Евреи-сефарды в Нидерландах

редактировать

В соответствии с Указом Альгамбры 1492 г. и Священной канцелярией Инквизиция, многие сефарды (испанские и португальские евреи ) покинули Пиренейский полуостров в конце 15 века и на протяжении всего 16 века в поисках свободы вероисповедания. Некоторые мигрировали в новые независимые голландские провинции, которые приветствовали сефардских евреев. Многие евреи, уехавшие в голландские провинции, были криптоевреями, людьми, которые обратились в католицизм, но продолжали тайно исповедовать иудаизм. После того, как они обосновались в безопасности Нидерландов, многие из них «вернулись» полностью к исповеданию еврейской религии.

Содержание

  • 1 Состояние сообщества до крупномасштабной миграции
  • 2 Миграция в Амстердам
  • 3 Отношения с официальными лицами Амстердама
  • 4 Религиозная идентичность и сообщество в Амстердаме
  • 5 Торговля
    • 5.1 Международная торговля
    • 5.2 Торговля и занятия в Амстердаме
  • 6 Упадок
  • 7 Холокост
  • 8 Сегодня
  • 9 Известные голландские евреи-сефарды
  • 10 Лица частично голландского сефардского еврейского происхождения
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Источники
  • 14 Внешние ссылки

Состояние общины до крупномасштабной миграции

Многие еврейские беженцы прибыли из Португалии, где испанские евреи бежал после того, как испанская инквизиция была введена в Испании в 1478 году, за которым последовало изгнание евреев из Испании в 1492 году. В 1497 году португальцы насильно обращали всех евреев в Португалии, включая многих, вернувшихся в Иудаизм после бегства из Испании и ее инквизиции. После учреждения в 1536 году португальской инквизиции, потомки евреев, которые обратились в католицизм еще во время принудительного обращения в 1391 году в Испании в результате принудительного обращения португальцев, стали объектом большого подозрения. В поисках большей религиозной и экономической свободы многие криптоевреи уехали из Португалии в места с более мягким религиозным законодательством и возможностями, где могли бы процветать их уникальные навыки. Многие уехали в Бразилию (где европейцы говорили по-португальски) и Францию ​​. Пару десятилетий спустя группы криптоевреев начали достигать Голландской республики.

Миграция в Амстердам

Амстердам стал одним из самых популярных мест в Нидерландах для евреев-сефардов. Поскольку многие из беженцев были торговцами, Амстердам очень выиграл от их прибытия. Однако причина поселиться в Амстердаме была не просто добровольной; многим криптоевреям или марранам было отказано в допуске в такие торговые центры, как Мидделбург и Харлем, и из-за этого они оказались в Амстердаме. Под влиянием евреев-сефардов Амстердам быстро рос. Многие евреи поддерживали Дом Оранжевых, а в ответ были защищены держателем.

Отношения с официальными лицами Амстердама

Многие типы дискриминационных законов были обычным явлением в других местах и ​​ранее в средневековье отсутствовали в Амстердаме; поскольку такие законы были прописаны, они не всегда строго соблюдались. Отчасти такая общая религиозная терпимость возникла еще до того, как евреи приехали в Амстердам, когда городские власти приняли политику свободы совести, присоединившись к Утрехтскому союзу. Несмотря на озвученные возражения против свободного законодательства, допускающего евреев, Бургомастерс продолжал принимать законы, адаптированные к их собственному прагматическому видению общества, даже если они противоречили общественному мнению, неблагоприятному для евреев. Терпимость, выраженная властями Амстердама, во многом объяснялась экономическими активами, которые могла предоставить новая португальская еврейская община, а также отсутствием у чиновников предыдущего опыта работы с еврейскими жителями. Эти факторы сделали амстердамских чиновников и даже жителей менее восприимчивыми к навешиванию ярлыков на всю еврейскую общину за их негативное восприятие истории в христианской традиции. В то время как евреи Амстердама пользовались большей свободой в религиозной и экономической сферах повседневной жизни, что помогало им быстрее и эффективнее ассимилироваться в амстердамском обществе, им было отказано в определенных политических привилегиях, таких как участие в муниципальном управлении.

Религия. идентичность и община в Амстердаме

Еврейская община Амстердама была самоуправляемой, и совет Imposta контролировал общественное и индивидуальное поведение до создания объединенного комитета Махамада в 1639 году. Семь выдающихся личностей имели последнее слово по всем вопросам. это произошло среди еврейской общины. Махамад был самодостаточным, его члены назначали своих преемников, тем самым сохраняя власть общины в руках торговой элиты португальских евреев. Помимо обеспечения и надзора за институтами сефардского еврейства в Амстердаме, Махамад также внимательно контролировал процесс повторной иудаизации - это помощь тем, чьи семьи тайно жили как евреи, будучи внешне католиками, вернуться к полноценной еврейской жизни. В этом процессе несколько человек отвергли раввинистический иудаизм или продвинутые идеи, выходящие за рамки норм иудаизма того времени, и были наказаны Махамадом посредством процесса херема, который мог быть чем угодно, от отрицания почестей Торы до прямой запрет на личность. Самым известным из получивших полный запрет херема был философ Барух Спиноза, чей интеллектуальный вклад был очень важен в его время и продолжает оказывать влияние на мыслителей по сей день.

Торговля

Международная торговля

Миграция евреев из Португалии и Испании во многие места, кроме Амстердама, позволила им построить сильную международную торговую сеть, уникальную для членов диаспоры. Из-за деловых и семейных отношений, которые у многих амстердамских евреев были в свете расселения их бывшей общины, они установили торговые связи с Левантом и Марокко. Например, еврейско-марокканский купец Самуэль Паллаш (ок. 1550-1616) был отправлен в Голландскую республику султаном Зиданом Абу Маали из Марокко в 1608 г. будет его послом в Гааге. В частности, отношения между голландцами и Южной Америкой установили евреи-сефарды; они внесли свой вклад в создание голландской Вест-Индской компании в 1621 году, и некоторые из них были членами ее дирекции. Амбициозные планы голландцев по завоеванию Бразилии были осуществлены через Франсиско Рибейро, португальского капитана, который, как говорят, имел еврейские отношения в Голландии. После того, как голландцы в Бразилии обратились в Голландию за мастерами всех мастей, многие евреи уехали в Бразилию; около 600 евреев покинули Амстердам в 1642 году в сопровождении двух выдающихся ученых - Исаака Абоаба да Фонсека и Моисея Рафаэля де Агилара. В борьбе между Голландией и Португалией за владение Бразилией голландцев поддержали евреи. Евреи Амстердама также установили торговые отношения с различными странами Европы. В письме от 25 ноября 1622 г. король Дании Кристиан IV пригласил евреев из Амстердама поселиться в Глюкштадте, где, помимо других привилегий, будет обеспечено свободное исповедание их религии. им.

Торговля и занятия в Амстердаме

Помимо купцов, среди испанских и португальских евреев в Амстердаме было большое количество врачей, в том числе Самуэль Абраванель, Давид Ньето, Элайджа Монтальто и семья Буэно. Жозеф Буэно получил консультацию по поводу болезни Мориса Нассауского, принца Оранского (апрель 1623 г.). Евреев принимали в университет в качестве студентов, где они изучали медицину как единственную отрасль науки, которая имела для них практическую пользу, поскольку им не разрешалось заниматься юридической практикой, а клятва, которую они должны были бы дать, исключила их из профессуры.. Не принимали евреев и в торговые гильдии: резолюция, принятая городом Амстердамом в 1632 году, исключила их. Исключения, однако, делались для ремесел, которые находились в особом родстве с их религией: книгопечатания, книготорговли, продажи мяса, птицы, бакалеи и наркотиков. Евреи, как правило, вовлекались в новые отрасли в Амстердаме, такие как импорт колониальных продуктов, которые, как оказалось, не имели так много ограничений гильдии, наложенных на них. В 1655 г. еврею разрешили основать сахарный завод. Евреи также активно участвовали в ювелирной и табачной промышленности. Хотя профессиональный статус евреев и остального населения Амстердама существенно не отличался, евреи были гораздо более сконцентрированы в определенных сферах коммерции.

Упадок

Миграция евреев-сефардов из Нидерландов в Карибские Антильские острова возникли в середине 17 века, после того как голландский флот захватил остров Кюрасао у испанцев в 1634 году. Одно поколение спустя несколько волн еврейских и протестантских семей из Нидерландов основали судоходное и торговое поселение в Виллемстаде, естественной гавани, контролируемой голландской Вест-Индской компанией. Голландские войска уступили бразильскую колонию Ресифи португальцам в 1654 году, что вынудило многих голландских сефардских беженцев из Бразилии перебраться на Кюрасао или в колонию Нью-Амстердам (Манхэттен).

К 1680-м годам португальское сефардское сообщество Амстердама пришло в упадок. Поскольку Нидерланды испытывают экономические трудности (отчасти из-за потери колоний в Новом Свете), некоторые евреи уехали, и иммиграция замедлилась. Община ашкеназов стала более крупной еврейской общиной в Амстердаме, несмотря на то, что евреи-сефарды сохранили власть и оставались значительно более богатой общиной. Процесс эмансипации, предоставления евреям полного голландского гражданства в конце 18-го и начале 19-го веков, продолжал эрозию власти Махамада над общиной.

Холокост

Накануне Холокоста в Нидерландах проживало около 4300 евреев-сефардов из общей численности еврейского населения около 140 000 человек (3%). После войны сефардское сообщество сократилось примерно до 800 человек, что составляет 20% от довоенного населения. Холокост означал конец сефардской общины в Гааге ; он закончился после войны, потому что большинство членов общины погибли в нацистских концлагерях.

Сегодня

Интерьер 1675 года Esnoga (сефардская синагога) в Амстердаме.

В настоящее время сефардская община в Нидерландах называется Portugees-Israëlitisch Kerkgenootschap (PIK) (Португальско-израильская религиозная община) насчитывает около 270 семей (что составляет примерно 600 человек) и сосредоточена в Амстердаме. Сейчас они составляют около 2% голландско-еврейской общины. У PIK также есть молодежное движение J-PIG (Jongeren Portugees-Israëlitische Gemeente - Молодежное португальско-израильское сообщество). Амстердам по-прежнему является домом для работ некогда яркой сефардской общины. Португальская синагога или Эснога, открытая в 1675 году, расположена в самом центре Еврейского культурного квартала Амстердама и используется до сих пор. Досточтимая библиотека Ets Haim - Livraria Montezinos была основана в 1616 году и является старейшей действующей еврейской библиотекой в ​​мире. Кроме того, сефардское кладбище Бет-Хаим в Аудеркерк-ан-де-Амстел, деревне на окраине Амстердама, используется с 1614 года и является старейшим еврейским кладбищем в Нидерландах. Еще одним напоминанием о сефардской общине в Амстердаме является Huis de Pinto, резиденция богатой сефардской семьи де Пинто, построенная в 1680 году.

Известные голландские евреи-сефарды

Лица частично голландского сефардского еврейского происхождения

См. Также

Примечания

Источники

  • Бодиан, Мириам, Евреи португальской нации: разговоры и община в Амстердаме раннего Нового времени: Indiana University Press, 1999
  • da Silva Rosa, JS, Geschiedenis der Portugeesche Joden te Amsterdam 1593-1925 (История португальских евреев в Амстердаме 1593 г.) -1925): Амстердам 1925 (голландский)
  • Катчен, Аарон Л., Христианские гебраисты и голландские раввины: Апологетика семнадцатого века и исследование Мишне Торы Маймонида: Издательство Гарвардского университета 1985
  • Соркин, Дэвид, По ту сторону границы между востоком и западом: переосмысление описания политического статуса евреев в Европе, 1600–1750: еврейская история 2000
  • Swetschinski, Daniel M., Reluctant Cosmo Politans: Португальские евреи из Амстердама семнадцатого века: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана 2004
  • Таммес, Питер., «Взлом, пак, мешок»: профессиональная структура, статус и мобильность евреев в Амстердаме, 1851– 1941: Журнал междисциплинарной истории 2012

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 10:36:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте