A седер (множественное число: седарим ) является частью библейской книги в масоретском тексте на иврите Библия.
Текст Торы разделен примерно на 150 седаримов, хотя источники расходятся во мнениях о точном количестве. В разных текстах записано 141, 154 или 167 седарим.
Разделение Торы на седарим связано с палестинской еврейской традицией трехлетнего цикла по Чтение Торы. Вавилонский Талмуд утверждает, что у евреев в Израиле был обычай читать Тору в трехлетнем цикле.
Книги из Невиим и Кетувим также делятся на седарим. В отличие от парашота (еще одно подразделение библейских книг в масоретском тексте, которое обозначено различными техниками интервалов), которые являются тематическими разделами текста, разделение, указанное седаримами, в основном количественное. В тиберийских мазоретских рукописях это отмечено на полях. В этой части 293 седарима, то есть числа рабочих дней в году, некоторые люди читают эти 293 седарима в дополнение к парашаху и заполняют всю Библию каждый год.
Седарим редко используются в наше время. Вавилонская традиция завершения Торы в рамках годового цикла стала доминирующей традицией, и в конечном итоге палестинский цикл чтения вообще перестали использоваться. Это сделало седарим литургически устаревшими.
Кроме того, использование разделов глав Библии сделало седарим ненужными в качестве структурных подразделений в тексте.
Сегодня несколько изданий Библии отмечают седарим. Хотя Biblia Hebraica Stuttgartensia отмечает их на полях.
В своем смысле как часть циклического публичного чтения библейской книги, этот термин также используется для обозначения Еженедельной части Торы. В этом смысле его часто называют сидра (множественное число сидрот) от одного корня.