Самореализующееся пророчество

редактировать
Предсказание, которое заставляет себя сбываться

A самореализующееся пророчество - это социально-психологический феномен того, кто «предсказывает» "или чего-то ожидая", и это "предсказание" или ожидание сбывается просто потому, что человек верит, что это произойдет, и его результирующее поведение соответствует этому убеждению. Это говорит о том, что убеждения людей влияют на их действия. Принцип, лежащий в основе этого явления, заключается в том, что люди создают последствия в отношении людей или событий, основываясь на предыдущем знании предмета. Самоисполняющееся пророчество применимо как к отрицательным, так и к положительным результатам. Можно сделать вывод, что навешивание ярлыка на кого-то или что-то значительно влияет на их восприятие и влияет на них, чтобы установить самоисполняющееся пророчество. Межличностное общение играет важную роль в установлении этих явлений, а также влияет на процесс навешивания ярлыков. Внутриличное общение может иметь как положительные, так и отрицательные эффекты, в зависимости от характера самоисполняющегося пророчества, которое человек имеет на самоисполняющееся пророчество, это повлияет на их результат при работе с самоисполняющимися пророчествами.

Американский социолог У. И. Томас был первым, кто открыл это явление. В 1928 году он разработал теорему Томаса (также известную как изречение Томаса), заявив, что

если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям.

Другими словами, Последствия будут реализованы в зависимости от того, как интерпретировать ситуацию. Используя идею Томаса, другой американский социолог, Роберт К. Мертон, придумал термин «самоисполняющееся пророчество», популяризируя идею о том, что «верное или неверное убеждение или ожидание может вызвать желаемое или ожидаемый результат ». Самоисполняющиеся пророчества являются примером более общего явления петель положительной обратной связи.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Приложения
  • 3 Стереотип
  • 4 Литература, СМИ и искусство
    • 4.1 Классический
      • 4.1.1 Греческий
      • 4.1.2 Римский
      • 4.1.3 Арабский
      • 4.1.4 Индуизм
      • 4.1.5 Русский
      • 4.1.6 Европейские сказки
      • 4.1.7 Шекспир
    • 4.2 Модерн
      • 4.2.1 Художественная литература
      • 4.2.2 Новая мысль
  • 5 Спорт
  • 6 Причинная петля
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Дополнительная литература

История

Роберт К. Мертон - социолог, которого также называли «отцом социологии». Он помог создать множество различных теорий, таких как аниома, социальная структура, а также различные способы индивидуальной адаптации. Мертон был глубоко увлечен социологией науки и интересовался ею. Во время учебы в Колумбийском университете он смог исследовать и открывать множество различных концепций, таких как «социальная структура, бюрократия, массовые коммуникации и социология науки». Он обосновал свою теорию и сразу же приступил к ее проверке, не развивая концепцию. Мертон не беспокоился о развитии теории, потому что он никогда не искал «великую» теорию, он искал «практическую» теорию.

Мертон применил эту концепцию к вымышленной ситуации. В своей книге Социальная теория и социальная структура он использует пример банковского пробега, чтобы показать, как самореализующиеся мысли могут вызывать нежелательные ситуации. Он упоминает, как некоторые люди ошибочно полагают, что банк собирается подать заявление о банкротстве. Из-за этого ложного страха многие люди решают пойти в банк и попросить сразу все свои деньги. Эти действия приводят к тому, что банк действительно обанкротится, потому что банки редко имеют в наличии наличные деньги, чтобы удовлетворить большое количество клиентов, которые просят сразу все свои внесенные наличные.

Мертон завершает этот пример анализом: «Пророчество о крахе привело к его собственному исполнению».

Хотя пример Мертона сосредоточен на самоисполняющихся пророчествах в рамках бизнеса, его теория также применима к межличностному общению, поскольку обнаруживается, что оно имеет «потенциал для запуска самоисполняющихся эффектов пророчества». Это связано с тем, что «человек решает, соответствовать ожиданиям других или нет». Это заставляет людей полагаться на самореализующиеся мысли или впадать в них, поскольку они пытаются удовлетворить восприятие других людей.

Теорию самореализации можно разделить на два типа поведения, одно из них - это эффект Пигмалиона, когда «один человек ожидает другого, меняет свое поведение в соответствии с этими ожиданиями, и объект ожиданий в результате также меняет свое поведение ».

Кроме того, философ Карл Поппер назвал самоисполняющееся пророчество эффектом Эдипа:

Одна из идей, которые я В Бедность историзма обсуждалось влияние предсказания на предсказанное событие. Я назвал это «эффектом Эдипа», потому что оракул сыграл важнейшую роль в последовательности событий, которые привели к исполнению его пророчества. [...] Какое-то время я думал, что существование эффекта Эдипа отличает социальные науки от естественных. Но и в биологии - даже в молекулярной биологии - ожидания часто играют роль в достижении того, что ожидалось.

Один из первых предшественников этой концепции появляется в Эдварде Гиббоне в книге Упадок и Падение Римской Империи : «В течение многих веков предсказание, как обычно, способствовало своему собственному свершению» (глава I, часть II).

Приложения

Примеры изобилуют исследованиями теории когнитивного диссонанса и связанной с ней теории самовосприятия ; люди часто меняют свое отношение, чтобы соответствовать тому, что они публично исповедуют.

Ожидания учителя влияют на успеваемость учащихся. В США эта концепция широко и последовательно применялась в сфере реформы государственного образования после «войны с бедностью ». Теодор Брамельд заметил: «Проще говоря, образование уже проектирует и тем самым укрепляет любые привычки личной и культурной жизни, которые считаются приемлемыми и доминирующими». Влияние взглядов, убеждений и ценностей учителей на их ожидания неоднократно проверялось. Студенты могут учиться больше, если у них есть положительный опыт общения с учителем. Или студентки могут работать хуже, если ожидают, что их инструктор-мужчина будет сексистом.

Феномен «неизбежности войны» - это самореализующееся пророчество, получившее серьезное исследование.

Идея подобна той, которую философ Уильям Джеймс обсуждал как «Воля к вере ». Но Джеймс рассматривал это положительно, как самоутверждение веры. Так же, как в примере Мертона, вера в неплатежеспособность банка может способствовать созданию этого факта, точно так же, с положительной стороны, уверенность в перспективах банка может помочь им скрасить. Точно так же эпизоды биржевой паники и эпизоды спекулятивного пузыря могут быть вызваны верой в то, что акции пойдут вниз (или вверх), тем самым начав массовое движение продаж / покупок и т. Д.

Пример: суэйн, убежденный, что красавица должна любить его, может оказаться более эффективным в его ухаживании, чем если бы его первоначальное пророчество было пораженческим.

Существует обширное свидетельство "Эффектов межличностного ожидания", где на первый взгляд частные ожидания людей могут предсказать исход мира вокруг них. Механизмы, с помощью которых это происходит, также достаточно хорошо изучены: просто наши собственные ожидания изменяют наше поведение так, как мы можем не замечать и не исправлять. В случае «эффектов межличностных ожиданий» другие улавливают невербальное поведение, которое влияет на их отношения. Известный пример включает исследование, в котором учителям произвольно сказали, что случайные ученики «расцветут». Как ни странно, эти случайные студенты фактически закончили год со значительно большими улучшениями. Розенталь и Якобсон, 1968 г. Другие конкретные примеры, обсуждаемые в психологии, включают:

Стереотип

Самоисполняющиеся пророчества - один из основных вкладов в расовые предрассудки и наоборот. Согласно Словарю расы, этнической принадлежности и культуры «Самоисполняющееся пророчество позволяет выделить трагический порочный круг, который дважды преследует людей: во-первых, потому что жертва подвергается стигматизации (STIGMA) с присущим ей негативным качеством; и, во-вторых, потому что она или ей не дают опровергнуть это качество ». Чтобы доказать это, автор использует пример, который Мертон использовал в своей книге о том, как белые рабочие ожидали, что чернокожие будут против принципов профсоюзного движения, потому что белые рабочие считали черных рабочих «недисциплинированными в традициях профсоюзного движения и искусстве трудоустройства». коллективные переговоры ». Этот прогноз привел к тому, что событие произошло (черные рабочие были бы против профсоюзного движения), потому что этот прогноз стал фактом, когда все белые люди начали верить в это и не позволили черным рабочим устроиться на работу в каком-либо бизнесе белых мужчин. Это сделало чернокожих рабочих неспособными изучать или одобрять принципы профсоюзного движения, поскольку им не давали возможности работать в рабочей среде, где эти принципы были замечены или испытаны.

В статье «Накопление основанных на стереотипах самореализующихся пророчеств». Авторы упоминают, как учителя могут поощрять курсы, основанные на стереотипах, и могут взаимодействовать со студентами таким образом, чтобы поощрять самореализующиеся мысли. В качестве примера был приведен пример студентки, которая, казалось, плохо справлялась с математикой, и ее учитель математики и консультант «направили ее в сторону подтверждения сексуальных стереотипов». Этим автор имеет в виду, что учителя никогда не поощряли ее улучшать ее. способности по математике. Вместо этого учитель и консультант рекомендовали классы, в которых преобладали женщины.

Литература, СМИ и искусство

В литературе самоисполняющиеся пророчества часто используются в качестве сюжетных приемов. Они использовались в рассказах на протяжении тысячелетий, но в последнее время приобрели большую популярность в жанре научной фантастики. Обычно они используются иронично, когда предсказанные события сбываются из-за действий человека, пытающегося предотвратить пророчество (недавний пример - жизнь Энакина Скайуокера, вымышленного джедая, ставшего лордом ситхов. в Джордж Лукас 'Сага о Звездных войнах ). Их также иногда используют в качестве комического рельефа.

Классика

Многие мифы, легенды и сказки используют этот мотив как центральный элемент повествований, призванных проиллюстрировать неумолимую судьбу, фундаментальную для эллинской эпохи. мировоззрение. В распространенном мотиве предсказывается, что ребенок, новорожденный или еще не зачатый, станет причиной чего-то, чего не хотят иметь власть предержащие. Это может быть смерть сильного человека; в более беззаботных версиях это часто брак бедного ребенка или ребенка из низшего сословия с его собственным. Тем не менее, события происходят в результате действий, предпринимаемых для их предотвращения: часто отказ от детей приводит в движение цепочку событий.

Греческий

В греческой литературе «пророк» определяется как «тот, кто говорит за другого».

Эдип в руках Форбаса.

Самый известный пример из греческой легенды - это пример Эдипа. Предупрежденный, что его ребенок однажды убьет его, Лай бросил своего новорожденного сына Эдипа умирать, но Эдип был найден и воспитан другими, и, таким образом, в неведении о его истинном происхождении. Когда он вырос, Эдипа предупредили, что он убьет своего отца и женится на матери. Полагая, что его приемные родители были его настоящими родителями, он покинул свой дом и отправился в Грецию, в конечном итоге достигнув города, где жили его биологические родители. Там он подрался с незнакомцем, своим настоящим отцом, убил его и женился на его вдове, настоящей матери Эдипа.

Хотя легенда о Персее начинается с пророчества о том, что он убьет своего деда Акрисия, и его оставления с матерью Данаи, пророчество сбывается только в некоторых вариантах. В некоторых случаях он случайно пронзает своего деда на соревновании - поступок, который мог произойти независимо от ответа Акрисия на пророчество. В других вариантах его присутствие в играх объясняется тем, что он слышал пророчество, так что его попытка уклониться от него действительно приводит к исполнению пророчества. В третьих, Акрисий - один из гостей свадьбы, когда Полидект пытался заставить Данаю выйти за него замуж, и когда Персей обращает их в камень Голова Горгоны ; Поскольку Полидект влюбился в Данаю, потому что Акрисий оставил ее в море, а Персей убил Горгону в результате попытки Полидекта избавиться от сына Данаи, чтобы он мог жениться на ней, пророчество сбылось в этих вариантах.

Греческая историография предлагает знаменитый вариант: когда лидийский царь Крез спросил Дельфийского оракула, следует ли ему вторгнуться в Персию, пришел ответ, что если он это сделает, то он разрушить великое королевство. Предполагая, что это означало, что он добьется успеха, он атаковал - но разрушенное им королевство было его собственным. В таком примере пророчество побуждает кого-то к действию, потому что он вынужден ожидать благоприятного результата; но он достигает другого, катастрофического результата, который, тем не менее, исполняет пророчество.

Когда было предсказано, что Кронос будет свергнут своим сыном и узурпирует его трон в качестве Царя богов, Кронос съел своих детей вскоре после их рождения. Когда родился Зевс, Кроносу помешала Рея, которая вместо этого дала ему в пищу камень, послав Зевса на воспитание Амальтеей. Попытка Кроноса избежать пророчества сделала Зевса его врагом, что в конечном итоге привело к его исполнению.

Роман

Ромул и Рем, воспитанные волчицей

История Ромула и Рема - еще один пример. По легенде, мужчина сверг своего брата, царя. Затем он приказал утопить двух своих племянников, Ромула и Рема, опасаясь, что когда-нибудь они убьют его, как он убил своего брата. Мальчиков поместили в корзину и бросили в реку Тибр. Волк нашел младенцев, и она вырастила их. Позже пастух нашел близнецов и назвал их Ромул и Рем. Подростками они узнали, кто они такие. Они убили своего дядю, исполнив пророчество.

Арабский

Вариантом самоисполняющегося пророчества является самореализующийся сон, восходящий к средневековой арабской литературе. В нескольких рассказах Тысячи и одной ночи, также известных как Арабские ночи, это устройство используется для предсказания того, что должно произойти, как особой формы литературного пролепсиса.. Ярким примером является «Разрушенный человек, который снова стал богатым во сне », в котором человеку во сне сказано, что он должен покинуть свой родной город Багдад и отправиться в Каир, где он узнает, где находится какое-то спрятанное сокровище. Мужчина едет туда и переживает несчастье, потеряв веру в пророчество, попадает в тюрьму, где рассказывает свой сон офицеру полиции. Офицер высмеивает идею дурных снов и рассказывает главному герою, что ему самому приснился дом с внутренним двором и фонтаном в Багдаде, где под фонтаном зарыты сокровища. Мужчина признает это место своим собственным домом, и после того, как он выходит из тюрьмы, он возвращается домой и выкапывает клад. Другими словами, зловещий сон не только предсказал будущее, но именно сон стал причиной его предсказания. Вариант этой истории позже появляется в английском фольклоре как «Торговец из Сваффхэма ".

Другой вариант самоисполняющегося пророчества можно увидеть в« Повесть об Аттафе ", где Харун аль-Рашид консультируется со своей библиотекой (Дом мудрости ), читает случайную книгу," смеется и плачет и отпускает верного визиря "Джафар ибн Яхья с глаз долой. Джафар" встревоженный и расстроенный бежит из Багдада и погружается в серию приключений в Дамаске с участием Аттафа и женщины, которую Аттаф в конце концов женится ». Вернувшись в Багдад, Джафар читает ту же книгу, которая заставила Харуна смеяться и плакать, и обнаруживает, что в ней описываются его собственные приключения с Аттафом. Другими словами, чтение книги Харуном спровоцировало приключения описана в книге. Это ранний пример обратной причинности. В XII веке эту сказку перевел на латынь Петрус Альфонси и включен в его Disciplina Clericalis. В 14 веке версия этой сказки также появляется в Gesta Romanorum и Джованни Боккаччо Декамерон.

Индуизм

Пророки люди, исповедующие эту религию, считаются высокопоставленными, они имеют самый высокий рейтинг в классовой системе, и в их честь строятся религиозные храмы или святыни. В индуистской религии считается, что пророки могут предсказывать будущее благодаря тому, что они переживают в «настоящем» времени. Многие из этих пророков действуют как «спасители» и «восстанавливают справедливость в мире».

Кришна играет на флейте с Радхой.

Самоисполняющиеся пророчества появляются на классическом санскрите. литература. В истории Кришны в индийском эпосе Махабхарата, правителя Матхура царства Канса, боясь пророчества, предсказывающего его смерть от рук его сестры сына Деваки, бросил ее в тюрьму, где он планировал убить всех ее детей при рождении. После убийства первых шести детей и очевидного выкидыша Деваки седьмого, родился Кришна (восьмой сын). Поскольку его жизнь была в опасности, его тайно вывезли на воспитание приемные родители Яшода и Нанда в деревне Гокула. Спустя годы Канса узнал о побеге ребенка и продолжал посылать различных демонов, чтобы положить ему конец. Демоны были побеждены Кришной и его братом Баларамой. Кришна, будучи молодым человеком, вернулся в Матхуру, чтобы свергнуть своего дядю, а Канса в конце концов был убит своим племянником Кришной. Это произошло из-за попыток Кансы предотвратить пророчество, которое привело к его исполнению, тем самым исполнив пророчество.

русский

Олег Новгородский был варяжским князем, правившим русов в начале X века. Как говорится в старых восточнославянских летописях, языческие жрецы пророчествовали, что жеребец Олега станет причиной смерти Олега. Чтобы избежать этого, он отослал лошадь. Много лет спустя он спросил, где его лошадь, и ему ответили, что она умерла. Он попросил показать останки, и его отвели к месту, где лежали кости. Когда он коснулся черепа лошади сапогом, из черепа выскользнула змея и укусила его. Олег умер, исполнив пророчество. В Первичной летописи Олег известен как Пророк, иронично ссылаясь на обстоятельства своей смерти. Историю романтизировал Александр Пушкин в своей знаменитой балладе «Песня о мудром Олеге». В скандинавских традициях эта легенда жила в саге Орвар-Одд.

европейских сказок

Многие сказки, такие как Дьявол с тремя золотыми волосами, Рыба и кольцо, История трех чудесных нищих или Король, который будет сильнее судьбы, вращаются вокруг пророчества о том, что бедный мальчик жениться на богатой девушке (или, реже, на бедной девушке богатого парня). Это рассказ типа 930 в схеме классификации Аарна – Томпсона. Усилия отца девочки предотвратить это - причина, по которой мальчик женится на ней.

Еще одна сказка происходит со старшими детьми. В языке птиц отец заставляет своего сына сказать ему, что говорят птицы: что отец будет слугой сына. В Баран отец заставляет свою дочь рассказать ему свой сон: что ее отец будет держать кувшин, чтобы она вымыла руки. Во всех подобных сказках отец принимает ответ ребенка как доказательство недоброжелательность и отпугивает ребенка; это позволяет ребенку измениться, так что отец не узнает свое собственное потомство позже и поэтому предложит действовать как слуга ребенка.

В некоторых вариантах Спящей красавицы, таких как Солнце, Луна и Талия, сон вызван не проклятием, а пророчеством, что она будет подвергаться опасности из-за льна (или конопли) приводит к королевскому приказу удалить весь лен или коноплю из замка, что приводит к ее незнанию опасности и ее любопытству.

Шекспир

Макбет Шекспира - еще один классический пример самоисполняющегося пророчества. Три ведьмы дают Макбету пророчество о том, что Макбет в конечном итоге станет королем, но после этого потомки его лучшего друга будут править вместо его собственного. Макбет пытается сделать первую половину правдой, пытаясь сохранить свою родословную на троне, а не своего друга. Вдохновленный пророчеством, он убивает короля и его друга, чего он, возможно, никогда бы не сделал раньше. В конце концов, злые действия, которые он совершил, чтобы избежать наследования по чужой родословной, убили его в революции.

Более позднее пророчество первого появления ведьм о том, что Макбет должен «Остерегаться Макдуфа», также является самоисполняющимся пророчеством. Если бы Макбету не сказали об этом, он, возможно, не расценил бы Макдуфа как угрозу. Следовательно, он не убил бы семью Макдуфа, и Макдуф не стал бы мстить и не убил Макбета.

Современное

Художественная литература

Подобно Эдипу выше, более современным примером может быть Дарт Вейдер из фильмов «Звездные войны» или Лорд Волан-де-Морт во франшизе Гарри Поттер и Большая тройка в Перси Джексон и олимпийцы - каждый пытался предпринять шаги, чтобы предотвратить действия против них, которые, как было предсказано, могут привести к их падению, но вместо этого создали условия, ведущие к этому.

Другой, менее известный, современный пример произошел с персонажем Джоном Митчеллом на BBC Three в фильме Быть человеком. В телесериале Disney Это так, Рэйвен звезды Рэйвен-Симоне в качестве главного героя, способного заглядывать в будущее в странной ситуации. Крайние шаги, предпринимаемые персонажем для предотвращения ситуации, почти всегда приводят к ней. В серии книг Джорджа Мартина Песнь льда и огня, Серсея Ланнистер убивает своего друга, услышав пророчество от Лягушки Мэгги, что сказал друг скоро умрет.

Песня "Iron Man" британской хэви-метал группы Black Sabbath следует истории самореализующегося пророчества.

Новая мысль

Закон притяжения - типичный пример самоисполняющегося пророчества. Это название, данное вере в то, что «подобное притягивает подобное» и что, сосредотачиваясь на положительных или отрицательных мыслях, можно добиться положительных или отрицательных результатов. Согласно этому закону, все вещи создаются сначала воображением, которое приводит к мыслям, а затем к словам и действиям. Задуманные мысли, слова и действия влияют на чьи-то намерения, что приводит к достижению ожидаемого результата. Хотя в некоторых случаях положительное или отрицательное отношение может привести к соответствующим результатам (главным образом, эффекты плацебо и ноцебо ), у закона притяжения нет научной основы.

Спорт

В канадском хоккее с шайбой игроки младшей лиги отбираются на основе навыков, координации движений, физической зрелости и других индивидуальных критериев. Однако психолог Роберт Барнсли показал, что в любой элитной группе хоккеистов 40% рождаются в период с января по март по сравнению с примерно 25%, как предсказывает статистика. Объяснение заключается в том, что в Канаде ограничение права на участие в хоккее по возрасту наступает 1 января, а игроки, родившиеся в первые месяцы года, старше на 0–11 месяцев, что в предподростковом возрасте отбора (девять или более лет). десять) проявляется в важном физическом преимуществе. Выбранные игроки подвергаются более высокому уровню обучения, играют больше игр и имеют лучших товарищей по команде. Эти факторы заставляют их действительно стать лучшими игроками, исполняющими пророчество, в то время как реальным критерием отбора был возраст. Тот же эффект относительного возраста был замечен в бельгийском футболе после 1997 года, когда начало года отбора было изменено с 1 августа на 1 января.

В 2008 году исследователи опубликовали исследование как самоисполняющееся пророчество повлияло на коучинг. В исследовании участвовали баскетболисты колледжа и их тренеры. Используя CBAS и CDAS (систему оценки тренерского поведения и систему описательного анализа Коула), исследователи проанализировали баскетболистов и тренеров. Они также использовали анкету для сбора данных о баскетболистах колледжа. Основным компонентом, проанализированным в этом исследовании, является обратная связь, которую давали тренеры, и то, как игроки воспринимали эту обратную связь. Основываясь на результатах исследования, исследователи определили, что главные тренеры давали более предвзятую обратную связь, в то время как помощники тренеров давали более критические отзывы. Это было связано с тем, что когда главные тренеры давали игрокам «обратную связь», игроки совершали больше ошибок по сравнению с помощниками тренеров. Кроме того, исследователи обнаружили, что спортсмены, от которых ожидали хороших результатов, часто действительно положительно воспринимали своих тренеров, в то время как баскетболисты из колледжей, от которых не ожидали таких хороших результатов, часто относились к своим тренерам более негативно.

Исследователь Хелен Браун опубликовали результаты двух экспериментов, проведенных на спортсменах, в отношении влияния на них средств массовой информации. В первом эксперименте спортсмены были помечены и распределены по категориям. Во время эксперимента репортер СМИ высказал свои ожидания от спортсмена, которые были либо хорошими, либо плохими, либо нейтральными. В результате этого первого эксперимента был сделан вывод, что на результативность спортсмена повлияло как хорошее, так и плохое влияние, когда они услышали, как СМИ воспринимают и оценивают свои выступления. Второй эксперимент проводился в 2012 году в Лондоне. Разница между экспериментом два и экспериментом один состоит в том, что это произошло лицом к лицу. Ключевыми компонентами, изучаемыми у спортсменов, были их мыслительный процесс, а также их ответы на эти ожидания, которые СМИ строили в отношении них. В результате второго проведенного эксперимента был сделан вывод, что средства массовой информации действительно влияют на спортсменов, они влияют на их суждения, их мыслительный процесс и могут даже иметь опасное и разрушительное воздействие на некоторых спортсменов. Это показывает, что самоисполняющееся пророчество исполнилось, потому что, когда спортсмен и репортер СМИ встретились лицом к лицу, и репортер СМИ начал заявлять о своих ожиданиях, которые они ожидают от спортсмена, они смогли «повлиять на познание спортсмена».

Причинная петля

Самоисполняющееся пророчество может быть формой причинной петли. Предопределение не обязательно связано с сверхъестественной силой и может быть результатом других механизмов «безошибочного предвидения». Проблемы, возникающие из непогрешимости и влияющие на будущее, исследуются в парадоксе Ньюкомба. Известный вымышленный пример самоисполняющегося пророчества встречается в классической пьесе Царь Эдип, в которой Эдип становится царем Фив, в то время как в процессе невольно исполняется пророчество о том, что он убьет своего отца и женится на матери. Само пророчество служит толчком для его действий и, таким образом, сбывается. В фильме 12 обезьян широко рассматриваются темы предопределения и комплекс Кассандры, где главный герой, который путешествует во времени, объясняет, что он не может изменить прошлое.

См. также

Примечания

Дополнительная литература

  • Сэйерс, Дороти Л.: Простой Эдип: свобода и судьба в фольклоре и художественной литературе.
Последняя правка сделана 2021-06-07 09:23:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте