Сергей Параджанов | |
---|---|
Родился | Саркис Овсепи Параджанянц. (1924- 01-09) 9 января 1924. Тбилиси, Грузинская ССР, Советский Союз |
Умер | 20 июля 1990 (1990-07-20) (66 лет). Ереван, Армянская ССР, Советский Союз |
Место покоя | Пантеон Комитаса, Ереван |
Род занятий | Директор, сценарист, арт-директор, художник-постановщик |
Годы работы | 1951–1990 |
Известная работа |
|
Супруг (ы) | Нигяр Керимова (1950–1951). Светлана Щербатюк (1956–1962)) |
Дети | Сурен Параджанов (1958–) |
Сайт | www.parajanov.com |
Сергей Параджанов (Армянский : ՍերՍեյ յարաջանով; русский : Серге́й Ио́сифович Параджа́нов; грузинский : სერგო ფარაჯანოვი; украинский : Сергій Йо́сипович П. араджа́нов; иногда пишется Параджанов или Параджанов ; 9 января 1924 - 20 июля 1990) был армянским кинорежиссером, сценаристом и художником, внесшим значительный вклад в мировое кино с его фильмами Тени забытых предков и Цвет граната. Он изобрел собственный кинематографический стиль, который полностью расходился с руководящими принципами социалистического реализма (единственного санкционированного художественного стиля в СССР). Это, в сочетании с его противоречивым образом жизни и поведением, побудило советские власти неоднократно преследовать и заключать его в тюрьму, а также запрещать его фильмы. Несмотря на это, Параджанов был назван одним из 20 режиссеров будущего на престижном Роттердамском международном кинофестивале, а его фильмы были признаны одними из лучших фильмов всех времен журналом Британского института кино. 356>Вид и звук.
Хотя он начал профессиональное кино в 1954 году, позже Параджанов отказался от всех фильмов, снятых им до 1965 года, как «мусора». После режиссуры Shadows of Forgotten Ancestors (переименованный в "Дикие огненные кони" для большинства зарубежных изданий) Параджанов стал чем-то вроде международной знаменитости и одновременно мишенью для атак системы. Почти все его кинопроекты и планы с 1965 по 1973 год были запрещены, отменены или закрыты советскими кинематографическими администрациями, как местными (в Киеве и Ереван ), так и федеральными (Госкино ), почти без обсуждения, пока он не был окончательно арестован в конце 1973 года по обвинению в изнасиловании, гомосексуализме и взяточничестве. Он находился в тюрьме до 1977 года, несмотря на просьбы о помиловании со стороны различных художников. Даже после освобождения (третий и последний раз арестован в 1982 году) он был персоной нон грата в советском кино. Только в середине 1980-х, когда политический климат начал ослабевать, он смог возобновить режиссуру. Однако для того, чтобы его последние полнометражные фильмы получили зеленый свет, потребовалась помощь влиятельного грузинского актера Додо Абашидзе и других друзей. Его здоровье серьезно ослаблено четырьмя годами трудовых лагерей и девятью месяцами тюремного заключения в Тбилиси, Параджанов умер от рака легких в 1990 году, в то время, когда после почти 20 лет подавления его фильмы демонстрировались в зарубежные кинофестивали. В январе 1988 года он сказал в интервью: «Все знают, что у меня три Родины. Я родился в Грузии, работал в Украине, и я умру в Армении». Сергей Параджанов похоронен в Пантеоне Комитаса в Ереване.
Фильмы Параджанова завоевали призы Кинофестиваль Мар-дель-Плата, Стамбульский международный кинофестиваль, Nika Awards, Международный кинофестиваль в Роттердаме, Ситжес - Каталонский международный кинофестиваль, Международный кинофестиваль в Сан-Паулу и другие. Самая масштабная ретроспектива Параджанова в Великобритании прошла в 2010 году в BFI Southbank, флагманском лондонском здании BFI. Кураторами ретроспективы были Лейла Александер-Гарретт и куратор современного искусства и специалист по Параджанову Элизабетта Фабрици (руководитель выставок BFI), которая также заказала новую комиссию в стиле Параджанова в BFI Gallery современного художника («Retrospectre»).). Симпозиум, посвященный творчеству Параджанова, собрал вместе мировых экспертов, чтобы обсудить и отметить вклад режиссера в кино и искусство. Ретроспектива режиссера стала самым прибыльным сезоном BFI Southbank в 2010-11 финансовом году.
Родился Параджанов Саркис Овсепи Параджанянц (Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյանց) художественно одаренным армянским родителям, Иосифу Параджанову и Сирануш Беджанова, в Тбилиси, Грузия. (Фамилия Параджанянца засвидетельствована в сохранившемся историческом документе в музее Сергея Параджанова в Ереване.) Он получил доступ к искусству с раннего возраста. В 1945 году он отправился в Москву, поступил на режиссерский факультет ВГИК, одной из старейших и уважаемых киношкол в Европе, и учился у режиссеров <304.>Игорь Савченко и Александр Довженко.
В 1948 году он был осужден за гомосексуальные действия (которые в то время были незаконными в Советском Союзе) МГБ офицер по имени Николай Микава в Тбилиси. Он был приговорен к пяти годам лишения свободы, но через три месяца был освобожден по амнистии. В видеоинтервью друзья и родственники оспаривают правдивость всего, в чем его обвиняют. Они предполагают, что наказание могло быть формой политического возмездия за его мятежные взгляды.
В 1950 году Параджанов женился на своей первой жене Нигяр Керимовой в Москве. Она происходила из мусульманской татарской семьи и обратилась в восточно-православное христианство, чтобы выйти замуж за Параджанова. Позже она была убита своими родственниками из-за обращения. После ее убийства Параджанов уехал из России в Киев, Украина, где снял несколько документальных фильмов («Думка», «Золотые руки», «Наталья Ужвы») и несколько повествовательных фильмов: «Андриеш» (по мотивам сказка молдавского писателя Эмилиана Букова ), The Top Guy (колхозный мюзикл), Украинская рапсодия (военная мелодрама) и Цветок на камне (о проникновении религиозного культа в шахтерский город Донецкого бассейна ). Он свободно владел украинским и женился на своей второй жене, Светлане Ивановне Щербатюк (1938-2020), также известной как Светлана Щербатюк или Светлана Параджанова, в 1956 году. Щербатюк родила сына Сурена в 1958 году. Пара в конце концов развелась, и они с Сурен переехали в Киев, Украина.
Первый фильм Андрея Тарковского Иваново детство оказал огромное влияние на самопознание Параджанова как режиссера. Позже влияние стало взаимным, и они с Тарковским стали близкими друзьями. Другое влияние оказал итальянский кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини, которого Параджанов позже назовет для него «подобным Богу» и режиссером «величественного стиля». В 1965 году Параджанов отказался от социалистического реализма и снял поэтический Тени забытых предков, свой первый фильм, над которым он имел полный творческий контроль. Он получил множество международных наград и, в отличие от последующей «Цвет граната», был относительно хорошо принят советскими властями. Редакция сценария Госкино Украины похвалила фильм за «передачу поэтического качества и философской глубины сказки М. Коцюбинского языком кино» и назвала его «блестящим творческим успехом студии Довженко». Москва также согласилась с просьбой Госкино Украины выпустить фильм с оригинальным украинским саундтреком без изменений, а не переводить диалоги на русский язык для общесоюзного выпуска, чтобы сохранить его украинский колорит. (Русский дубляж был стандартной практикой в то время для нерусских советских фильмов, когда они распространялись за пределами республики происхождения.)
Параджанов вскоре уехал из Киева на родину своих предков, Армению. В 1969 году он снял фильм «Саят Нова», который многие считают его главным достижением, хотя он был снят в относительно плохих условиях и имел очень небольшой бюджет. Советские цензоры вмешались и запретили «Саят-Нову» якобы за подстрекательский контент. Параджанов отредактировал отснятый материал и переименовал фильм в Цвет граната. Критик Алексей Коротюков заметил: «Параджанов снимал фильмы не о том, как обстоят дела, а о том, какими они были бы, будь он Богом». Михаил Вартанов писал в 1969 году: «Помимо языка кино, предложенного Гриффитом и Эйзенштейном, мировое кино не открыло ничего революционно нового до Цвет граната... ».
К декабрю 1973 года советские власти стали все более подозрительно относиться к предполагаемым подрывным наклонностям Параджанова, в частности к его бисексуальности, и приговорили его к пяти годам исправительно-трудового лагеря в Сибири за " изнасиловать член коммунистической партии, и распространение порнографии «. За три дня до вынесения приговора Параджанову Андрей Тарковский написал письмо в ЦК Коммунистической партии Украины, в котором утверждал, что «за последние десять лет Сергей Параджанов снял только два фильма: Тени наших забытых предков. и "Цвет граната". Они оказали влияние на кинематограф сначала Украины, затем в этой стране в целом и на третьем месте в мире в целом. С художественной точки зрения во всем мире мало людей, которые могли бы заменить Параджанова. Он виноват - виноват в своем одиночестве. Мы виновны в том, что не думаем о нем каждый день и в том, что не можем понять значение мастера ». Эклектичная группа художников, кинематографистов и активистов протестовала, но безуспешно, от имени Параджанова, среди них Ив Сен-Лоран, Франсуаза Саган, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Луис Бунюэль, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский и Михаил Вартанов.
Параджанов отсидел четыре года из своего пятилетнего срока, а позже приписал свое досрочное освобождение усилиям французского сюрреалиста поэта и романиста Луи Арагона., русский поэт Эльза Триоле (жена Арагона) и американский писатель Джон Апдайк. Его досрочное освобождение было санкционировано Леонидом Брежневым, Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза, по-видимому, вследствие случайной встречи Брежнева с Арагоном и Триоле в Большом театре. Театр в Москве. На вопрос Брежнева, может ли он чем-нибудь помочь, Арагон потребовал освободить Параджанова, что было произведено к декабрю 1977 года.
Пока он находился в заключении, Параджанов изготовил большое количество миниатюрных кукольных скульптур (некоторые из них были из которых были утеряны) и около 800 рисунков и коллажей, многие из которых позже были выставлены в Ереване, где теперь постоянно находится Музей Сергея Параджанова. (В музее, открытом в 1991 году, через год после смерти Параджанова, хранится более 200 работ, а также мебель из его дома в Тбилиси.) Его усилия в лагере неоднократно скомпрометировались тюремными надзирателями, которые лишали материалов и назвал его сумасшедшим, их жестокость утихла только после того, как из Москвы признали, что «режиссер очень талантлив».
После его возвращения из тюрьмы в Тбилиси пристальное наблюдение советских цензоров помешало Параджанову продолжил свои кинематографические занятия и направил его к творческим выходам, которые он развивал во время своего пребывания в тюрьме. Он создавал необычайно замысловатые коллажи, создал большую коллекцию абстрактных рисунков и использовал множество других направлений неинематографического искусства, сшивая больше кукол и несколько причудливых костюмов.
В феврале 1982 года Параджанов был снова заключен в тюрьму по обвинению во взяточничестве, что совпало с его возвращением в Москву на премьеру пьесы Владимира Высоцкого на Таганке. Театр, и был произведен с некоторой степенью обмана. Несмотря на очередной суровый приговор, он был освобожден менее чем через год, его здоровье серьезно ослабло.
В 1985 году медленная оттепель в Советском Союзе подтолкнула Параджанова к возобновлению его страсти к кино.. При поддержке различных грузинских интеллектуалов он создал отмеченный множеством наград фильм Легенда о Сурамской крепости, основанный на новелле Даниэля Чонкадзе, его первое возвращение в кино после Саят-Новы пятнадцатью годами ранее. В 1988 году Параджанов снял еще один отмеченный многими наградами фильм, Ашик Кериб, по рассказу Михаила Лермонтова. Это история странствующего менестреля, действие которой происходит в азербайджанской культуре. Параджанов посвятил фильм своему близкому другу Андрею Тарковскому и «всем детям мира».
Параджанов затем попытался завершить свой последний проект. Он умер от рака в Ереване, Армения 20 июля 1990 года в возрасте 66 лет, оставив незаконченным эту последнюю работу «Исповедь». Он сохранился в своем первоначальном негативе как Параджанов: Последняя весна (фильм), собранный его близким другом Михаилом Вартановым в 1992 году. Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Франческо Рози, Альберто Моравиа, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни и Бернардо Бертолуччи были среди тех, кто публично оплакивал его смерть. Они отправили в Россию телеграмму со следующим заявлением: «Мир кино потерял фокусника».
Несмотря на то, что изучал кино в ВГИК, Свой творческий путь Параджанов открыл только после просмотра сказочного первого фильма Андрея Тарковского Иваново Детство. Параджанов был высоко оценен самим Тарковским в «Путешествии во времени » («Всегда с огромной благодарностью и удовольствием вспоминаю фильмы Сергея Параджанова, которые очень люблю. Его образ мышления, его парадоксальность, поэтичность... способность любить красоту и способность быть абсолютно свободным в пределах своего видения »), и Микеланджело Антониони, Фрэнсис Форд Коппола, Жан-Люк Годар («В храме кино есть образы, свет и реальность. Сергей Параджанов был хозяином этого храма»), Мартин Скорсезе, Михаил Вартанов («Наверное, Помимо киноязыка, предложенного Гриффитом и Эйзенштейном, мировое кино не открыло ничего революционного до «Цвета граната» Параджанова »), Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Джульетта Мазина, Франческо Рози, Альберто Моравиа, Бернардо Бертолуччи, Марчелло Мастроянни.
Несмотря на то, что у его искусства было много поклонников, его видение не привлекла много последователей. «Тот, кто пытается подражать мне, погибает», - сказал он, как сообщается. Однако такие режиссеры, как Тео Ангелопулос, Бела Тарр и Мохсен Махмальбаф разделяют подход Параджанова к фильму как преимущественно визуальному средству, а не как к повествовательному инструменту <217.>
Институт Параджанова-Вартанова был основан в Голливуде в 2010 году с целью изучения, сохранения и популяризации творческого наследия Сергея Параджанова и Михаила Вартанова.
Год | Английское название | Оригинальное название | Романизация | Примечания |
---|---|---|---|---|
1951 | Молдавская сказка | На русском : Молдавская сказка. На украинском : Молдавська байка | Молдавская сказка | Выпускной короткометражный фильм; проиграл |
1954 | Андриеш | По-русски: Андриеш | Андриеш | Режиссер Яков Базелян; полнометражный римейк Молдавской сказки |
1958 | Думка | На украинском языке: Думка | Думка | Документальный |
1958 | Первый парень (он же The Top Guy) | По-русски: Первый парень. По-украински: Перший папыбок | Первый парен | |
1959 | Наталья Ушвий | На русском языке: Наталия Ужвий | Наталия Ужвий | Документальный фильм |
1960 | Золотые руки | На русском языке: Золотые руки | Золотые руки | Документальный |
1961 | Украинская рапсодия | На русском языке: Украинская рапсодия. На украинском языке: Yкpaїнська Paпсодія | Украинская рапсодия | |
1962 | Цветок на камне | По-русски: Цветок на камне. По-украински: Цвіток на камені | Цветок на камне | |
1965 | Тени забытых предков | В Украинский: Тіні забутих предків | Тини забутых предкив | |
1965 | Киевские фрески | На русском языке: Киевские фрески | Киевские фрески | Запрещено на этапе подготовки к производству; После 15 минут прослушиваний |
1967 | Акоп Овнатанян | На армянском : Հակոբ Հովնաթանյան | Акоп Овнатанян | Короткометражный фильм портрет армянского художника XIX века |
1968 | Дети Комитаса | На армянском: Երեխաներ Կոմիտասին | Ереханер Комитасин | Документальный фильм для ЮНИСЕФ ; потерян |
1969 | Цвет граната | На армянском: Նռան գույնը | Нран Гайне | |
1985 | Легенда о Сурамской крепости | На грузинском : ამბავი სურამის ციხისა | Амбави Сурамис цихиса | |
1985 | Арабески на тему Пиросмани | На русском языке: Арабески на тему Пиросмани | Арабески на temu Pirosmani | Короткометражный кинопортрет грузинского художника Нико Пиросмани |
1988 | Ашик Кериб | На грузинском: აშიკი ქერიბი. На азербайджанском : Aşıq Qərib | Ашики Кериби | |
1989–1990 | Исповедь | По-армянски: Խոստովանանք | Хостовананк | Неокончено; оригинальный негатив сохранился в фильме Михаила Вартанова Параджанов: Последняя весна |
Среди его проектов также были планы по адаптации Лонгфелло Песнь о Гайавате, Шекспир Гамлет, Гете Фауст, Древневосточнославянская поэма Сказание о полку Игореве, но сценарии к фильмам для них так и не были закончены.
Избранная библиография книг и научных статей о Сергее Параджанове.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Сергеем Параджанов. |
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Сергеем Параджановым (Армянский Викицитатник) |