Сергей Параджанов

редактировать
Армянский кинорежиссер
Сергей Параджанов
Сергей Параджанов. 1. Юрий Мечитов.jpg
РодилсяСаркис Овсепи Параджанянц. (1924- 01-09) 9 января 1924. Тбилиси, Грузинская ССР, Советский Союз
Умер20 июля 1990 (1990-07-20) (66 лет). Ереван, Армянская ССР, Советский Союз
Место покояПантеон Комитаса, Ереван
Род занятийДиректор, сценарист, арт-директор, художник-постановщик
Годы работы1951–1990
Известная работа
Супруг (ы)Нигяр Керимова (1950–1951). Светлана Щербатюк (1956–1962))
ДетиСурен Параджанов (1958–)
Сайтwww.parajanov.com

Сергей Параджанов (Армянский : ՍերՍեյ յարաջանով; русский : Серге́й Ио́сифович Параджа́нов; грузинский : სერგო ფარაჯანოვი; украинский : Сергій Йо́сипович П. араджа́нов; иногда пишется Параджанов или Параджанов ; 9 января 1924 - 20 июля 1990) был армянским кинорежиссером, сценаристом и художником, внесшим значительный вклад в мировое кино с его фильмами Тени забытых предков и Цвет граната. Он изобрел собственный кинематографический стиль, который полностью расходился с руководящими принципами социалистического реализма (единственного санкционированного художественного стиля в СССР). Это, в сочетании с его противоречивым образом жизни и поведением, побудило советские власти неоднократно преследовать и заключать его в тюрьму, а также запрещать его фильмы. Несмотря на это, Параджанов был назван одним из 20 режиссеров будущего на престижном Роттердамском международном кинофестивале, а его фильмы были признаны одними из лучших фильмов всех времен журналом Британского института кино. 356>Вид и звук.

Хотя он начал профессиональное кино в 1954 году, позже Параджанов отказался от всех фильмов, снятых им до 1965 года, как «мусора». После режиссуры Shadows of Forgotten Ancestors (переименованный в "Дикие огненные кони" для большинства зарубежных изданий) Параджанов стал чем-то вроде международной знаменитости и одновременно мишенью для атак системы. Почти все его кинопроекты и планы с 1965 по 1973 год были запрещены, отменены или закрыты советскими кинематографическими администрациями, как местными (в Киеве и Ереван ), так и федеральными (Госкино ), почти без обсуждения, пока он не был окончательно арестован в конце 1973 года по обвинению в изнасиловании, гомосексуализме и взяточничестве. Он находился в тюрьме до 1977 года, несмотря на просьбы о помиловании со стороны различных художников. Даже после освобождения (третий и последний раз арестован в 1982 году) он был персоной нон грата в советском кино. Только в середине 1980-х, когда политический климат начал ослабевать, он смог возобновить режиссуру. Однако для того, чтобы его последние полнометражные фильмы получили зеленый свет, потребовалась помощь влиятельного грузинского актера Додо Абашидзе и других друзей. Его здоровье серьезно ослаблено четырьмя годами трудовых лагерей и девятью месяцами тюремного заключения в Тбилиси, Параджанов умер от рака легких в 1990 году, в то время, когда после почти 20 лет подавления его фильмы демонстрировались в зарубежные кинофестивали. В январе 1988 года он сказал в интервью: «Все знают, что у меня три Родины. Я родился в Грузии, работал в Украине, и я умру в Армении». Сергей Параджанов похоронен в Пантеоне Комитаса в Ереване.

Фильмы Параджанова завоевали призы Кинофестиваль Мар-дель-Плата, Стамбульский международный кинофестиваль, Nika Awards, Международный кинофестиваль в Роттердаме, Ситжес - Каталонский международный кинофестиваль, Международный кинофестиваль в Сан-Паулу и другие. Самая масштабная ретроспектива Параджанова в Великобритании прошла в 2010 году в BFI Southbank, флагманском лондонском здании BFI. Кураторами ретроспективы были Лейла Александер-Гарретт и куратор современного искусства и специалист по Параджанову Элизабетта Фабрици (руководитель выставок BFI), которая также заказала новую комиссию в стиле Параджанова в BFI Gallery современного художника («Retrospectre»).). Симпозиум, посвященный творчеству Параджанова, собрал вместе мировых экспертов, чтобы обсудить и отметить вклад режиссера в кино и искусство. Ретроспектива режиссера стала самым прибыльным сезоном BFI Southbank в 2010-11 финансовом году.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и фильмы
  • 2 Отрыв от советского реализма
  • 3 Заключение и более поздняя работа
  • 4 Влияния и наследие
  • 5 Фильмография
  • 6 Сценарии
    • 6.1 Продюсер и частично созданные сценарии
    • 6.2 Непроизведенные сценарии и проекты
  • 7 Ссылки в популярной культуре
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
    • 10.1 Источники на английском языке
    • 10.2 Источники на иностранных языках
  • 11 Внешние ссылки
Молодость и фильмы
Мемориальная доска на доме семьи Параджановых в Тбилиси (ул. Котэ Месхи, 7)

Родился Параджанов Саркис Овсепи Параджанянц (Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյանց) художественно одаренным армянским родителям, Иосифу Параджанову и Сирануш Беджанова, в Тбилиси, Грузия. (Фамилия Параджанянца засвидетельствована в сохранившемся историческом документе в музее Сергея Параджанова в Ереване.) Он получил доступ к искусству с раннего возраста. В 1945 году он отправился в Москву, поступил на режиссерский факультет ВГИК, одной из старейших и уважаемых киношкол в Европе, и учился у режиссеров <304.>Игорь Савченко и Александр Довженко.

В 1948 году он был осужден за гомосексуальные действия (которые в то время были незаконными в Советском Союзе) МГБ офицер по имени Николай Микава в Тбилиси. Он был приговорен к пяти годам лишения свободы, но через три месяца был освобожден по амнистии. В видеоинтервью друзья и родственники оспаривают правдивость всего, в чем его обвиняют. Они предполагают, что наказание могло быть формой политического возмездия за его мятежные взгляды.

В 1950 году Параджанов женился на своей первой жене Нигяр Керимовой в Москве. Она происходила из мусульманской татарской семьи и обратилась в восточно-православное христианство, чтобы выйти замуж за Параджанова. Позже она была убита своими родственниками из-за обращения. После ее убийства Параджанов уехал из России в Киев, Украина, где снял несколько документальных фильмов («Думка», «Золотые руки», «Наталья Ужвы») и несколько повествовательных фильмов: «Андриеш» (по мотивам сказка молдавского писателя Эмилиана Букова ), The Top Guy (колхозный мюзикл), Украинская рапсодия (военная мелодрама) и Цветок на камне (о проникновении религиозного культа в шахтерский город Донецкого бассейна ). Он свободно владел украинским и женился на своей второй жене, Светлане Ивановне Щербатюк (1938-2020), также известной как Светлана Щербатюк или Светлана Параджанова, в 1956 году. Щербатюк родила сына Сурена в 1958 году. Пара в конце концов развелась, и они с Сурен переехали в Киев, Украина.

Отрыв от советского реализма
Муза Параджанова, грузинская актриса Софико Чиаурели в Цвет граната

Первый фильм Андрея Тарковского Иваново детство оказал огромное влияние на самопознание Параджанова как режиссера. Позже влияние стало взаимным, и они с Тарковским стали близкими друзьями. Другое влияние оказал итальянский кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини, которого Параджанов позже назовет для него «подобным Богу» и режиссером «величественного стиля». В 1965 году Параджанов отказался от социалистического реализма и снял поэтический Тени забытых предков, свой первый фильм, над которым он имел полный творческий контроль. Он получил множество международных наград и, в отличие от последующей «Цвет граната», был относительно хорошо принят советскими властями. Редакция сценария Госкино Украины похвалила фильм за «передачу поэтического качества и философской глубины сказки М. Коцюбинского языком кино» и назвала его «блестящим творческим успехом студии Довженко». Москва также согласилась с просьбой Госкино Украины выпустить фильм с оригинальным украинским саундтреком без изменений, а не переводить диалоги на русский язык для общесоюзного выпуска, чтобы сохранить его украинский колорит. (Русский дубляж был стандартной практикой в ​​то время для нерусских советских фильмов, когда они распространялись за пределами республики происхождения.)

Параджанов вскоре уехал из Киева на родину своих предков, Армению. В 1969 году он снял фильм «Саят Нова», который многие считают его главным достижением, хотя он был снят в относительно плохих условиях и имел очень небольшой бюджет. Советские цензоры вмешались и запретили «Саят-Нову» якобы за подстрекательский контент. Параджанов отредактировал отснятый материал и переименовал фильм в Цвет граната. Критик Алексей Коротюков заметил: «Параджанов снимал фильмы не о том, как обстоят дела, а о том, какими они были бы, будь он Богом». Михаил Вартанов писал в 1969 году: «Помимо языка кино, предложенного Гриффитом и Эйзенштейном, мировое кино не открыло ничего революционно нового до Цвет граната... ».

Заключение и последующие работы
Памятник Параджанову в Тбилиси Статуя Параджанова перед его музей в Ереване

К декабрю 1973 года советские власти стали все более подозрительно относиться к предполагаемым подрывным наклонностям Параджанова, в частности к его бисексуальности, и приговорили его к пяти годам исправительно-трудового лагеря в Сибири за " изнасиловать член коммунистической партии, и распространение порнографии «. За три дня до вынесения приговора Параджанову Андрей Тарковский написал письмо в ЦК Коммунистической партии Украины, в котором утверждал, что «за последние десять лет Сергей Параджанов снял только два фильма: Тени наших забытых предков. и "Цвет граната". Они оказали влияние на кинематограф сначала Украины, затем в этой стране в целом и на третьем месте в мире в целом. С художественной точки зрения во всем мире мало людей, которые могли бы заменить Параджанова. Он виноват - виноват в своем одиночестве. Мы виновны в том, что не думаем о нем каждый день и в том, что не можем понять значение мастера ». Эклектичная группа художников, кинематографистов и активистов протестовала, но безуспешно, от имени Параджанова, среди них Ив Сен-Лоран, Франсуаза Саган, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Луис Бунюэль, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский и Михаил Вартанов.

Параджанов отсидел четыре года из своего пятилетнего срока, а позже приписал свое досрочное освобождение усилиям французского сюрреалиста поэта и романиста Луи Арагона., русский поэт Эльза Триоле (жена Арагона) и американский писатель Джон Апдайк. Его досрочное освобождение было санкционировано Леонидом Брежневым, Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза, по-видимому, вследствие случайной встречи Брежнева с Арагоном и Триоле в Большом театре. Театр в Москве. На вопрос Брежнева, может ли он чем-нибудь помочь, Арагон потребовал освободить Параджанова, что было произведено к декабрю 1977 года.

Пока он находился в заключении, Параджанов изготовил большое количество миниатюрных кукольных скульптур (некоторые из них были из которых были утеряны) и около 800 рисунков и коллажей, многие из которых позже были выставлены в Ереване, где теперь постоянно находится Музей Сергея Параджанова. (В музее, открытом в 1991 году, через год после смерти Параджанова, хранится более 200 работ, а также мебель из его дома в Тбилиси.) Его усилия в лагере неоднократно скомпрометировались тюремными надзирателями, которые лишали материалов и назвал его сумасшедшим, их жестокость утихла только после того, как из Москвы признали, что «режиссер очень талантлив».

После его возвращения из тюрьмы в Тбилиси пристальное наблюдение советских цензоров помешало Параджанову продолжил свои кинематографические занятия и направил его к творческим выходам, которые он развивал во время своего пребывания в тюрьме. Он создавал необычайно замысловатые коллажи, создал большую коллекцию абстрактных рисунков и использовал множество других направлений неинематографического искусства, сшивая больше кукол и несколько причудливых костюмов.

В феврале 1982 года Параджанов был снова заключен в тюрьму по обвинению во взяточничестве, что совпало с его возвращением в Москву на премьеру пьесы Владимира Высоцкого на Таганке. Театр, и был произведен с некоторой степенью обмана. Несмотря на очередной суровый приговор, он был освобожден менее чем через год, его здоровье серьезно ослабло.

В 1985 году медленная оттепель в Советском Союзе подтолкнула Параджанова к возобновлению его страсти к кино.. При поддержке различных грузинских интеллектуалов он создал отмеченный множеством наград фильм Легенда о Сурамской крепости, основанный на новелле Даниэля Чонкадзе, его первое возвращение в кино после Саят-Новы пятнадцатью годами ранее. В 1988 году Параджанов снял еще один отмеченный многими наградами фильм, Ашик Кериб, по рассказу Михаила Лермонтова. Это история странствующего менестреля, действие которой происходит в азербайджанской культуре. Параджанов посвятил фильм своему близкому другу Андрею Тарковскому и «всем детям мира».

Параджанов затем попытался завершить свой последний проект. Он умер от рака в Ереване, Армения 20 июля 1990 года в возрасте 66 лет, оставив незаконченным эту последнюю работу «Исповедь». Он сохранился в своем первоначальном негативе как Параджанов: Последняя весна (фильм), собранный его близким другом Михаилом Вартановым в 1992 году. Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Франческо Рози, Альберто Моравиа, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни и Бернардо Бертолуччи были среди тех, кто публично оплакивал его смерть. Они отправили в Россию телеграмму со следующим заявлением: «Мир кино потерял фокусника».

Влияния и наследие
Надгробие Параджанова в Ереване

Несмотря на то, что изучал кино в ВГИК, Свой творческий путь Параджанов открыл только после просмотра сказочного первого фильма Андрея Тарковского Иваново Детство. Параджанов был высоко оценен самим Тарковским в «Путешествии во времени » («Всегда с огромной благодарностью и удовольствием вспоминаю фильмы Сергея Параджанова, которые очень люблю. Его образ мышления, его парадоксальность, поэтичность... способность любить красоту и способность быть абсолютно свободным в пределах своего видения »), и Микеланджело Антониони, Фрэнсис Форд Коппола, Жан-Люк Годар («В храме кино есть образы, свет и реальность. Сергей Параджанов был хозяином этого храма»), Мартин Скорсезе, Михаил Вартанов («Наверное, Помимо киноязыка, предложенного Гриффитом и Эйзенштейном, мировое кино не открыло ничего революционного до «Цвета граната» Параджанова »), Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Джульетта Мазина, Франческо Рози, Альберто Моравиа, Бернардо Бертолуччи, Марчелло Мастроянни.

Несмотря на то, что у его искусства было много поклонников, его видение не привлекла много последователей. «Тот, кто пытается подражать мне, погибает», - сказал он, как сообщается. Однако такие режиссеры, как Тео Ангелопулос, Бела Тарр и Мохсен Махмальбаф разделяют подход Параджанова к фильму как преимущественно визуальному средству, а не как к повествовательному инструменту <217.>

Институт Параджанова-Вартанова был основан в Голливуде в 2010 году с целью изучения, сохранения и популяризации творческого наследия Сергея Параджанова и Михаила Вартанова.

Фильмография
ГодАнглийское названиеОригинальное названиеРоманизацияПримечания
1951Молдавская сказкаНа русском : Молдавская сказка. На украинском : Молдавська байкаМолдавская сказкаВыпускной короткометражный фильм; проиграл
1954Андриеш По-русски: АндриешАндриешРежиссер Яков Базелян; полнометражный римейк Молдавской сказки
1958ДумкаНа украинском языке: ДумкаДумкаДокументальный
1958Первый парень (он же The Top Guy)По-русски: Первый парень. По-украински: Перший папыбокПервый парен
1959Наталья УшвийНа русском языке: Наталия УжвийНаталия УжвийДокументальный фильм
1960Золотые рукиНа русском языке: Золотые рукиЗолотые рукиДокументальный
1961Украинская рапсодия На русском языке: Украинская рапсодия. На украинском языке: Yкpaїнська PaпсодіяУкраинская рапсодия
1962Цветок на камне По-русски: Цветок на камне. По-украински: Цвіток на каменіЦветок на камне
1965Тени забытых предков В Украинский: Тіні забутих предківТини забутых предкив
1965Киевские фрескиНа русском языке: Киевские фрескиКиевские фрескиЗапрещено на этапе подготовки к производству; После 15 минут прослушиваний
1967Акоп ОвнатанянНа армянском : Հակոբ ՀովնաթանյանАкоп ОвнатанянКороткометражный фильм портрет армянского художника XIX века
1968Дети КомитасаНа армянском: Երեխաներ ԿոմիտասինЕреханер КомитасинДокументальный фильм для ЮНИСЕФ ; потерян
1969Цвет граната На армянском: Նռան գույնըНран Гайне
1985Легенда о Сурамской крепости На грузинском : ამბავი სურამის ციხისაАмбави Сурамис цихиса
1985Арабески на тему ПиросманиНа русском языке: Арабески на тему ПиросманиАрабески на temu PirosmaniКороткометражный кинопортрет грузинского художника Нико Пиросмани
1988Ашик Кериб На грузинском: აშიკი ქერიბი. На азербайджанском : Aşıq QəribАшики Кериби
1989–1990ИсповедьПо-армянски: ԽոստովանանքХостовананкНеокончено; оригинальный негатив сохранился в фильме Михаила Вартанова Параджанов: Последняя весна
Сценарии

Спродюсированные и частично созданные сценарии

  • Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) в соавторстве с Иваном Чендеем по повести Михаила Коцюбинского )
  • Киевские фрески (Киевские фрески, 1965)
  • Саят-Нова (Саят-Нова, 1969, постановка сценария «Цвета света»). Гранаты)
  • Исповедь (Исповедь, 1969–1989)
  • Очерки о Врубеле (Этюды о Врубеле, 1989, изображение киевского периода Михаила Врубеля, со- сценарий и режиссер Леонид Осыка)
  • Лебединое озеро: Зона (Лебедине озеро. Зона, 1989, снято в 1990 году, режиссер Юрий Ильенко, оператор «Теней забытых предков»)

Невыполненные сценарии и проекты

  • Дремлющий дворец (Дремлющий дворец, 1969, по поэме Пушкина Бахчисарайский фонтан )
  • Интермеццо (1972, по произведению Михаила Коцюбинского) t story)
  • Икар (Икар, 1972)
  • Золотой обрез (Золотой обрез, 1972)
  • Ара Прекрасный (Ара Прекрасный, 1972, по поэме А. Армянский поэт ХХ века Наири Зарян о Ара Прекрасном )
  • Демоне (Демон, 1972, по одноименной поэме Лермонтова )
  • Чудо Оденсе (Чудо в Оденсе, 1973, по мотивам жизни и творчества Ганса Христиана Андерсена )
  • Давида Сасунского (Давид Сасунский, середина 1980-х, по мотивам армянской эпической поэмы Давид Сасунский )
  • Мученичество Шушаник ( Мученичество Шушаник, 1987, на основе грузинской летописи Якоба Цуртавели )
  • Сокровища горы Арарат

Среди его проектов также были планы по адаптации Лонгфелло Песнь о Гайавате, Шекспир Гамлет, Гете Фауст, Древневосточнославянская поэма Сказание о полку Игореве, но сценарии к фильмам для них так и не были закончены.

Ссылки в популярной культуре
  • История жизни Параджанова составляет (довольно в общих чертах) основу для романа 2006 года Стет американского автора Джеймс Чепмен.
  • Леди Гага <7 Видео для 911 визуально ссылается на Цвет граната на протяжении большей части видео. Постер фильма также появляется на уличной сцене в конце ролика. В ролике Гаги символы фильма представлены в ее собственной аллегории боли.
См. Также
Список литературы
  1. ^Сергей Параджанов, Биография в IMDB
  2. ^Сергей Параджанов, Биография в Институте Параджанова-Вартанова
  3. ^20 режиссеров будущего
  4. ^Величайшие фильмы всех времен
  5. ^Параджанов и величайшие фильмы всех времен
  6. ^Интервью Параджанова
  7. ^Мемориальная плита Параджанова в Пантеоне Комитаса
  8. ^Фабрици, Элизабетта, ' The BFI Gallery Book », BFI, Лондон, 2011.
  9. ^Сергей Параджанов и Завен Саркисян, Калейдоскоп Параджанов: Рисунок, коллаж, ассамбляж (Ереван: Музей Сергея Параджанова, 2008), с.8
  10. ^Сегодня.ua
  11. ^ (на украинском языке) Умерла жена легендарного режиссера Сергея Параджанова, (6 июня 2020 г.)
  12. ^Сурен Параджанов
  13. ^Параджанов: A Реквием (документальный). KINO Productions. 1994.
  14. ^РГАЛИ, Производство и цензура Госкино: ф. 2944, указ. 4, д. 280.
  15. ^ Сергей Параджанов - Интервью с Роном Холлоуэем, 1988 Архивировано 2007-12-06 на Wayback Machine
  16. ^ Parajanov.com
  17. ^ Осужден за изнасилование члена КПСС Московский комсомолец, 2004 Архивировано 10.08.2007 в Archive.today
  18. ^Frieze Magazine, Параджанов Великолепный Архивировано 2008-04-16 на Wayback Machine
  19. ^См. Официальную страницу.
  20. ^The Moscow Times
  21. ^Влияние Параджанова
  22. ^Институт Параджанова-Вартанова Архивировано 2014-10- 22 at Archive-It
  23. ^Утраченный фильм Параджанова
  24. ^Параджанов: Последняя весна
  25. ^Шнайдер, Стивен. «501 кинорежиссер» Лондон: Касселл, 2007, ISBN 9781844035731
  26. ^Кауфман, Гил (18 сентября 2020 г.). "" Посмотрите, как Леди Гага улетела, как воздушный змей, мускулистые мужчины без рубашки в видео '911' "". Рекламный щит. Получено 18 сентября 2020 г.
  27. ^ Майер, Томас (18 сентября 2020 г.). «Леди Гага выпускает« очень личное »видео« 911 »о своем психическом здоровье:« Это поэзия боли »». Люди. Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 г. Дата обращения 19 сентября 2020 г.
Библиография

Избранная библиография книг и научных статей о Сергее Параджанове.

Источники на английском языке

  • Dixon, Wheeler Foster, Gwendolyn. «Краткая история кино». Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 2008. ISBN 9780813542690
  • Кук, Дэвид А. «Тени забытых предков: фильм как религиозное искусство». Постскриптум 3, вып. 3 (1984): 16–23.
  • Небесио, Богдан. «Тени забытых предков: повествование в романе и фильме». Литература / фильм Ежеквартально 22, вып. 1 (1994): 42–49.
  • Oeler, Karla. «Коллективный внутренний монолог: Сергей Параджанов и взгляд Эйзенштейна на кино, вдохновленный Джойсом». Обзор современного языка 101, вып. 2 (апрель 2006 г.): 472-487.
  • Оелер, Карла. "Нран гайне / Цвет граната: Серго Параджанов, СССР, 1969." В кино России и бывшего Советского Союза, 139–148. Лондон, Англия: Wallflower, 2006. [Глава книги]
  • Папазян, Элизабет А. «Этнография, сказка и« вечный двигатель »в произведении Сергея Параджанова Ашик-Кериб». Литература / Фильм Ежеквартально 34, вып. 4 (2006): 303–12.
  • Параджанов, Сергей. Семь видений. Отредактировал Галия Акерман. Перевод Гая Беннета. Лос-Анджелес: Green Integer, 1998. ISBN 1892295040, ISBN 9781892295040
  • Параджанов, Сергей и Завен Саркисян. Параджанов Калейдоскоп: рисунки, коллажи, сборки. Ереван: Музей Сергея Параджанова, 2008. ISBN 9789994121434
  • Стеффен, Джеймс. Кино Сергея Параджанова. Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2013. ISBN 9780299296544
  • Стеффен, Джеймс, изд. Сергей Параджанов спецвыпуск. Армянское обозрение 47/48, ном. 3–4 / 1–2 (2001/2002). Двойной выпуск; веб-сайт издателя
  • Стеффен, Джеймс. «Киевские фрески: нереализованный кинопроект Сергея Параджанова». КиноКультура. Спецвыпуск 9: Украинское кино (декабрь 2009 г.), онлайн. URL: http://www.kinokultura.com/specials/9/steffen.shtml
  • Шнайдер, Стивен Джей. «501 кинорежиссер». Лондон: Hachette / Cassell, 2007. ISBN 9781844035731

Источники на иностранных языках

  • Bullot, Érik. Саят Нова де Сергей Параджанов: Лицо и профиль. Crisnée, Бельгия: Éditions Yellow Now, 2007. (французский язык) ISBN 9782873402129
  • Казалс, Патрик. Сергей Параджанов. Париж: Cahiers du cinéma, 1993. (французский язык) ISBN 9782866421335,
  • Черненко, Мирон. Сергей Параджанов: Творческий портрет. Москва: "Союзинформкино" Госкино СССР, 1989. (русский язык) Онлайн-версия
  • Григорян, Левон. Параджанов. М.: Молодая гвардия, 2011. (русский язык) ISBN 9785235034389,
  • Григорян, Левон. Три цвета одной страсти: Триптих Сергея Параджанова. М.: Киноцентр, 1991. (русский язык)
  • Калантар, Карен. Очерки о Параджанове. Ереван: Гитутюн НАН РА, 1998. (русский язык)
  • Катанян Василий Васильевич. Параджанов: Цена вечного праздника. Нижний Новгород: Деком, 2001. (русский язык) ISBN 9785895330425
  • Liehm, Antonín J., ed. Сергей Параджанов: Свидетельства и документы о жизни и опере. Венеция: Венецианская биеннале / Марсилио, 1977 г. (итальянский язык)
  • Мечитов, Юрий. Сергей Параджанов: Хроника диалога. Тбилиси: ГАМС-печать, 2009. (русский язык) ISBN 9789941017544
  • Параджанов Сергей. Исповедь. Под редакцией Кора Церетели. СПб: Азбука, 2001. (русский язык) ISBN 9785267002929
  • Параджанов, Сергей, и Гарегин Закоян. Письма из зоны. Ереван: Фильмадаран, 2000. (русский язык) ISBN 9789993085102
  • Шнайдер, Стивен Джей. «501 Директорат кино». Барселона, Испания: Grijalbo, 2008. ISBN 9788425342646
  • Церетели, Кора, изд. Коллаж на фон автопортрета: Жизнь – игра. 2-е изд. Нижний Новгород: Деком, 2008. (русский язык) ISBN 9785895330975
  • Вартанов Михаил. «Сергей Парадзанов». В "Il Cinema Delle Repubbliche Transcaucasiche Sovietiche". Венеция, Италия: Marsilio Editori, 1986. (итальянский язык) ISBN 8831748947
  • Вартанов, Михаил. "Les Cimes du Monde". Cahiers du Cinéma "№ 381, 1986 (французский язык) ISSN 0757-8075
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Сергеем Параджанов.
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Сергеем Параджановым (Армянский Викицитатник)
Последняя правка сделана 2021-06-08 00:49:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте