Сенат Римской республики

редактировать
Представление о заседании римского сената: Цицерон нападает Катилина, с фрески 19 века

Сенат был руководящим и совещательным собранием аристократии в древней Римской республике. Это был не выборный орган, а орган, члены которого назначались консулами, а затем цензорами. После того, как римский магистрат отбывал свой срок в должности, это обычно сопровождалось автоматическим назначением в Сенат. Согласно греческому историку Полибию, нашему главному источнику по Конституции Римской республики, Римский сенат был преобладающей ветвью власти. Полибий отмечал, что именно консулы (высший ранг из регулярных магистратов) возглавляли армии и гражданское правительство в Риме, и именно римские собрания имели окончательное власть над выборами, законодательством и уголовным судопроизводством. Однако, поскольку Сенат контролировал деньги, администрацию и детали внешней политики, он имел наибольший контроль над повседневной жизнью. Сила и авторитет Сената проистекают из прецедента, высокого уровня и престижа сенаторов, а также непрерывного происхождения Сената, восходящего к основанию Республики в 509 г. до н. Э. Он развился из Сената Римского Королевства и стал Сенатом Римской Империи.

Первоначально главные магистраты, консулы назначали всех новых сенаторов. Они также имели право исключать людей из Сената. Примерно в 318 году до нашей эры «овинианский плебисцит » (плебисцитум овиниум) передал эту власть другому римскому магистрату, цензору, который сохранял эту власть до конца Римской республики. Этот закон также требовал от цензоров назначать любого вновь избранного магистрата в Сенат. Таким образом, после этого момента выборы на пост магистра привели к автоматическому членству в Сенате. Назначение было пожизненным, хотя цензор мог объявить импичмент любому сенатору.

Сенат руководил магистратами, особенно консулами, в судебном преследовании военных конфликтов. Сенат также имел огромную власть над гражданским правительством в Риме. Это особенно относилось к управлению государственными финансами, поскольку только оно могло разрешить выделение государственных денег из казны. Кроме того, Сенат издал указы под названием senatus consulta, которые были официальным «советом» Сената магистрату. Хотя технически эти указы не требовали соблюдения, на практике они обычно выполнялись. Во время чрезвычайной ситуации Сенат (и только Сенат) мог санкционировать назначение диктатора. Однако последний рядовой диктатор был назначен в 202 году до нашей эры. После 202 г. до н.э. Сенат отреагировал на чрезвычайные ситуации, приняв senatus consultum ultimum («Окончательный указ Сената»), который приостановил гражданское правление и объявил нечто подобное военному положению.

Содержание
  • 1 Место проведения и этические стандарты
  • 2 Дебаты
  • 3 Отложенные и препятствующие тактики
  • 4 Голоса и голосование трибуны
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Место проведения и этические стандарты

Правила и процедуры Римского Сената были одновременно сложными и древними. Многие из этих правил и процедур возникли в первые годы существования Республики и на протяжении веков соблюдались в соответствии с принципом mos maiorum («обычаи предков»). В то время как заседания сената могли проходить как внутри, так и за пределами формальных границ города (померий ), ни одно собрание не могло проводиться более чем в миле за пределами померия. Заседания сената могут проходить за пределами формальных границ города по нескольким причинам. Например, Сенат может пожелать встретиться с человеком, например, с иностранным послом, которого они не хотели допускать в город.

В начале года всегда проводилось первое заседание Сената. в Храме Юпитера Капитолийского. Другие места проведения могут включать Храм Фидес или Храм Согласия, или, если встреча проходила за пределами формальных границ города, в Храме Аполлона или (если военная встреча) в Храме Беллоны. Кроме того, Сенат действовал в условиях различных религиозных ограничений. Например, прежде чем могла начаться какая-либо встреча, приносилась жертва богам и предпринимались поиски божественных предзнаменований (ауспиций). Ауспиции предпринимались для того, чтобы определить, пользуется ли это конкретное собрание Сената благосклонностью богов. Сенату разрешалось собираться только в здании религиозного значения, таком как Курия Гостилия.

Этические требования сенаторов были значительными. Сенаторы не могли участвовать в банковской деятельности или заключать какие-либо государственные контракты без официального разрешения. Они не могли владеть кораблем, который был достаточно большим, чтобы участвовать в иностранной торговле без официального разрешения, и они не могли покинуть Италию без разрешения Сената. Кроме того, поскольку им не платили, люди обычно стремились стать сенаторами только в том случае, если они были независимо богаты.

цензорами были магистраты, которые обеспечивали соблюдение этических норм Сената. Когда цензор наказывал сенатора, они должны были сослаться на конкретную ошибку. Возможные причины для наказания члена включают коррупцию, злоупотребление смертной казнью или игнорирование права вето коллеги, конституционного прецедента или покровительства. Сенаторы, которые не соблюдали различные законы, также могли быть наказаны. Хотя наказание могло включать импичмент (исключение) из Сената, часто наказание было менее суровым, чем полное исключение. Хотя стандарты исключения члена из Сената были высоки, было легче отказать гражданину в праве присоединиться к Сенату. Различные моральные недостатки могли привести к тому, что кому-то не разрешили вступить в Сенат, включая банкротство, проституцию или предыдущую историю участия в боях. Один закон (Lex repetundarum 123 г. до н.э.) объявил незаконным становление сенатором гражданина, если он был осужден за уголовное преступление. Многие из этих законов были приняты в прошлом веке Республики, когда коррупция в обществе достигла беспрецедентного уровня.

Дебаты
Оратор, c. 100 г. до н.э., этруско -римская бронзовая скульптура, изображающая Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), этрусского человека римского сенаторского ранга, занимаясь риторикой. Он носит сенаторские туфли и toga praetexta «скудного» (exigua) республиканского типа. На статуе имеется надпись этрусским алфавитом . Так называемый «Togatus Barberini », статуя, изображающая римского сенатора, держащего воображение (чучела ) умерших предков в его руках; мрамор, конец I века до нашей эры; голова (не принадлежит): середина I века до нашей эры.

Встречи обычно начинались на рассвете, хотя иногда определенные события (например, фестивали) могли задерживать начало встречи. Магистрат, который хотел вызвать Сенат, должен был издать обязательный приказ (cogere), и сенаторы могли быть наказаны, если они не явились без уважительной причины. Например, в 44 г. до н.э. консул Марк Антоний угрожал снести дом бывшего консула Цицерона именно по этой причине. Собрания Сената технически были публичными, потому что двери обычно оставались открытыми, что позволяло людям заглядывать внутрь, но говорить могли только сенаторы. Сенатом руководил председательствующий магистрат, который обычно был либо консулом (магистрат высшего ранга), либо, если консул отсутствовал, претором (вторым по рангу магистрат), обычно городской претор. В поздней республике иногда председательствовал другой тип магистрата, плебейский трибун.

Во время сессии Сенат имел право действовать самостоятельно и даже против воли. председательствующего магистрата, если желает. Председательствующий магистрат начинал каждое заседание с речи (verba fecit), которая обычно была короткой, но иногда была длинной речью. Затем председательствующий магистрат начинал обсуждение, передавая вопрос сенаторам, которые обсуждали его по одному в порядке старшинства, причем первым выступал самый старший сенатор, известный как принцепс. сенат (глава сената), за которым затем последовали экс-консулы (consulares), а затем преторы и экс-преторы (praetorii). Так продолжалось до тех пор, пока не выступили самые младшие сенаторы. Сенаторы, занимавшие пост магистратуры, всегда выступали перед теми, кто не занимал эту должность, и если патриций имел такое же старшинство, как плебей, патриций всегда говорил первым

<157.>Сенатор может сделать краткое заявление, подробно обсудить вопрос или затронуть тему, не имеющую отношения к делу. Все сенаторы должны были выступить перед голосованием, и, поскольку все собрания должны были заканчиваться до наступления темноты, сенатор мог вынести предложение до смерти (флибустьер или diem consumerre), если они могли продолжать дебаты. до наступления темноты. Известно, например, что сенатор Катон Младший когда-то флибустьировал, пытаясь помешать Сенату предоставить Юлию Цезарю закон, который дал бы землю ветеранам Помпей.

Тактика проволочек и препятствий

У сенаторов было несколько способов, которыми они могли повлиять (или расстроить) председательствующего магистрата. Например, когда председательствующий магистрат предлагал ходатайство, сенаторы могли вызвать «консультироваться» (консул), что требовало от магистрата выяснения мнения сенаторов. Любой сенатор мог потребовать вызова кворума (с криком числа), что потребовало подсчета присутствующих сенаторов. Как и призывы современного кворума, это обычно была тактика проволочек. Сенаторы также могут потребовать, чтобы предложение было разделено на более мелкие. Такие акты, как аплодисменты, свистки или крики, часто играли важную роль в дебатах, и отчасти потому, что все сенаторы имели абсолютное право на свободу слова, любой сенатор мог ответить в любой момент, если на него напали лично. Когда дебаты начались, председательствующему судье обычно было трудно их контролировать. Председательствующий магистрат обычно восстанавливал некоторый контроль только после того, как дебаты заканчивались и голосование собиралось.

В последние годы Республики аристократия предпринимала попытки ограничить нарастающий уровень хаоса. связанные с обструктивными тенденциями и демократическими импульсами некоторых сенаторов. Были приняты законы, предотвращающие включение посторонних материалов в законопроекты, представленные Сенату. Другие законы были приняты, чтобы объявить вне закона так называемые сводные законопроекты, которые представляют собой законопроекты, обычно принимаемые одним голосованием и содержащие большой объем часто не связанных материалов.

Были также приняты законы. усилить требование о том, что между предложением законопроекта и голосованием по нему проходит три дня. Во время своего пребывания на посту диктатора Юлий Цезарь издал законы, требующие публикации постановлений Сената. Эта публикация, получившая название acta diurna, или «ежедневные слушания», была предназначена для повышения прозрачности и сведения к минимуму возможности злоупотреблений. Эта публикация была размещена на Римском форуме, а затем разослана посланниками по всей провинции.

Голоса и голосование трибуна

Когда пришло время объявить голосование, председательствующий магистрат мог выдвигать любые предложения (в любом порядке) по своему усмотрению, и каждое голосование проводилось между предложением и его отрицанием. Для проведения голосования требовался кворум, и известно, что в 67 г. до н.э. размер кворума был установлен на уровне 200 сенаторов (согласно). В любой момент до принятия предложения на него может быть наложено вето. Обычно право вето давали плебейские трибуны. Если Сенат предлагал законопроект, с которым не согласился плебейский трибун (магистрат, который был главным представителем народа), он наложил вето, что было подтверждено обещанием буквально «вмешиваться в неприкосновенность его личности» (или intercessio), если Сенат не подчиняется. Если Сенат не подчиняется, он может физически помешать Сенату действовать, и любое сопротивление может преследоваться в уголовном порядке как нарушение его неприкосновенности. Если вето было предложено на следующий день, а плебейский трибун, наложивший вето на него накануне, не присутствовал, чтобы вмешаться, это предложение могло быть принято. В общем, плебейский трибун должен был физически присутствовать на заседании Сената, иначе его физическая угроза вмешаться в его дела не имела никакого значения. В конце концов, вето плебейского трибуна было основано на обещании применения физической силы.

После того, как голосование произошло и принята мера, он ничего не мог сделать, поскольку его обещание физически выступить против сенаторов стало бессмысленным.. Кроме того, в нескольких случаях между концом Второй Пунической войны в 201 г. до н.э. и началом Социальной войны в 91 г. до н.э., хотя у них не было юридических полномочий на Итак, известно, что несколько консулов ​​наложили вето на действия Сената. В конечном итоге, если вето не было и вопрос имел второстепенное значение, его можно было поставить на голосование или поднятием рук. Если вето не было и дело носило существенный характер, обычно происходило физическое разделение палаты, при котором сенаторы голосовали, занимая места по обе стороны палаты.

Любое движение, имевшее право поддержка Сената, но на него было наложено вето, записывалась в анналах как senatus auctoritas, в то время как любое предложение, которое было принято и не наложено вето, записывалось как senatus consultum. После голосования каждый senatus consultum и каждый был преобразован в окончательный документ председательствующим магистратом. Этот документ включал в себя имя председательствующего магистрата, место собрания, даты проведения, количество сенаторов, присутствовавших при вынесении ходатайства, имена свидетелей при составлении ходатайства и суть дела. действовать. Кроме того, если ходатайство было senatus consultum, на документе была проставлена ​​заглавная буква «C», чтобы убедиться, что предложение было одобрено Сенатом.

Затем документ был помещен в храм, который размещалась Сокровищница (аэрарий ). В то время как senatus auctoritas (предложение Сената, на которое наложено вето) не имеет юридической силы, оно действительно служит для выражения мнения Сената. Если senatus consultum вступает в противоречие с законом (lex), принятым римским собранием, закон отменяет senatus consultum, потому что власть senatus consultum основана на прецеденте, а не на законе. Однако senatus consultum может служить для толкования закона.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов. Элиброн Классикс. ISBN 0-543-92749-0.
  • Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики. Документ Сената правительства США по печати 103–23. ISBN 0-16-058996-7.
  • Цицерон, Марк Туллий (1841 г.). Политические труды Марка Туллия Цицерона: его трактат о Содружестве; и его «Трактат о законах». Vol. 1 (Перевод оригинала, с диссертациями и заметками в двух томах Фрэнсиса Бархэма, эсквайр под ред.). Лондон: Эдмунд Спеттиг.
  • Голландия, Том (2005). Рубикон: Последние годы Римской республики. Книги случайного дома. ISBN 1-4000-7897-0.
  • Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926108-3.
  • Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: пер. С греч. Vol. 2 (Пятое изд.). Оксфорд: Напечатано У. Бакстером.
  • Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от ганнибальской войны до диктатуры Цезаря. Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08125-X.
  • Тейлор, Лили Росс; Скотт, Рассел Т (1969). «Места для сидения в римском сенате и сенаторах педариев». Сделки и материалы Американской филологической ассоциации. Издательство Университета Джона Хопкинса. 100 : 529–582. doi : 10.2307 / 2935928. JSTOR 2935928.
Дополнительная литература
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 09:56:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте