A полупогружное военное судно представляет собой гибрид военного корабля, который сочетает в себе свойства надводного корабля и подводной лодки за счет использования воды балласт для частичного погружения и сведения к минимуму его профиля над ватерлинией, тем самым улучшая его характеристики незаметности в агрессивных водах. USS Monitor был предшественником такого корабля с его низкопрофильной палубой и пушечной башней. Российские и северокорейские полупогружные военно-морские корабли произошли от торпедных катеров и катеров специального назначения, которые могли частично погружаться (иногда до глубины подводного плавания) для выполнения своих задач. ВМС США используют такие суда для подпольных действий спецназа. Попытки воплотить в подводных лодках выгодные характеристики надводных кораблей не получили широкого распространения.
USS Monitor был железным боевой корабль с паровой тягой, построенный во время Гражданской войны в США, в качестве первого броненосного военного корабля, заказанного ВМС Союза. Монитор известен своей ролью в Битве при Хэмптон-Роудс в 1862 году, когда он нерешительно сражался против броненосца каземат, CSS Вирджиния. Новую конструкцию корабля, отличавшуюся вращающейся башней и низким профилем, быстро воспроизвели и создали военный корабль типа монитора для использования на мелководных прибрежных водах. Его низкая надводный борт палуба - всего 18 дюймов (46 см) над водой - с единственной орудийной башней, по мнению наблюдателей того времени, создавала вид «сырницы на плоту». Разработчик, Джон Эрикссон, намеренно минимизировал наблюдаемую поверхность судна и площадь, которую он представлял как цель. Однако монитор не был рассчитан на полупогружение.
Примеры настоящих полупогружных военно-морских судов были разработаны в Российской Империи, Северной Корее и США.
Императорский флот России разработал полупогружные суда - начиная с [ru ] - которые были спроектированы как торпедные катера с ограниченной видимостью для защиты берегов от боевых кораблей противника. Кета была построена в 1904 году в Св. Petersburg, с двигателем мощностью 14 лошадиных сил (10 кВт), водоизмещением 8 тонн и длиной 7 метров (23 фута). Он служил в 1905 году во время русско-японской войны для защиты побережья на Дальнем Востоке. За Кетой последовали другие проекты, «Вариант D» и «Тип F».
Согласно блогу Covert Shores Naval Warfare, Северная Корея Корейский народный флот разработал полупогружной аппарат для проникновения агентов и использования спецназом. Они произошли от высокоскоростных надводных судов, иногда замаскированных под рыболовные суда. Модель I-SILC была первой полупогружной лодкой, которая могла погружаться на глубину шноркеля для работы двигателя внутреннего сгорания. Приближаясь к точке посадки, судно работает как глиссирующий катер. Это превратилось в две модели полупогружных аппаратов Taedong, модели B и C, которые экспортировались во Вьетнам и Иран. Taedong – C - полупогружной вариант торпедного катера IPS-16 Peykaap. Северокорейские полупогружные аппараты были перехвачены во время вторжения в южнокорейские воды.
В 2002 году Северная Корея поставила пять полупогружных судов Taedong ВМС Ирана как часть поставки оружия, которая включала другие типы канонерских лодок и патрульных катеров.
В 2014 году Военно-морское командование специальной войны США (NAVSPECWARCOM) представила свой корабль SEAL для установки, наблюдения и нейтрализации (SEALION), спроектированный и построенный как Combatant Craft Heavy (CCH). Корабль разработан с учетом низкой радиолокационной заметности и может нести экипаж и полезную нагрузку внутри. В то время в эксплуатации находились два агрегата, третий заказан для поставки в 2018 году. Сообщается, что SEALION представляет собой полупогружной аппарат с глиссирующим корпусом для надводного хода и балластными цистернами с уменьшенным профилем. Его размеры составляют 80 футов (24 м) в длину, 14,5 футов (4,4 м) в ширину и 9,5 футов (2,9 м) от киля до крыши кабины. Он имеет водоизмещение 80000 фунтов (36 т) и приводится в движение двумя десятицилиндровыми дизельными двигателями мощностью 1500 лошадиных сил (1100 кВт). Его кормовой отсек полезной нагрузки сконфигурирован для размещения либо двух надувных лодок, одной модифицированной гидроцикла спецназа, либо восьми сидений.
В качестве связанного развития, гибридизация подводных лодок для приобретения определенных атрибутов надводных кораблей включала увеличение огневой мощи и надводной скорости.
Крейсерские подводные лодки в сочетании скрытности подводной лодки с выносливостью и огневой мощью надводного корабля; несколько из них были крупнейшими подводными лодками, построенными на момент их спуска на воду. Они были предназначены для атаки торгового флота с помощью тяжелых палубных орудий, а также торпед. Как правило, они пикировали медленнее и обеспечивали большую сигнатуру сонара, чем обычные подводные лодки. Примеры:
До появления ядерной энергетики подводные лодки двигались медленнее. на поверхности, чем надводные корабли, и даже медленнее под водой. Поэтому были предприняты усилия по увеличению надводной скорости подводных лодок наравне с кораблями, например: