Сенека Старший

редактировать
Римский ученый, писатель и историк (54 г. до н.э. - ок. 39 г. н.э.)
Сенека Старший
Родилсяc.54 г. до н.э.
Умерc.39 г. н.э. (в возрасте г.92)
ЯзыкЛатинский
ЖанрРиторика, Серебряный век латыни, История
Известные трудыOratorum et Rhetorum Sententiae Divisiones Colores; Historiae ab Initio Bellorum Civilium
СупругаГельвия
ДетиЛуций Юний Галлион Аннеан

Луций Анней Сенека Младший

Марк Анней Мела

Луций Анней Сенека (; ок. 54 г. до н.э. - ок. 39 г. н.э.), известный как Сенека Старший или (менее правильно) Риторик, был римским писателем, родившимся в богатой конной семье Кордуба, Испания. Он написал сборник воспоминаний о римских школах риторики, шесть книг из которых сохранились в более или менее законченном виде, а пять других - только в кратком. Его основная работа, история римских дел с начала Гражданских войн до последних лет его жизни, почти полностью утеряна для потомков. Сенека пережил правление трех выдающихся императоров; Август (правил 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.), Тиберий (правил 14–37 гг. Н.э.) и Калигула (правил 37–41 гг. Н.э.). Он был отцом Луция Юния Галлиона Аннеана, наиболее известного как проконсул Ахайского; его второй сын был драматургом и стоиком философом Сенека Младшим (Луций), который был наставником Нерона, а его третий сын, Марк Анней Мела, стал отец поэта Лукана.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Декларативная антология
    • 1.2 История
  • 2 Издания декламационной антологии
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Предыстория

Сенека Старший - первый из поколений Аннеи, о котором есть определенные сведения. В Ренессансе его имя и его произведения стали смешивать с именем его сына Луция Аннея Сенека. В начале 16 века Рафаэль Вольтеррский увидел, что должно быть два разных человека. Он отметил, что двух внуков старшего Сенеки звали Маркус, и, поскольку в Риме существовал обычай давать мальчикам имя своего деда, Рафаэль принял имя Маркус для старшего Сенеки. До 20 века это использовалось как стандартный преномен. Однако сейчас принято считать, что этот обычай именования не был жестким, и, поскольку в рукописях он упоминается как Луций, многие ученые теперь предпочитают этот преномен, поскольку он также помог бы объяснить, почему их работы стали такими запутанными.

Сенека-старший родился в Испании в достаточно раннее время, чтобы теоретически услышать голос Цицерона, если бы он жил в Италии в детстве. Вместо этого он был заключен в условия военного времени «в стенах» своей «собственной колонии», и, по-видимому, именно там он получил свое первое обучение у учителя, у которого было более двухсот учеников. Как только путешествие стало безопасным после Гражданских войн, он отправился в Рим и во время длительного пребывания там усердно присутствовал на публичных выступлениях учителей риторики, а иногда и профессиональных ораторов, которые в те дни обеспечивали обучение молодых людей, готовившихся к учебе. продолжить карьеру в сфере защиты интересов и государственного управления. Но нет никаких свидетельств того, что Сенека-старший когда-либо делал такую ​​карьеру. Скорее свидетельство младшего Сенеки в отрывке из его De Vita Patris предполагает, что его отец всю жизнь оставался частным джентльменом, отказываясь искать славы в его написании Истории Рима «С начала гражданских войн». которой он все еще занимался на момент своей смерти при режиме Калигулы. Из некоторых слов самого Сенеки-старшего следует, что он считал достойную политическую карьеру такую ​​же, как двое его старших сыновей, и считал изучение риторики подготовкой к ним, соответственно, почетным; тем не менее, он полностью осознавал опасности, присущие такой карьере, «в которой следует опасаться самых преследуемых целей», и поддерживал также своего младшего сына Мела, когда он решил не следовать за своими братьями в их стремлении к достижению цели. публичные почести, но вместо этого довольствоваться унаследованным им статусом наездника.

Декларативная антология

Именно на основе своего опыта в школах и аудиториях декламаторов Августинского и Тиберийского Рима старший Сенека в преклонном возрасте написал труд о который его слава покоится сегодня,. Эта работа, первоначально включавшая десять книг по предмету Controversiae (фиктивные судебные процессы) вместе с по крайней мере одной дополнительной книгой о Suasoriae (фиктивные речи убеждения), была написана якобы по просьбе его сыновей и якобы по памяти. Это не собрание его собственных декламаций или полных честных копий декламаций, произнесенных любым другим декламатором, но вместо этого в нем представлены репрезентативные отрывки и анализ декламационного искусства значительного числа риторических знаменитостей его молодых дней. Конечно, это не теоретический трактат. Собственный вклад Сенеки-старшего ограничивается ручными портретами известных декламаторов, которых он цитирует, а также аналитическими и критическими комментариями о деталях их творчества и анекдотами, вспоминаемыми из давней литературной болтовни.

Рекламщики Августинского и Тиверийского Рима выражали восхищение Цицероном, но их предпочтительный ораторский стиль не был очень цицероновским и не был теоретической основой их образовательного метода. «Провозглашение», которое они практиковали, было, по словам старшего Сенеки, новым искусством, рожденным после его собственного рождения. Что касается Рима, мы должны ему верить. Если его характерная концентрация на причудливом виде воображаемых судебных процессов, известных как полемика, ранее имела место в школах где-нибудь в грекоязычном мире - что вполне вероятно, учитывая удаленность предмета и юридических предположений этих декламационных тем от реалии римских судов - Сенека Старший, кажется, совершенно не осознавал этого. Однако он знал о деятельности ряда греческих риторов, преподававших в Риме вместе с теми, кто преподавал свое искусство на латыни.

Так случилось, что Порций Латро, большой друг с кордубанского детства старшего Сенеки, стал одним из ведущих риторов Рима в эпоху Августа. Вместе они учились в риторической школе некоего Марулла. По мнению своего друга, единственным серьезным соперником Латро за превосходство среди декламаторов Рима был оратор Юний Галлион, еще один близкий родственник Сенека. Латро культивировал «пылкий и взволнованный стиль», которым особенно восхищался Сенека. Его друг характеризовал его как человека серьезного и обаятельного, в первую очередь достойного того красноречия, которым он обладал. Но конец его дани Сенеки показывает, как оба человека жили в литературном мире, далеком от мира Цицерона, в котором восхищение четкими контрастами и парадоксами стало всепоглощающим: `` никто, - писал Сенека Латронский, - больше командовал. его интеллекта: никто не относился к нему снисходительнее ».

Не все риторы, которых цитирует Сенека, были идентичны Латро по своим вкусам. В предисловиях к книгам Controversiae Сенека постарался определить их отличительные особенности и ни в коем случае не пренебрегал теми, кто не соответствовал его латронианскому идеалу. В какой-то момент он ссылается на primum tetradeum, имея в виду четырех самых выдающихся декламаторов, которых он знал. Следует отметить включение в эту выдающуюся группу наряду с Латро, Галлио и Ареллиусом Фускусом, стиль которого он выражает серьезные оговорки во втором предисловии из-за его неравномерности и, в частности, в отношении описательные отрывки (explicationes), характерные для него, которые он считал `` блестящими, но трудоемкими и сложными, с слишком искусной декоративной отделкой и слишком женственным расположением слов, чтобы быть терпимым для ума, готовящегося к таким святым и отважным учениям. ' Но нельзя было отрицать различие школы Ареллия Фускуса, среди учеников которого были писатель-философ и поэт Овидий, поэтому понятно, почему даже по мнению сурового критика он должен был быть так высоко оценен. Альбуций тоже был влиятельным человеком, автором учебника, который Квинтилиан несколько раз цитировал. Декламационная антология Сенеки-старшего фактически представляет собой далеко идущее критическое исследование риторического субстрата, лежащего в основе маньеристической литературы «Серебряного века», в которой, после Овидия, представлены сентенциональные философские изыскания и драматическое искусство Сенеки-младшего, а в следующем поколении Пламенная и взволнованная эпическая поэзия Лукана выделяется как один из самых ярких примеров.

Из десяти книг Controversiae, в которых были представлены отрывки из декламационных трактовок семидесяти четырех судебных тем, только книги 1, 2, 7, 9, 10 сохранились более или менее полностью, с включены имена отдельных риторов и критические комментарии Сенеки. Такая информация, как у нас, об оставшихся книгах, содержится в образце, сделанном в 4 или 5 веке для школьного использования, который должен был оставить свой след в более поздней европейской литературе, предоставив некоторые из рассказов, включенных в сборник анекдотов под названием Gesta Romanorum

Каждая книга была представлена ​​предисловием, в котором антолог использовал подход, который он сам сравнил с подходом, принятым организаторами гладиаторских шоу. В каждом предисловии представлены перьевые портреты известных представителей декламационного искусства либо индивидуально, либо попарно, прежде чем, наконец, в десятом предисловии, Сенека предлагает своим читателям групповое представление декламаторов, на которые раньше не обращали внимания.

После предисловий следуют обзоры трактовки конкретных противоречивых тем известными декламаторами прошлого. Эти обзоры, в соответствии с названием антологии, обычно содержат три основных раздела, в первом из которых представлены сентенции - «способы мышления», принятые различными декламаторами по поводу их установленных тем, а второй раздел посвящен разделам, наброскам их аргументация, а третья - окраска, ложные интерпретации, которые они давали действиям своих воображаемых ответчиков с целью извинения или поношения их.

Книги Controversiae были дополнены, по крайней мере, одной, посвященной Suasoriae (упражнения в размышляющем ораторском искусстве), в которых исторические или мифологические персонажи рассматриваются как обдумывающие свои варианты в решающие моменты своей карьеры. В дошедшей до нас книге Suasoriae Сенека представляет sententiae процитированных декламаторов, за которыми следуют их разделения, но не окрашивает их, поскольку они не имеют места в обсуждении и принадлежат исключительно судебной риторике.

Заявление Сенеки-старшего об авторстве этой декламационной антологии, обычно приписываемой его сыну в Средние века, было подтверждено гуманистами эпохи Возрождения Рафаэлло Маффеи и Юстус Липсиус.

История

Сенека также был автором утерянного исторического труда, содержащего историю Рима почти с начала гражданских войн. вплоть до его собственной смерти, после чего его опубликовал его сын. Об этом великом произведении мы узнаем кое-что из De vita patris младшего Сенеки (Х. Петр, Historicorum Romanorum fragmenta, 1883, 292, 301) и из большого фрагмента самой Истории, цитируемого Лактанцием в Institutiones Divinae 7.15.14. Этот фрагмент является предварительным по своему характеру и пессимистическим по своим взглядам, поскольку он сравнивает историю Рима с Семью возрастами человека и сравнивает возврат Рима к монархическому правлению со «вторым младенчеством» старости. Также сохранился его рассказ о смерти Тиберия, цитируемый Светонием в «Тиберии 73».

В 2017 году папиролог Валерия Пьяно опубликовала подробное исследование П. Герка 1067, обугленного свитка папируса из Геркуланума, вероятно, впервые обнаруженного при раскопках. в 1782 году и частично развернут в начале девятнадцатого века. В этом исследовании, опубликованном в Cronache Ercolanesi (47, стр. 163–250), она утверждает, на основе следов букв в его последнем индексе, что текст, который содержался в свитке, принадлежал некоему L. Annaeus Seneca, и что ввиду явного преобладания в том, что можно прочитать в содержании текста, исторической и политической проблематики, относящейся к первым десятилетиям Римской империи, он, скорее всего, восходит к историям Сенеки-старшего. Незначительные следы названия книги, следующего за именем автора в нижнем индексе, также считаются более совместимыми с ab initio b [ell] orum [civilium], чем с названием риторической антологии. К сожалению, теперь читаемый текст свитка очень далек от того, чтобы его можно было читать как непрерывное повествование, поскольку в процессе развертывания несколько слоев плотно свернутого папируса имели тенденцию оставаться слипшимися и неровно отслаиваться друг от друга.

Издания декламационной антологии

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бодель, Джон. (2010). Суды кенгуру: смещенное правосудие в римском романе. В пространствах правосудия в римском мире. Под редакцией Франческо де Анжелис, 311-329. Бостон: Брилл.
  • Фэйрвезер, Джанет. (1981). Сенека Старший. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Фантам, Элейн (1978). Подражание и упадок: риторическая теория и практика в первом веке после Христа. Классическая филология, 73 (2), 102-116.
  • Гриффин, Мириам. (1972). Старший Сенека и Испания. Журнал римских исследований 62: 1–19.
  • Гундерсон, Эрик. (2003). Провозглашение, отцовство и римская идентичность: авторитет и риторическая личность. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Huelsenbeck, B. (2011). Риторический сборник старшего Сенеки: текстовая традиция и традиционный текст. Harvard Studies in Classical Philology, 106, 229-299.
  • Имбер, Маргарет. (2008). Жизнь без отца: объявление и строительство отцовства в Римской империи. В ролевых моделях в римском мире: идентичность и ассимиляция. Под редакцией Синклера Белла и Инге Лизе Хансен, 161–169. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
  • МакГилл, Скотт. (2012). Спектр невинности: отрицание плагиата у Сенеки Старшего. В плагиате в латинской литературе. Скотт МакГилл, 146–177. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Ричлин, Эми. (1997). Гендер и риторика: воспитание мужественности в школах. В римском красноречии: риторика в обществе и литературе. Отредактировал Уильям Дж. Доминик, 90-110. Лондон: Рутледж.
  • Роллер, Мэтью (1997). Цветовая слепота: смерть Цицерона, провозглашение и создание истории. Classical Philology, 92 (2), 109-130.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 10:12:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте