Самоотречение (связано, но отличается от самоотречения или самопожертвование ) - это акт избавления от себя, как в случае с альтруистическим воздержанием - готовностью отказаться от личные удовольствия или личные испытания в поисках большего блага для другого. Различные религии и культуры придерживаются разных взглядов на самоотречение, одни считают это положительной чертой, а другие - отрицательной. По мнению некоторых протестантов, самоотречение считается сверхчеловеческой добродетелью, доступной только через Иисуса. Некоторые критики самоотречения предполагают, что самоотрицание может привести к ненависти к себе.
Имеются доказательства того, что короткие периоды голодания, отказа от еды, могут быть полезны для здоровья в определенных ситуации. Самоотречение иногда связано с тормозящим контролем и эмоциональной саморегуляцией, положительные стороны которых рассматриваются в этих статьях. По мере того, как люди привыкают к материальным благам, они часто испытывают гедонистическую адаптацию, в результате чего они привыкают к более тонким вещам и менее склонны наслаждаться повседневными удовольствиями. Дефицит может побудить людей сосредоточиться на более глубоком наслаждении опытом, что увеличивает счастье.
Другие утверждают, что самоотречение предполагает избегание и сдерживание счастья и приятные переживания от самого себя, которые только вредят другим людям. Некоторые утверждают, что это форма микро- самоубийства, поскольку оно угрожает физическому здоровью, эмоциональному благополучию или личным целям человека.
Самоотречение может составлять важный элемент религиозной практики в различных системах верований. Примером может служить самоотречение, за которое выступают несколько христианских конфессий, которые, как полагают, являются средством достижения счастья и более глубокого религиозного понимания, иногда описываемого как «стать истинным последователем Христа». Основа самоотречения в христианском контексте основана на признании высшей данной Богом воли, которой практикующий христианин предпочитает придерживаться и ставить во главу угла свою волю или желания. В повседневной жизни это может выражаться в отказе от определенных физически приятных, но с религиозной точки зрения неприемлемых занятий, иногда называемых «желаниями плоти», которые, например, может повлечь за собой определенные сексуальные практики и чрезмерное увлечение едой или питьем. В христианской вере Иисус часто упоминается как положительный пример самоотречения как в отношении поступков, совершенных при его жизни, так и в отношении жертвы, приписываемой его смерти.
Самоотречение у женщин связано с культурными определениями женственности, которые женщины усвоили до такой степени, что самоотречение Отречение стало основой опыта женщин. Джудит Пласкоу заметила это и утверждала, что это больше связано с женщинами, чем с мужчинами, потому что они должны были следовать этой христианской добродетели из-за своего вреда. Женщины рассматриваются с точки зрения семьи, и самоотречение отодвигает все вещи, с которыми женщины когда-то сталкивались, в сторону, чтобы они могли быть привержены своему браку и семье. То, как изображают женщин, не сильно изменилось за эти годы, потому что патриархальная перспектива продолжает присутствовать. Из-за самоотречения женщины должны жертвовать своими интересами и целями, чтобы удовлетворить не только семейные, но и социальные нормы. Им не разрешают быть независимыми, но тем более они оказываются в ловушке того, кем они должны быть. Однако у мужчин дело обстоит иначе.
Мужественность связана с самоотречением в мужской перспективе. Мужское самоотречение является одновременно источником экзистенциального отчуждения мужчин и частью инфраструктуры мужской власти. Когда люди проходят через самоотречение, это интерпретируется как самосовершенствование, как сказано в книге Мужественность, в которой они подчеркивают самоотречение по сравнению с изображением цели Супермена в «Что не убивает. «я делает меня сильнее».
Однако психологические различия между мужчинами и женщинами часто оспариваются исследователями.