Летопись Сеннахирима | |
---|---|
Тейлор Призм, Лондон Призма Восточного института, Чикаго Иерусалимская призма, Израиль | |
Материал | Глина |
Размер | Варьируется |
Пишу | Аккадская клинопись |
Созданный | c. 690 г. до н. Э. |
Обнаруженный | С 1830 г. |
Текущее местоположение | Заключительные издания в Британском музее, Восточном институте Чикаго и Музее Израиля. |
Призма синаххериба являются летописями о ассирийском царе Сеннахирим. Их можно найти на нескольких артефактах, а окончательные версии были найдены в трех глиняных призмах с одним и тем же текстом: призма Тейлора находится в Британском музее, призма Восточного института в Восточном институте Чикаго и призма Иерусалима находится в Музее Израиля в Иерусалиме.
Призма Тейлора - один из самых ранних артефактов клинописи, проанализированных в современной ассириологии, он был найден за несколько лет до современной расшифровки клинописи.
Сами анналы примечательны тем, что описывают осаду Иерусалима Сеннахиримом во время правления царя Езекии. Это событие записано в нескольких книгах, содержащихся в Библии, включая главы 36 и 37 книги Исаии ; 2 Царств 18:17 ; 2 Паралипоменон 32: 9. Вторжение упоминается Геродотом, который не имеет в виду Иудею и говорит, что вторжение закончилось в Пелусии на краю дельты Нила.
Призмы содержат шесть абзацев клинописи на аккадском языке. Они шестиугольной формы, изготовлены из обожженной красной глины, имеют высоту 38,0 см и ширину 14,0 см. Они были созданы во время правления Сеннахирима в 689 г. до н.э. (Чикаго) или 691 г. до н.э. (Лондон, Иерусалим).
Считается, что призма Тейлора была найдена полковником Робертом Тейлором (1790–1852) в 1830 году в Ниневии, которая была древней столицей Ассирийской империи при Сеннахириме, до ее первых раскопок Ботта и Лейард более десяти лет спустя. Хотя призма оставалась в Ираке до 1846 года, в 1835 году 25-летний Генри Роулинсон сделал выжимку для бумаги, а в 1845 году Пьер-Викториен Лоттин сделал гипсовую повязку. Позже считалось, что оригинал был утерян, пока в 1855 году он не был куплен Британским музеем у вдовы полковника Тейлора. (Полковник Тейлор мог быть отцом Джона Джорджа Тейлора, который сам стал известным ассирийским исследователем и археологом.)
Общий вид и деталь призмы Тейлора, Британский музей.Другая версия этого текста находится на так называемой призме Сеннахериба, которая сейчас хранится в Институте Востока. Он был приобретен Джеймсом Генри Брестедом у багдадского торговца антиквариатом в 1919 году для Института Востока. Иерусалимская призма была приобретена Музеем Израиля на аукционе Sotheby's в 1970 году. Она была опубликована только в 1990 году.
Три известных полных образца этой надписи почти идентичны, только с небольшими вариантами, хотя даты на призмах показывают, что они были написаны с разницей в шестнадцать месяцев (призмы Тейлора и Иерусалима в 691 году до нашей эры и призма Восточного института в 689 году до нашей эры). Есть также по крайней мере восемь других фрагментарных призм, сохраняющих части этого текста, все в Британском музее, и большинство из них содержат всего несколько строк.
Чикагский текст был переведен Дэниелом Дэвидом Лакенбиллом, а аккадский текст вместе с переводом на английский доступен в его книге «Анналы Сеннахериба» (University of Chicago Press, 1924).
Это один из трех открытых до сих пор рассказов, оставленных Сеннахиримом о его кампании против Царства Израильского и Царства Иудейского, в котором дается другая точка зрения на эти события, чем в Книге Царств в Библии.
Некоторые отрывки из Библии на иврите ( 2 Царств 18 - 19 ) согласны с по крайней мере некоторые из заявлений, сделанных на призме. В Библии рассказывается об успешном нападении ассирийцев на Самарию, в результате которого население было депортировано, а позже рассказывается, что нападение на Лахис закончилось тем, что Езекия потребовал мира, когда Сеннахирим потребовал 300 талантов серебра и 30 талантов золота, и Езекия дал ему все серебро из своего дворца и из Храма в Иерусалиме, и золото из дверей и косяков храма. По сравнению с этим призма Тейлора провозглашает, что 46 обнесенных стеной городов и бесчисленное количество меньших поселений были завоеваны ассирийцами, при этом 200,150 человек и домашний скот были депортированы, а завоеванные территории рассредоточены между тремя царями филистимлян вместо того, чтобы быть возвращены.. Кроме того, в Призме говорится, что осада Сеннахирима привела к тому, что Езекия был заперт в Иерусалиме «как птица в клетке», наемники Езекии и «арабы» покинули его, а Езекия в конце концов выкупил Сеннахирима, дав ему сурьму, драгоценности, инкрустированные слоновой костью мебель, собственные дочери, гарем и музыканты. В нем говорится, что Езекия стал правителем-данником.
На призме Сеннахирима он говорит следующее о Езекии: «Что касается царя Иудеи, Езекии, который не подчинился моей власти, то я осадил и захватил сорок шесть его укрепленных городов вместе со многими меньшими городами, взятыми в битве с мои тараны... Я взял в качестве добычи 200 150 человек, больших и малых, мужчин и женщин, а также большое количество животных, включая лошадей, мулов, ослов, верблюдов, волов и овец. Что касается Езекии, я закрыл его, как птицу в клетке, в его царском городе Иерусалиме. Затем я построил ряд крепостей вокруг него и никому не позволял выходить из городских ворот. Его города, которые я захватил, я отдал царям Ашода, Экрон и Газа ".
Затем упоминается дань, данная Езекией, но в этом рассказе ничего не говорится о взятии Сеннахиримом города Иерусалима.
Ресурсы библиотеки о Сеннахирибе |
Автор: Сеннахериб |
---|