Сеннахирим

редактировать

Царь Ассирии
Сеннахирим
Санхериб-тр -4271.jpg Отливка скального рельефа Сеннахирима у подножия горы Джуди, недалеко от Джизре
Царь Неоассирийской империи
Правление705–681 гг. До н.э.
ПредшественникСаргон II
ПреемникАсархаддон
Родилсяc.745 г. до н.э.. Калху (?)
Умер20 октября 681 г. до н.э. (в возрасте г. 64). Ниневия
СупругТашмету-шаррат. Наки 'a
Проблема. Среди. другихАшур-надин-шуми. Арда-Мулиссу. Асархаддон
Аккадский Сын-ахи-эриба. Сын-ахи-эриба
Династия Династия Саргонидов
ОтецСаргон II
МатьРаима (?)

Сеннахериб (Неоассирийская клинопись : Сеннахирим в цилиндре Рассама, столбец 1, строка 25 Sîn-ahhī-erība или Sîn-aḥḥē-erība, что означает «Син заменил братьев») был царем Неоассирийской империи от смерти своего отца Саргона II в 705 г. до н.э. до его собственной смерти в 681 г. до н.э. Второй царь из династии Саргонидов, Сеннахериб одним из самых известных из всех ассирийских царей за роль, которую он сыграл в Ветхом Завете Библия, в котором описывается его кампания в Леванте.Другие события его правления, которые обеспечили его наследие на протяжении тысячелетия после его смерти, включая разрушение им города Вавилон в 689 г. до н.э. и строительство ассирийской столицы, Ниневии.

Хотя Сеннахирим был одним из самых могущественных и обширных царей, он столкнулся со значительными трудностями в управлении Вавилония, составляющая южную часть его империи. Многие вавилонские проблемы были вызваны Сеннахирима халдейским вождем племени Мардук-апла-иддиной II, который был царем Вавилона, пока отец Сеннахирима не победил его. Вскоре после того, как Сеннахирим унаследованный трон в 705 г. до н.э., Мардук-апла-иддина отвоевал Вавилон и соединился с эламитами. Хотя Сеннахирим отвоевал юг в 700 г. до н.э., Мардук-апла-иддина продолжал беспокоить его, вероятно, подстрекая ассирийских вассалов в Леванте к восстанию, а также успешно убедив вассального царя Сеннахирима в Вавилонии, Бел-ибни, чтобы сбросить власть Сеннахирима. После того, как вавилоняне и эламиты захватили и казнили старшего сына Сеннахирима Ашур-надин-шуми, которого Сеннахерим объявил своим вассальным царем в Вавилоне, Сеннахерим провел кампанию в обоих регионах, успешно покорив Элам. Самостоятельно объявившийся в пределах его внутренней территории, был заблокирован его военные кампании и причиной смерти его сына, Сеннахирим разрушил город в 689 г. до н.э.

Левантийская война 701 г. до н.э. была необходима, потому что несколько ассирийских вассалов в этом регионе восстали либо из-за того, что Мардук-апла-иддина поддержал их, либо из-за дурных предзнаменований, связанных со смертью отца Сеннахирима на поле битвы. Хотя северный Левант был покорен относительно быстро, государство на юге Леванта, особенно Иудейское царство под властью царя Езекии, не подчинялись так легко. Таким образом, ассирийцы вторглись в Иудею, кампанию, описанная не только в собственных отчетах Сеннахирима, но также и в Второй Книге Царств в Еврейской Библии. Хотя в библейском повествовании говорится, что божественное вмешательство ангела положило конец атаке Сеннахирима на Иерусалим, уничтожив ассирийскую армию, полное поражение ассирийцев маловероятно, поскольку Езекия подчинился Сеннахириму в конце войны. кампания. Современные записи, даже написанные врагами Ассирии, не регистрируют, что ассирийцы потерпели поражение в Иерусалиме.

Сеннахирим перенес столицу Ассирии в Ниневию, где он провел большую часть своего времени в качестве наследного принца. Чтобы превратить Ниневию в столицу, достойную его империи, он запустил один из самых амбициозных проектов в древней истории. Он увеличил размер города, построил большие городские стены, большой храмы и большой королевский сад. Его самая известная работа в городе - Юго-Западный дворец, большой дворец, который сам Сеннахериб называл «Дворцом без соперников». После, как эламиты убили его старшего сына и наследного принца Ашур-надин-шуми, Сеннахериб того назначил своего второго старшего сына, Арда-Мулиссу, своим наследником. Но позже он заменил его младшим сыном Асархаддоном в 684 г. до н.э. по неизвестным причинам. Сеннахериб проигнорировал неоднократные призывы Арда-Мулиссу восстановить его в качестве наследника. В 681 г. до н.э. Арда-Мулиссу и другой сын напали на Сеннахирима и убили его, надеясь захватить власть. Вавилония и Левант приветствовали его смерть как божественное наказание, в то время как центральная часть Ассирии, вероятно, отреагировала негодованием и ужасом. Коронация Арда-Мулиссу была отложена, и Асархдон собрал армию и захватил Ниневию, как задумал Сеннахериб.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Происхождение и ранние годы жизни
    • 1.2 Сеннахирим как наследный принц
    • 1.3 Ассирия и Вавилония
  • 2 Царствование
    • 2.1 Смерть Саргона II и наследование
    • 2.2 Первая вавилонская кампания
    • 2.3 Война в Леванте
    • 2.4 Сеннахирим у ворот Иерусалима
    • 2.5 Решение вавилонской проблемы
    • 2.6 Кампания эламитов и месть
    • 2.7 Разрушение Вавилона
    • 2.8 Строительство Ниневии
    • 2.9 Заговор, убийство и наследование
  • 3 Семья и дети
  • 4 Персонаж
  • 5 Наследие
    • 5.1 Сеннахирим в народной
    • 5.2 Археологические открытия
  • 6 Заголовков
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитированная библиография
    • 8.2 Цитированные источники в Интернете
  • 9 Ранние ссылки

История вопроса

Родословная и ранние годы

Карта расширения Неоассирийской империи и депортации евреев из Леванта Расширение Неоассирийская империя и депортации израильтян из Леванта под властью трех непосредственных предшественников Сеннахирима на посту царя; Тиглат-Пилесар III, Салманасар V и Саргон II

Сеннахирим был сыном и преемником неоассирийского царя Саргона II, который правил царем Ассирии с 722 по 705 г. до н.э. и царем Вавилона с 710 по 705 г. до н.э. Личность матери Сеннахирима неясна. Хотя популярная историческая точка зрения наиболее частна в том, что Сеннахирим был сыном жены Саргона Аталии, это, вероятно, невозможно. Чтобы быть матерью Сеннахирима, Аталия должна была родиться не позднее 760 г. до н.э. и дожить до 692 г. до н.э., но могила Аталии в Калху указывает на то, что ей было не более 35 лет, когда она умерла. Жозетт Элайи считает более вероятным, что мать Сеннахирима была еще одной из жен Саргона, Раима ; стела из Ассура (когда-то столица Ассирии) конкретно упоминает ее как «Сеннахирима». Саргон утверждал, что он был сыном более раннего царя Тиглат-Пилесара III, но это неясно, поскольку Саргон узурпировал трон у другого сына Тиглат-Пилесара Салманасар V.

Сеннахериб, вероятно, родился ок. 745 г. до н. э. Если бы Саргон был сыном Тиглат-Пилесара, а не нединастическим узурпатором, он, вероятно, бы в королевском дворце в Калху в течение нескольких лет, чем стать королем. Тогда Сеннахирим родился бы в Калху, где он вырос бы и провел большую часть своей юности. Саргон в Калху еще долго после того, как стал царем, оставив город в 710 г. до н.э. и поселившись в Вавилоне, а затем в своей новой столице Дур-Шаррукине. К тому моменту Сеннахирим, который служил наследным принцем Саргона и предполагаемым наследником престола, уже покинул город и поселился в резиденции в Ниневии. Ниневия была резиденцией ассирийского наследного принца со времен правления Тиглат-Пилесара. Как наследный принц Сеннахирим также владел имением в Тарбису. Королевский педагог Хунни должен был дать образование Сеннахирибу и его братьям и сестрам. Вероятно, они получили образование писцов, выучили некоторые арифметические операции и научились читать и писать на шумерском и аккадском.

. У него было несколько братьев и по крайней мере одна сестра. Помимо старших братьев, умерших до его рождения, у Сеннахирима были младшие братья, некоторые из которых, как упоминается, были живы еще в 670 г. до н.э., тогда находились в службе у сына и преемника Сеннахирима Асархаддона. Единственная известная сестра Сеннахирима, Ахат-Абиша, была выдана замуж за Амбариса, царя Табала, но, вероятно, вернулась в Ассирию после первой успешной кампании Саргона против Табала.

Имя Сеннахириба, Sîn-aḥḥē-erība на аккадском языке, означает «Син (бог луны) заменил братьев». Название, вероятно, происходит от того, что Сеннахирим не был первым сыном Саргона, но все его старшие братья были мертвы к тому времени, когда он родился. В иврите его имя было переведено как Snḥryb, а в арамейском это было Šnḥ’ryb. Согласно документу 670 г. до н.э., было незаконно давать имя Сеннахирим (тогда бывший царь) простолюдину в Ассирии, так как это считалось табу и святотатством.

Сеннахирим как наследный принц

Каменный рельеф, изображающий Саргона II слева в короне и его посох лицом к человеку справа Сеннахирим отец Саргон II (слева) лицом к лицу с высокопоставленным чиновником, возможно, его наследным принцем Сеннахирибом

Как наследный принц, Сеннахирим осуществлял королевскую власть вместе со своим отцом или в одиночку в качестве, пока Саргон был в отъезде. Во время длительного отсутствия Саргона в сердце Ассирии резиденции Сеннахирима служила центром управления Неоассирийской империи, а наследный принц брал на себя основные административные и политические обязанности. Обширные обязанности, возложенные на Сеннахирима, предполагают определенную степень доверия между королем и наследным принцем. На барельефах, изображающих Саргона и Сеннахириба, они изображены в дискуссии почти как равные. В качестве регента главной обязанностью Сеннахирима было поддержание отношений с ассирийскими губернаторами и генералами и наблюдение за обширной сетью военной разведки империи. Сеннахериб курировал внутренние дела и часто информировал Саргона о прогрессе, достигнутом в проектах по всей империи. Саргон также поручил ему прием и раздачу подарков и дани аудиенции. Распределив такие финансовые ресурсы, Сеннахериб отправил письмо своему отцу, чтобы сообщить ему о своих решениях.

Письмо его отцу показывает, что Сеннахерим уважал его и что они были в дружеских отношениях. Он никогда не ослушался своего отца, и хотя его указывает на то, что он хотел доставить удовольствие Саргону, они также показывают, что он знал его достаточно хорошо. По неизвестным причинам Саргон никогда не брал его с собой в военные походы. Сеннахирим, возможно, обиделся на своего отца за это, поскольку он упустил славу, связанным с военными победами. В любом случае, Сеннахирим не пытается сделать никаких действий против Саргона и не пытается узурпировать трон, несмотря на то, что был более чем достаточно взрослым.

Ассирия и Вавилония

Карта Месопотамии ок. 1250 г. до н.э. Карта Месопотамии c.1200 г. до н.э., За 500 лет до времени Сеннахирима, важные города и бывшие основные территории Ассирии и Вавилонии

К тому времени, когда Сеннахирим стал царем, Неоасирийская империя была доминирующей силой в Ближнем Востоке более тридцати лет, в основном благодаря своей хорошо обученной и большой армии, превосходящей любое другое современное королевство. Хотя Вавилония на юге тоже когда-то был большим царством, в этот период она, как правило, была слабее своего северного соседа из-за внутренних разделов и отсутствия хорошо организованной армии. Население Вавилонии было разделено на различные этнические группы с разными приоритетами и идеями. Хотя древние коренные вавилоняне правили большинством городов, такими как сам Вавилон и Киш, Ur, Урук, Борсиппа и Ниппур, Халдей Племена во Начните с вождями, которые часто сорились друг с другом, доминировали на большей части самой южной земли. Арамейцы жили на окраинах оседлых земель и были известны грабежом прилегающих территорий. Из-за борьбы между этими тремя группами Вавилония часто представляла собой привлекательную цель для ассирийских кампаний. Два царства соревновались с возникновением Среднеассирийской империи в 14 веке до нашей эры, в 8 веке до нашей эры ассирийцы постоянно одерживали верх. Внутренняя и внешняя слабость Вавилона привела к его завоеванию ассирийским царем Тиглат-Пилесаром III в 729 году до нашей эры.

Во время их расширения Ассирии в крупную империю ассирийцы захватили различные соседние царства, либо аннексировали как ассирийские. провинцию или превращение их в вассальные государства. Ассирийцы ассирийцы почитали долгую историю и культуру Вавилона, он сохранился как полное царство, управляемое либо назначенным царем-клиентом, либо ассирийским царем в личном союзе . Отношения между Ассирией и Вавилонией мало чем отличались от отношений между Грецией и Римом в более поздние века; Ассирия и Вавилония использовали один и тот же язык, и большую часть культуры, текстов и традиций Ассирии была импортирована с юга. Отношения между Ассирией и Вавилоном были в некотором смысле эмоциональными, с неявной гендерной принадлежностью двух стран как ассирийского метафорического «мужа» к его «жене» Вавилону в неоассирийских надписях и мировоззрении. По словам ассириолога Эккарта Фрахма, «ассирийцы любили Вавилон, но также хотели господствовать над ним». Несмотря на то, что вавилонался вызов цивилизации, ожидалось, что он останется пассивным в конфликте, что неоднократно отказывалось делать «вавилонская невеста» Ассирии.

Царствование

Смерть Саргона II и последовательность

Карта Ближнего Востока в 700 г. до н.э. Карта Ближнего Востока в 700 г. до н.э., с Неоассирийской империей, показанной синим

В 705 г. до н.э. возглавил ассирийское войско в кампании против царя Гурди из Табала в центральной Анатолии. Поход был катастрофическим, в результате чего ассирийская армия была разбита и погиб Саргон, труп которого анатолийцы унесли. Смерть Саргона значительно усугубила поражение, потому что ассирийцы считали, что боги наказали его за серьезный проступок в прошлом. В месопотамской мифологии загробная жизнь, от которой пострадали те, кто погиб в битвах и не был похоронен, была ужасной, была обреченной страдать, как нищие, в вечности. Сеннахириму было около 35 лет, когда он взошел на ассирийский престол в августе 705 года до нашей эры. У него был большой опыт в управлении империей, поскольку он долгое время был наследным принцем. Его реакцией на судьбу отца было дистанцироваться от Саргона. Похоже, он отрицал это, отказываясь признать и разобраться с тем, что случилось с ним. Сеннахирим немедленно покинул новую великую столицу Саргона, Дур-Шаррукин, и вместо этого перенес столицу в Ниневию. До того, как он начал какие-либо другие крупные проекты, одним из первых действий Сеннахирима в царя было восстановление храма, посвященного богу Нергалу, связанному со смертью, катастрофой и войной, в городе Тарбису.

Даже имея в виду это публичное отрицание, Сеннахирим был суеверен и провел много времени, спрашивая своих прорицателей, какой грех мог совершить Саргон, чтобы постигнуть его судьбу, возможно, учитывая идею о том, что он мог оскорбить божества Вавилона взяв под свой контроль город. Текст, хотя, вероятно, написан после смерти Сеннахирима, говорит, что он провозгласил, что исследует природу «греха», совершенного его отцом. Незначительная кампания 704 г. до н.э. (не упоминаемая в более поздних исторических отчетах Сеннахирима), защищенная магнатами Сеннахирима , а не самим царем, была направлена ​​против Гурди в Табале, чтобы отомстить за Саргона. Сеннахирим потратил много времени и усилий, чтобы избавить империю от образов Саргона. Повышение уровня внутреннего двора сделало невидимыми образы, которые Саргон создал в храме в Ассуре. Жена Саргона Аталия была поспешно похоронена, когда она умерла, невзирая на традиционные методы захоронения (и в том же гробу, что и другая женщина, королева предыдущего царя Тиглат-Пилесера). Саргон никогда не регистрируется в надписях Сеннахирима.

Первая вавилонская кампания

Stone carving of Sennacherib's arch enemy King Marduk-apla-iddina II Изображение заклятого врага Сеннахирима Мардук-апла-иддина II (слева), царь Вавилона 722–710 гг. До н.э. и 704 / 703–702 гг. До н.э. и зачинщик многих поздних болезней Сеннахирима.

Смерть Саргона II в битве и исчезновение его тела вызвали восстания по всей Ассирийской империи. Саргон правил Вавилонией с 710 г. до н.э., когда он победил вождя халдейского племени Мардука-апла-иддину II, который взял под свой юг после смерти предшественника Саргона Салманасара V в 722 г. до н.э. Как и его непосредственные предшественники, Сеннахирим, когда стал царем, принял правящие титулы как Ассирии, так и Вавилонии, но его правление в Вавилонии было менее стабильным. В отличие от Саргона и предыдущих вавилонских правителей, которые провозгласили себя шакканакку (наместники ) Вавилона, в знак почтения к божеству города Мардуку (который считался формальным «царем» Вавилона), Сеннахирим открыто провозгласил себя царем Вавилона. Более того, он не «взял за руку» Статуя Мардука, физическое изображение божества, и, таким образом, не оказал честь богу, пройдя традиционный вавилонский ритуал коронации.

Возмущенные этим неуважением, восстания с разницей в месяц в 704 или 703 г. до н.э. свергнули правление Сеннахирима на юге. Во-первых, трон занял вавилонянин по имени Мардук-закир-шуми II, но Мардук-апла-иддина, тот же халдейский военачальник, который когда-то захватил контроль над городом и воевал с отцом Сеннахирима, свергнул его всего через две или четыре недели. Главной силой Мардука-апла-иддина была его способность объединить обычно враждующие халдейские племена и вавилонян против ассирийцев. Царь Элама (цивилизация в современном юго-западном Иране) послал помощь в Мардук-апла-иддину, которая включала армию из 80 000 эламских лучников при поддержке конницы под командованием своего командира. Массовая поддержка Элама вдохновила остальные халдейские племена и арамеев присоединиться к рядам вавилонского царя.

Потому что часть ассирийской армии находилась в Табале в 704 г. до н.э., и Сеннахирим, возможно, рассматривает возможность создания двух фронтов. война была слишком рискованной, он оставил Мардука-апла-иддину безнаказанным на несколько месяцев. В 703 г. до н.э., после того, как экспедиция Табала была завершена, Сеннахирим собрал ассирийскую армию в Ашшуре, который часто использовался как место сбора для походов на юг. Ассирийская армия, возглавляемая главнокомандующим Сеннахирибом, начала безуспешную атаку на силы коалиции недалеко от города Киш, укрепляя легитимность коалиции. Как только Сеннахирим, расположившийся лагерем у города Кута, узнал о поражении своей первой армии, он возглавил следующую атаку, разбив войска коалиции около Киша. В этот момент Элам возглавил антиасирийскую армию. Мардук-апла-иддина, опасаясь за свою жизнь, бежал в южную часть Морского края (болота в самой южной Месопотамии). Среди пленников, взятых после победы, был пасынок Мардука-апла-иддина и брат арабской царицы Ятиэ, который присоединился к коалиции.

Затем Сеннахирим двинулся прямо на Вавилон. Когда на горизонте показались ассирийцы, Вавилон открыл ему ворота и сдался без боя. Затем ассирийцы пять дней безуспешно охотились на Мардука-апла-иддину в Морском крае, уничтожая поля халдеев, арамеев и вавилонян, которые поддерживали восставший режим, и взяв более двухсот тысяч пленников. Сам город Вавилон также получил выговор, пострадавший от небольшого разграбления, хотя его жители непострадали. Его предыдущая политика царствования как царя Ассирии и Вавилонии, очевидно, провалилась, Сеннахирим попытался применить другой метод, назначенный коренным вавилонянина, вырос при ассирийском дворе, Бел-ибни, вассальным царем юг. Сеннахириб описал Бел-ибни как «уроженца Вавилона, который вырос в моем дворце, как молодой щенок».

Война в Леванте

Рельеф с изображением ассирийской осадной машины, атакующей городскую стену Лахиса Рельеф с изображением ассирийской осадной машины, атакующей городскую стену Лахис

После Вавилонской войны кампания Сеннахирима проходила в горах Второй Загрос. Там он покорил народ с востока реки Тигр и касситов, народ, правивший Вавилонией много веков назад. Третья кампания Сеннахирима, направленная против королевств и городов-государств в Леванте, очень хорошо задокументирована по другим событиям на древнем Ближнем Востоке. Примечательно, что это наиболее заданное событие в истории Израиля в период периода Первого Храма. В 705 г. до н.э. Езекия, царь Иудеи, перестал платить свою ежегодную дань ассирийцам и начал проводить агрессивную внешнюю политику, вероятно, вдохновленную недавней волной анти- Ассирийские восстания по всей империи. Он вступил в сговор с Египтом и Сидкией, антиасирийским царем города Ашкелона, напал филистимские города, верные Ассирии, и захватил ассирийского вассала, царя Экрона, и заключил его в тюрьму в своей столице, Иерусалиме. В северном Леванте бывшие ассирийские вассальные города сплотились вокруг Лули, царя Тира и Сидона. Заклятый в Сеннахирима Мардук-апла-иддраг нагл антиасирийские настроения среди некоторых западных вассалов империи. Он переписывался и отправлял дары западным правителям, таким как Езекия, вероятно, надеясь собрать обширный антиасирийский союз.

Рельеф с изображением ассирийского солдата, который собирается обезглавить человека Рельеф, изображающий ассирийского солдата, собирающегося обезглавить пленника из Лахиса

В 701 г. до н.э. сначала Сеннахирим двинулись, чтобы атаковать сиро-хеттские и финикие города на севере. Подобно тому, как многие правители этих делали это раньше и сделают это снова, Лули скорее бежал, чем столкнулся с гневом ассирийцев, спасаясь на лодке, пока не оказался вне досягаемости Сеннахирима. Вместо него Сеннахирим объявил дворянина по имени новым царем Сидона своим вассалом и наблюдал за многочисленными городами его правлению. Столкнувшись с огромной ассирийской армией поблизости, многие правители Леванта, в том числе Аммон, Моав и Малик-рамму Эдом, быстро подчинился Сеннахириму, чтобы избежать возмездия.

Сопротивление в южном Леванте было не так легко подавить, что вынудило Сеннахирима вторгнуться в регион. Ассирийцы начали с взятия Ашкелона и победы над Сидкией. Затем они осадили и взяли множество множеств. Когда ассирийцы готовились вернуть Экрон, союзник Езекии, Египет, вмешался в конфликт. Ассирийцы разбили египетский поход в битве у города Элтеке. Они взяли города Акрон и Тимну, и Иуда стоял один, а Сеннахирим нацелился на Иерусалим. Пока часть войск Сеннахирима готовилась к блокаде Иерусалима, сам Сеннахирим двинулся на важный иудейский город Лахис. И блокада Иерусалима, и осада Лахиса, вероятно, помешали дальнейшей помощи Египта достичь Езекии и запугали королей других государств в регионе. Осада Лахиса, закончившаяся разрушением города, настолько продолжительной, что защитники в конце концов начали использовать наконечники стрел, сделанные из кости, а не из металла, который уже закончился. Чтобы захватить город, ассирийцы построили большую осадную насыпь, по сути, пандус из земли и камня, чтобы достичь вершины стен Лахиса. После того, как они разрушили город, ассирийцы депортированных оставшихся живых в Ассирийскую империю, заставив некоторых из них работать над строительными проектами Сеннахирима, а других служить в личной гвардии царя.

Сеннахирим у ворот Иерусалима

Wood engraving by Gustave Doré depicting the Biblical narrative of an angel destroying Sennacherib's army outside Jerusalem XIX век гравюра на дереве работы Гюстава Доре, изображающая библейский рассказ об ангеле, уничтожающем армию Сеннахирима за пределами Иерусалима

Сеннахирима Рассказ о том, что произошло в Иерусалиме, начинается со слов: «Что касается Езекии... как птица в клетке, я запер в Иерусалиме, его царском городе. Я забаррикадировал его заставами, и, выйдя из ворот его города, я сделал для него табу ». Таким образом, Иерусалим был заблокирован в некоторой степени, хотя отсутствие массированных действий и соответствующего оборудования означало, что это, вероятно, не была полная осада. Согласно описанию событий, изложенному в Книге Царств в Еврейской Библии, высокопоставленный ассирийский чиновник с титулом Рабсак стоял перед стенами города и потребовали его сдачи. Предположительно, Рабсак использовал фразу «есть фекалии и пить мочу», чтобы угрожать иудейцам тяжелыми условиями, которые им вскоре предстояло испытать. Ассирийский рассказ об операции может привести к мысли, что Сеннахерим восседает на троне в Лахисе вместо того, чтобы выступить за подготовкой к штурмума в Иерусалиме, это никогда не оговаривается явно, а барельефы, изображающие кампанию, показывают, что Сеннахерим восседает на троне в Лахисе. Согласно библейскому повествованию, угрожающие представители Сеннахирима Езекии участвовали в борьбе с городом Ливной по их возвращении к царю, который остался в Лахисе.

Блокада, установленная вокруг Иерусалима, отличается от осадка, описанных в анналах Сеннахирима, массивных рельефов во дворце Сеннахирима в Ниневии, которые изображают левантийскую кампанию, как демонстрацию успешной осады Лахиса, а не, что произошло в Иерусалиме. Хотя блокада Иерусалима не была правильной осадой, из всех доступных ясно, что огромная ассирийская армия стояла лагерем в окрестностях города, вероятно, на его северной стороне.

Хотя ясно, что блокда Иерусалим закончился без значительных боев, как это было решено и что помешало огромной армии Сеннахирима захватить город, остается неясным. Библейское повествование об окончании нападения Сеннахирима на Иерусалим утверждает, что, хотя солдаты Езекии стояли у стен города, готовые защищать его от ассирийцев, сущность, именная ангелом-разрушителем, посланным Яхве уничтожил армию Сеннахирима, убив 185 000 ассирийских солдат перед воротами Иерусалима. Древнегреческий историк Геродот описание операции как ассирийскую неудачу из-за того, что «множество полевых мышей » напали на ассирийский лагерь, пожирая важнейшие материалы, такие как колчаны и тетивы, и оставляя Ассирийцы безоружны и заставили их бежать. Возможно, история о заражении мышей является намеком на какую-то болезнь, поразившую ассирийский лагерь, возможно, на септическую чуму. Полное поражение Ассирии в этой битве считается маловероятным, особенно потому, что современные вавилонские хроники, которые в остальном не хотят упоминать ассирийские неудачи, умалчивают об этом.

Рельеф с изображением Сеннахирима (восседающего на троне справа) в Лахисе, общаясь со своими чиновниками и осматривая пленников из Иудеи

. Несмотря на, казалось бы, безрезультатный конец блокады Иерусалима, левантийская кампания в степени была победой ассирийцев. После того, как ассирийцы успешно захватили многие из наиболее важных укрепленных городов, Иудеи и разрушили несколько поселков и деревень, Езекия понял, что его антиасирийские действия были катастрофическими военными и политическими просчетами и, как таковые, снова подчинились ассирийцам. Он был вынужден платить более высокую цену, чем раньше, вместе с этим, он не отправил в Ниневию с 705 по 701 год до нашей эры. Он также был вынужден освободить заключенного в тюрьму царя Экрона, Пади, и Иуда потерял значительную часть территории после кампании, когда Сеннахирим передал части своей земли соседним царствам Газы, Ашдод. и Экрон.

Решение вавилонской проблемы

Рельеф на дереве, изображающем людей, бросающих камни в врага Освобождение от ассирийских пращников, бросающих камни во вражеский город

Победа Сеннахирима в Леванте не была такой убедительной и решающей, как большинство ассирийских победителей, которые возможно, вдохновил вассального царя Вавилона, Бел-ибни, послушать эламитов и Мардука-апла-иддину. Мардук-апла-иддина продолжал действовать в Вавилонии, Сеннахирим снова выступил против юга в 700 г. до н.э. и снял Бел-ибни с престола из-за соучастия или некомпетентности. Охота Сеннахирима на Мардука-апла-иддину была настолько интенсивной, что халдей бежал на лодках со своим народом и сокровищами через Персидский залив, укрывшись в эламском городе. Победив, Сеннахериб попытался использовать еще один метод управления Вавилонией и назначил своего сына Ашур-надин-шуми царствовать вассальным царем Вавилона.

Ашур-надин-шуми также был назван мару решто, титул, который можно было интерпретировать как «выдающийся сын» или «первенец». Его назначение царем Вавилона и новый титул предполагают, что Ашур-надин-шуми готовился стать преемником Сеннахирима на посту царя Ассирии после его смерти. Ашур-надин-шуми, названный мару решто, вероятно, означает, что он был наследным принцем Сеннахериба; если это означает «выдающийся», такой титул подходит только наследному принцу, а если он означает «первенец», это также предполагает, что Ашур-надин-шуми был наследником. В большинстве случаев ассирийцы следовали принципу первородства, когда наследует старший сын. Еще одним свидетельством того, что Ашур-надин-шуми является наследным принцем, является строительство Сеннахерибом дворца для него в городе Ассур, что Сеннахерим также сделал бы для более позднего наследного принца Асархаддона. Положение Ашур-надин-шуми как ассирийского царя Вавилона было политически важным и очень деликатным и дало ему ценный опыт как предполагаемого наследника всей Неоассирийской империи.

В последующие годы Вавилония оставалась относительно спокойной, и Сеннахирим вел кампанию в месте. Его пятая кампания в 699 г. до н.э. включала серию набегов на деревни у подножия горы Джуди, расположенной к северо-востоку от Ниневии. Генерал Сеннахирима провел другие небольшие кампании без присутствия царя, в том числе поход 698 г. до н.э. против ассирийского правителя, восставшего в Киликии, и кампанию 695 г. до н.э. против города Тегарама по неизвестным причинам. В течение этих лет выживание Мардука-апла-иддина, вероятно, было проблемой для Сеннахирима, поэтому он вторгся в Элам в 694 году до нашей эры, преследуя своих халдейских врагов.

Эламская кампания и месть

Рельеф с изображением ассирийского военного корабля Ассирийский военный корабль изображен на одном из барельефов Сеннахирима

. Готовясь к вторжению в Элам с целью захватить сбежавшие халдеи, а не нанести поражение самим эламитам, Сеннахерим в течение некоторого времени руководил постройкой финикийскими кораблестроителями большого флота в северных частях Евфрат и в Ниневии у Тигра. Корабли, укомплектованные матросами из Тира, Сидона и Кипра, затем переправили большие части ассирийской армии в город Опис. Там корабли вытаскивали на берег и переправляли по суше на катках или санях к реке, возможно потому, что нижние части двух рек находились под влиянием эламитов. Там, где Арахту присоединился к Евфрату к югу от Вавилона, войска сели на борт и двинулись к устью реки. Сеннахирима не было на лодках, которые прошли все расстояние от Ниневии до устья Евфрата. Из города Сеннахирим присоединился к остальной армии и пересек Персидский залив. Хотя путешествие длилось пять дней и было очевидно трудным, с неоднократными жертвами, принесенными Эа, богу глубин, ассирийцы успешно высадились на побережье Эламитов.

Рельеф с изображением ассирийских солдат и их заключенные Ассирийские солдаты с пленными и военными трофеями изображен на одном из барельефов Сеннахирима

Хотя они столкнулись с сильным сопротивлением, силы Сеннахирима победили и взяли несколько городов, событие, которое царь назвал в своих собственных записях «великой победой». Многие пленные халдеи и эламиты были распределены между его воинами. Хотя Сеннахирим отомстил Мардуку-апла-иддине, его заклятый враг не дожил до этого и, по-видимому, умер незадолго до этого от естественных причин. Кампания не увенчалась полным успехом, поскольку преемник Шутур-Наххунте на посту царя Элама отомстил за вторжение, нанеся удар по Вавилонии. Желая восстановить свою независимость, некоторые вавилоняне схватили своего царя Ашшур-надин-шуми в городе Сиппар и передали его эламитам. Ашур-надин-шуми был доставлен в Элам, и о нем больше ничего не было известно, вероятно, он был казнен. Вместо него эламиты провозгласили коренного вавилонянина Нергала-ушезиба царем Вавилона.

Положение Сеннахирима, отрезанного от его собственной империи Эламом и Вавилонией, было невыгодным., и сначала эламитско-вавилонский союз был успешным. В июне или июле 694 г. до н.э. Нергал-ушезиб захватил город Ниппур, но три месяца спустя ассирийцы взяли Урук и вскоре решительно повернули войну в свою пользу. В 693 г. до н.э. Нергал-ушезиб и эламиты напали на ассирийскую армию около Ниппура, но потерпели поражение, и Нергал-ушезиб был взят в плен в Ниневию. Вскоре после этого в Эламе вспыхнуло восстание, и через три недели после поражения при Ниппуре он заменил Халлушу-Иншушинака на посту эламского царя. Даже тогда вавилоняне не сдались и вместо этого провозгласили своим новым царем халдея Мушезиб-Мардука. Прежде чем приступить к решению этой проблемы, Сеннахирим был полон решимости победить Элам. Хотя ассирийцы захватили и разрушили 46 городов, эламиты отказались сражаться с ними, отступив со своим новым царем в горы. Надвигающаяся зима в сочетании со снегом и дождем помешала Сеннахириму преследовать их, и он вернулся в Ниневию.

Разрушение Вавилона

Шестигранная каменная призма с высеченным на ней текстом Призма Сеннахирима, содержащая записи его военных кампаний, завершившихся Вавилонскими походами. разрушение

После правления всего десять месяцев сменил Кутир-Наххунте III на посту царя Элама. Сеннахирим решил, что пришло время решительно победить своих южных врагов. С надвигающейся угрозой ассирийского вторжения вавилоняне быстро обеспечили постоянную поддержку Элама, подкупив нового эламского царя ценностями, которые они лишили их великий храм, посвященный их богу Мардуку. Ассирийские записи считают решение Хумбана-Нумены поддержать Вавилон неразумным, говоря его как «человека без всякого разума и суждения». В 691 г. до н.э. антиассирийская коалиция Мушезиба-Мардука нанесла удар Сеннахириму. Хумбан-Нумена и его командир возглавили силы коалиции против Сеннахирима в битве при Халуле, исход которой неизвестен. И вавилонские, и ассирийские тексты называют битву великой победой. Уведомляются до более поздней осады Вавилона, более вероятно, что южане победили, хотя, вероятно, понесли много потерь. Сеннахирим вернулся в Ниневию с обоими его врагами, которые все еще сидели на своих тронах.

В 690 г. до н.э. Хумбан-Нумена перенес удар, и его челюсть была заблокирована так, что он не мог говорить. Воспользовавшись ситуацией, Сеннахирим предпринял свой последний поход на Вавилон. Хотя поначалу вавилоняне добились успеха, это длилось недолго, и в том же году осада Вавилона уже шла полным ходом. Вполне вероятно, что Вавилон был бы в плохом положении после того, как пал от Сеннахирима в 689 г. до н.э., находясь в осаде более пятнадцати месяцев. Царь, который с тревогой обдумывал последствия захвата Саргоном Вавилона и роль, которую оскорбленные боги города, возможно, сыграли в падении его отца, ушел, и его заменил царь, желающий отомстить за смерть своего сына и утомивший город, находящийся внутри границы его империи, которая неоднократно восставала против его правления. Он не питал привязанности к богам, которые вдохновили население напасть на него, и Сеннахирим решил разрушить город. Его рассказ о разрушении гласит:

Я собственный увел в свою землю живым Мушезиб-Мардука, царя Вавилонии, вместе с его семьей и чиновниками. Я пересчитал богатство этого города - серебро, золото, драгоценные камни, имущество и товары - в руки моего народа; и они приняли это как свое. Руки моего народа схватили живущих там богов и разбили их; они забрали их имущество и имущество.. Я разрушил город и его дом от фундамента до парапета; Я опустошил и сжег их. Я разрушил кирпич и глину внешней и внутренней стены города, храмов и зиккурата; и я сбросил их в канал Арашту. Я вырыл каналы посреди этого города, я заставил его основание исчезнуть, и я разрушил его более полно, чем разрушительное наводнение. Я полностью растворил его водой, сделав его похожим на затопленную воду, чтобы узнать местонахождение этого города и его храмов.

Хотя Сеннахирим разрушил город, он все же несколько опасался древнего Вавилона. боги. Ранее в своем отчете о кампании он специально упоминает святилища вавилонских божеств, которые оказывали финансовую поддержку его врагам. Отрывок, в котором описывается захват собственности, богов и разрушение некоторых из их статуй, является одним из немногих, где Сеннахирим использует «мой народ», а не «я». Это оставляет вину за судьбу храмов на Сеннахириме, а на самом деле, персоналом храма и действиях ассирийского народа, а не на царе в частности.

Во время разрушения храма город, Сеннахирим разрушил храмы и изображения богов, за исключением Мардука, который он унес в Ассирию. Это вызвало ужас в самой Ассирии, где Вавилон и его боги были в почете. Сеннахериб пытался оправдать свои действия перед соотечественниками с помощью религиозной пропаганды. Среди элементов этой кампании он создал миф, в котором Мардук предстал перед судом Ашура, бога Ассирии. Этот текст отрывочен, но, похоже, Мардук признан виновным в каком-то тяжком преступлении. Сеннахирим описал свое поражение вавилонских повстанцев языка вавилонского мифа о сотворении мира, отождествляя Вавилон со злой богиней-демонами Тиамат, а себя с Мардуком. Ашур заменил Мардука на новогоднем празднике, а в храме праздника поместил символическую груду обломков из Вавилона. В Вавилонии политики Сеннахирима вызвала глубокую ненависть среди большей части населения.

Целью Сеннахирима было полное искоренение Вавилонии как политического образования. Хотя некоторые северные территории Вавилона стали ассирийскими провинциями, ассирийцы не предприняли никаких усилий для восстановления самого Вавилона, и южные хроники того времени называют эту эпоху периодом «без царя», когда на этой земле не было царя.

Строительство Ниневии

Цветной рисунок Ниневии Реконструкция 19 века Ниневии британским археологом Остен Генри Лейард

После последней войны с Вавилоном Сеннахериб, казалось, провел остаток своего правления в мире, посвящая свое время, чтобы улучшить свою новую столицу в Ниневии, вместо того, чтобы начать военные кампании. Ниневия на протяжении тысячелетий был важным городом в северной Месопотамии. Самые старые следы нашей поселения на этом месте 7-го тысячелетия до нашей эры, а с 4-го тысячелетия до эры и далее он сформирован важный административный центр на севере. Когда Сеннахирим сделал город своей новой столицей, он пережил один из самых амбициозных строительных проектов в древней истории, был полностью преобразован из нескольких заброшенных состояний, в котором он находился до его правления.

Гравюра на дереве дворца Сеннахирима Реконструкция Сеннахериба «Дворца без соперников» в 1876 году в Ниневия автор Джон Филип Ньюман

Самые ранние надписи, в которых обсуждается строительный проект в Ниневии, датируется 702 годом нашей эры и касаются строительства Юго-Западного дворца, большой резиденции, построенной в юго-западной части города. Сеннахериб называл этот дворец ekallu ša šānina la išu, «Дворец без соперников». В процессе строительства внутренний дворец был снесен, поток, размывающий часть дворцового холма, был перенаправлен, на которой должен был стоять новый дворец, была возведена и поднята на высоту 160 слоев кирпича.. Хотя многие из этих ранних надписей говорят о дворце так, как будто он уже завершен, это стандартный способ описания проектов в древней Ассирии. Ниневия, описанная в ранних отчетах Сеннахирима о его строительстве, город, который на тот момент существовал в его воображении.

К 700 г. до н.э. были возведены тронного зала Юго-Западного дворца, после чего вскоре были выставлены многочисленные многочисленные рельефы. внутри. После завершения рельефов завершающим этапом строительства дворца стало возведение колоссальных статуй быков и львов, характерных для позднеассирийской архитектуры. Такие каменные статуи были раскопаны в Ниневии, аналогичные колоссальные статуи, упомянутые в надписях как сделанные из драгоценных металлов, по-прежнему отсутствуют. Крыша дворца была построена из кипариса и кедра, добытого в горах на западе. Дворец освещался через множество окон и украшен серебряными и бронзовыми колышками внутри и глазурованными кирпичами снаружи. Полная структура, идущая у насыпи, на которой она была построена, имеют размеры 450 метров (1480 футов) в длину и 220 метров (720 футов) в ширину. Надпись на каменном льве в квартале, связанном с королевой Сеннахирима, Ташмету-шаррат, содержит надежду на то, что король и королева проживут долгую и здоровую жизнь в новом дворце. Тексти гласит:

А для царицы Ташмету-шаррат, моей любимой жены, черты которой Белет-или сделали прекраснее всех других женщин, у меня был дворец любви, радости и удовольствие построено. [...] По приказу Ашура, отца богов и небесной царицы Иштар, пусть мы оба проживем долго и счастливо в этом дворце и будем наслаждаться благополучием в полной мере!

План города Ниневия (слева) и крупный план кургана Куюнджик (справа), где был построен дворец Сеннахериба. Северный дворец, изображенный на карте, был впервые построен во время правления внука Сеннахирима Ашшурбанипала.

Хотя, вероятно, задумывался как структура, подобная дворцу Саргона, построенному в Дур-Шаррукине, дворцу Сеннахериба и особенно художественным работам, изображенным в нем. показывает некоторые отличия. Хотя на рельефах Саргона царь обычно изображен так же близко к другим членам ассирийской аристократии, искусство Сеннахирима обычно изображает царя, возвышающегося над всеми остальными в его окрестностях из-за того, что он сидит в колеснице. На его рельефах изображены более крупные сцены, некоторые почти с высоты птичьего полета. Есть также примеры более натуралистического подхода в искусстве; где на колоссальных статуях быков из дворца Саргона они представлены пятью ногами, так что четыре ноги можно было видеть с каждой стороны и две спереди, у всех быков Сеннахирима четыре ноги. Сеннахиримил построил прекрасные сады в своем новом дворце, импортировал различные растения и травы со всей своей империи и за ее пределами. Хлопок мог быть импортирован так далеко, как Индия. Некоторые предполагают, что знаменитые Висячие сады Вавилона, одно из семи чудес древнего мира, на самом деле были этими деревьями в Ниневии, но впечатляющие королевские сады в самом Вавилоне подтверждают эту идею. маловероятно.

Помимо дворца, Сеннахирим курировал и другие строительные проекты в Ниневии. Он построил второй большой дворец на южном кургане города, который служил арсеналом для хранения военного снаряжения и постоянным помещением для части ассирийской постоянной армии. Были построены и отреставрированы многочисленные храмы, многие из них на кургане Куюнджик (где находился Юго-Западный дворец), в том числе храм, посвященный богу Сину (упоминается от имени короля). Сеннахирим также значительно расширил город на юг и возвел огромные новые городские стены, окруженные рвом, высотой до 25 метров (82 футов) и толщиной 15 метров (49 футов).

Заговор, убийство и наследование

Иллюстрация под н азванием «Полет Адрамелех, изображающий побег Арда-Мулиссу и Набу-шар-узура после убийства Сеннахириба. Бегство Адраммелеха, иллюстрация из Библейской галереи Далзиэля (1881), изображающая Арда-Мулиссу и Набу-шар-узур, убегающие после убийства Сеннахерима

Когда его старший сын и изначальный наследный принц Ашур -надин-сюми, предположительно казнен, Сеннахериб избрал своего старшего выжившего сына, Арда-Мулиссу, новым наследным принцем. Арда-Мулиссу занимал положение в течение нескольких лет до 684 г. до н.э., когда Сеннахирим внезапно заменил его своим младшим братом Асархаддоном. Причина внезапного увольнения Арда-Мулиссу с этой видной должности неизвестна, но из современных надписей ясно, что он был очень разочарован. Влиятельная мать Асархаддона, Накия, возможно, сыграла роль в том, чтобы убедить Сеннахирима выбрать Асархаддона в качестве наследника. Несмотря на свое увольнение, Арда-Мулиссу оставался популярной фигурой, и некоторые вассалы поддерживали его как наследника престола.

Его отец заставил Арда-Мулиссу присягнуть на верность Асархаддону, но Арда-Мулиссу неоднократно обращался к нему с сообщениями. Сеннахирим восстановить его в качестве наследника. Сеннахериб отметил растущую популярность Арда-Мулиссу и, испугавшись своего преемника, отправил Асархаддона в западные провинции. Изгнание Асархаддонаило поставило Арда-Мулиссу в затруднительное положение, поскольку он достиг пика своего положения, но был бессилен что-либо с ним сделать. Чтобы воспользоваться этой возможностью, Арда-Мулиссу решил, что ему нужно действовать быстро и силой занять трон. Он заключил «договор о восстании» с другими из своих младших братьев, Набу-шар-узуром, и 20 октября 681 г. до н.э. они напали и убили своего отца в одном из храмов Ниневии, возможно, в том, который был посвящен Сину.

Убийство Сеннахирима, правителя одного из сильнейших империй мира того времени, потрясло его современников. Люди по всей Месопотамии и остальной части Древнего Ближнего Востока восприняли эту новость с сильными эмоциями и смешанными чувствами. Жители Леванта и Вавилонии обрадовались этой кампании объявили этот акт наказания из-за жестоких кампаний Сеннахирима против них, в то время как в Ассирии реакцией, вероятно, были негодование и ужас. Многие источники зафиксировали это событие, и оно регистрируется в Библии (4 Цар. 19:37 ; Исаия 37:38 ), где Арда-Мулиссу называется Адраммелех.

Несмотря на успех своего заговора, Арда-Мулиссу не удалось захватить трон. Убийство царя вызвало некоторое недовольство его сторонниками, что отсрочило его потенциальную коронацию, а тем временем Асархаддон собрал армию. Армия, поднятая Арда-Мулиссу и Набу-шар-узуром, встретила силы Асархаддона в Ханигалбат, город в западных частях империи. Там большинство их солдат дезертировало и присоединилось к Асархаддону, который затем без сопротивления двинулся на Ниневию, став новым царем Ассирии. Вскоре после вступления в престол Асархаддон казнил всех заговорщиков и политических врагов в пределах своей семьи, включая своих братьев. Каждый слуга, связанный с охраной царского дворца в Ниневии, был казнен. Арда-Мулиссу и Набу-шар-узур пережили чистку и бежали в изгнании в северное царство Урарту.

Семья и дети

Stele depicting an Assyrian crown prince Стела с изображением ассирийского наследного принца. Датированный периодом правления Сеннахирима, он мог изображать Ашур-надин-шуми, Арда-Мулиссу или Асархаддон.

. Как это было традиционно для ассирийских царей, у Сеннахирима был гарем из многих женщины. Две его жены известны по именам - Ташмету-шаррат (аккадский: Ташмету-шаррат) и Накия . Неизвестно, занимали положение королевы, но современные источники предполагают, что, хотя в королевской семье было несколько женщин, только по одной признавалась королевой и главной супругой. На большей части правления Сеннахирима королевой была Ташмету-шаррат, имя которой означает «Ташметум - царица». Надписи предполагают, что у Сеннахириба и Ташмету-шаррат были любовные отношения, когда король называл ее «моей любимой женой» и публично восхвалял ее красоту.

Неясно, была ли Нагия когда-либо титулом королевы. Во время правления Асархаддона ее называли «царицей-матерью», поскольку она была матерью Асархаддона, этот титул мог быть дарован ей либо в конце правления Сеннахирима, либо Асархаддоном. Хотя Ташмету-шаррат была главной супругой дольше, Наки'а сегодня более известна своей ролью во время правления Асархаддона. Когда она стала одной из жен Сеннахирима, она взяла аккадское имя Закоту (Накия - арамейское имя). Наличие двух имен может указывать на то, что Накиа родилась за пределами собственно Ассирии - возможно, в Вавилонии или в Леванте - но нет никаких существенных доказательств какой-либо теории относительно ее происхождения.

Relief depicting Esarhaddon and his mother Naqi'a Рельеф с изображением сына и преемника Сеннахирима Асархаддон (справа) и мать Асархаддона (и жена Сеннахирима) Накия (слева)

У Сеннахирима было по крайней мере семь сыновей и одна дочь. За исключением Асархаддона, который, как известно, является сыном Наки'а, неизвестно, какая из жен Сеннахирима была матерью его детей. Ташмету-шаррат, вероятно, была матерью по крайней мере из них. Их звали:

  • Ашур-надин-шуми (аккадский: Ашшур-надин-шуми) - вероятно, старший сын Сеннахериба. Назначенный царем Вавилона и наследным принцем в 700 г. до н.э., он служил обоими до своего захвата и казни эламитами в 694 г. до н.э.
  • Ашур-или-мубаллиссу (аккадский: Ашшур-или-мубаллиссу) - вероятно, Сеннахериба второй старший сын (его зовут мару Терденну, что означает «второй сын»). Упоминание о том, что он «рожден у ног Ашшура», предполагает, что он занимает определенную роль в священстве. Его дал ему дом в Ассуре, вероятно, в какой-то момент до 700 г. до н.э., а также драгоценную вазу, позже раскопанную в Ниневии.
  • Арда-Мулиссу (аккадский: Арда-Мулишши) - старший сын Сеннахериба. ко времени смерти Ашур-надин-шуми в 694 г. до н.э. он служил его наследным принцем с 694 г. до 684 г. до н.э., когда по неизвестным причинам его заменил наследником Асархаддон. Он организовал заговор 681 г. до н.э., закончившийся смертью Сеннахирима в надежде занять трон себе. После того, как его войска были разбиты Асархаддоном, он сбежал в Урарту, где он мог быть жив еще в 673 г. до н.э.
  • Ашур-шуму-ушабши (аккадский: Ашшур-шуму-ушабши) - сын, чье место в Последовательность детей Сеннахирима неизвестна. Сеннахирим дал ему дом в Ниневии. Кирпичи с надписями о строительстве этого дома были позже раскопаны в Ниневии, что, возможно, указывает на то, что Ашур-шуму-ушабши умер до того, как дом был завершен.
  • Асархаддон (аккадский: Ашшур-ана-иддина) - младший сын, который служил наследным принцем Сеннахирима в 684–681 годах до нашей эры и сменил его на посту царя Ассирии, правившего с 681 по 669 год до нашей эры.
  • Нергал-шуму-ибни (аккадский: Нергал-шуму-ибни) - реконструированное имя (полное имя князя отсутствует в надписях) другого сына Сеннахирима. Упоминается, что он нанял большой штат, в том числе личного конезавода по имени Сама. Возможно, он был человеком, упомянутым в 683 г. до н.э. В качестве альтернативы его имя можно было бы реконструировать как Нергал-шуму-узур.
  • Набу-шар-узур (аккадский: Nabû-šarru-uṣur) - младший сын, который присоединился к Арда-Мулиссу в его заговоре с целью убийства Сеннахериба и захвата сила. Он сбежал с Арда-Мулиссу в Урарту, где он мог быть жив еще в 673 г. до н.э.
  • Шаддиту (аккадский: Шаддиту) - Шаддиту, единственная из дочерей Сеннахериба, известная по имени, фигурирует в документах о продаже земли. от ее имени проводились защитные ритуалы. Вероятно, она была дочерью Накиа, поскольку сохранила место в королевской семье во время правления Асархаддона. Она или другая дочь была замужем за египетским дворянином по имени Шушанку в 672 году до нашей эры.

На небольшой табличке, раскопанной в Ниневии, перечислены имена мифологических месопотамских героев, таких как Гильгамеш, и некоторые личные имена. Поскольку имя Ашур-или-мубаллиссу появляется в списке личных имен, наряду с фрагментарными именами, которые, возможно, можно было бы реконструировать как Ашур-надин-шуми (или Ашур-шуму-ушабши) и Асархаддон, также возможно, что другие личные имена были имена других сыновей Сеннахирима. Эти имена включают Иле'э-буллуту-Ашшур, Ашшур-мукканиш-илилия, Ана-Ашшур-таклак, Ашшур-бани-бели, Самаш-андуллашу (или Самаш-саламшу) и Ашшур-Шакин-лити.

233>Персонаж Сеннахирим из лахских барельефов, изображающий его войну в Леванте и изображенный на троне. Подробный рисунок из книги 1887 года «Библейский словарь» Филиппа Шаффа справа.

Основными источниками, которые могут быть использованы для определения личности Сеннахериба, являются его царские надписи. Эти надписи были написаны не королем, а его царскими писцами. Они часто служили пропагандой, чтобы изобразить короля лучше всех других правителей, как современных, так и древних. Более того, ассирийские царские надписи часто описывают только военные и строительные вопросы и были очень шаблонными, мало отличаясь от царя к царю. Изучая надписи и сравнивая их с надписями других царей и некоролевскими надписями, можно предположить некоторые аспекты характера Сеннахирима. Подобно надписям других ассирийских царей, его показная гордость и высокая самооценка, например, в отрывке: «Ашур, отец богов, пристально смотрел на меня среди всех правителей, и он сделал мое оружие больше, чем (у) все, кто сидит на (царских) помостах ". В нескольких местах подчеркивается великий ум Сеннахириба, например, в отрывке: «Бог Ниншику дал мне широкое понимание, равное (у) мудреца Адапу (и) наделив меня широкими знаниями». В нескольких надписях прямо говорится о нем как о «главном из всех правителей» (ашаред кал малки) и «совершенном человеке» (эṭлу гитмалу). Решение Сеннахирима сохранить свое имя при рождении, когда он стал королем, вместо того, чтобы принять тронное имя, что сделали по крайней мере 19 из 21 его непосредственного предшественника, предполагает уверенность в себе. Сеннахирим предположил несколько новых эпитетов, никогда не использовавшихся ассирийскими царями, таких как «хранитель права» и «любитель справедливости», что предполагает желание оставить личный сл ед в новой эре, начиная с его правления.

Когда Сеннахирим стал королем, он был уже взрослым, служил наследным принцем Саргона более 15 лет и понимал администрацию империи. В отличие от многих предшествующих и более поздних ассирийских царей (включая своего отца), Сеннахирим не изображал себя завоевателем и не выражал большого желания завоевать мир. Вместо этого в его надписях часто изображались наиболее важные части его правления как крупномасштабные строительные проекты. Большинство кампаний Сеннахирима были направлены не на завоевание, а на подавление восстаний против его правления, восстановление утраченных территорий и обеспечение сокровищ для финансирования его строительных проектов. То, что несколько кампаний возглавляли его генералы, а не сам Сеннахериб, показывает, что он не был так заинтересован в кампании, как его предшественники. Жестокое возмездие и наказание, которым подверглись враги Ассирии, описанные в рассказах Сеннахирима, не обязательно отражают правду. Они также служили устрашающим инструментом для пропаганды и психологической войны.

Аккадский текст и его английский перевод с изображением Сеннахириба Написание на аккадском и его перевод на английский сверху голова Сеннахирима на барельефах, изображающих осаду Лахиса. Из книги Остина Генри Лейарда 1853 года «Открытия в руинах Ниневии и Вавилона».

Несмотря на очевидное отсутствие интереса к мировому господству, Сеннахериб принял на себя традиционные месопотамские титулы, обозначавшие правление всего мира; «царь вселенной » и «царь четырех сторон света ». Другие титулы, такие как «сильный царь» и «могучий царь», подчеркивали его силу и величие, наряду с такими эпитетами, как «мужественный воин» (зикару карду) и «свирепый дикий бык» (риму экду). Сеннахирим описал все свои кампании, даже неудачные, как победы, по его собственным словам. Это не обязательно было из-за личной гордости; его подданные восприняли бы неудачную кампанию как знак того, что боги больше не одобряют его правление. Сеннахирим был полностью убежден, что боги поддерживали его, и считал все его войны справедливыми по этой причине. Он рассматривал врагов Ассирии как людей, которые не уважали богов и, таким образом, должны были рассматриваться и наказываться как преступники.

Возможно, что Сеннахирим страдал посттравматическим стрессовым расстройством из-за катастрофической судьбы его отца. Из источников следует, что плохие новости легко разозлили Сеннахирима и у него возникли серьезные психологические проблемы. Его сын и преемник Асархаддон упоминает в своих надписях, что «аль-демон» поразил Сеннахириба и что ни один из его прорицателей поначалу не осмелился сказать царю, что они наблюдали знаки, указывающие на демона. Не совсем понятно, что это был за весь демон, но к типичным симптомам, описанным в современных документах, относятся больные, не знающие, кто они такие, их зрачки сужаются, их конечности напряжены, неспособны говорить, а уши рычат.

Ассириологи Джулиан Э. Рид и Эккарт Фрам размышляли над идеей, что Сеннахириб можно отнести к категории феминисток. Женщины-члены двора были более заметными и пользовались большими привилегиями во время правления Сеннахирима, чем во время правления предыдущих ассирийских царей. Причины его политики по отношению к родственницам неизвестны. Возможно, он хотел передать власть от могущественных генералов и магнатов своей семье, столкнувшись с могущественными арабскими королевами, которые сами принимали решения и возглавляли армии. Возможно, он компенсировал то, как он относился к памяти своего отца. Доказательства повышения статуса королевских женщин включают в себя большее количество текстов, относящихся к ассирийским царицам времен правления Сеннахирима, по сравнению с царицами более ранних времен, а также свидетельства того, что у цариц Сеннахирима были свои собственные постоянные воинские части, как и у царя. Отражая возросшее положение женщин в королевской семье, во времена Сеннахирима женские божества изображались чаще. Например, бог Ашур часто изображается со спутницей женского пола, вероятно, с богиней Муллиссу.

Наследие

Сеннахирим в народной памяти

Гравюра на дереве, изображающая Сеннахирима в шлеме и ееего меч Ксилография, изображающая Сеннахириба немецким гравером 16 века, художник и гравер Георг Пенц, из серии гравюр на дереве «Тираны Ветхого Завета»

На протяжении тысячелетий после смерти Сеннахирима популярный образ царя был в основном негативным. Для этого есть две основные причины. Первый - это негативное изображение Сеннахирима в Библии как злого победителя, пытавшегося взять Иерусалим; вторая - разрушение Вавилона, одного из самых выдающихся городов древнего мира. Этот негативный взгляд на Сеннахирима сохранился до наших дней. Сеннахирим представлен как сродни безжалостному хищнику, напавшему на Иуду как «волк на загоне» в знаменитом стихотворении 1815 года Уничтожение Сеннахирима лордом Байроном :

Ассирийский пал, как волк на загоне,. И его когорты сияли пурпуром и золотом;. И блеск их копий был подобен звездам на море,. Когда синяя волна катится каждую ночь по глубинам Галилеи.

Лорд Байрон (1815), Разрушение Сеннахирима, первая строфа. Miniatures from a book showing three separate episodes from the Israelites' battle with Sennacherib including him being killed by two spears Миниатюра из книги ветхозаветных пророков, сделанных в Сицилии около 1300 г., изображающие три отдельные сцены из войны Сеннахирима против израильтян. Справа изображен ангел, уничтожающий своюармию. В центре Сеннахириб и его оставшиеся солдаты возвращаются в Ниневию. Слева двое сыновей Сеннахирима убивают его, когда он молится перед языческим идолом.

Нападение Сеннахирима на Иерусалим в 701 г. до н.э. было «мировым событием», объединившим судьбы множества в остальном разрозненных групп. Событие и его последствия повлияли и имели последствия не только для ассирийцев и израильтян, но и для вавилонян, египтян, нубийцев, сиро-хеттов и анатолийских народов. Осада источника обсуждается не только в современных, но и в более поздних фольклорах и традициях, таких как арамейский фольклор, в более поздних греко-римских историях Ближнего Востока и в сказках средневековых сирийских христиан и арабы. Левантийская кампания Сеннахирима - важное событие в Библии, которое находится и обсуждается во многих местах, в частности, 2 Царств 18: 13–19: 37, 20: 6 и Паралипоменон 32: 1 –23. Подавляющее большинство библейских повествований о правлении царя Езекии в книге «4 Царств» посвящено кампании Сеннахирима, что делает ее самым важным важным событием во времена Езекии. В Паралипоменон подчеркивается неудача Сеннахирима и успех Езекии. Ассирийская кампания (описанная как акт агрессии, а не как ответ на мятежные действия Езекии) с самого начала считается обреченной на провал. Согласно повествованию, ни один враг, даже могущественный царь Ассирии, не смог бы победить Езекию, поскольку на стороне царя Иудеи был Бог. Конфликт преподносится как нечто вроде священной войны ; Война Бога против язычника Сеннахирима.

Хотя в Ассирии было более сотни царей на протяжении своей долгой истории, Сеннахирим (вместе со своим сыном Асархаддоном и внуками Ашурбанипалом и Шамаш-шумом- укин ) - один из немногих царей, которые помнят и фигурировали в арамейском и сирийском фольклоре еще долгое время после падения королевства. Древняя арамейская история Ахикара изображает Сеннахирима как благожелательного покровителя титульного персонажа Ахикара, а его сын Асархаддон изображается более негативно. Средневековые сирийские сказки характеризуют Сеннахирима как архетипичного языческого царя, убитого в результате семейной вражды, дети которого обращаются в христианство. Легенда 4-го века Святые Бехнам и Сара называет Сеннахириба под именем Синхариб своим царственным отцом. После того, как Бехнам обратился в христианство, Синхариб приказал казнить его, но позже его поразила опасная болезнь, которую вылечили через крещение святым Матфеем в Ассуре. К счастью, Синхариб обратился в христианство и основал важный монастырь около Мосула, названный Дейр Мар Маттай.

. Сеннахириб также играл различные роли в более поздних еврейских традициях. В Мидраше, аналогичные исследования Ветхого Завета и более поздних историй, события 701 г. до н.э. часто исследуются подробно; много раз использовался огромные армии, развернутый Сеннахирибом, и указывает, как он неоднократно консультировался с астрологами в кампании, откладывая свои действия. В рассказах армии Сеннахирима уничтожаются, когда Езекия читает Халлель псалмы накануне Пасхи. Событие часто изображается как апокалиптический сценарий, где Езекия изображается как мессианская фигура, а Сеннахирим и его армия олицетворяют Гога и Магога.

Археологические открытия

Присим Сеннахирима, сообщы о его военных походах «Призма Тейлора », призма, содержащиеая Анналы Сеннахирима, рассказы о его военных кампаниях.

Обнаружение собственных надписей Сеннахериба в 19 веке, в которых жестоко и жестоко такие действия, как приказание перерезать глотки своим эламским врагам и отрезать им руки и губы, усилить его и без того свирепую репутацию. Сегодня известно много таких надписей, большинство из них находится в коллекциях Vorderasiatisches Museum в Берлине и Британского музея в Лондоне, хотя многие из них находятся по всему миру в других учреждениях и частных коллекциях. Некоторые объекты с надписями Сеннахирима остались в Ниневии, а некоторые даже были перезахоронены. Отчеты Сеннахирима о его строительных проектах и ​​военных кампаниях, обычно называемые его «анналами», о его правлении часто копировались по несколько раз иространились по всей Неоассирийской империи во время его правления. Первые шесть лет его правления были написаны на глиняных цилиндрах, но он начал использовать глиняные призмы, вероятно, потому, что они обеспечили большую площадь поверхности.

Букв, связанных с Сеннахиримом, меньше, чем известных от его отца и времен его сына Асархаддона; большинство из них - от Сеннахирима, когда он был наследным принцем. Другие типы некоролевских надписей времен правления Сеннахирима, такие как административные документы, экономические документы и хроники, более многочисленны. В дополнение к письменным источникам, многие произведения искусства также сохранились со времен Сеннахирима, в частности, королевские барельефы из его дворца в Ниневии. Обычно на них изображены его завоевания, иногда с короткими текстами, объясняющими показанную сцену. Впервые обнаруженный и раскопанный в 1847–1851 гг. Британским археологом Остином Генри Лейардом, обнаружение барельефов, изображающих осаду Лахиса Сеннахирибом в Юго-Западном дворце, стало первым археологическим подтверждением события, описанного в Библии.

Хормузд Рассам и Генри Кресвик Роулинсон с 1852 по 1854 год, Уильям Кеннет Лофтус с 1854 по 1855 год и Джордж Смит с 1873 по 1874 годы вели дальнейшие раскопки Юго-Западный дворец. Среди множества надписей, найденных на этом месте, Смит обнаружил отрывочный отчет о потопе, который вызвал большой интерес как среди ученых, так и среди общественности. Со времен Смита это место пережило несколько периодов интенсивных раскопок и исследований; Ормузд Рассам вернулся с 1878 по 1882 год, Э. А. Уоллис Бадж руководил раскопками с 1889 по 1891 год, Леонард Уильям Кинг с 1903 по 1904 год и Реджинальд Кэмпбелл Томпсон в 1905 году и с 1931 по 1932 год. недавние экспедиции с 1965 по 1968 год. Многие из барельефов Сеннахириба сегодня выставлены в Vorderasiatisches Museum, Британском музее, Иракском музее в Багдаде, Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Лувре в Париже.

Заголовки

Следующая титулатура используется Сеннахирибом в ранних отчетах о его вавилонском периоде 703 г. до н.э. кампания:

Сеннахирим, великий царь, могущественный царь, царь Ассирии, царь без соперника, праведный пастырь, любимец великих богов, молитвенный пастырь, который боится великих богов, защитник праведности, любитель справедливости, оказывающий поддержку, который приходит на помощь калеке и стремится творить добрые дела, идеальный герой, могучий человек, первый среди всех королей, шейный платок, сгибающий непокорного, который поражает врага, как молния, Ашур, великая гора, даровал мне непревзойденную королевскую власть и сделал мое оружие сильнее, чем оружие всех других правителей, сидящих на возвышениях.

Этот вариант титулатуры используется в надписи из Юго-Западного дворца в Ниневии написано после вавилонской кампании 700 г. до н.э. Сеннахирима:

Сеннахирим, великий царь, могущественный царь, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырех сторон (мира); любимец великих богов; мудрый и хитрый; сильный герой, первый среди князей; пламя, пожирающее непокорных, поражающее нечестивых молнией. Ассур, великий бог, доверил мне непревзойденное царство и сделал мое оружие могущественным над (всеми) теми, кто обитает во дворцах. От верхнего моря заходящего солнца до нижнего моря восходящего солнца, он привел к моим ногам всех князей четырех сторон (мира).

См. Также

Список литературы

Цитированная библиография

Цитированные веб-источники

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Сеннахерибом.
Сеннахериб Династия Саргонидов Дата рождения: c.745 г. до н.э. Умер: 20 октября 681 г. до н.э.
Ему предшествовал. Саргон II царь Ассирии. 705–681 гг. До н.э.Преемник <182 г.>Асархаддон
Царь Вавилона. 705 - 704/703 г. до н.э.Преемник. Мардук-закир-шуми II
Предыдущий. Мушезиб-Мардук царь Вавилона. (де-факто, Вавилон разрушен) . 689 - 681 г. до н.э.Преемник. Асархаддон
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:20:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте