Секвойя

редактировать
Эрудит чероки и создатель слогового письма чероки

Секвойя
ᏍᏏᏉᏯ
Sequoyah.jpg SE-QUO-YAH - a литография из Истории индейских племен Северной Америки. Эта литография взята с портрета, написанного Чарльзом Бердом Кингом в 1828 году.
Родилсяc.1770. Таскиги, Нация Чероки (почти сегодня Ноксвилл, штат Теннесси )
Умеравгуст 1843 г. (в возрасте 72–73 лет)., Коауила, Мексика (около сегодняшнего дня Сарагоса, Коауила, Мексика )
НациональностьЧероки, Американец
Другие именаДжордж Гесс, Джордж Гист
Род занятийСеребряный мастер, кузнец, педагог, воин, политик, изобретатель, лингвист
супруг (а)Салли Бенж ​(m.1815) ​
Дети2

Секвойя (ᏍᏏᏉᏯ Ссиквойя, как он подписал свое имя, или ᏎᏉᏯ Се-кво-я, как часто пишется в Чероки ; назван по-английски Джордж Гист или Джордж Гесс ) (ок. 1770–1843), был коренным американцем эрудит народа чероки. В 1821 году он завершил свое независимое создание слогового письма чероки, сделав чтение и возможно написание на чероки. Это был один из очень немногих случаев в документированной истории, когда член малообразованного народа создавал оригинальную, эффективную систему письма (другим примером является Шонг Лю Ян ). Увидев его ценность, люди нации чероки быстро начали использовать его слоговую речь и официально приняли ее в 1825 году. Их уровень грамотности быстро превзошел уровень окружающих европейско-американских поселенцы.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Переезд в Алабаму
  • 2 Грамотность секвойя и чероки
    • 2.1 Создание слогового письма
    • 2.2 Обучение слоговому письму
    • 2.3 Использование слогового письма в официальные документы и печать
    • 2.4 Влияние словаря Секвойи за пределы чероки
  • 3 Жизнь на территории Индии
  • 4 Последнее путешествие и смерть Секвойи
  • 5 Наследие
  • 6 Почести в честь тезки
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Ранняя жизнь

Простой штриховой рисунок карты Тоскиджи Карта Тоскиджи 18-го века и современное местоположение округа Монро в Теннесси

Героический статус Секвойи привел к нескольким конкурирующим рассказы о его жизни, которые являются спекулятивными, противоречивыми или сфабрикованными. Как отметил Джон Б. Дэвис, первичных документов, описывающих факты жизни Секвойи, было очень мало. Некоторые анекдоты передавались устно, но они часто противоречат друг другу или не имеют четкого представления о времени и месте.

Секвойя родился в городе чероки Таскиги около 1770 года. Джеймс Муни, известный антрополог и историк народа чероки, процитировал одного двоюродного брата, который сказал, что в детстве он провел свои ранние годы со своей матерью. Год его рождения оценивается в период с 1760 по 1776 год. Считается, что его имя произошло от слова чероки siqua, означающего «боров ». Однако Дэвис говорит, что название могло быть получено от слова sikwa (свинья или опоссум ) и vi, означающего место или ограждение. Это отсылка либо к детскому уродству, либо к более поздней травме, в результате которой Секвойя стал инвалидом.

Его мать, Вут-те, была известна как чероки. Муни заявила, что она была племянницей вождя чероки вождя. МакКинни и Холл отметили, что она была племянницей вождей, которых опознали как братьев Старый Тассел и Даблхед. Поскольку Джон Уоттс (также известный как Янг Тассел) был племянником двух вождей, вполне вероятно, что Вут-те и Джон Уоттс были двоюродными братьями.

Источники различаются по поводу личности отца Секвойи. Дэвис цитирует книгу Эммета Старра «Ранняя история чероки» как источник того, что отец Секвойи был разносчиком из Швабии по имени Гайст, Гист или Гист. Согласно Goodpasture, некоторые полагают, что отцом был нелицензированный немецкий торговец по имени Джордж Гист, который перебрался в нацию чероки в 1768 году, где он женился и родил ребенка. Грант Форман идентифицировал его как Натаниэля Гиста, сына Кристофера Гиста, который позже стал офицером Континентальной армии, связанным с Джорджем Вашингтоном. Муни и другие предположили, что он, возможно, был торговцем мехом, который был бы человеком с определенным социальным статусом и финансовой поддержкой. Джозия К. Нотт утверждал, что он был "сыном Шотландец". В статье в Чероки Феникс, опубликованной в 1828 году, говорилось, что отец Секвойи был полукровкой, а его дед - белым.

Энциклопедия Новой Джорджии представляет другую версию происхождения Секвойи, из книги 1971 года «Скажи им, что они лгут: миф о секвойях», написанной Странником Бердом, который утверждает, что является потомком Секвойи. Берд говорит, что Секвойя был чистокровным чероки, который всегда выступал против подчинения и ассимиляции своего народа культурой белого человека. В энциклопедии отмечается, что Бёрд не представил никаких документальных свидетельств, но завоевал некоторое доверие в академических кругах.

В любом случае отец отсутствовал до рождения Секвойи. Предлагались разные объяснения, но причина неизвестна. Впоследствии Вуте больше не вышла замуж (при условии, что она изначально вышла замуж за отца своего сына). Братьев и сестер не было, и Секвойя воспитывала одна мать. По словам Дэвиса, Секвойя никогда не ходил в школу и никогда не учил английский. Он и Вуте говорили только на чероки. В юности он проводил большую часть своего времени, пася скот и работая в их саду, в то время как его мать содержала торговый пост.

Секвойя рано начал хромать, хотя как, когда и где неизвестно. Некоторые сообщения указывают на то, что это могло быть вызвано ранением в бою; другие говорят, что причиной был несчастный случай на охоте. Дэвис писал, что в одном из первых выпусков Cherokee Advocate говорилось, что «... он стал жертвой гидраритрита коленного сустава, обычно называемого« белой опухолью »». Один врач предположил, что у него анаскара (так в оригинале). В любом случае хромота помешала ему стать успешным фермером или воином.

Несмотря на отсутствие у него школьного образования, Секвойя проявил приличный природный интеллект. В детстве он разработал и построил кормушки для молока и скиммеры для построенного им молочного дома. Когда он стал старше и встречался с большим количеством белых мужчин, он научился делать украшения. Он стал известным серебряным делом, создавая различные предметы из серебряных монет, которые носили охотники и торговцы. Он никогда не подписывал свои работы, поэтому нет ничего, что можно было бы с уверенностью идентифицировать как его работу.

Секвойя, возможно, занял торговый пост его матери после ее смерти, которая, по утверждению Дэвиса, произошла примерно в конце 18-го века. Его магазин стал местом неформальных встреч для мужчин чероки, где они могли пообщаться и, особенно, выпить виски. Секвойя очень пристрастился к алкоголю и вскоре проводил большую часть своего времени в состоянии алкогольного опьянения. По прошествии нескольких месяцев его редко видели трезвым, пренебрегающим своей фермой и торговым бизнесом и тратящим деньги на покупку спиртного в бочонках.

К счастью, он понял, что разрушает свою жизнь, и занялся новыми интересами. Он начал рисовать. Затем он занялся кузнечным делом, чтобы отремонтировать железные орудия фермы, которые недавно были завезены в этот район. Как всегда самоучка, он делал свои собственные инструменты, кузницу и мехи. Вскоре он начал вести хороший бизнес, ремонтируя предметы или продавая предметы, которые создал сам. Его шпоры и уздечки пользовались большим спросом, потому что он любил украшать их серебром. Хотя он сохранил свой магазин, он не только перестал пить, но и перестал продавать алкоголь.

Переехать в Алабаму

Карта боевых линий После переезда в Алабаму Секвойя принял участие в Битве при Хорсшу-Бенд.

Неясно, когда Секвойя переехал в Алабаму из Теннесси. Некоторые источники утверждают, что он поехал со своей матерью, хотя точной даты ее смерти нет. Другие утверждали, что это было до 1809 года, когда он начал свою работу над слоговым языком чероки. Другой источник утверждает, что это было в 1818 году. Однако эта дата слишком поздно, потому что он уже жил в Алабаме, когда поступил на службу в армию. В 1813–1814 годах Секвойя служил воином полка чероки (полковник Гидеон Морган, командир) в битве при Хорсшу-Бенд против «Красных Палочек » (Крик, или Маскоги, ренегаты). Его белые товарищи звали его либо Джорджем Гессом, либо Джорджем Гистом.

Энциклопедия Алабамы утверждает, что Секвойя женился на Салли Бенж в 1815 году.

Секвойя и грамотность чероки

Как ювелир Секвойя регулярно имел дело с белыми, поселившимися в этом районе. Он был впечатлен их письмом, называя их переписку "говорящими листьями". Он знал, что они представляют собой способ передачи информации другим людям в отдаленных местах. Однако большинство чероки считали, что письмо - это либо колдовство, либо особый дар, либо притворство. Секвойя не принял ни одного из этих объяснений. Он сказал, что может изобрести способ для чероки говорить на бумаге, даже если его друзья и семья сочли эту идею нелепой.

Создание слогового письма

слоговое письмо Секвойи в том порядке, в котором он изначально располагал

Около 1809 года Секвойя начал создавать систему письма для языка чероки. Сначала он стремился создать символ для каждого слова в языке. Он потратил год на это усилие, оставив свои поля не засаженными, так что его друзья и соседи подумали, что он сошел с ума. Говорят, что его жена сожгла его первоначальную работу, полагая, что это колдовство. Он понял, что этот подход непрактичен, потому что для его запоминания потребуется слишком много изображений. Он попытался создать символ для каждой идеи, но это также вызвало слишком много проблем, чтобы быть практичным.

Секвойя решил разработать символ для каждого слога в языке. Примерно через месяц у него была система из 86 знаков, некоторые из которых были латинскими буквами, которые он получил из книги по орфографии. «В своем нынешнем виде многие слоговые символы напоминают римские, кириллические или греческие буквы или арабские цифры, - говорит Джанин Сканкарелли, специалист по письму чероки., «но нет очевидной связи между их звуками в других языках и в чероки».

Обучение слоговому письму

Секвойя сначала обучил слоговому алфавиту свою шестилетнюю дочь Айоке (также пишется Ayoka), потому что он не мог найти взрослых, желающих изучить его. Он отправился в индейские заповедники на территории Арканзо, где поселились некоторые чероки. Когда он пытался убедить местных руководителей в полезности слогового письма, они усомнились в нем. Секвойя попросил каждого лидера произнести слово, которое он записал, а затем позвал свою дочь, чтобы она прочитала слова. Эта демонстрация убедила лидеров разрешить ему обучить слоговому словарю еще несколько человек. Это заняло несколько месяцев, в течение которых ходили слухи, что он мог использовать учеников для колдовства. После завершения уроков Секвойя написал каждому ученику продиктованное письмо и прочитал продиктованный ответ. Этот тест убедил западного чероки в том, что он создал практическую систему письма.

Обложка газеты Cherokee Phoenix был первым изданием, в котором использовалась слоговая речь чероки.

Когда Секвойя вернулся на восток, он принес запечатанный конверт содержащая письменную речь одного из лидеров арканзасских чероки. Прочитав эту речь, он убедил восточных чероки также изучить систему, после чего она быстро распространилась.

В 1824 году Генеральный совет восточных чероки наградил Секвойю большой серебряной медалью в честь слогового письма. По словам Дэвиса, на одной стороне медали было его изображение, окруженное надписью на английском языке: «Подарено Джорджу Гисту Генеральным советом чероки за его изобретательность в изобретении алфавита чероки». На оборотной стороне изображены две трубки на длинных ножках и такая же надпись на чероки. Предположительно, Секвойя носил медаль всю оставшуюся жизнь, и она была похоронена вместе с ним.

Использование слоговой азбуки в официальных документах и ​​печати

В 1825 году нация чероки официально приняла систему письма.. В 1826 году Национальный совет чероки поручил Джорджу Лоури и Дэвиду Брауну перевести и напечатать восемь копий законов нации чероки на языке чероки, используя новую систему Секвойя. С 1828 по 1834 год американские миссионеры помогали чероки в использовании слогового письма Секвойи для разработки шрифтов и печати Cherokee Phoenix, первой газеты народа чероки, с текстом на чероки и Английский язык.

Влияние слогового письма Секвойи за пределы чероки

Новости о том, что неграмотный чероки создал слоговое письмо, распространились по США. Миссионер, работающий на севере Аляски, прочитал об этом и составил слоговую книгу, которая стала известна как слоговая система кри. Это слоговое письмо вдохновило другие группы по всей Канаде адаптировать слоговое письмо к своим языкам. Грамотный чероки эмигрировал в Либерию и рассказал о своем слоговом письме, что привело к тому, что говорящий на языке басса из Либерии создал свою собственную слоговую запись, что побудило другие группы в Западной Африке последовать его примеру, создав свои собственные слоговые алфавиты. Миссионер в Китае прочитал о слоговой азбуке кри и был вдохновлен последовать этому примеру при написании местного языка в Китае. Результатом всего распространения работ Секвойя является то, что он привел к разработке 21 письма, используемого для более чем 65 языков.

Жизнь на территории Индии

После того, как нация приняла его слоговую книгу в 1825 году, Секвойя отправился в земли чероки на территории Арканзаса. Там он основал кузнечную мастерскую и соляной завод. Он продолжал преподавать слоговую лексику всем желающим.

В 1828 году Секвойя отправился в Вашингтон, округ Колумбия, в составе делегации для переговоров по договору о земле на планируемой территории Индии. Находясь в Вашингтоне, округ Колумбия, он сидел за официальным портретом, написанным Чарльзом Бердом Кингом (см. Изображение в верхней части этой статьи). В левой руке он держит копию слогового письма и курит трубку на длинной ножке. Во время поездки он познакомился с представителями других индейских племен. Вдохновленный этими встречами, он решил создать слоговую книгу для универсального использования среди индейских племен. Секвойя начал путешествовать по местам современной Аризоны и Нью-Мексико, чтобы встретиться с тамошними племенами.

В 1829 году Секвойя переехал в место на Биг Скин Байу, недалеко от нынешнего города Саллисо, Оклахома, где он построил Хижину Секвойи Это стало его домом на всю оставшуюся жизнь. Он был объявлен национальным историческим памятником в 1965 году. Он находился в ведении Исторического общества Оклахомы до тех пор, пока не был приобретен народом чероки 9 ноября 2016 года.

В 1839 году., когда чероки резко разделились по вопросу переселения на индийскую территорию, Секвойя присоединился к Джесси Бушихеду, чтобы попытаться воссоединить нацию чероки. Секвойя, представлявший западных чероки, и Бушихед, представлявший восточных чероки, выступили с совместным призывом на собрании совета племен в Такатоке 20 июня 1839 года, где им удалось получить голос голосов за созыв нового совета всех чероки для решения вопроса о воссоединении выпуски.

Последнее путешествие и смерть Секвойи

Карта Сарагосы, Коауила, Мексика, 1885 г. Замечание в скобках (С. Фернандо де Росас)

Секвойя мечтал увидеть воссоединение расколотой нации чероки. Весной 1842 года Секвойя начал поездку, чтобы найти другие группы чероки, которые, как считалось, бежали в Мексику, и попытался убедить их вернуться в нацию чероки. Его сопровождал его сын Тизи (Чусалета), а также другие чероки, идентифицированные как Котес-ка, Ню-во-та-на, Ках-та-та, Ко-во-си-ти, Джон Элайджа, и Червь:

«Летом 1842 года, возможно, под влиянием желания исследовать западные прерии и познакомиться со своими Красными братьями, которые бродят по ним свободно и беспрепятственно, Се-кво-я, загрузив несколько упаковок лошадей с товарами посетил вместе с несколькими чероки, индейцами куманче. Пробыв у них некоторое время, он с сыном и двумя или тремя другими чероки направился в Северную Мексику, в сторону Чи-хуа-хуа, и некоторое время занимался обучением мексиканцев его родному языку ".

— Демократ из Миссисипи, Кэрроллтон, Миссисипи, в среду утром, 22 января 1845 г.

Где-то между 1843 и 1845 годами он умер во время поездки в Сан-Фернандо-де-Росас в Коауила, Мексика ; в письме, написанном в 1845 году, говорится, что он умер в августе 1843 года:

Торговый дом Уоррена, Ред-Ривер,. 21 апреля 1845 года.. Мы, нижеподписавшиеся чероки, непосредственно из испанских владений, настоящим подтверждаем, что Джордж Гесс из племени чероки, штат Арканзас, покинул эту жизнь в городе Сан-Фернандо в августе 1843 года, а его сын Чусалета в это время находится на реке Бразос, штат Техас, примерно в тридцати милях над водопадом, и он намерен вернуться домой этой осенью. Под нашими руками написаны день и дата... СТОЯЩИЙ X КАМЕНЬ (его отметка). СТОЯЩИЕ ЧАШИ X (его отметка). WATCH X JUSTICE (его отметка).. СВИДЕТЕЛИ. Дэниел Г. Уотсон. Джесси Чизолм

Деревня Сан-Фернандо-де-Росас позже была переименована в Сарагоса.

В 1938 году Нация чероки Главный начальник Дж. Б. Милам профинансировал экспедицию по поиску могилы Секвойи в Мексике. Группа ученых чероки и не-чероки отправилась в путь из Игл-Пасс, штат Техас, в январе 1939 года. Они нашли могилу возле источника с пресной водой в Коауила, Мексика, но не смогли окончательно установить, что место захоронения принадлежало Секвойе.

В 2011 году Маскоги Феникс опубликовал статью, в которой рассказывается об открытии в 1903 году могилы в горах Уичито Хейсом и Фанчером, которое, по их мнению, был Секвойя. Двое мужчин сказали, что это место находилось в пещере и содержало человеческий скелет с одной ногой короче другой, трубку с длинным стволом, две серебряные медали, кремневое ружье и топор. Однако это место находилось далеко к северу от мексиканской границы.

Наследие

Художественный музей Карнеги, Архитектурный зал, Питтсбург, Пенсильвания. Секвойя Alphabet

Тезка чествует

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Бендер, Маргарет. (2002) Признаки культуры чероки: слоговое письмо Секвойи в жизни восточных чероки. Чапел-Хилл: University of North Carolina Press.
  • Feeling, Durbin. Чероки-английский словарь: Tsalagi-Yonega Didehlogwasdohdi. Талекуа, Оклахома: Нация чероки, 1975: xvii
  • Холмс, Рут Брэдли; Бетти Шарп Смит (1976). Начинающие чероки: Talisgo Galiquogi Dideliquasdodi Tsalagi Digoweli. Норман: University of Oklahoma Press. ISBN 0-8061-1362-6.
  • Форман, Грант, Секвойя, University of Oklahoma Press, Norman, OK, 1938.
  • Ланггут, AJ Driven West: Эндрю Джексон и след слез до гражданской войны. Нью-Йорк, Саймон и Шустер. 2010. ISBN 978-1-4165-4859-1.
  • МакКинни, Томас и Холл, Джеймс, История индейских племен Северной Америки. (Филадельфия, Пенсильвания, 1837–1844 гг.)
  • Маклафлин, Уильям Г., После следа слез: борьба чероки за суверенитет 1839–1880 гг. Университет Северной Каролины Press. Чапел-Хилл. 1993. ISBN 0-8078-2111-X.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Секвойей.
Викиисточником содержит текст 1920 Американской энциклопедии статьи Секвойя.
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:46:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте