Сербские комиксы

редактировать

Сербские комиксы
Ранние публикацииКонец XIX века
ИздательстваПолитика, Dečje novine, Borba, Dnevnik
Publications, Politikin Zabavnik,
CreatorsĐorđe Lobačev, Branislav Kerac, Зоран Джанжетов
ПерсонажиЗигомар, Дикан, Мирко и Славко, Кобра, Кот Claw
Языкисербский
Статьи по теме
Европейские комиксы

сербские комиксы - это комиксы, произведенные в Сербии.

Комиксы называются stripovi в сербский (единственная полоса) и бывают всех форм и размеров, объединяя влияния от американских комиксов до bandes dessinées.

Комиксы начали развиваться в Сербии в конце 19 века, в основном в юмористических и детских журналах. С 1920-х до конца 1980-х годов сербские комиксы были частью более крупной югославской сцены комиксов; большое количество названий было опубликовано с 1932 по 1991 год, в основном на сербохорватском языке. После распада Югославии и кризиса 1990-х годов сербские комиксы пережили возрождение.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 "Золотой век" (1932-1941)
    • 1.2 1945–1990
    • 1.3 1991 - настоящее время
  • 2 Список сербских комиксов
  • 3 Список сербских комиксов
  • 4 Список фильмов по мотивам сербских комиксов
  • 5 Список фестивалей комиксов в Сербии
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

История

«Золотой век» (1932-1941)

Когда мы начинали, никто не думал, чем все закончится или чем это станет. Как далеко мы зашли! Проще говоря, нам понравилась новая среда, хотя никто не осознавал, что это новая среда.

- Дордже Лобачев, 1985

Зигомар, созданный художником Николой Навоевым и писателем Бранко Видичем и находящийся под сильным влиянием иностранных герой в маске комикс, считается одним из самых заметных титулов «Золотого века сербских комиксов».

В 1932 году «Весели четвртак» («Веселый четверг»), иллюстрированный журнал для детей, появился в Белград ; необычно большой объем места был отведен под мультфильмы. В журнале были представлены зарубежные работы, такие как The Katzenjammer Kids и Кот Феликс, а также «Доживляйи Майк Миша» («Приключения Мики Мыши»), Микки Маус стилизация сербских авторов. Этому примеру последовали и другие еженедельники и ежедневные газеты, такие как «Время» и «Правда». В 1934 году целая страница газеты Политика была посвящена Секретному агенту X-9. Помимо приключенческих комиксов, забавные животные Уолта Диснея были также популярны в то время, особенно Микки Маус, имя которого будет использоваться в названиях ряда югославских комедийных изданий. : Мика Миш, Mikijeve novine (Газеты Микки), Mikijevo carstvo (Империя Микки). Редактор по имени Душан Тимотиевич назвал новую форму искусства «полосой» в честь английского «комикс ».

В 1934 году появились первые два специализированных журнала с комиксами - Strip и Crtani film (Cartoon). На их внешний вид и содержание оказали влияние итальянские журналы Topolino, L'Audace и L'Avventuroso, а также французские журналы Le Journal de Mickey. и. Русский иммигрант дебютировал на страницах Стрипа своими произведениями. Хотя он умер в возрасте 27 лет, Навоев был плодовитым автором, создавшим ряд персонажей для Стрипа, из которых сегодня наиболее известна девушка из джунглей Тарканета (Тарзанетта). В 1935 году, вдохновленный приключениями Х-9 Алекса Раймонда Алекса Раймонда, Властимир Белкич создал первого оригинального персонажа сербских комиксов по имени Хари Вилс. Точно так же два других русских иммигранта, художник Жорже Лобачев и писатель Вадим Курганский, начали работу над своим первым комиксом под названием «Крваво наследство», сериализованным в иллюстрированном журнале «Панорама». Это был не только первый успешный современный комикс, созданный в Сербии, но и первое название, установленное в Югославии.

Мастер смерти, нарисованный Жорже Лобачевым и опубликованный в Mikijevo carstvo, является одним из самых заметных названий «Золотой век сербских комиксов». Опубликованный накануне Второй мировой войны «Мастер Смерть» нес сильный антивоенный посыл.

Большинство художников Золотого века были русскими иммигрантами, известными под общим названием «Белградский круг», и поначалу собирались вокруг журнала Мика Миш. Вскоре он превратился в настоящий журнал комиксов, перепечатывающий зарубежные классики, такие как Prince Valiant, Phantom и Flash Gordon, а также комиксы местных авторов. Мика Миш просуществовал с 1936 по 1941 год, когда закончился выпуском 505. Его господство не подвергалось сомнению до 1939 года и появления Mikijevo carstvo и Politikin Zabavnik. Ключевыми фигурами всех трех публикаций были редакторы Александар Й. Ивкович и Милютин Игнячевич. С 1935 по 1941 год в Сербии было выпущено около двадцати юмористических журналов, выходивших еженедельно и раз в две недели, в основном в черно-белых тонах. Их продавали по всей Югославии. Чтобы увеличить продажи в западных частях Югославии (сегодня Хорватия и Словения ), некоторые публикации печатались не только на сербской кириллице, но и на Латинский алфавит. Комиксы распространялись через круглосуточные магазины, газетные киоски и газетчики, средний тираж от 10 000 до 30 000 экземпляров.

Известные работы были вдохновлен культурной классикой и сербским фольклором. В шорт-лист вошли «Храбри войник Швейк» (экранизация романа Ярослава Гашека Бравый солдат Швейк ) и «Звонар Богородичине crkve» (и экранизация Виктора Гюго Роман Горбун из Нотр-Дама ), Карев Штитоноша (Императорский оруженосец), Робин Хад (Робин Гуд ) и Айванхо (экранизация Вальтера Скотта Айвенго ), Мастер Смерть Лобачева, барон Минхаузен (адаптация Рудольфа Эриха Распе Удивительные приключения барона Мюнхгаузена ) и Биберче (Мальчик-перец, по мотивам одноименной сербской народной сказки ), Грофика Марго (графиня Марго) и Байка о чару Салтану (экранизация Александра Пушкина Поэма Сказание о царе Салтане ). В отличие от большинства своих современников, он также писал собственные сценарии, например, Джарто. Точно так же Навоев объединился с писателем комиксов, чтобы создать Зигомар. Некоторые из названий были перепечатаны в журналах французских и турецких, в то время как Zigomar был также опубликован в Болгарии, Италии и Аргентине..

Среди других создателей «первого поколения» были Всеволд Гулевич, Алексие Раннер, Джордже Янкович, Мома Маркович, Мариян Эбнер, Войин Джордевич, Никола Тищенко, Драган Савич и Джордже Мали. Шурин Лобачева Валериан Апухтин стал первым профессиональным леттерэром в Сербии. Другой молодой художник в то время вернулся к этому периоду в своем фильме «Савамала» 1982 года.

Золотой век сербских комиксов закончился нацистским вторжением в Югославию в 1941 году. После Мир Вторая война некоторые авторы были казнены как сотрудники новым коммунистическим режимом или были вынуждены эмигрировать.

1945–1990

После мировой войны II, коммунистическое правительство считало комиксы декадентским продуктом Запада, поэтому бесполезным и даже вредным для детей. В 1946 году государственная ежедневная газета Борба критиковала комиксы как «черный рынок эрзац-товары ». На долгие годы комиксы будут запрещены или полностью запрещены. Новые журналы, такие как Tri ugursuza (Три хулигана, югославское название Les Pieds Nickelés ) и Vrabac (Воробей) просуществовали недолго, хотя комиксы и мультфильмы сохранились в юмористических журналах Jež (Ежик) и Mali. Jež («Маленький ёжик»), где и Деян Настич публиковались в 1960-х.

Мировоззрение изменилось после Тито-Сталинского раскола в 1948 году. В 1951 году комиксы Уолта Диснея вернулись в газеты Сербии. В 1952 году был возрожден «Политикин забавник», его тираж в 1970-е годы составил 450 000 экземпляров. (Журнал все еще издается, достигнув 3000-го номера в 2009 году.) Лобачева снова приветствовали на страницах «Забавника» в 1965 году. Однако до «269» Дикана в 1969 году он опубликовал немного местных комиксов. 354>Дикан Лазо Средановича был заказан Политикин Забавник и создан по образцу Астерикса.

Тем не менее, еще в 1950-х годах комические журналы, такие как Robinzon (Robinson ) и Веселые забавники все еще подвергались цензуре, но даже Югославская народная армия начала их публиковать. Хотя Здравко Сулич начал свою карьеру в таком издании, большинство его работ будет опубликовано в журнале. Он был запущен Borba в 1957 году и включает французские комиксы, такие как Lucky Luke, Smurfs и Chlorophylle, а также отечественные комиксы, в том числе работы «второго поколения» творцов, таких как Александр Хекл из Виннету (Виннету ). Первое четырехцветное издание Kekec вышло тиражом 300 000 экземпляров. Кекец длился 1532 номера и закончился в 1990 году.

В 1957 году учителя из городка Горни Милановац выпустили студенческую газету Dečje novine, которая превратилась в крупного издателя. Самыми успешными их персонажами были Мирко и Славко, герои одноименного комикса. В 1960-е годы приключения двух партизан достигли своего пика - 200 000 экземпляров на выпуск. На сегодняшний день это единственный югославский комикс, адаптированный по боевому фильму. Название было сериализовано в серии комиксов Nikad robom, в которой также напечатаны произведения Петара Радичевича (Таинственный рыцарь), Радивоя Богичевича (Акант), Божидара Веселиновича (Дабиша) и Живорада Атанацковича (Хайдук Велько), вдохновленные историей Южные славяне. Тот же издатель запустил ряд других журналов, в том числе «Зенит» и «Библиотека Лале» (которые впервые перепечатали комиксы Marvel в Югославии) и «Экс альманах» (в котором, среди прочего, были представлены DC супергероев ).

обложка журнала с изображением Кобра от Бранислава Керака, комикса, в котором соединились влияния боевика с полосами одежды.

«Экс спин-офф. В 1977 году журнал стал оригинальным изданием для сербских авторов. Вместе с писателем Светозаром Обрадовичем, Бранислав Керач уже дебютировал с лейтенантом Тарой в журнале Zlatni kliker. Дуэт создал Кобра, самый популярный югославский комикс 1980-х годов. Супергероиня Керака Кошачий коготь достигла еще большего успеха за рубежом. Ряд местных авторов (Зоран Джанжетов, Р.М. Гера, Дарко Перович, Зоран Туцич, Вуядин Радованович, Желько Пахек, Владимир Крстич и многие другие) опубликовали свои ранние рассказы в стрипе YU, прежде чем они пошли работать на иностранных издателей. Журнал длился 85 номеров и закончился в 1987 году.

К концу 1970-х годов сцена восстановилась после удара, нанесенного налоговым законом 1972 года, который был направлен не только на желтую прессу, но и на также комиксы. С 1971 по 1981 год в Югославии было напечатано 11611 выпусков комиксов и целлюлозных романов, всего 717 миллионов экземпляров в стране с населением 22 миллиона человек.

Между тем студенческая пресса приветствовала исследования комиксов и альтернативные комиксы «третьего поколения», вдохновленные Métal Hurlant. Журнал «Пегаз» был еще одним изданием, поддерживающим теорию комиксов; Здесь же в 1975 году состоялась премьера отмеченной наградами ленты «Свемирони» Лазара Станоевича.

Кроме того, появились комические группы, такие как Belgrade Circle 2 и Bauhaus 7, альбом комиксов был представлен как новый формат, и первый Снят анимационный короткометражный фильм по комиксу. Средства массовой информации охватили комикс до такой степени, что национальное телевидение выпустило образовательный сериал на этой основе.

Другой новой тенденцией 1960-х годов стало появление большего количества журналов с комиксами за пределами Белграда. Опубликованная Форумом в Нови-Сад, Панорама в конечном итоге была преобразована в, которая достигла 1000-го номера в 2004 году и до сих пор выходит. Дневник запустил ленту «Златна серия» и «Лунов магнус», в которую вошли итальянские комиксы, такие как Tex и Zagor. В 1980-х годах Керак возглавил группы писателей и художников, работающих над лицензированными комиксами Тарзан и Блэк для этих двух издателей. В список вошли художники Бранко Плавшич,, Петар Меселджия, Милан Милетич, Сибин Славкович и. Комиксы Ninja и Lun kralj ponoći были изготовлены аналогичным образом, но были основаны на одноименных югославских романах.

До 1991 года сербские комиксы были частью югославских комиксов. Распространяемые через газетные киоски, большинство комиксов продавались по всей Югославии, написанные в основном на общем штокавском диалекте и часто напечатанные на латинице.

Публикации из других республик, особенно Хорватии, от Плави Вьесника до Алана Форда, оказали большое влияние на создателей и читателей в Сербии. пьеса под названием Алан Форд, написанная Мирьяной Лазич и поставленная Коканом Младеновичем, была поставлена ​​в Театре Т в Белграде в 1994 году. Радио Белград выпустило радиодраму по мотивам пьесу в 2002 году.

Также авторы работали на издательства за пределами Сербии, например художники Душан Релич, Боян Джукич, Ратомир Петрович, Здравко Зупан, Никола Масловара и Зоран Ковачевич, а также писатель Лазар Оданович работали над лицензионным Томом и Джерри комикс для Весник. Наконец, художники выставлялись на совместном югославском фестивале комиксов в Винковци (Салон югославенского стрипа).

Местная индустрия комиксов рухнула с распадом Югославии.

1991 - настоящее время

Графический роман «Аргумент Тречи» (Третий аргумент ), нарисованный Зораном Туцичем и написанный Зораном Стефановичем, основан на произведениях писатель Милорад Павич.

В 90-е годы десятки сербских художников обратились к зарубежным издателям. После Бернарда Панасоника Зоран Джанжетов был выбран для работы над «Before the Incal», приквелом к ​​оригинальной серии авторов Мебиуса и Ходоровски. В 1998 году Джанжетов продолжил рисовать Технопрецы. Дарко Перович сотрудничал с писателем Энрике Абули, прежде чем он начал работать над Magico Vento (написанным Джанфранко Манфреди ) для Серджио Бонелли Эдиторе. В 1998 Алекса Гайич окончила Technotise (графический роман, написанный Дарко Гркиничем) в Университете искусств в Белграде и продолжила обучение. работать для Soleil Productions в качестве иллюстратора. В 2009 году он вернется к этим персонажам в своем первом в своем роде в Сербии анимационном фильме Technotise: Edit I . Р.М. Герра много лет проработал в Европе, прежде чем в 2007 году проиллюстрировал Джейсона Аарона Скальпом для DC Comics imprint Vertigo. Желько Пахек и Зоран Тучич публиковался в Heavy Metal и других зарубежных журналах.

Вернувшись домой, энтузиасты поддерживали сцену. Были открыты первые магазины комиксов и организованы съезды комиксов. Соучредитель Международного фестиваля комиксов в Белграде и преподаватель школы комиксов «Жорже Лобачев», художник запустил Tron в 1992 году и Stripmania в 1996 году. Первый также публиковал комиксы местных авторов, таких как Swindle Джордже Милосавлевича и Миролюба Милутиновича Брада, который был адаптирован для телевидения в 2020 году. Последний был напечатан Luxor Comics, издательством, принадлежащим Милану Коневичу, который также написал и опубликовал Generation Tesla и Twilight Fighters в 1995 году, а также Factor 4 и Wild Magic в 2006 году, все названия нарисованы сербскими художниками. Прежде чем он начал работать в Dupuis, художник объединился с хорватским писателем Дарко Маканом, чтобы продюсировать в 2002 году; Эта серия из пяти частей была опубликована Златко Миленковичем, редактором новаторского веб-портала «Стрип вест» . В 2007 году появились еще две серии; писатель Марко Стоянович с командой художников запустил (Бесконечный), а Владимир Тадич создал Zabava za celu porodicu (Развлечения для всей семьи) с другой художественной командой. В своей собственной категории отмеченный наградами иллюстратор продолжает создавать свои рассказы о глине. Преемник Forum Marketprint модернизировал Stripoteka после восьмилетнего перерыва в 1999 году и представил Akira в 2002 году, официально став первым манга в Сербии. Однако тиражи были низкими, и газетные издания изо всех сил пытались встать на ноги.

Тем временем андерграундные комиксы пережили небывалый бум. Александр Ракезич, псевдоним Александр Зограф, автор книги «Жизнь под санкциями» (Fantagraphics Books, 1994), заложил основу как пионер комиксов фанзинов в 1980-х. Десять лет спустя такие авторы, как Данило Милошев Восток, Саша Михайлович, Даниел Савович, Радован Попович, Никола Виткович, Лазар Бодрожа и многие другие, собрались вокруг самоизданных изданий и сумели создать оригинальные и аутентичные произведения. Впервые с конца 1980-х годов комикс подвергся цензуре в Сербии. Двадцать лет спустя белградская выставка была осквернена хулиганами в масках, а Министерство культуры заявило, что она «принадлежит подполью человеческого духа», что доказывает, что подпольные комиксы по-прежнему вызывают споры. Некоторые авторы со временем попробуют свои силы в мейнстриме, как Леонид Пилипович и Тихомир Челанович, или обратятся к иллюстрации, как Неда Докич и Милан Павлович.

В новых издательствах 21 века (таких как Lavirint, System Comics, Komiko), Darkwood, Rosenkrantz и другие) продолжают создавать как международные, так и сербские комиксы. Однако тиражи остаются ограниченными, поэтому художники были вынуждены искать работу за границей, особенно во Франции. В список вошли Владимир Алексич, Тибериу Бека, Мирко Чолак, Боян Ковачевич, Дражен Ковачевич, Миролюб Милутинович, Синиша Радович, Боян Вукич и другие. Комиксы в Сербии почти исчезли в книжных магазинах и галереях, пока издатель Весели Четвртак не представил комиксы Бонелли в газетных киосках в 2008 году. По состоянию на 2018 год самым продаваемым графическим романом в новейшей истории был Sat (Watch), WW1 3>рассказ, написанный Драганом Лазаревичем Де Лазаром и нарисованный Вуядином Радовановичем Вуей с цветами Раде Товладияц ; он был распространен тиражом 120 000 экземпляров в ежедневной газете Вечерние новости в ознаменование 100-летия перемирия 11 ноября 1918 года.

В 2019 году текстовая видеоигра свободно на основе комикса «Хроники света» Милоша Славковича, разработанного Eipix Entertainment ; сама книга была профинансирована на Kickstarter в 2017 году и опубликована Dark Horse годом позже. Это был не единственный сербский комикс, который вдохновил на создание видеоигры, поскольку «Крестиформ: Неповиновение» Витковича и Райишича послужил приквелом к ​​фильму 2007 года Genesis Rising: The Universal Crusade.

в 2018 году Radio Television of Vojvodina в эфир вышел документальный сериал «Квадраты и облачичи» с интервью с местными авторами.

Список сербских комиксов

Список сербских комиксов

Художники
Писатели
Редакторы, критики, исследователи

Список фильмов по сербским комиксам

Список юмористических фестивалей в Сербии

Фестиваль
  • Балканска смотреть младших полос авто, Лесковац
  • Bijenale jugoslovenskog stripa, Земун
  • Beogradski sajam knjiga, Beograd
  • Dani stripa, Gornji Milanovac
  • Dani stripa, Niš
  • Dani stripa u Poletu, Beograd
  • Gašin sabor, фестиваль karikaturalnog stripa, Beograd
  • GRRR festival alternativnog stripa, Панчево
  • Kragujevac Comic Con, Крагуевац
  • Нифест, Ниш
  • Novo doba, festival nesvrstanog stripa, Beograd
  • Novosadski strip vikend, Novi Sad
  • Pirot grad stripa, Pirot
  • Salon domaćeg stripa, Kragujevac
  • Salon jugoslovenskog stripa, Панчево
  • Salon stripa, Beograd
  • Salon stripa, Zaječar
  • Somborski strip fest, Сомбор
  • Strika fest, Фестивальная полоса и карикатура, Пожаревац
  • Полоса колонии, Рашка
  • Стриполис, фестивальная полоса, Зренянин
  • Striporama fest, Ниш
  • Стрипославия, Белград
  • Стрипа фестиваля Шабачки, Шабац
  • Трас, Белград
  • Фестиваль стрипов Валевски, Валево
  • Стрипа Викенд, Валево

См. Также

Источники

Источники

  • и др. Umetnost i jezik stripa, «Орбис», Белград, Сербия (Югославия), 1994.
  • Богданович, Жика. Čardak ni na nebu ni na zemlji: Rađanje i život beogradskog stripa 1934-1941, «Ateneum», Белград, Сербия, 2006.
  • , «Četiri decenije stripa Dečjih novina i Stripografija edicije Nikad robom», Dan 95. «Dečje novine», Горни Милановац (Югославия), 1995.
  • Здравко Жупан. История югословенског полоса 1, «Форум», Нови-Сад, Сербия (Югославия), 1986.
  • . Thomas Man ili Filip K. Dik, Vidici, Белград, Сербия (Югославия), 1988. (расширенная электронная публикация: www.stripovi.com, 2006)
  • et al. Зренянинский стрип-альманах, Культурный центр, Зренянин, Сербия, 2007.
  • и Здравко Зупан. «Европейский Диснейан, часть III - Югославия», Диснейана Томарта 44, Дейтон, Огайо, США, 2001.
  • Хорн, Морис и др. Всемирная энциклопедия комиксов, Chelsea House Publishers, Брумолл, США, 1976 и 1999 гг.
  • . 60 godina domaćeg stripa u Srbiji 1935-1995, Galerija «Likovni susret», Суботица, Сербия (Югославия), 1995.
  • . Велики сан, изд. Васа Павкович и Здравко Жупан, «Архив», Панчево, Сербия, 2007.
  • . Stripovi / Стрипови, Bande dessinée indépendante et contemporaine en Serbie et en Croatie, Turbo Comix / Le Courrier des Balkans, Белград / Париж, 2009.
  • et al. Antologija niškog stripa, «Просвета», Ниш, Сербия, 2004.
  • Мунитич, Ранко. Deveta umetnost: strip, «Image», Белград, Сербия, 2006.
  • Обрадович, Светозар et al. Новосадская полоса, «Прометей», Нови-Сад, Сербия, 2007.
  • i. Studio za novi strip: Lučani 1975-1980, «Academica», Ужице, Сербия, 2007.
  • . Naš slatki strip, «Народная книга», Белград, Сербия (Сербия и Черногория), 2003.
  • , Ilustrovana istorija stripa (Eks-almanah - Specijal, br. 169 / I), «Dečje novine», Gornji Милановац, Сербия (Югославия), 1979.
  • Стефанович, Зоран. Очерки и этюды в Дикане. Vol. 1 (1969-1971), Никола Лекич и др., "Everest Media", Белград, 2013. ISBN 978-86-7756-027-0 и Дикань. Vol. 2 (1972-1983), «Информатика» и «Эверест медиа», Белград, 2015. ISBN 978-86-84497-49-1
  • Стефанович, Зоран. "Siktaj bez zvuka: kritička istorija serijala Kobra", in: Kobra, Vol. 1, Светозар Обрадович и Бранислав Керач, "Darkwood", Белград, 2013 г., стр. 157–189. ISBN 978-86-6163-139-9
  • Стоянович, Марко и др. Полоса Лесковачки 1950-2010, собственное издание, Лесковац, Сербия, 2010.
  • Тамбурич, Живойин, Здравко Зупан и Зоран Стефанович, с предисловием Пола Граветта. Комиксы, которые мы любили: подборка комиксов и авторов 20-го века из региона бывшей Югославии, «Омнибус», Белград, Сербия, 2011. ISBN 978- 86-87071-03-2
  • Тирнанич, Богдан. Оглед о Паджи Патку, «XX век», Белград, Сербия (Югославия), 1989.
  • . Стрип, порекло и значай, «Форум», Нови-Сад, Сербия (Югославия), 1985.
  • . Стрип у Србиджи 1975–1995, Задужбина «Андреевич», Белград, Сербия (Югославия), 2000.
  • Разн. Измени игру и подвига: Ко ж е и како стварао Dečje novine, изд. Александр Лазаревич, «Ravera Press», Белград, Сербия (Югославия), 1996.
  • Zupan, Zdravko, «Les éditions européennes du journal de Mickey - Yougoslavie», Le collectionneur de Bandes Dessinées 105, Париж, Франция, 2005.
  • Зупан, Здравко, «Золотой век сербских комиксов, Belgrade Comic Art 1935-1941», International Journal of Comic Art, Дрексел Хилл, Пенсильвания, США, 2000.
  • Зупан, Здравко. Vek stripa u Srbiji, Kulturni centar, Pančevo, Serbia, 2007.
  • Живкович Зоран. Enciklopedija naučne fantastike 1-2, «Prosveta», Белград, Сербия (Югославия), 1990.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 00:36:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте