Секуляризм во Франции

редактировать
Разделение церкви и государства во Франции Девиз Французской республики на тимпане церковь в Aups, департамент Вар, который был построен после принятия закона 1905 года о разделении государства и церкви. Такие надписи на церкви очень редки; этот был восстановлен в 1989 г. во время двухсотлетия Французской революции.

секуляризма (французский : laïcité, из laïc, из латинского lāicus, заимствованного из греческого λᾱϊκός lāïkós «народа», от λᾱός lāós «народ» с суффиксом -ité «-ity») является конституционным принцип Франции. Статья 1 Конституции Франции обычно интерпретируется как препятствующая участию религиозных организаций в государственных делах, особенно религиозному влиянию при определении государственной политики; он также запрещает участие государства в религиозных делах и, в частности, запрещает влияние правительства на определение религии. Секуляризм во Франции не исключает права на свободное исповедание религии.

Французский секуляризм имеет долгую историю. В течение последнего столетия политика французского правительства основывалась на французском законе 1905 г. о разделении церквей и государства, который, однако, не применяется в Эльзасе и Мозель.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Текущее состояние
  • 3 Влияние на другие страны
    • 3,1 Квебек (Канада)
    • 3,2 Мексика
    • 3,3 Швейцария
    • 3,4 Турция
  • 4 Контраст с Соединенными Штатами
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История

Секуляризм - это концепция, уходящая корнями в Французскую революцию, поскольку он начал развиваться со времен Третьей французской республики, после того, как республиканцы получили контроль над государством.

Слово laïcité использовалось с конца 19 века для обозначения свободы государственных учреждений, особенно начальных школ, от влияния католической церкви в странах, где она существовала. сохранила свое влияние в контексте процесса секуляризации. Сегодня это понятие распространяется и на другие религиозные течения.

Сторонники утверждают, что государственный секуляризм во Франции основан на уважении свободы мысли и свободы религии. Таким образом, отсутствие государственной религии и последующее разделение государства и церкви считается сторонниками такой свободы мысли. Сторонники утверждают, что лаицит отличается от антиклерикализма, который активно противостоит влиянию религии и духовенства. Laïcité полагается на разделение между частной жизнью, где приверженцы верят, что религия принадлежит, и общественной сферой, в которой каждый человек, по мнению приверженцев, должен выступать как простой гражданин равно всем остальным гражданам, без этнических, религиозных или иных особенностей. Согласно этой концепции, правительство должно воздерживаться от позиции по религиозной доктрине и рассматривать религиозные темы только с точки зрения их практических последствий для жизни жителей.

Сторонники утверждают, что непринужденность сама по себе не обязательно подразумевает какую-либо враждебность правительства по отношению к какой-либо религии. Лучше всего это описать как убеждение в том, что государственные и политические вопросы следует держать отдельно от религиозных организаций и религиозных вопросов (пока последние не имеют заметных социальных последствий). Это предназначено как для защиты правительства от любого возможного вмешательства со стороны религиозных организаций, так и для защиты религиозной организации от политических ссор и разногласий.

Критики laïcité утверждают, что это замаскированная форма антиклерикализма и ущемление прав личности на религиозное выражение, и что вместо поощрения свободы мысли и свободы религии оно мешает верующему соблюдать его или ее религию.

Другая критика заключается в том, что в странах, где исторически преобладала одна религиозная традиция, официальный отказ от любых позиций по религиозным вопросам благоприятствует доминирующей религиозной традиции соответствующей страны. Даже в нынешней Пятой Французской республике (1958–) школьные каникулы в основном следуют за христианским литургическим годом, который включает Рождество и праздничные дни, хотя пасхальные праздники были заменены весенними праздниками, которые могут включать или не включать Пасху, в зависимости от капризов литургического календаря. Тем не менее, школы уже давно предоставляют учащимся отпуск на важные праздники, в которых они не исповедуют большинство религий, и в меню питания, которое подают в средних школах, особое внимание уделяется обеспечению того, чтобы каждый религиозный наблюдатель мог соблюдать особые ограничения его религии в отношении питания.

Текущий статус

Принцип laïcité во Франции реализуется посредством ряда политик. Французскому правительству по закону запрещено признавать любую религию (за исключением устаревших статутов, таких как законы военных капелланов и местный закон в Эльзас-Мозель ). Вместо этого он признает религиозные организации в соответствии с формальными правовыми критериями, которые не касаются религиозной доктрины:

  • является ли единственная цель организации организовывать религиозную деятельность (так, например, что притворство религиозной организации не используется для уклонения от уплаты налогов )
  • , нарушает ли организация общественный порядок.

французские политические лидеры, хотя и никоим образом не запрещено делать религиозные высказывания, в основном воздерживаются от этого. аргументированные политические дебаты. Политическим лидерам не разрешается исповедовать какую-либо религию, и ожидается, что они будут отделять любые религиозные убеждения от своих политических аргументов. Кристин Бутин, которая открыто выступала на религиозных основаниях против законного семейного партнерства доступный независимо от пола партнеров, быстро стал предметом ночных комедийных шуток.

Этот термин первоначально был французским эквивалентом t термина миряне, то есть все, кто не духовенство. После Французской революции это значение изменилось и стало означать отделение религии от исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти.. Это включает запрет на исповедание государственной религии, а также на то, чтобы правительство поддерживало любую религиозную позицию, будь то религия или атеизм.

Хотя этот термин был распространен на протяжении всего XIX века, Франция не полностью отделяла церковь от государства до принятия своего закона 1905 года о разделении церквей и государства, запрещающего государство от признания или финансирования какой-либо религии. Понятие laïcité как правового принципа остается под вопросом, потому что оно никогда не определяется как таковое в тексте закона. В законе 1905 года о раздельном проживании не использовалось слово laïcité. Только в Конституции 1946 года (Конституция 1946 года, IVe République) это слово явным образом появилось как конституционный принцип, имеющий юридическую силу, но без дополнительных уточнений. Все религиозные постройки во Франции (в основном католические церкви, протестантские часовни и еврейские синагоги) стали собственностью городских советов. Теперь они обязаны содержать (часто исторические) здания, но не могут субсидировать религиозные организации, которые их используют. В областях, которые в то время были частью Германии и которые не вернулись во Францию ​​до 1918 года, некоторые договоренности о сотрудничестве церкви и государства все еще действуют сегодня (см. Эльзас-Мозель ).

Секуляризм является ключевым понятием французской конституции, статья 1 которой официально заявляет, что Франция является светской республикой («La France est une République неделимая, светская, демократическая и социальная».) Это, однако, не препятствует активной роли государства (Президент Республики, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел) в назначении католических епархиальных епископов - см. Соглашение Бриана-Черетти : Президент Французской Республики - единственный глава государства в мире (за исключением Папы), который все еще назначает католических епископов (в Страсбурге и Меце); кроме того, он является почетным каноном в нескольких соборах и базиликах, особенно в Архибазилике Святого Иоанна в Латерано, Соборе Папы. Многие считают, что сдержанность в отношении своей религии является необходимой частью французского. Это привело к частым разделениям с некоторыми иммигрантами-нехристианами, особенно с частью большого мусульманского населения Франции. Состоялись дебаты о том, есть ли какие-либо религиозные одежды или экспонаты отдельных лиц, такие как исламский хиджаб, сикхский тюрбан, (большие) христианские кресты и иудейские Звезды Давида и кипа должны быть запрещены в государственных школах. Такой запрет вступил в силу во Франции в 2004 году; см. Французский закон о светскости и заметных религиозных символах в школах. Весной 2011 года наблюдалось усиление непринужденности в больницах, за что выступил министр внутренних дел Клод Геан, и на государственной службе в целом официальное агентство по борьбе с дискриминацией la HALDE. Прервана одновременная трансляция традиционных протестантских и католических проповедей Великого поста (действующая с 1946 года). Ранее 6/7 января также прекращалась трансляция ночной литургии Русского православного Рождества.

Строгое разделение церкви и государства, которое началось с принятия закона 1905 года, превратилось в то, что некоторые религиозные лидеры рассматривают как «форму политической корректности, сделавшую включение религии в общественные дела главным табу». Бывший президент Саркози первоначально критиковал этот подход как «негативное laïcité» и хотел развить «позитивное laïcité», которое признает вклад веры во французскую культуру, историю и общество, допускает веру в общественный дискурс и правительственные субсидии для веры. основанные группы. Саркози видел в основных религиях Франции положительный вклад во французское общество. Он посетил папу в декабре 2007 года и публично признал христианские корни Франции, подчеркнув важность свободы мысли, утверждая, что вера должен вернуться в публичную сферу. В соответствии с взглядами Саркози на необходимость реформы laïcité, Папа Бенедикт XVI 12 сентября 2008 г. сказал, что пришло время вернуться к дебатам об отношениях между церковью и государством, отстаивая «здоровую» форму laïcité. Встречаясь с Саркози, он заявил: «Фактически, с одной стороны, принципиально важно настаивать на различии между политической сферой и сферой религии, чтобы сохранить как религиозную свободу граждан, так и ответственность государства по отношению к ним. их." Он продолжил: «С другой стороны, [важно] больше осознавать незаменимую роль религии в формировании сознания и вклад, который она может внести, среди прочего, в создание базового этического консенсуса. в обществе ».

Позже Саркози изменил свое мнение о месте религии во французском обществе, публично объявив паранджу « не приветствуемой »во Франции в 2009 году и поддержав закон, запрещающий ее, после которое в феврале 2010 года было совершено двумя грабителями в парандже, этническая принадлежность неизвестна, которые после входа в почтовое отделение сняли чадру. После мартовских выборов в местные органы власти в правящей партии UMP возникли серьезные разногласия по поводу целесообразности проведения дебатов о непринужденности по желанию президента Республики. 30 марта в «Ла Круа» появилось письмо, подписанное представителями шести религиозных организаций, против уместности таких дебатов.

11 апреля 2011 г. при решительной поддержке политических партий, а также Саркози был принят закон, запрещающий прятать лицо в общественных местах, что затронуло несколько тысяч женщин во Франции, носящих никаб и паранджа.

Ученый Оливье Рой утверждал, что запреты на буркини и светская политика Франции спровоцировали религиозное насилие во Франции, к которому Жиль Кепель ответил, что Великобритания, у которой нет такой политики, все же пострадала от большего количества атак в 2017 году, чем Франция.

Влияние на другие страны

Другие страны следовали французской модели, имея формы секуляризма - примеры включают Албанию, Мексику и Турцию.

Квебек (Канада)

Публичный дискурс в Квебеке, единственной преимущественно франкоговорящей провинции Канады, испытал большое влияние секуляризмом Франции с 1960-х годов. До этого Квебек считался очень соблюдающим католическим обществом, где католицизм был де-факто государственной религией. Затем Квебек пережил период быстрой секуляризации, который получил название Тихая революция. Квебекские политики склонны придерживаться более французского понимания секуляризма, чем остальная часть Канады, которая похожа на Соединенные Штаты. Это стало очевидным в ходе дебатов о том, что составляет «разумное приспособление » религиозных меньшинств.

В сентябре 2013 года правительство Квебека предложило Законопроект 60, «Хартия, подтверждающая ценности государственного секуляризма и религиозного нейтралитета, а также равенства между мужчинами и женщинами и обеспечивающая основу для запросов о размещении». Законопроект изменяет провинциальный закон о правах человека, запрещая государственным служащим носить предметы, явно указывающие на религиозные предпочтения. Такой закон больше всего затронет людей-мусульманок, носящих хиджаб, мужчин-евреев, носящих кипу, и мужчин-сикхов (или женщин), носящих тюрбан.. Сотрудники, которые не соблюдают закон, будут уволены с работы. Партия, предложившая законопроект, Parti Québécois, на выборах 2014 года потерпела поражение от Либеральной партии Квебека (которая получила большинство мест), которая выступила против этого законопроекта. В результате счет считается «мертвым».

В 2019 году правительство премьер-министра Франсуа Лего CAQ приняло законопроект 21, закон о секуляризме, запрещающий государственным должностным лицам, занимающим принудительные должности, ношение или демонстрация любых религиозных символов. Однако размещение религиозных символов в государственных учреждениях, например в больницах, будет оставлено на усмотрение каждой администрации. Чтобы опровергнуть обвинения в лицемерии, распятие в Национальном собрании Квебека также было снято.

Мексика

Французское либеральное отношение повлияло на Конституцию Мексики, несмотря на католическую церковь сохранять сильное влияние. В марте 2010 года депутаты палаты представили закон о внесении поправок в Конституцию, чтобы сделать мексиканское правительство формально «laico», что означает «мирянин» или «светский». Критики этого шага говорят, что «контекст, окружающий поправку, предполагает, что это может быть шагом назад к религиозной свободе и истинному отделению церкви от государства».

По пятам за громким протестом церкви против легализации абортов а также однополые союзы и усыновления в Мехико, «вместе с некоторыми заявлениями его сторонников, предполагает, что это может быть попыткой подавить способность католической церкви участвовать в дебатах о государственной политике». Мексика имеет историю религиозных подавлений и преследований. Критики поправки отвергают идею о том, что «утилитаристы, нигилисты, капиталисты и социалисты - все могут использовать свою философию в общественной жизни, но католики (или религиозные меньшинства) должны проверять свою религию у дверей» в своего рода «секундном». классовое гражданство », которое они считают не чем иным, как религиозной дискриминацией.

Швейцария

Турция

В Турции сильная позиция секуляризма (« Лайклик » in Турецкий ) господствовал с Мустафы Кемаля Ататюрка турецкой революции в начале 20 века. 3 марта 1924 года Турция устранила систему халифата и постепенно после этого все религиозное влияние со стороны государства. Суннитский ислам, религия большинства, в настоящее время контролируется правительством Турции через Департамент по делам религий и финансируется государством, в то время как другие религии или секты независимы в религиозных вопросах. Исламские взгляды, которые считаются политическими, подвергаются цензуре в соответствии с принципом секуляризма.

Эта система турецкого лояльности пронизывает как правительство, так и религиозную сферу. Содержание еженедельных проповедей во всех мечетях, финансируемых государством, должно быть одобрено государством. Также незаконны независимые суннитские общины. Религии меньшинств, такие как армянское или греческое православие, гарантированы конституцией как индивидуальные конфессии и в большинстве своем допускаются, но эта гарантия не дает никаких прав каким-либо религиозным общинам, включая мусульманские. Турция считает, что Лозаннский договор дает определенные религиозные права евреям, грекам и армянам, но не, например, Сирийско-православные или католики, потому что последние не играли никакой политической роли во время договора. Однако Лозаннский договор не определяет национальность или этническую принадлежность, а просто определяет немусульман в целом.

Недавно желание восстановить греческую православную семинарию на острове Хейбели недалеко от Стамбула стало политическим вопросом в связи с вступлением Турции в ЕС. ЕС считает такой запрет подавлением свободы вероисповедания. Однако указывается, что если греческому православию разрешат вновь открыть школу, оно станет единственной религией в Турции с правом на независимую религиозную школу. Недавние попытки консервативного правительства объявить вне закона прелюбодеяние вызвали протест в Турции и были восприняты как попытка узаконить исламские ценности, но другие отмечают, что закон был направлен на борьбу с полигамией, которая все еще распространен в сельской местности, хотя и не признан юридически.

Контраст с Соединенными Штатами

В Соединенных Штатах Первая поправка к Конституции содержит аналогичную федеральную концепцию, хотя термин " мирянство »не используется ни в Конституции, ни где-либо еще, а фактически используется как термин, противопоставляющий европейский секуляризм американскому секуляризму. Эта поправка включает пункты, запрещающие как вмешательство правительства Конгресса в «свободное исповедание» религии, так и законы Конгресса, касающиеся установления религии. Первоначально это мешало федеральному правительству вмешиваться в государственные религии. Но после 14-й поправки суды посчитали, что эти статьи применяются как к федеральному правительству, так и к правительству штата. Считается, что вместе «положение о свободе осуществления» и «положение о создании» обеспечивают «разделение церкви и государства ».

Однако разделение не распространяется на запрет религиозного поведения в общественных местах или со стороны государственных служащих. Государственные служащие, включая президента США, часто провозглашают религиозную веру. Заседания обеих палат Конгресса США и законодательных собраний большинства штатов обычно открываются молитвой служителя той или иной веры, а также многих, если не большинства политиков и высокопоставленных государственных служащих в Вашингтоне, округ Колумбия посещать ежегодную римско-католическую красную мессу в соборе святого апостола Матфея независимо от своих личных религиозных убеждений. В отличие от Франции, ношение религиозных знаков различия в государственных школах в основном не вызывает споров с точки зрения закона и культуры в США; в основном возникают разногласия, когда рассматриваемая практика потенциально опасна (например, ношение сикхского ножа в общественных местах), и даже тогда проблема обычно решается в пользу разрешения практики. Кроме того, правительство США рассматривает религиозные учреждения как некоммерческие организации, освобожденные от налогов, с учетом ограничений на их участие в политической жизни. Более того, в вооруженные силы входят религиозные священники, оплачиваемые государством, для удовлетворения духовных потребностей солдат. Однако, в отличие от Европы, правительство не может отображать религиозные символы (такие как крест) в государственных школах, судах и других государственных учреждениях, хотя делаются некоторые исключения (например, признание религиозного праздника культурной группы). Кроме того, Верховный суд США запретил любую деятельность в государственных школах и других государственных учреждениях, которая может рассматриваться как одобрение религии правительством.

Французский философ и Соавтор Всеобщей декларации прав человека соавтор проекта Жак Маритен, набожный католик и критик французского laïcité, отметил различие между моделями, обнаруженными во Франции и в Соединенных Штатах середины двадцатого века. Он считал американскую модель того времени более дружелюбной, потому что в ней были «четкие различия и реальное сотрудничество» между церковью и государством, что он назвал «историческим сокровищем», и предостерег Соединенные Штаты: «Пожалуйста, Господи, чтобы вы сохранили ее. внимательно, и не позволяйте вашей концепции разделения отклоняться от европейской ».

См. также
  • значок Религиозный портал
  • значок Политический портал
N otes
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с секуляризмом во Франции.
Последняя правка сделана 2021-06-07 08:31:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте