Десятки автопортретов Рембрандта были важной частью его творчества. Рембрандт создал около сотни автопортретов, в том числе более сорока картин, тридцать один офорт и около семи рисунков; некоторые остаются неуверенными относительно личности объекта (в основном офорты) или художника (в основном картины), или определения портрета.
Это было чрезвычайно много для любого художника до того момента, и около 10% его произведений как в живописи, так и в офорте. Для сравнения, очень плодовитый Рубенс написал всего семь автопортретов. Автопортреты составляют визуальный дневник художника за сорок лет. Они создавались на протяжении всей его карьеры в довольно стабильном темпе, но постепенно происходит переход от офортов, более многочисленных до 1630-х годов, к картинам, которые после этого стали более распространенными. Однако между 1645 и 1652 годами в картинах есть пробел. Последние три офорта датируются 1648 годом, ок. 1651 и 1658, в то время как он все еще писал портреты в 1669 году, когда он умер в возрасте 63 лет.
Когда-то около девяноста картин считались автопортретами Рембрандта, но теперь известно, что он заставлял своих учеников копировать его собственные автопортреты в рамках своего обучения. Современные исследования, особенно Исследовательский проект Рембрандта, сократили количество автографов до более чем сорока картин, а также нескольких рисунков и тридцати одной гравюры, которые включают в себя многие из самых замечательных изображений группы. Офорты в основном неформальные, часто игривые тронии, этюды экстремальных выражений лица или портреты в маскарадных костюмах ; в некоторых случаях одежда - это мода столетней давности или даже больше. В других он гримасничает. Его картины маслом прослеживают прогресс от неуверенного молодого человека через щеголеватого и очень успешного портретиста 1630-х годов до тревожных, но чрезвычайно мощных портретов его старости. Вместе они дают удивительно четкое представление о человеке, его внешности и психологическом облике, о чем свидетельствует его богато обветренное лицо. Для Кеннета Кларка Рембрандт «за возможным исключением Ван Гога, единственный художник, который сделал автопортрет основным средством художественного самовыражения, и он абсолютно тот, кто превратил автопортрет в автобиографию ".
В то время как популярная интерпретация состоит в том, что эти изображения представляют собой личное и интроспективное путешествие, это также тот случай, когда они были написаны, чтобы удовлетворить рынок автопортретов. портреты выдающихся художников. И картины, и гравюры, кажется, часто покупались коллекционерами, и хотя некоторые из гравюр очень редки, другие были напечатаны в значительных количествах того времени. В знаменитой описи 1656 года автопортреты не значились, и лишь небольшая часть картин осталась в семье после его смерти.
Автопортреты Рембрандта были созданы художником, смотрящим на себя в зеркало, и поэтому картины и рисунки меняют его настоящие черты. В гравюрах процесс печати создает перевернутое изображение, и поэтому на гравюрах Рембрандт изображен в той же ориентации, в какой он представлялся современникам. Это одна из причин, по которой руки на рисунках обычно опускаются или «бегло описываются»; они были бы на «изнанке», если бы рисовали с зеркала. Ссылки на большие зеркала встречаются в разных местах с 1650-х годов, а в более поздних портретах есть несколько, показывающие его в более длинном виде, чем раньше; около 80 см было максимальной высотой для листа зеркального стекла, технически возможной при жизни Рембрандта. Один, возможно, был куплен около 1652 года, а затем продан в 1656 году, когда он обанкротился. В 1658 году он попросил своего сына Тита организовать доставку еще одного, который сломался по пути к его дому.
Более веселая поза, нарисованная на меди. Смеющийся Рембрандт, ок. 1628, повторно обнаружено в 2008 году, Дж. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес
Автопортрет в горжетах, ок. 1629, панель, масло
Небольшой автопортрет на меди с беретом и присборенной рубашкой ('stilus mediocris') Рембрандта (1630)
Рембрандт в 1632 году, когда он пользовался большим успехом как модный портретист в этом стиле. Коллекция Баррелла, Глазго.
Автопортрет в шляпе, 1632 год, собственность М.С.А. с 2005 года (Луи Рейтенбаг)
Автопортрет в белом чепце с перьями, 1635, Аббатство Бакленд, Девон. Традиционная атрибуция, которая была отвергнута в 1968 году, затем вернулась в 2013 году.
«Автопортрет» в образе блудного сына с Саскией, c. 1635, Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден. Весьма вероятно, что его жена Саския использовалась в качестве модели; идентификация мужчины менее достоверна.
Автопортрет в черной шапке, ок. 1637. Собрание Уоллеса, Лондон
Написано на библейской сцене, только голова и воротник написаны Рембрандтом. Возможно, 1639 год, Лувр.
Автопортрет, 1640 год, в костюме в стиле более века назад. Поза связана с его офортом 1639 года (ниже) и Тицианом портретом Человек со стеганым рукавом. Национальная галерея, Лондон
ок. 1640 (1639–1641), Музей Нортона Саймона, Пасадена. Подлинность этой работы была поставлена под сомнение; Карел Фабрициус был предложен.
1645, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe, последний автопортрет, написанный до 1652 года.
Автопортрет, холст, масло, 1652 год Художественно-исторический музей, Вена. Первый за несколько лет. Как и на рисунке того же года, Рембрандт носит свою рабочую одежду, за исключением, возможно, шляпы, в которой использованы исторические стили и более ранние портреты.
Вена ок. 1655, грецкое масло, масло, размер
1659 ?, предоставлено Национальной галерее Шотландии, Эдинбург.
Автопортрет с беретом и воротником с воротником, 1659. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Автопортрет, 1660. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Автопортрет у мольберта, 1660, Лувр
Автопортрет в образе Зевксиса, ок. 1662. Один из двух нарисованных автопортретов, на которых Рембрандт повернут налево.
Автопортрет с двумя кругами, 1665–69. Kenwood House, Лондон. Значение кругов остается загадочным. Первоначально палитра находилась слева, так как он видел бы ее в своем зеркале.
1669, Маурицхейс, Гаага
Автопортрет в возрасте 63 лет - датируется 1669 годом., год его смерти, хотя на других портретах он выглядит намного старше. Национальная галерея, Лондон.
Эрнст ван де Ветеринг делит 31 офорт по категориям; «Пожалуй, всего четыре, которые сам Рембрандт считал« официальными »автопортретами, предназначенными для более широкого распространения». Это B7, B19, B21 и B22, простирающиеся между 1631 и 1648 годами. Существует ряд (7 или 8) попыток создания таких портретов примерно в одно и то же время, некоторые из которых затем использовались в качестве «листов для изучения» офортов. Затем есть 10 «ранних этюдов техники офорта», самые редкие, пять «этюдов экспрессии», которые он выделяет из трех трониев, законченных изображений, использующих собственные черты Рембрандта в историческом костюме.
Хотя самые ранние офорты очень редки, многие другие, не являющиеся «официальными» портретами, сохранились в большом количестве и наверняка попали на рынок коллекционеров. Он отмечает, что такие аспекты нарисованных портретов, как историческая одежда, позы, напоминающие знаменитые портреты эпохи Возрождения, двойной портрет с Саскией и портреты в его студийной рабочей одежде, все это видно на гравюрах до того, как они появляются в нарисованных автопортретах. Как отмечалось выше, после 1648 года есть только две эскизные гравюры, и нет травленых эквивалентов великих нарисованных автопортретов 1650-х и 1660-х годов.
С каталожными номерами Bartsch.
B5, c. 1628 г., II двух государств. На заброшенной плите.
B27, около 1628 г. Сохранились только три оттиска
B4, c. 1628. Уже в исторической одежде.
B8, c. 1631 г., 6 штатов, самый ранний с гораздо большей пластиной. По всей видимости, это оставленная попытка создания поясного портрета, такого как B7.
B9, c. 1628, 6 состояний
B10, 1630, 3 состояния, одно из «исследований в экспрессии» ван де Ветеринга.
B12, c. 1629 г., сохранилось 4 оттиска
B338, 1629 г., одно из двух оттисков, здесь с дополнениями пером, Британский музей, также Рейксмузеум.
B174, 1630 г., Нищий, сидящий на берегу. Вероятно, используя черты Рембрандта, но не автопортрет.
B13, 1630, состояние 3/3, одно из «исследований в экспрессии» ван де Ветеринга.
B1, c. 1630
B316, 1630, 6 состояний, одно из «исследований в экспрессии» ван де Ветеринга.
B316, штат I, Рейксмузеум
B316, штат II, Британский музей
B7, 1631, 11 штатов, возможно, в течение нескольких лет. Только голова сделана в i – iv, а некоторые впечатления нарисованы дополнениями, пробующими позы тела. Первый из «официальных» автопортретов.
ок. 1629
B320, 1630, одно из «исследований экспрессии» ван де Ветеринга.
B24, 1630
B319, 6 состояний
B15, 1631
B363, c. 1632. Возможно, оставлено до того, как будет добавлена шляпа, а пластина переработана для изучения.
B17, 1633, 2 состояния, один из троек ван де Ветеринга.
B2, c. 1634. Сравните приведенный ниже рисунок красным мелом в Вашингтоне:
B23, 1634, 3 штата. Как довольно зловещая восточная фигура, с увеличенной пухлостью и бородавкой у носа.
B19, Автопортрет с Саскией, офорт, 1636 год, один из «официальных» гравированных автопортретов.
B20, 1638, один из троней ван де Ветеринга, в платье аристократа столетия назад, с придуманной бородой, соответствующей ему.
B21, Автопортрет, опираясь на подоконник, офорт, 1639, 2 состояния. Поза изображена на портретах Тициана и Рафаэля, Человека со стеганым рукавом (НГ, Лондон) и Портрет Бальдассара Кастильоне (Лувр) соответственно. Один из «официальных» автопортретов.
B26, c. 1642
B22, Автопортрет, рисунок у окна, 1648, 5 состояний. Он рисует на офортной пластине, что делает этот офорт автопортрета наименее постановочным. В состоянии iv добавлен пейзаж снаружи. Последний офорт, за исключением двух эскизов, и одного из «официальных» автопортретов.
Сейчас принято гораздо меньше рисунков, в виде отдельных рисунков, и ни один из них, похоже, не служили предварительными этюдами для определенных картин или гравюр. Стоящий портрет, если это действительно Рембрандт, возможно, был сделан для чьего-то еще «альбома дружбы» (album amicorum); их хранение было обычным делом в художественных и литературных кругах. Рисунок Вашингтонским красным мелом, возможно, самый законченный пример, во многом близок к гравюру B2; в обоих у Рембрандта есть каданетта или длинная завивка с одной стороны. Поскольку они были «исключительно для аристократических кругов», вероятно, они были изобретены как часть костюма.
Автопортрет, перо, кисть и тушь на бумаге, ок. 1628–1629, Рейксмузеум
Автопортрет молодого человека с открытым ртом, ок. 1629, Британский музей. Он «подчеркивает то, что должно было стать бесстыдной, доминирующей чертой всех автопортретов Рембрандта - носом».
1636, Kupferstichkabinett Berlin, перо и кисть коричневыми чернилами. «В высшей степени неформальный стиль одежды» с открытой рубашкой уникален для его автопортретов.
Красный мел, ок. 1637, Национальная художественная галерея, Вашингтон. Рисунок, кажется, выполнен в основном сверху вниз, без заточки мела.
c. 1655, Рембрандтуис. Известный, но Эрнст ван де Ветеринг сомневается, что он подлинный, вместо этого копируя B22 и картину.
1657-58, Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам
В короткометражном фильме 1956 года Берта Ханстра показана хронологическая последовательность картин, где глаза всегда находятся в одном и том же положении, а разные изображения растворяются друг в друге.. Есть еще Le miroir des paradoxes. Автопортреты, фильм Алена Жобера из сериала (1991).
Викискладе есть материалы, связанные с Автопортретами Рембрандта. |