Эмоции застенчивости, например вина, смущение и гордость - это различные социальные эмоции, связанные с нашим самоощущением и нашим осознанием реакций других на нас.
На втором году жизни начинают появляться новые эмоции, когда дети приобретают понимание того, что они сами являются сущностями, отличными от других людей, и начинает развивать чувство собственного достоинства. К этим эмоциям относятся:
эмоции самосознания, как было показано, имеют социальные преимущества. К ним относятся такие области, как укрепление социального поведения и исправление социальных ошибок. Также возможно исследование, предполагающее, что отсутствие застенчивых эмоций является одной из причин плохого поведения.
У них есть пять отличительных черт, которые отличают их от других эмоций
Эмоции самосознания относятся к последним эмоциям, которые необходимо развивать. Это происходит по двум причинам:
Такие эмоции, как радость, страх и печаль, можно собрать, полагаясь только на лицо человека. Однако застенчивые эмоции в большей степени затрагивают не только лицо, но и тело (Дарвин, 1965). Это означает, что когда люди пытаются изучить застенчивые эмоции, у них есть чем заняться, что затрудняет их понимание.
Из-за природы этих эмоций они могут начать формироваться только тогда, когда у человека появится способность самооценивать свои действия. Если человек решает, что именно он стал причиной возникновения ситуации, он затем должен решить, была ли ситуация успешной или неудачной, на основе накопленных социальных норм, а затем приложить соответствующее чувство самосознания (Weiner, 1986). Это сложный когнитивный навык, для овладения которым требуется время.
Как уже говорилось, застенчивые эмоции сложны и труднее выучить, чем базовые эмоции, такие как счастье или страх. Эта предпосылка также имеет биологическую подоплеку.
Дегенерация лобно-височной доли (FTLD) - нейродегенеративное заболевание, которое поражает мозг избирательно в лобной доле, височной доле и миндалине. Пациенты, страдающие FTLD, предлагают информацию о биологической сложности, связанной с генерацией застенчивых эмоций. С помощью эксперимента со вздрагиванием (где пациенты и участники контрольной группы подвергаются неожиданному и громкому звуку) было показано, что люди, страдающие СДВП, проявляют и испытывают основные негативные эмоции, которые, как ожидается, связаны с поразительными звуками. Однако у них значительно меньше признаков переживания застенчивых эмоций по сравнению с контрольными группами. Это происходит из-за подавления смущения, вызванного повреждением мозга (Sturm Rosen, 2006).
Способность проявлять основные эмоции при отсутствии способности выполнять более сложные эмоции самосознания демонстрирует, что эмоции самосознания биологически труднее выполнять, чем обычные эмоции. Пациенты с ЛВП, как правило, испытывают трудности в социальных ситуациях (Sturm Rosen, 2006). Это снова связано с их неспособностью адекватно проявлять застенчивые эмоции.
Обретение способности проявлять застенчивые эмоции может быть относительно трудным, но приносит пользу. Основные преимущества - это социальная гармония и социальное исцеление.
Считается, что самосознательные эмоции по-разному способствуют социальной гармонии. Во-первых, это способность укреплять социальные нормы. Это делается так же, как и в случае оперантного кондиционирования. Хорошее поведение в ситуациях при соблюдении социальных норм может вызвать гордость. Это приятно, поэтому побуждает повторить такое поведение. Одинаковая результативность в ситуации без соблюдения социальных норм может вызывать у людей чувство смущения. Это неприятно, и в будущем обычно этого избегают. Примером этого является исследование (Brown, 1970), в котором участникам было показано, как избежать чувства смущения вместо финансовой выгоды.
Осознанные эмоции делают возможным социальное исцеление. Когда человек совершает социальную ошибку, чувство вины или смущения меняет не только настроение человека, но и его язык тела. В этой ситуации человек выдает невербальные знаки подчинения, и это, как правило, с большей вероятностью встретит прощение. Это было показано в исследовании, в котором актеры опрокидывали полку супермаркета (Semin Manstead, 1982). Те, кто вёл себя смущённо, были встречены более благосклонно, чем те, кто отреагировал нейтрально.
Изначально застенчивые эмоции рассматривались как неприятные и являющиеся частью внутренней борьбы. Однако сейчас взгляды на это изменились. Существует тесная связь между способностью человека регулировать свое поведение надлежащим образом и проблемами, связанными с его эмоциями самосознания. Школа смогла составить список мальчиков, которые были классифицированы как «склонные к агрессии и преступному поведению». Когда эти мальчики сдали интерактивный тест на IQ, они получали более высокие баллы по гневу по сравнению с обычными мальчиками в школе. У них также был меньше баллов по ощущениям смущения (Keltner, 1995).
Следует проявлять осторожность в отношении этих исследований. Хотя результаты становятся все более надежными, из-за большого количества различных переменных будет трудно когда-либо прийти к выводу о том, что плохое поведение вызвано этими недостатками. Трудность состоит в том, что создать в лаборатории подходящую среду, в которой не только возникали бы самосознательные эмоции, но и можно было бы адекватно измерить, - это трудность.