Светское язычество или гуманистическое язычество - это мировоззрение, которое поддерживает добродетели и принципы, связанные с язычеством, сохраняя при этом светское мировоззрение. Подходы к светскому язычеству различаются, но могут включать уважение к живым существам и самой Земле, отвергая веру в божества. Светские язычники могут признать богинь / богов полезными метафорами для различных жизненных циклов или переосмыслить магию как чисто психологическую практику.
По мере христианизации Европы Отцы Церкви регулярно секуляризировали языческие божества и мифы с помощью евгемеризма, практики, в которой божества интерпретируются как исторические фигуры, которым в какой-то момент поклонялись как боги. Климент Александрийский резюмировал подход в Cohortatio ad gentes, обращаясь к язычникам: «Те, кому вы поклоняетесь, когда-то были такими же людьми, как вы» <51.>
В XVIII веке появилось значительное количество работ, направленных на «раскрытие» концепций древнего мира, в том числе языческих богов. Это породило рационалистические и атеистические интерпретации древних мифологических концепций, и древние тексты иногда читались так, как если бы они были написаны современниками философами Просвещения, обсуждая те же темы, что и они из той же гуманистической точки зрения.
Некоторые приверженцы современного язычества разработали атеистический, гуманистический или светский подходы, в которых учитываются важные аспекты языческого мировоззрения, но божества не почитаются как реальные или сверхъестественные существа. Эти подходы принимают самые разные формы.
В XIX веке французский писатель Луи Менар использовал термин «мистическое язычество» для своей попытки создать замену организованной религии, в которой он использовал гуманистический подход, чтобы признать важность символов и иррационального. Эта концепция оказала значительное влияние на поэта Леконта де Лиля и парнасское движение.
Некоторые языческие возрожденцы вдохновлены Карлом Юнгом. теории о архетипах и коллективном бессознательном. Юнг обращался с эзотерическими и мифологическими предметами в светской и научной манере, но не пренебрежительно.
Биолог Андреас Вебер продвигает то, что он называет «поэтической экологией» и «поэтическим материализмом». Это стало источником вдохновения для таких людей, как Хенрик Халлгрен из Шведской Ассамблеи Форн Сед.
Безбожное язычество: голоса нетеистических язычников, американской антологии под редакцией Джона Холстеда, которая была опубликована в 2016 году и содержит ряд эссе о светских подходах к язычеству.
В контексте политического богословия философ Одо Марккард утверждал, что разделение властей - это «разочарованный возвращение политеизма». Его эссе 1979 г. на эту тему «В честь политеизма » вызвало споры среди немецких ученых. В отличие от Маркарда, философ Джейкоб Таубс - который защищал секуляризованную версию апокалиптической эсхатологии - утверждал, что секуляризованная политическая версия язычества - это тоталитаризм.