Семиха

редактировать
Рукоположение раввина или кантора

Семиха (или Семича или Смича ; иврит : סמיכה) - это рукоположение раввина в иудаизме. Его также можно назвать (סמיכה לרבנות, «раввинское рукоположение», или סמיכה לחזנות, «канторское посвящение», когда дается конкретно хаззану (кантору). Первоначально семиха была формальная «передача власти» от Моисея через поколения. Эта форма семиха прекратилась между 360 и 425 годами нашей эры. С тех пор семиха продолжалась менее формальным образом. Было предпринято несколько попыток восстановить классический семихах.

Слово семихах происходит от еврейского корня סמכ (smk), что означает «полагаться на» в смысле «опираться» или «быть уполномоченным». "; буквальное значение слова Семиха -" наклонение [рук] ".

Содержание

  • 1 Концепция
  • 2 Современное употребление
    • 2.1 Статус нынешних раввинов
    • 2.2 Рукоположение канторов
  • 3 Классические семихах
    • 3.1 Еврейская Библия
    • 3.2 Мишна и Талмуд
    • 3.3 Постталмудические: закат классических семихах
  • 4 Попытки возродить классические семихах
    • 4.1 Попытки раввина Яков Бераб, 1538
    • 4.2 Попытка раввина Исроэля Шкловера, 1830
    • 4.3 Попытка раввина Ахарона Менделя ха-Коэна, 1901
    • 4.4 Попытка раввина Цви Ковскера, 1940
    • 4.5 Попытка раввина Иегуды Лейба Маймона, 1949
    • 4.6 Попытка в Израиле в 2004 году
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Концепция

Пример сертификата семихаха Ядина Ядина раввина Арье Каплан награжден раввином Элиэзером Иегудой Финкелем. Типичная формулировка гласит, что владелец изучил Шас (ש״ס) - т.е.обладает обширными знаниями Талмуда, - а также Ришоним и Ачароним, т.е. имеет глубокие знания Галахи; фраза «כל מן דין סמוכו לנא» часто включается и переводит «один такой [калибр] может быть назначен для нас».

В концепции семиха представляет собой «неразрывную цепь» традиций и авторитетов (мезора ), относящиеся ко времени Моисея (Моше) и Иисуса Навина (Иегошуа). Считается, что Всевышний учил Тору Моше Рабейну (Моисею) на горе Синай в 1312 г. до н.э., и с тех пор знание Торы стало передавались из поколения в поколение путем дарования семикха, раввинского рукоположения или непрерывной передачи власти, восходящей к тому времени. Таким образом, многие считают, что эта непрерывная цепочка традиций продолжалась более 3300 лет и продолжается по сей день.

Древней формулой для семикха было «Йоре Йоре. Ядин Ядин». («Может ли он решать? Он может решать! Может ли судить? Он может судить!»); и в первые дни раввинского иудаизма любой рукоположенный учитель мог рукоположить своих учеников. Классический семихах присваивался судом из трех судей, а позже требовалось участие хотя бы одного, достигшего этого статуса, самого. Согласно Маймониду двое других не обязательно должны быть семухимами. Сегодня семиха обычно предоставляется через учреждение, ешиву или специализированный коллель, но часто предоставляется физическим лицом.

Тестирование подтверждает способность человека решать вопрос на галахе (еврейский закон) - на идиш, паскен. Экзамен имеет двойную цель: во-первых, он подтверждает знание закона, как представлено в Шулхан Арух, стандартном кодексе закона (с более поздними заявлениями от соответствующих тшувот, или респонса); во-вторых, это также подтверждает понимание основополагающих принципов, проверяя соответствующие талмудические сугьи вместе с их развитием в ришонимах и ахаронимах, особенно тур.

Талмуд перечисляет три класса выдаваемых семих:

  • Йоре Йоре: Получатель этой семикхи продемонстрировал достаточное образование и надлежащее суждение, чтобы быть в состоянии выносить галахические суждения по вопросам религиозного права. применительно к повседневной жизни с упором на кашрут (далее «Issur v'Hetter» ) и ниддах, а также на допустимые или запрещенные действия на Шаббат или Йом Тов ; первые изображены на участке Йорех Деа Шулхан-Аруха, вторые - на Орах-Хаиме. Обладатель этой семикхи упоминается также как Морех Хора'а.
  • Ядин Ядин: Получатель этой семикхи продемонстрировал достаточное образование и надлежащее суждение, чтобы быть в состоянии выносить галахические суждения по вопросам религиозного права, когда он относится к денежным и имущественным спорам ; основой здесь является раздел Чошен Мишпат ; эта семиха обычно требуется, чтобы раввин действовал как Даян (раввинский судья), и, как правило, предоставляется только тем, у кого уже есть Йоре Йоре.
  • Ятир Бехорот Ятир: Получатель этого семихаха продемонстрировали достаточное образование и правильное суждение, чтобы определить ритуальный статус первородных животных, у которых развился порок. Эта степень требовала обширных ветеринарных знаний.

Хотя первые два класса все еще выдаются сегодня, последний - нет. Недавняя форма семихаха - это рав У'Манхиг, «раввин [кафедры] и лидер [общины]». По сути, это свидетельствует о том, что получатель обладает достаточными знаниями Торы, чтобы занимать руководящую должность (поскольку «раввин» по существу означает «учитель», не обязательно «галахический авторитет»). Тестирование здесь широко охватывает Орах Хаима, часто с меньшим акцентом на лежащие в основе сугья. Главный раввинат Израиля назначает семиха, известного как рав Ир, «[Главный] раввин города», охватывающий соответствующие темы из всех частей Шулхан-Аруха, такие как герут ; что касается Дайанута, предварительным условием является Йоре Йоре; см. Главный раввинат Израиля § Семиха. Сертификация с аналогичным тестированием также необходима для того, чтобы стать Shochet, Mohel, Sofer или Menakker. Сюда также входит элемент шимуша или ученичества.

Многие программы Йорех Йорех, например программа главного раввината и RIETS, включают тестирование в Авелут (Законы траура; Йорех Деа) и / или Еврейский брачное право (Эвен Хаэзер раздел). Традиционно - и с другой стороны - Йоре Йоре покрывает только кашрут, и это все еще часто имеет место. Философия здесь заключается в том, что, как уже упоминалось, Семиха на самом деле является подтверждением способности (и права) обладателя паскен в целом, и что, при необходимости, раввин может правильно применить свои талмудические и галахические знания в других областях ( и при необходимости передать сложные дела в посек, более квалифицированный орган; см. Responsa # In Judaism ). Аналогичным образом иногда предоставляется семиха, акцентирующая внимание на законах Шаббата. Часто ниддах требует отдельной специальной сертификации, поскольку элемент шимуш относится к этим галахотам. Нередко раввин имеет несколько сертификатов, при этом каждая семиха распространяется на определенную область галахи.

Церемония вручения посвящения известна как Хаг ха-Семиха, праздник посвящения. Сегодня в большинстве ветвей иудаизма нет возложения рук; Рукоположение присуждается как ученая степень с дипломом, подписанным действующими раввинами, часто написанным от руки на пергаменте. На самом деле получение рукоположения было праздником, сопровождаемым празднованием со времен Талмуда. Согласно Талмуду, когда раввины рукоположили рабби Зейру, они спели свадебную песню в его честь: «Никакой туши, румян и красок [волос] - и [все же] изящная газель;" аналогия и подтекст: точно так же, как невеста по своей природе прекрасна, так и для рукоположения знание Торы должно быть очевидным. Они также пели при рукоположении рабби Амми и рабби Асси : «Вот такие, вот такие, рукоположите нам!» Эта формулировка (כל מן דין סמוכו לנא) согласно отображаемому сертификату до сих пор часто включается в дипломы семихах.

Современное употребление

В преобладающем смысле «смича» обычно относится к рукоположению раввина или кантора во всех современных Еврейские религиозные движения от Реформы до Ортодокса.

Это "Smicha lerabbanut" означает передачу раввинской власти давать советы или выносить суждения в еврейском законе, таким образом частично перекрывая классическое использование, согласно #Concept выше; см. также Раввин # Православный и современный ортодоксальный иудаизм. В этом контексте «Рав Мувхак » иногда используется для обозначения учителя начальной школы.

Smicha lehazzanut, аналогичным образом, означает передачу авторитетных знаний о еврейских музыкальных и литургических традициях.

Статус нынешних раввинов

Хотя в настоящее время наиболее функционирующая синагога (т.е. «кафедра ») раввины проводят семихах, это было до недавнего времени не всегда требовалось, и на самом деле от многих харедим раввинов, возможно, даже не потребуют проведения «формальных» семихах. хотя они могут занимать важные раввинские и руководящие должности. Причина в том, что то, что ценится в общинах, которым они служат и руководят, - это, прежде всего, высшее владение Талмудом с обширным знанием комментариев к ришонимам и Ачароним и Респона, добавленные к знанию Шулхан Арух и Галаха («Еврейский Закон»). В Великобритании общинный министр, у которого нет семихаха, носит титул «преподобный», а не «раввин».

Многие хасиды ребе и рош-ешивы крупных ортодоксальных иешив не обязаны «доказывать» своей пастве что они придерживаются или не придерживаются формальных семихах, потому что их репутация знатоков Торы и мудрецов не подвергается сомнению и ценится на основе рекомендаций доверенных мудрецов, а также опыта и взаимодействия с ними многих знающих и соблюдающих Тору евреев, что, таким образом, дает практическую пользу. свидетельство, основанное на опыте, о том, что эти великие раввины действительно достойны называться таковыми.

Например, согласно некоторым сообщениям, раввин Исраэль Меир Каган (известный как Хафец Хаим) официально не получал семихах до позднего возраста, когда ему требовалась формальная раввинская квалификация. в иммиграционном заявлении называть себя «раввином». Однако у большинства нынешних поским есть семиха.

Так же, как существуют споры о том, кто такой еврей, нет единого мнения относительно того, кто такой раввин. Движение за реформы в респонсе заявляет, что для своих храмов раввины с кафедры должны посещать и завершать свою академическую программу в раввинских школах движения за реформы. Но они далее заявляют, что это не отрицает того, что другие секты иудаизма признают освященную веками семиху индивидуального общения. Они также не касаются вопроса о раввинах, которые не являются раввинами с кафедры, но преподают, изучают и проводят исследования. Они действительно говорят, что необходимость в трех раввинах отпадает, поскольку два дополнительных раввина являются просто свидетелями и не могут подтвердить знания нового раввина.

Посвящение канторов

Некоторые канторские учреждения в Соединенных Штатах в настоящее время предоставляют смича лехаззанут своим ученикам, в то время как другие используют термин инвеститура для описания наделение своих выпускников канторской властью.

Термин наделение первоначально предназначался для проведения различия между рукоположением раввинов и канторов. Однако в ответ на возросшую ответственность кантора в современных американских синагогах некоторые учреждения, такие как Еврейский союзный колледж (Реформа ), недавно начали использовать термин «рукоположение» вместо "инвеститура". Другие учреждения, которые назначают канторов, включают Еврейский колледж (плюралистический), Академию еврейской религии (плюралистический) и Алеф (Возобновление ). Еврейская духовная семинария (Консервативная ) в настоящее время инвестирует в своих канторов.

Классическая семиха

Классическая семиха относится к особому типу рукоположения, которое, согласно В соответствии с традиционным еврейским учением, линия власти восходит к Моше бен Амрам, Людям Великого Собрания и Великому Синедриону. Линия классических семихах вымерла в 4-5 веках нашей эры, но широко распространено мнение, что линия передачи Торы остается неизменной.

Некоторые считают, что существовали доказательства того, что классические семиха существовали в XII веке, когда семухи из Ливана и Сирии путешествовали в Израиль, чтобы передать дар Торы своим ученикам. Другие, такие как рав Исроэль из Шклова (1770–1839), полагали, что семиха, возможно, вообще не была разрушена, но что она продолжалась за пределами земли Израиля.

Сегодня многие верят в существование непрерывной цепи раввинских традиций, восходящих к временам Моше бен Амрама («Моисей») и Иегошуа бен Нун ( «Джошуа»)

Еврейская Библия

Согласно Танаху, Еврейской Библии, Моисей рукоположен Иисуса Навина через семихах. (Числ 27: 15–23, Второзаконие 34: 9 ). Моисей также посвятил 70 старейшин (Числ 11: 16–25 ). Позднее старейшины рукоположили своих преемников таким образом. Их преемники, в свою очередь, рукополагали других. Эта цепочка практических семихах продолжалась во времена Второго Храма, до неопределенного времени.

Традиционно Моисей также считается «первым раввином» Израильтяне. Он до сих пор известен большинству евреев как Моше Раббейну («Моисей, наш Учитель»). Моисей также был пророком, и фундаментальное еврейское убеждение состоит в том, что он был величайшим из всех пророков Торы. Моисей передал свое руководство Иисусу Навину, как повелел Бог в Книге Чисел, где тема семиха («возложение [рук]» или «рукоположение») впервые упоминается в Торе:

  • Книга Чисел: "Моисей сказал Богу, говоря: 'Пусть Всемогущий Бог всех живых душ поставит человека над сообществом. Пусть он придет и уйдет перед ними, и пусть он выведет их и поведет их. Пусть сообщество Бога не будьте как овцы, у которых нет пастыря ». Бог сказал Моисею: «Возьми Иисуса Навина, сына Нуна, человека духа, и возложи на него руки ». Пусть он встанет перед священником Елеазаром и перед всем сообществом, и пусть они увидят, что ты поручил Наделите его своим великолепием, чтобы вся израильская община повиновалась ему. Пусть он встанет перед священником Елеазаром, который будет искать решения урима перед Богом от его имени. Этим словом вместе со всеми израильтянами и вся община будет приходить и уходить ». Моисей сделал, как повелел ему Бог. Он взял Иисуса Навина и поставил его перед священником Елеазаром и перед всей общиной. Затем он возложил на него руки и поручил ему, как Бог повелел Моисею ». (Числ. 27: 15–23 )
  • Книга Второзакония : «Иисус Навин, сын Нуна, исполнился духа мудрости, Моисей возложил на него руки . Израильтяне поэтому послушал его, исполняя то, что Бог повелел Моисею »(Второзаконие 34: 9)

Мишна и Талмуд

Несмотря на название, классическая семиха на самом деле не требовала буквального возложения рук; Оперативная часть церемонии состояла из трех человек, по крайней мере один из которых сам имел семихах, передававших полномочия получателю. И даритель, и получатель должны были находиться в Земле Израиля, но не обязательно в том же месте. В эпоху Мишны стало законом, что только тот, у кого есть семиха, может принимать религиозные и юридические решения.

Титул риби (или «раввин») был зарезервирован для тех, кто имел семихах. Мудрецы из вавилонской еврейской общины имели подобное религиозное образование, но без церемонии семиха их называли рав. Талмуд также сообщает, что он может получить титул раввина от тех, кого он учит или советует.

После неудачной революции, совершенной Бар-Кохбой в 132–135 годах н. Э., Римляне подавили восстание, и император Адриан попытался положить конец синедриону. Согласно Талмуду, Адриан постановил, что любой, кто даст или примет семихах, будет убит, любой город, в котором проходила церемония, будет разрушен, а все посевы в пределах мили от места церемонии будут уничтожены. Линия преемственности была сохранена раввином Иудой бен Бава, который отвел пятерых учеников недавно замученного раввина Акивы на горный перевал вдали от любого поселения или фермы и посвятил всех пятерых учеников в сан.. Когда римляне напали на них, рабби Иегуда заблокировал проход своим телом, позволив остальным сбежать, и сам стал одним из десяти раввинских мучеников иудаизма, получив 300 ударов копьями. Пять новых раввинов - раввин Меир, раввин Шимон, раввин Иегуда, раввин Йосе и раввин Елеазар бен Шаммуа - бежали и стали следующее поколение лидеров Торы.

Точная дата, когда закончилась первоначальная преемственность семихах, не определена. Многие средневековые авторитеты полагали, что это произошло во время правления Гиллеля II, примерно в 360 году нашей эры. Однако Феодосий I запретил синедриону собираться и объявил рукоположение незаконным. (Римское право предписывало смертную казнь для любого раввина, получившего рукоположение, и полное разрушение города, в котором было рукоположение). Похоже, это продолжалось по крайней мере до 425 г., когда Феодосий II казнил Гамалиила VI и подавил Патриархат и Санхедрин.

Постталмудический период. : Упадок классических семихах

Первоначальная линия преемственности, кажется, вымерла в 4-5 веках. Геонимы, раннесредневековые еврейские мудрецы Вавилона, не владели семихах и не использовали титул «раввин». Они были формально известны как «рав» и наделены полномочиями принимать юридические и религиозные решения.

Некоторые считают, что классические семиха, возможно, существовали даже до 12 века, когда семухи из Ливана и Сирии путешествовали в Израиль, чтобы передать семичу своим ученикам.

Когда-то после Черная смерть поразила Европу, на еврейскую общину повлияла формальная выдача дипломов европейских христианских университетов. В областях, известных сегодня как Франция и Германия, евреи-ашкенази снова начали использовать термин семихах, на этот раз используя его для обозначения официального «диплома». учителем своего ученика, давая ему право называться Мори (мой учитель). Эта практика сначала осуждалась евреями-сефардами, которые рассматривали эту практику как «самонадеянную и высокомерную» и имитацию нееврейских обычаев (в данном случае докторскую степень в университете); Однако со временем эта практика была принята и сефардской еврейской общиной.

Попытки возродить классических семихах

Маймонид, постановляет, что «если все мудрецы в Израиле единодушно согласятся назначать и рукоположить судей, то эти новые хиротонии будут обладать всей властью первоначальных рукоположенных. судьи ". С тех пор его свод законов был принят большинством еврейских ученых как нормативный, хотя этот раздел в основном рассматривался как теоретический, особенно потому, что он заключает, что «вопрос требует решения». Синедрион рабби Якова Бераба намеревался закрепить это в практическом законе, изменив незначительные детали. Однако, поскольку юридическое существование синедриона зависит от обоснованности точки зрения Маймонида, вопрос стоит по кругу.

Попытка раввина Иакова Бераба, 1538

В 1538 году попытка рабби Иакова Бераба из Цфата, Земля Израиля восстановить традиционную форму семихах. Его целью было объединить разрозненные еврейские общины посредством восстановления синедриона. По его инициативе собралось 25 раввинов из земли Израильской; они поставили Иакова Бераба своим «главным раввином ». Затем Бераб передал семихах через возложение рук четырем раввинам, в том числе Иосифу Каро, который позже стал автором Шулхан Арух, широко рассматриваемого как наиболее важный кодекс Еврейский закон с 17 века.

В 1541 году Каро сменил Бераба, и он увековечил традицию, посвятив Моше Альшича, Элиша Галлико и. В 1590-х годах Альшич посвятил Хайима Витала, а между 1594 и 1599 годами посвятил еще семь ученых: Моисей Галанте, Элазар Азикри, (брат Иакова), Авраам Гавриил, Йом Тов Цахалон, Хийя Рофе и.

Бераб совершил ошибку, не получив сначала одобрения главных раввинов в Иерусалиме, что привело к возражению против наличия синедриона в то время. Это было возражением не против семиха, а против восстановления синедриона. Леви ибн Хабиб, главный раввин Иерусалима, писал, что когда возникающий синедрион взял на себя власть синедриона, он должен был немедленно установить календарь. Однако, затягиваясь в этом вопросе, он потерял силу. С раввином Давидом ибн аби Зимрой (Радвазом) из Египта консультировались, но когда Бераб умер в 1542 году, обновленная форма семиха постепенно прекратилась.

Попытка раввина Исроэля Шкловера, 1830

В 1830-х годах рав Исроэль Шкловский, один из ведущих учеников Виленского Гаона, который поселился в Иерусалиме, сделал еще одну попытку перезапустить семихах. Рав Исроэль был заинтересован в организации синедриона, но он принял решение Леви ибн Хабиба и Давида ибн аби Зимры о том, что мы не можем создавать семихах сами.

В то время Турецкая империя распадалась и проигрывала войны против России, Пруссии, Австрии и других стран. Пытаясь модернизироваться, Турецкая империя открывалась все большему количеству западных «советников». Впервые Аравийский полуостров и Йемен были открыты для жителей Запада. Ученые и социологи были убеждены, что в Йемене мирские общины были отрезаны и изолированы от западного мира на протяжении веков. В то время ведущие европейские научные журналы всерьез полагали, что остатки «десяти племен » действительно могут быть найдены в Йемене.

рав Исроэль из Шклова, находящийся под влиянием этого наплыва научной мысли и заинтересованный в использовании предложения Радваза о получении семихах от одного из «Десяти племен », в частности Реувена и Гада. Рав Исроэль наметил, где, по его мнению, вероятно, находится Бней Реувен, и послал своего эмиссара, рава Пинхаса Баруха, чтобы определить их местонахождение (Сефер Халикутим к изданию Рамбама Шабсея Франкеля, Хилхос Санхедрин 4:11). К сожалению, раву Баруху не удалось найти шевет Реувена, и он был либо убит, либо скончался, оказывая медицинскую помощь бедным жителям йеменской деревни.

Интересный момент еврейского закона возникает в том, что рав Исроэль поднял вопрос, как могло племя Реувена сохранить семихах живыми, если они находились за пределами Земли Израиля, и семиха может быть предоставлена ​​только в Земле Израиля. Израиль. Он ответил, что, поскольку это племя находилось вдали от остального еврейского народа до того, как это постановление было принято, нет оснований предполагать, что они приняли это постановление, и есть шанс, что они все еще поддерживают институт семихаха..

Попытка раввина Аарона Менделя ха-Коэна, 1901

Рабби Мендель получил одобрение примерно 500 ведущих раввинов в пользу обновления семихаха, согласно мнению Маймонида. Его участие в основании Агудат Исраэль и вмешательство в Первую мировую войну отвлекло его от реализации этого плана.

Попытка раввина Цви Ковскера, 1940

Раввин приехал на Святую Землю из Советской России. Видя положение евреев в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, он предпринял попытку установить контакт и работать со многими раввинскими лидерами в Святой Земле, чтобы получить их одобрение на обновление семиха]], и восстановление Синедриона как подлинного правительства для еврейского народа (это было до создания Государства Израиль).

Попытка раввина Иегуды Лейба Маймона, 1949 г.

В 1948 г., с образованием современного Государства Израиль, возникла идея восстановления традиционной формы семихаха и возрождения новый «синедрион » стал популярен среди некоторых членов религиозной сионистской общины. Раввин Иегуда Лейб Маймон, первый министр по делам религий Израиля, продвигал эту идею в серии статей в религиозных сионистских периодических изданиях «Синай» и «Хацофех», позже собранных в монографии под названием «Обновление синедриона» в нашем Новом Государстве ". Небольшое количество религиозных сионистских раввинов из современного ортодоксального иудаизма Раввинского совета Америки выразили поддержку этой идее; некоторые раввины из консервативного иудаизма восприняли эту идею как потенциально положительное развитие. Однако большинство светских евреев, большинство харедим и большинство неортодоксальных евреев не одобряли эту цель. Главный ашкеназский раввин Израиля в то время, Ицхак ХаЛеви Герцог, не решался поддерживать эту цель, и эта идея в конце концов угасла.

Попытка в Израиле в 2004 году

13 октября 2004 года ортодоксальные раввины различных течений собрались в Тверии группой и объявили себя восстановленным синедрионом.. Основание для восстановления семиха было заложено синедрионом раввина Иакова Бераба, как записано раввином Йосефом Каро (автором Шулхан Арух ). Выборы были проведены, как того требует галаха. Было достигнуто семьсот раввинов лично или письменно, и раввин Моше Халберштам из Эда Чаредис был первым, кто «принял семихах» после раввинов Овадия Йосефа и Йосеф Шалом Элиашив счел его подходящим, хотя он был слишком стар, чтобы фактически служить судьей. Затем он рукоположил раввина, который назначил больше раввинов.

Эта попытка была направлена ​​на то, чтобы улучшить попытку раввина Иакова Бераба, связавшись с семьюстами раввинами по всему Израилю, в отличие от Иакова. Избрание Бераба двадцатью пятью раввинами Цфата. Нынешние члены в основном ведут себя как держатели мест и публично заявили о своем намерении отойти в сторону, когда присоединятся более достойные кандидаты. Раввин Адин Штейнзальц (Наси этого синедриона) сказал: «Я был бы счастлив, если через несколько лет эти кафедры будут заполнены учеными, которые превосходят нас [sic] и мы можем сказать: «Я согрел стулья для вас».

Текущая попытка восстановить Синедрион - шестая в новейшей истории.

См. Также

Примечания

Дополнительная литература

  • Левитас, Исаак, Аарон Ротков и Памела Наделл : Семиха. В кн.: Энциклопедия иудаика. Ред. Майкл Беренбаум и Фред Скольник. Vol. 18. 2-е изд. Детройт: Справочник Macmillan USA, 2007. стр. 274-279.
  • Юлий Ньюман: Семиха (рукоположение). Изучение его происхождения, истории и функции в раввинистической литературе. Издательство Манчестерского университета. Манчестер, 1950.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 09:46:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте