли, финальные сочинения, и Вилла Сенар, 1926–1942 гг.

Из-за напряженных графиков гастролей выпуск сочинений Рахманинова значительно замедлился; с момента приезда в США в 1918 году до своей смерти он завершил всего шесть композиций, не считая исправлений предыдущих произведений и фортепианных транскрипций для своего концертного репертуара. Позже композитор признался, что, покинув Россию, «оставил свое желание сочинять: потеряв страну, я потерял и себя». В 1926 году, сконцентрировавшись на гастролях в течение последних восьми лет, он взял годичный перерыв в исполнении и завершил первые два из своих последних шести произведений, Концерт для фортепиано с оркестром № 4, который он начал в 1917 году., и Три русские песни, которые он посвятил Леопольду Стокскому. Рахманинов искал компании русских музыкантов и подружился с пианистом Владимиром Горовицем в 1928 году. Мужчины продолжали поддерживать работу друг друга, каждый из них старался посещать концерты, которые давал другой. Горовицался оставленным поборником сольных произведений Рахманинова и его фортепианного концерта № 3, о котором Рахманинов публично выступил после выступления в 1942 году: «Я всегда мечтал, чтобы мой концерт был исполнен таким образом, но никогда не ожидал, что услышу таким образом. на земле. "В 1930 году, в редких случаях, Рахманинов позволил итальянскому композитору Отторино Респиги оркестровать пьесы из его Этюды-таблицы, соч. 33 (1911) и Этюды- Таблицы, соч..39 (1917), респиги вдохновение для создания композиций.

С 1929 по 1931 год Рахманинов проводил лето во Франции в Клэрфонтен-ан-Ивелин рядом с Рамбуйе., встреча с другими русскими эмигрантами и его дочерьми. В 1930 году его желание сочинять вернулось и он искал новое место для написания новых произведений. Гертенштайн, Люцерн и руководил строитель своим новым домом, назвав его Вилла Сенар по первому двум буквам его имени и имени его жены, добавив буква «р» от фамилии, лето на Вилле Сенар до 1939 года, часто со дочерьми. управляя моторной лодкой по озеру Люцерн. лы Рахманинов завершил свою Рапсодию на тему Паганини в 1934 году и Симфонию № 3 в 1936 году.

В 1931 году Рахманинов и несколько других подписали статью в The New York Times, в которой критиковали культурную политику Советского Союза. Музыка композитора подверглась бойкоту в России из-за негативной реакции советской прессы, продлившейся до 1933 года.

В октябре 1932 года Рахманинов начал сложный концертный сезон, состоящий из 50 выступлений. Тур ознаменовал сороковую годовщину его дебюта в качестве пианиста, в чего несколько его русских друзей, ныне живущих в Америке, прислали ему свиток и венок в знак празднования. Хрупкая экономическая ситуация в США, которая выступает перед небольшим аншлаговым аудиторией и потерял деньги на своих инвестициях и акциях. Во время европейского этапа в 1933 году Рахманинов отметил свое шестидесятилетие среди коллег-членов и друзей, после чего на лето уехал на виллу Сенар. В мае 1934 года Рахманинов перенес небольшую операцию и завершил «Рапсодию на тему Паганини» во время своего пребывания в Сенаре. В 1936 году композитор уехал на короткое время в Экс-ле-Бен во Франции, чтобы вылечить артрит. Во время посещения Сенара в 1937 году Рахманинов начал переговоры с хореографом Мишелем Фокиным о постановке балета по пьесе Паганини, в котором должна была быть представлена ​​его рапсодия; его премьера состоялась в Лондоне в 1939 году с участием дочерей композитора. В 1938 году Рахманинов исполнил свой Второй фортепианный концерт на благотворительном юбилейном концерте в Лондоне Генри Вуда, основателя Королевского Альберт-холла, Лондон, серия концертов Promenade и поклонника творчества Рахманинова. хотел, чтобы композитор был единственным солистом спектакля. Рахманинов согласился, пока спектакль не транслировали по радио из-за его отвращения к нему. На том же концерте состоялась премьера Серенады на музыку Воана Уильямса, услышав которую, Рахманинов заплакал.

Концертный сезон 1939-40 гг. Рахманинов дает меньше концертов, чем обычно, всего 43 выступления, в основном в США. Тур продолжился свиданиями по Англии, после чего Рахманинов навестил свою дочь Татьяну в Париже, после чего вернулся на виллу Сенар. Некоторое время он не мог выступать после того, как поскользнулся на полу вилле и получил травму. Он достаточно поправился, чтобы выступить на Международном музыкальном фестивале в Люцерне 11 августа 1939 года. Это должен был быть его последний концерт в Европе. Через два дня он вернулся в Париж, где Рахманинов, его жена и две дочери были вместе в последний раз перед тем, как композитор 23 августа покинул охваченную войной Европу. Рахманинов поддерживал военные действия России против нацистской томской Германии в течение Второй мировой войны, жертвуя доходами от своих концертов в сезоне в пользу Красной армии.

. выступал с Филадельфийским оркестром в Нью-Йорке с дирижером Юджином Орманди 26 ноября и 3 декабря 1939 года в рамках специальной серии концертов оркестра. посвящен композитору в празднования тридцатой годовщины его дебюта в США. На заключительном концерте 10 декабря Рахманинов дирижировал своей Симфонией № 3 и Колоколами, что стало его первым дирижерским постом с 1917 года. Концертный сезон оставил Рахманинова утомленным, хотя и назвал его «довольно успешным», и провел лето, отдыхая от небольших операций в больнице. Орчардс-Пойнт, поместье около Хантингтона, Нью-Йорк на Лонг-Айленде. В это спокойное время Рахманинов завершил свое последнее сочинение Симфонические танцы (соч. 45). Это его единственное произведение, которое он полностью написал, живя в США. Орманди и Филадельфийский оркестр представили это произведение в январе 1941 года, на котором присутствовал Рахманинов.

В декабре 1939 года Рахманинов начал обширный период записи, который длился до февраля 1942 года и включил в себя его фортепианные концерты № 1 и 3 и симфонию № 3 в Филадельфийской Музыкальной Академии. В начале 1940-х годов создатели британского фильма Опасный лунный свет обратились к Рахманинову с просьбой написать короткую концертную пьесу для использования в фильме, но он отказался. Работа досталась Ричарду Аддинселлу и дирижеру Рою Дугласу, которые придумали Варшавский концерт.

Болезнь, переезд в Калифорнию и смерть, 1942–43

В начале 1942 года врач посоветовал Рахманинову переехать в более теплый климат, чтобы поправить здоровье после склероза, люмбаго, невралгии, высокое кровяное давление и головные боли. После завершения своих последних студийных сессий записи в это время в феврале переезд на Лонг-Айленд провалился после того, как композитор и его жена проявили больший интерес к Калифорнии и сначала поселились в арендованном доме Тауэр-роуд в Беверли-Хиллз в мае. В июне они купили дом по адресу 610 North Elm Drive в Беверли-Хиллз, недалеко от Горовица, который часто навещал и исполнял фортепианные дуэты с Рахманиновым. Позже, в 1942 году, Рахманиновил Игоря Стравинского на обед, и оба делились своими переживаниями о раздираемой войной России и их детях во Франции.

Вскоре после выступления в Голливуде. Боул в июле 1942 года Рахманинов страдал прострелом и переутомлением. Он сообщил своему врачу Александру Голицыну, что предстоящий концертный сезон 1942–1943 годов станет для него последним, чтобы посвятить свое время композиции. Гастроли начались 12 октября 1942 года, и композитор получил множество положительных отзывов критиков, несмотря на улучшение здоровья. Рахманинов и его жена Наталья были 220 человек, которые стали натурализованными американскими гражданами на церемонии, состоявшейся в Нью-Йорке 1 февраля 1943 года. Позже в том же месяце он жаловался на постоянный кашель и боли в спине; врач диагностировал у него плеврит и посоветовал более теплый климат помочь его выздоровлению. Рахманинов решил продолжить гастроли, но во время поездки во время поездки Флориду почувствовал себя настолько плохо, что оставшиеся даты были отменены, и он вернулся в Калифорнию, где скорая помощь доставила его в больницу. Именно тогда у Рахманинова была диагностирована агрессивная форма меланомы. Его жена забрала Рахманинова домой, где он воссоединился с дочерью Ириной. Его последние выступления в качестве солиста концерта - Первый фортепианный концерт Бетховена и его Рапсодия на тему Паганини - состоялись 11 и 12 февраля с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Ганса Ланге, и его последний концерт, Сделанная 17 февраля в гимназии / аудиторию Мемориал выпускников в Университете Теннесси в Ноксвилле, Теннесси, Сонату для фортепиано № 2 Шопена, который содержит похоронный марш.

Могила Рахманинова на кладбище Кенсико в мае 2006 г.

В последнюю неделю марта 1943 года здоровье Рахманинова ужасилось. у него была постоянная боль в руках и боках, и ему становилось все труднее дышать. 26 марта композитор потерял сознание и умер через два дня, за четыре дня до своего семидесятилетия. Приветственное послание от нескольких московских композиторов слишком поздно, чтобы Рахманинов смог его прочитать. Его похороны прошли в Русской православной церкви Пресвятой Богородицы на улице Мишельторена в Серебряном озере. В своем завещании Рахманинов хотел быть похороненным на Новодевич кладбище в Москве, так же, как Скрябин, Танеев и Чехов, но его американское гражданство не могло удовлетворить просьбу. Вместо этого он был похоронен 1 июня на кладбище Кенсико в Валгалле, штат Нью-Йорк.

В августе 2015 года Россия объявила о своем намерении добиваться перезахоронения останков Рахманинова в России, утверждающая, что американцы пренебрегли могилой композитора, пытаясь «бессовестно приватизировать» его имя. Потомки композитора воспротивились этой идее, указав, что он умер в США, десятилетия за пределами России в добровольной политической ссылке.

После смерти Рахманинова поэт Мариэтта Шагинян опубликовала пятнадцать писем, они обменивались с момента их первого контакта в феврале 1912 года и их последней встречи в июле 1917 года. Природа их отношений граничила с романтикой, но в первую очередь была интеллектуальной и эмоциональной. Шагинян и стихи, она делилась с Рахманиновым, были названы вдохновения для вдохновения для шести песен, составляющих его Шесть песен, соч. 38.

Статуя с надписью «Рахманинов: Последний концерт», спроектированная и скульптурная Виктором Бокаревым, стоит в Всемирном торговом парке в Ноксвилле, штат Теннесси, как дань уважения композитору. В Александрии, штат Вирджиния, в 2019 году с большим успехом прошел концерт Рахманинова в исполнении Александрийского симфонического оркестра. Перед выступлением участников выступила правнучка Рахманинова, Натали Ванамакер Хавьер, которая присоединилась к уважаемому ученому Рахманинова Фрэнсису Крочата (отмеченному дирижером Александрийского симфонического оркестра Джеймсом Россом как выдающим исследователем Рахмани в мире) и <9810>по музыке Кейт Риверс в группе участников дискуссии о композиторе и его вкладе.

Произведения
Каденция Концерта для фортепиано с оркестром № 3 славится своими большими аккордами.

Рахманинов написал пять произведений для фортепиано с оркестром: четыре концерта - No. 1 фа-диез минор, соч. 1 (1891 г., переработка 1917 г.), № 2 до минор, соч. 18 (1900–01), № 3 ре минор, соч. 30 (1909) и № 4 соль минор, соч. 40 (1926, исправлено 1928 и 1941) - плюс Рапсодия на тему Паганини. Из концертов наиболее популярные Второй и Третий.

Рахманинов также написал ряд произведений только для оркестра. Три симфонии: № 1 ре минор, соч. 13 (1895), № 2 ми минор, соч. 27 (1907) и № 3 ля минор, соч. 44 (1935–36). Широко разнесенные в хронологическом порядке симфонии представить три фазы в его композиционном развитии. Второй стал самым популярным из трех с момента своего первого выступления. Другие оркестровые произведения включают Рок (Op.7), Caprice bohémien (Op.12), Остров мертвых (Op.29) и Симфонические танцы (соч. 45).

Произведения для фортепиано соло включают 24 прелюдии, проходящие по всем 24 мажорного и минорного клавишам ; Прелюдия до-диез минор (соч. 3, № 2) из ​​Морсо из фантазии (соч. 3); десять прелюдий соч. 23 ; и тринадцать в соч. 32. Особенно трудны два набора Études-Tableaux, Op. 33 и 39, которые очень необходимы к учебным фотографиям. Стилистически, соч. 33 возвращается к прелюдиям, а соч. 39 показывает влияние Скрябина и Прокофьева. Есть также Шесть музыкальных моментов (соч. 16), Вариации на тему Шопена (соч. 22) и Вариации на тему Корелли (соч.42). Он написал две сонаты для фортепиано, общие масштабные и виртуозные по своим техническим требованиям. Рахманинов также написал сочинения для двух фортепиано, четырех, в том числе двух сюит (первая с подзаголовком «Фантазии-картины»), версии симфонических танцев (соч.45), аранжировки прелюдии до-диез минор, а также Русская рапсодия и он аранжировал свою Первую симфонию (внизу) для фортепиано в четыре руки. Обе эти работы были опубликованы посмертно.

Рахманинов написал два основных хорового произведения a cappella - Литургию Иоанна Златоуста и Всенощное бдение (также известное как вечерня). Это была пятая часть Всенощного бдения, которую Рахманинов просил спеть на своих похоронах. Среди других хоровых произведений: хоровая симфония, Колокола ; кантата Весна ; Три русские песни ; и ранний концерт для хора (а капелла).

Он написал три одноактные оперы: Алеко (1892), Скупой рыцарь (1903) и Франческа да Римини (1904).). Он начал три других, в частности, Монна Ванна, основанных на работе Мориса Метерлинка ; авторские права на него были распространены на композитора Феврие, и, ограничение не относилось к России, Рахманинов отказался от проекта после завершения первого акта по фортепианной вокальной партии в 1908 году; этот номер был организован в 1984 году Игорем Букетовым и исполняется в США. Алеко регулярно исполняется, записывался как минимум восемь раз и снимался. «Скупой рыцарь» придерживается пушкинской «маленькой трагедии». Франческа да Римини существует в некотором роде в тени одноименной оперы Риккардо Зандонаи.

. Его камерная музыка включает в себя два фортепианных трио, оба из которых называются Trio Elégiaque (второе из которых является памятной данью Чайковскому).) и Соната для виолончели. Он также сочинил много песен для голоса и фортепиано на тексты А. Н. Толстой, Пушкин, Гете, Шелли, Гюго и Чехов и другие. Среди его самых популярных песен - бессловесная Вокализ.

Композиционный стиль

Рахманинов с фортепианной партитурой

В стиле Рахманинова изначально проявилось влияние Чайковского. С середины 1890-х годов его композиции стали приобретать более индивидуальный тон. Его Первая симфония имеет много оригинальных черт. Его жестокие жесты и бескомпромиссная выразительность были беспрецедентными в русской музыке того времени. Его гибкие ритмы, широкий лиризм и строгая экономия тематического материала - все это он сохранил и усовершенствовал в произведениях. Спустя три года после неудачного приема симфонии стиль Рахманинова стал значительно развиваться. Он начал склоняться к пышным гармониям и широким лирическим, часто страстным мелодиям. Его оркестровка стала более тонкой и разнообразной, с тщательно обработанной текстурой, а его письмо в целом стало более лаконичным.

Особенно важно то, что Рахманинов использовал необычно широко расположенные аккорды для звуков колокольчика: это происходит во многих произведений., особенно в хоровой симфонии Колокола, второе фортепианное концерте, Этюд-Табло ми-бемоль мажор (соч. 33, № 7) и прелюдии си минор (соч. 32, № 10). «Недостаточно сказать, что церковные колокола Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы оказали влияние на Рахманинова и занимают видное место в его музыке. Это самоочевидно. Что необычно, так это разнообразие колокольных звуков и широта структурных и других функций они исполняют. " Он также любил русские православные песнопения. Наиболее заметно он использовал их во время вечерни, но многие из его мелодий берут свое начало в этих песнопениях. Начальная мелодия Первой симфонии происходит от песнопений. (Начальная мелодия Третьего фортепианного концерта, с другой стороны, не является производной от песнопений; когда его спросили, Рахманинов сказал, что «он написал сам».)

Часто используемые мотивы Рахманинова включают Dies Irae, часто просто фрагменты первой фразы. Рахманинов прекрасно владел контрапунктом и фугальным письмом благодаря своим занятиям с Танеевым. Вышеупомянутое появление Dies Irae во Второй симфонии (1907 г.) является лишь небольшим примером этого. Для его письма очень характерен хроматический контрапункт. Этот талант сочетался с уверенностью в написании как больших, так и малых форм. Третий фортепианный концерт особенно демонстрирует структурную изобретательность, в то время как каждая из прелюдий перерастает из крошечного мелодического или ритмического фрагмента в напряженную, сильно вызывающую воспоминания миниатюру, кристаллизуя определенное настроение или чувство, используя сложную структуру. ритмическая гибкость и острая хроматическая гармония.

Его композиционный стиль начал меняться еще до того, как Октябрьская революция лишила его родины. гармоническое письмо в The Bells было написано в 1913 году, но не публиковалось до 1920 года. Это могло быть связано с тем, что главный издатель Рахманинова, Gutheil, умер в 1914 году, и каталог Gutheil был приобретен Сержем Кусевицким. Он стал таким же продвинутым, как и любая другая работа, которую Рахманинов написал бы в России, отчасти потому, что мелодический материал имеет гармонический аспект, который проистекает из его хроматического орнамента. Дальнейшие изменения очевидны в переработанном Первом фортепианном концерте, который он закончил незадолго до отъезда из России, а также в соч. 38 песен и соч. 39 Études-Tableaux. В обоих наборах Рахманинова меньше заботила чистая мелодия, чем колорит. Его почти импрессионистский стиль идеально соответствовал текстам поэтов-символистов. Соч. 39 «Этюды-Таблицы» - одни из самых сложных произведений, которые он написал для любой среды, как в техническом плане, так и в том смысле, что игрок должен смотреть не только на технические проблемы, но и на широкий спектр эмоций, а затем объединить все эти аспекты.

Друг композитора Владимир Уилшоу заметил, что это композиционное изменение продолжалось в начале 1930-х годов с разницей между иногда очень экстравертированными соч. 39 «Этюды-картины» (на одном из спектаклей композитор порвал струну на фортепиано) и Вариации на тему Корелли (соч. 42, 1931). Вариации демонстрируют даже большую текстурную ясность, чем в соч. 38 песен в сочетании с более резким использованием хроматической гармонии и новой ритмической остротой. Это было бы характерно для всех его более поздних работ - Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (соч. 40, 1926) составлен в более эмоционально интровертном стиле с большей ясностью текстуры. Тем не менее, некоторые из его самых красивых (ностальгических и меланхоличных) мелодий встречаются в Третьей симфонии, Рапсодии на тему Паганини и Симфонических танцах.

Теоретик музыки и музыковед Иосиф Яссер еще в 1951 году обнаружил прогрессивные тенденции в сочинениях Рахманинова. Он обнаружил использование Рахманиновым интратонального хроматизма, которое заметно контрастирует с межтональным хроматизмом Рихарда Вагнера и разительно контрастирует с экстра-тональным хроматизмом более радикального двадцатого века. такие композиторы, как Арнольд Шенберг. Яссер предположил, что вариативное, тонкое, но безошибочное характерное использование этого внутритонального хроматизма пронизывало музыку Рахманинова.

Колеблющаяся репутация

Его репутация как композитора вызвала множество мнений до того, как его музыка приобрела устойчивое признание во всем мире. Издание 1954 года Словаря музыки и музыкантов Grove, как известно, отвергало музыку Рахманинова как «монотонную по текстуре... состоящую в основном из искусственных и фонтанирующих мелодий» и предсказывало, что его популярный успех «маловероятен. длиться". На это Гарольд К. Шенберг в своей книге «Жизни великих композиторов» ответил: «Это одно из самых возмутительно снобских и даже глупых утверждений, которые когда-либо можно было найти в произведении, которое должно быть объективная справка »

Консерватория имени Рахманинова в Париже, а также улицы в Великом Новгороде (который находится недалеко от его места рождения) и Тамбове, названы в честь композитора. В 1986 году Московская консерватория посвятила Рахманинову концертный зал в своем помещении, обозначив 252-местный зал Рахманинова, а в 1999 году «Памятник Сергею Рахманинову» был установлен в Москве. Отдельный памятник Рахманинову был открыт в Великом Новгороде, недалеко от его места рождения, 14 июня 2009 года.

Пианизм

Техника

Рахманинов входил в число лучших пианистов своего времени. вместе с Леопольдом Годовски, Игнацем Фридманом, Морисом Розенталем, Йо зефом Левинном, Ферруччо Бузони и Йозеф Хофманн, и он славился чистой и виртуозной техникой. Его игра была отмечена точностью, ритмичностью, заметным использованием стаккато и способностью сохранять ясность при исполнении произведений со сложными текстурами. Рахманинов применил эти качества в музыке Шопена, в том числе в Сонате для фортепиано си-бемоль минор. Репертуар Рахманинова, за исключением его собственных произведений, состоял в основном из стандартных виртуозных произведений 19 века плюс музыка Баха, Бетховена, Бородина, Дебюсси, Григ, Лист, Мендельсон, Моцарт, Шуберт, Шуман и Чайковский.

Рахманинов обладал чрезвычайно большими руками, с помощью которых он мог легко маневрировать в самых сложных хордовых конфигурациях. Его техника левой руки была необычайно мощной. Его игра была отмечена по определению - там, где игра других пианистов становилась размытой из-за чрезмерного использования педали или недостатков техники пальцев, текстуры Рахманинова всегда были кристально чистыми. Только Йозеф Хофманн и Йозеф Левинн разделили с ним такую ​​ясность. У всех троих был Антон Рубинштейн в качестве модели для такого рода игры: Хофманн был учеником Рубинштейна, Рахманинов слушал его знаменитую серию исторических сольных концертов в Москве во время учебы у Зверева, а Левинн слушал и играл. с ним.

Две пьесы, отмеченные Рахманиновым из концертов Рубинштейна, стали краеугольными камнями его собственных сольных программ. Это были «Аппассионата» Бетховена и «Похоронная марш-соната» Шопена. Возможно, он основал свою интерпретацию сонаты Шопена на интерпретации Рубинштейна. Биограф Рахманинова Барри Мартин указывает на сходство между письменными описаниями интерпретации Рубинштейна и аудиозаписью произведения Рахманинова.

В рамках своих ежедневных разминок Рахманинов играл технически сложный этюд в ля-бемоль, соч.. 1, № 2, приписывается Паулю де Шлезеру.

Тону

От этих едва движущихся пальцев исходила непринужденная, бронзовая звучность и точность, граничащая с непогрешимостью. Артур Рубинштейн писал:

У него был секрет золотого живого тона,идущего из сердца... Я всегда был очарован его великолепным и неповторимым тоном, который мог заставить меня забыть мое беспокойство по поводу его слишком быстро мимолетных пальцев и его преувеличенный rubatos. Всегда было неотразимое чувственное очарование, мало чем отличное от Крейслера.

В сочетании с этим тоном были вокальные качества, мало чем отличавшиеся от той, что приписывалась игре Шопена. Обладая обширным оперным опытом, Рахманинов был большим поклонником прекрасного пения. Показывает, что он обладает потрясающей способностью заставлять музыкальную линию петь, независимо от норм измерения или вспомогательной обработки при этом большинстве его интерпретаций приобретало повествовательное качество. С историями, которые он рассказывал на клавиатуре, звучало несколько голосов - полифонический диалог, не в последнюю очередь с точки зрения динамики. Его запись 1940 года его транскрипции песни "Daisies" очень хорошо передает это качество. На записи отдельные музыкальные нити входят как бы из разных человеческих голосов в красноречивую беседу. Эта способность проистекает из исключительной силы пальцев и рук.

Память

Рахманинов также обладает сверхъестественной памятью - такой, который поможет ему пригодиться, когда ему нужно будет выучить стандартный репертуар фортепиано. как 45-летний изгнанник. Он мог услышать музыкальное произведение, даже симфонию, а воспроизвести ее на следующий день, в следующем году или через десять лет после этого. Силоти давал ему для изучения длинную и сложную пьесу, такую ​​как Вариации Брамса и Фуга на тему Генделя. Через два дня Рахманинов сыграет ее «с полной художественной отделкой». Александр Гольденвейзер сказал: «Какое бы сочинение ни упоминалось - фортепианное, оркестровое, оперное или другое - классическим или современным композитором, если Рахманинов когда-либо слышал его, и особенно если оно ему нравилось»., он играл ее, как это было произведение, которое он досконально изучил ».

Интерпретации

Рахманинов за фортепиано (1936 год или ранее)

Независимо от музыки, Рахманинов всегда тщательно планировал свои выступления. Он основывал свои интерпретации на теории, согласно которое музыкальное произведение имеет «кульминационный момент». Независимо от того, где находилась эта точка или в какой динамике внутри пьесы, исполнитель должен был знать, как подойти к ней с абсолютным расчетом и точностью; в случае конструкции конструкции может рассыпаться, и деталь может расслоиться. Этой практикой он научился у своего верного друга, русского баса Федора Шаляпина. Парадоксально, но Рахманинов часто звучит так, как будто импровизировал, хотя на самом деле это не так. В то время как его интерпретации были мозаикой из крошечных деталей, когда эти мозаики соединялись во время исполнения, они могли, в зависимости от темпа играемой пьесы, пролетать мимо с большой скоростью, создавая впечатление мгновенной мысли.

Один Преимущество Рахманинова в этом процессе построения над большинством его современников состояло, что он подходил к пьесам, которые он играл, точки зрения композитора, а не интерпретатора. Он считал, что «интерпретация требует чего-то от творческого инстинкта. Если вы композитор, у вас есть близость с другими композиторами. Вы можете вступить в контакт с их воображением, зная кое-что об их проблемах и их идеалах. Вы можете придать их произведениям цвет. Это В моих интерпретациях цвет является для меня самым важным. Таким образом, вы делаете музыку живой. Без цвета она мертва ». Тем не менее, Рахманинов также обладает гораздо менее эффективными структурами, чем многие его современники, такие как Хофманн, или большинство пианистов предыдущего поколения, судя по их качеству.

Запись, демонстрирующая подход Рахманинова, является Лист Второй полонез, записанный в 1925 году. Перси Грейнджер, находившийся под Композитора и специалиста по Листу Персруччо Бузони, сам записал ту же пьесу за предоставленные годами ранее. Игра Рахманинова намного более напряженная и сосредоточенная, чем у Грейнджера. Напористость и монументальность русского отличаются от более тонких представлений австралийца. Текстуры Грейнджера сложны. Рахманинов показывает, что филигрань важна для структуры произведения, а не просто декоративна.

Рассуждения о синдроме Марфана и акромегалии

Наряду со своими музыкальными способностями, Рахманинов обладал физическими способностями, которые, возможно, сделали его хорошим пианиста. Эти дары включают исключительный рост и большие руки с гигантским растяжением пальцев (он мог играть 13-й рукой любой рукой). Это, а также стройная фигура Рахманинова, длинные конечности, узкая голова, предположение, что у, возможно, был синдром Марфана, наследственное заболевание соединительной ткани. Этот синдром может быть нарушен из-за того, что он страдал свою жизнь, включая в спине, артрит, перенапряжение глаз и синяки на кончиках пальцев. Это предположение Марфана было предложено д-ром Д. А. Б. Янгом (бывший главный научный сотрудник Wellcome Foundation ) в статье British Medical Journal 1986 года. Двадцать лет спустя статья Рамачандрана и Аронсона в журнале Королевского медицинского общества сильно отличалась от предположений Янга:

Размер рук [Рахманинова] мог быть проявлением синдрома Марфана, их размер и типичная стройность. из арахнодактилия. Однако у Рахманинова не было явных проявлений каких-либо других клинических характеристик, типичных для болезни Марфана, как сколиоз, pectus excatum, а также глазные или сердечные осложнения. Он также не проявил каких-либо клинических эффектов синдрома, связанного с Марфаном, как синдром Била (врожденная контрактурная арахнодактилия ), синдром Элерса-Данлоса, гомоцистинурия, синдром Стиклера или синдром Сфринцена-Гольдберга. Что у его ближайших родственников был такой же размах рук, что исключает семейную арахнодактилию. У Рахманинова не было обнаружено никаких признаков дигитального удара или каких-либо явных гипертрофических изменений кожи, связанных с пахидермопериоститом.

Акромегалия - альтернативный диагноз. На фотографиях Рахманинова в 1920-х годах и его портрете Константина Сомова в 1925 году (рис. 1), в то время, когда он записывал свои четыре фортепианных концерта, грубые черты лица акромегалии не сразу бросаются в глаза. Впрочем, это подтверждают более поздние фотографии... Во время плотного концертного графика в России в 1912 году он прервал свое расписание из-за скованности в руках. Это могло быть связано с чрезмерным использованием, хотя причиной могли быть синдром запястного канала или просто опухоль и отечность рук, связанные с акромегалией. В 1942 году Рахманинов окончательно отредактировал свой беспокойный Четвертый концерт, но новой музыки больше не сочинял. Быстро прогрессирующая меланома вынудила его прервать концертный тур 1942–1943 годов после сольного концерта в Ноксвилле, штат Теннесси. Чуть более пяти недель спустя он умер в доме, который он купил годом ранее на Вязовой дороге в Беверли-Хиллз. Меланома связана с акромегалией и, возможно, была окончательным ключом к диагнозу Рахманинова.

Но опять же, возможно, у него просто были большие руки.

Вопреки слухам, что он был «шесть с половиной футов» (198 см), рост Рахманинова задокументирован в двух иммиграционных декларациях США: Остров Эллис, 10 ноября 1918 г. и 30 октября 1924 г., составлял 6 футов 1 дюйм (185 см). Однако дирижер Евгений Орманди, который работал вместе с Рахманиновым во многих фортепианных и оркестровых выступлениях, вспоминал в 1979 году: «Он [Рахманинов] был около шести футов трех дюймов (190 см). Я пять футов пять с половиной (168 см).... "Следовательно, рост Рахманинова также не будет считаться физическим уродством или отклонением от нормы.

Записи

Фонограф

Многие записи Рахманинова признаны классикой. В 1919 году Рахманинов записал подборку фортепианных пьес для Edison Records на своих записях «Diamond Disc », так как они заявили о лучшей точности воспроизведения звука в фортепианной записи. Томас Эдисон, который был совершенно глухим, не заботился ни о игре Рахманинова, ни о классической музыке в целом, и на их первой встрече называл его «палачом». Однако сотрудники звукозаписывающей студии Эдисона в Нью-Йорке попросили Эдисона пересмотреть свое пренебрежительное отношение, в результате чего был заключен ограниченный контракт на десять освобожденных сторон. Рахманинов сделал запись на концертном рояле Лаутера, одном из немногих произведений компании. Он чувствовал, что его выступления различаются по качеству, и запросил окончательное одобрение перед коммерческим выпуском. Эдисон согласился, но все же выпустил несколько дублей, что было необычной практикой, которая была стандартной для Edison Records, где строгая политика компании требовала трех хороших дублей каждой части на случай повреждения или износа мастеров. Рахманинов и Edison Records были довольны выпущенными дисками и хотели записать еще, но Эдисон отказался, заявив, что десяти сторон было достаточно.

A Виктор в рекламе от марта 1921 года с изображением Рахманинов

В 1920 году Рахманинов подписал контракт с Victor Talking Machine Company (позже RCA Victor ). В отличие от Эдисона, компания была рада выполнить его просьбы и с гордостью рекламировала Рахманинова как одного из своих выдающихся исполнителей звукозаписи. Он продолжал записывать для Виктора до 1942 года, когда Американская федерация музыкантов наложила запрет на запись для своих членов в ходе забастовки из-за выплаты гонораров. Рахманинов умер в марте 1943 года, более чем за полтора года до того, как RCA Victor договорился с профсоюзом и возобновил коммерческую звукозаписывающую деятельность.

Особенно известны его исполнение Карнавала Шумана и Похоронной маршей Сонаты Шопена, а также многие более короткие пьесы. Он записал все четыре его фортепианных концертов с Филадельфийским оркестром, включая две версии второго концерта с дирижированием Леопольда Стокски (сокращенная акустическая запись в 1924 году и полная электрическая запись в 1929 году), а также мировая премьера записи рапсодии на тему Паганини, вскоре после первого выступления (1934) с филадельфийцами под управлением Стокского. Первый, третий и четвертый концерты были записаны с Юджином Орманди в 1939–41. Рахманинов также сделал три записи, дирижируя Филадельфийским оркестром в Третьей симфонии, своей симфонической поэме Остров мертвых и оркестровке Вокализ. Все эти записи были переизданы RCA Victor в комплекте из 10 компакт-дисков "Sergei Rachmaninoff The Complete Recordings" (RCA Victor Gold Seal 09026-61265-2).

В статье для Граммофон от апреля 1931 г. Рахманинов отстаивал ранее высказанную точку зрения на музыкальную ценность радио, к которой он относился скептически: «современный граммофон и современные методы записи музыкально превосходят беспроводную передачу в всячески».

Фортепианные рулоны

Памятная монета Рахманинова Российской Федерации

Рахманинов также по-разному участвовал в написании музыки на роялях. Несколько производителей, в частности, Aeolian Company, публиковали его композиции на перфорированных нотных листах примерно с 1900 года. Его невестка, София Сатина, вспомнила, как он в фамильном имении на Ивановке радостно крутил педали через набор свитков из своего Второго фортепианного концерта, очевидно приобретенного у немецкого источника, скорее всего, у берлинского филиала Эолийской компании компании Choralion.. Эолиан в Лондоне создал набор из трех роликов этого концерта в 1909 году, оставленные в каталоге его различных преемников до конца 1970-х годов.

С 1919 года он сделал 35 роликов для фортепиано (12 из которых были его собственными сочинениями).) для American Piano Company (Ampico) 'пианино. Согласно рекламному отделу Ampico, он изначально не верил, что рулон перфорированной бумаги может обеспечить точную запись, поэтому его пригласили послушать пробную копию его первой записи. После выступления он сказал: «Господа, я, Сергей Рахманинов, только что услышал свою игру!» В демонстрационных целях он записал сольную часть своего Второго фортепианного концерта для Ampico, хотя публично использовалась только вторая часть, которая дошла до наших дней. Он продолжал записывать примерно до 1929 года, хотя его последний свиток, Скерцо Шопена си-бемоль минор, не был опубликован до октября 1933 года.

Медиа

Как исполнитель

Прелюдия до минор, соч. 3, No. 2 Играет свою знаменитую Прелюдию до минор. Написанная, когда ему было 19 лет, пьеса принесла ему известность в Америке. Записано в 1919 году.
Венгерская рапсодия № 2 Играет первые 4 минуты Ференца Листа Венгерская рапсодия № 2. Записано в 1919 году компанией Edison Records.
Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18 Исполняет Фредерика Шопена Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18. Записано 21 января 1921 года.

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

В роли композитора

Этюд-Табло ми-бемоль минор Карине Гиланян исполняет Этюд-Табло ми-бемоль минор, соч. 39, No. 5 (4:31)
"Вокализ" для скрипки и фортепиано "Вокализ "в исполнении Роксаны Павел Гольдштейн (скрипка) и Моника Гольдштейн (фортепиано)
Элеги в E- бемоль минор Элеги ми-бемоль минор (из постановки Морсо из фантазии ) в исполнении Оксаны Евсюковой (фортепиано)
Фильмы о Рахманинове

Фильм-биография Рахманинова под названием Ветка сирени ( Ветка сирени), режиссер Павел Лунгин, был спродюсирован в России в 2007 году.

Мюзикл 2015 года Прелюдии Дэйва Маллоя изображает борьбу Рахманинова с депрессией и писательским кризисом.

Радость Рахманинова (2016) - документальный фильм о жизни Рахманинова.

Использование музыки Рахманинова в фильмах

Дэвид Лин 'В фильме 1945 года Краткая встреча используются отрывки из Фортепианного концерта № 2 Рахманинова, которые повторяются на протяжении всего фильма, в исполнении пианистки Эйлин Джойс.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова. Был показан фильм Билли Уайлдере 1955 года Зуд седьмого года с Томом Юэллом и Мэрилин Монро. Произведение было разыграно как аккомпанемент к фантастической сцене соблазнения главных героев.

Фильм Терренса Малика 2013 года К чуду включает Остров мертвых.

фильм Жанно Шварка 1980 года Где-то во времени особенности Рапсодия на тему Паганини, соч. 43, вариация XVIII.

В фильме 1993 года День сурка (фильм) Фил Коннорс (Билл Мюррей ) учится играть Рапсодию на тему Паганини на пианино.

В фильме 1996 года Сияние используется Концерт для фортепиано с оркестром № 3.

Рахманинова. В фильме 2011 года «Безграничный» используется Прелюдия Рахманинова до-диез минор, соч. 3, No. 2.

Примечания
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
  • Норрис, Джеффри (2002). Oxford Companion to Music. Oxford University Press. ISBN 0-19-866212-2. OCLC 59376677.
Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Сергей Рахманинов
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Сергеем Рахманиновым.
Викиисточник содержит текст статьи 1922 года Британской энциклопедии о «Сергей Рахманинов ".

Бесплатные партитуры

Последняя правка сделана 2021-06-08 00:49:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте