Раздел d'Or ( «Золотое сечение»), также известный как Groupe де Пюто или Puteaux группы, был коллектив художников, скульпторов, поэтов и критиков, связанных с кубизмом и орфизме. Базируясь в пригороде Парижа, группа проводила регулярные встречи в доме братьев Дюшанов в Пюто и в студии Альберта Глейза в Курбевуа. Активно действовавшие с 1911 по 1914 год, члены коллектива приобрели известность после их скандального показа в Салоне Независимых весной 1911 года. Это показ Альберта Глейза, Жана Метцингера, Робера Делоне, Анри ле Фоконье, Фернана Леже. и Мари Лорансен (по просьбе Аполлинера ) устроили скандал, который впервые привлек внимание широкой публики к кубизму.
Салон - де - ла Раздел d'Or, состоявшейся октябре 1912-самый большой и самый важный общественный показ кубизма работает до первой мировой войны экспонированной кубизма к более широкой аудитории еще. После войны при поддержке дилера Леонса Розенберга кубизм вернулся на передовую парижской художественной деятельности. Различные элементы Groupe de Puteaux будут организовывать еще две крупномасштабные выставки Section d'Or, в 1920 и 1925 годах, с целью раскрыть полный процесс трансформации и обновления, который произошел с момента появления кубизма.
Группа, похоже, приняла название «Золотая секция» как дань уважения математической гармонии, связанной с Жоржем Сёра, так и для того, чтобы отличаться от более узкого стиля кубизма, разработанного параллельно Пабло Пикассо и Жоржем Браком в квартале Монмартр. Парижа. Кроме того, название должно было подчеркнуть, что кубизм, а не изолированная форма искусства, представляет собой продолжение великой традиции; действительно, золотое сечение или золотое сечение (по- французски : Section d'Or ) очаровывало западных интеллектуалов с самыми разными интересами по крайней мере 2400 лет.
Группа Puteaux (ответвление la Société Normande de Peinture Moderne ) организовала свою первую выставку под названием Salon de la Section d'Or в Galerie La Boétie в Париже в октябре 1912 года. Альбер Глез и Жан Метцингер в рамках подготовки к Салону. de la Section d'Or опубликовал главную защиту кубизма, результатом которой стало первое теоретическое эссе о новом движении под названием Du "Cubisme" (опубликовано Эженом Фигуиром в 1912 году, переведено на английский и русский языки в 1913 году).
После выставок в Салоне 1911 года группа, образованная Ле Фоконье, Метцингером, Глезом, Леже и Р. Делоне, расширилась, включив в нее еще нескольких художников; Александр Архипенко, Жозеф Чаки, Роже де ла Френэ, Хуан Гри и Жан Маршан, которые были практически неизвестны публике до Салона независимых в 1911 году, стали часто посещать Пюто и Курбевуа. Франтишек Купка несколько лет жил в Пюто в одном комплексе с Жаком Вийоном. Франсиса Пикабиа представил кругу, возможно, Гийомом Аполлинером (обычно в сопровождении Мари Лорансен ), с которым он недавно подружился. Наиболее важным было установление контактов с Метцингером и братьями Дюшан, которые выставлялись под именами Жака Вийона, Марселя Дюшана и Дюшана-Вийона. Вступительное слово произнес Аполлинер. Участие многих из этих художников в создании Les Artistes de Passy в октябре 1912 года было попыткой превратить парижский район Пасси в еще один арт-центр; Еще один признак растущего внимания к общественной деятельности, кульминацией которой станет выставка Section d'Or.
Идея «Золотого раздела» возникла в ходе разговоров между Глейзом, Метцингером и Жаком Вийоном. Название группы было предложено Вийоном, после прочтения 1910 перевода Леонардо да Винчи «s Трактате о живописи по Пеладанно. Пеладан придавал большое мистическое значение золотому сечению ( французское : nombre d'or ) и другим подобным геометрическим конфигурациям. Для Вийона это символизировало его веру в порядок и значение математических пропорций, поскольку оно отражало закономерности и взаимосвязи, встречающиеся в природе. Жан Метцингер и братья Дюшаны страстно интересовались математикой. Жан Метцингер, Хуан Гри и, возможно, Марсель Дюшан в то время были соратниками Мориса Принца, математика-любителя, которому приписывают введение глубоких и рациональных научных аргументов в дискуссии о кубизме. Название «Section d'Or» одновременно олицетворяет преемственность прошлых традиций и текущих тенденций в смежных областях, оставляя открытыми будущее развитие искусства.
Историк искусства Дэниел Роббинс утверждал, что помимо ссылки на математическое золотое сечение, термин, связанный с салонными кубистами, также относится к названию более ранней группы Bandeaux d'Or, с которой Альбер Глейз и другие бывшие члены Abbaye de Créteil имели был глубоко вовлечен.
«Золотой салон» 1912 года был, пожалуй, самой важной выставкой кубистов перед Первой мировой войной. В прошлом году кубисты и многие их соратники выставлялись в Galerie de l'Art Contemporain (улица Тронше, Париж) под эгидой Société Normande de Peinture Moderne. Эта выставка получила некоторое внимание в прессе ( l'Autorité и Paris Journal ), хотя из-за разнообразия представленных работ ее называли выставкой fauves et cubistes. Тем не менее, Salon de la Section d'Or считался полностью кубистским по своей природе. Было продемонстрировано более 200 работ, а тот факт, что многие художники представили произведения, представляющие их развитие с 1909 по 1912 год, придал выставке очарование ретроспективы кубизма.
Альберт Глез, 1912, обмолот урожая (Le Dépiquage des Moissons), холст, масло, 269 x 353 см, Национальный музей западного искусства, ТокиоХотя кубисты Salle 41 были удивлены очень страстной реакцией, вызванной показом Salon des Indépendants 1911 года, они, похоже, стремились привлечь как можно больше внимания с помощью Salon de la Section d'Or. Инаугурация проходила с девяти до полуночи, единственным прецедентом для которой стало открытие Осеннего салона 1903 года. Приглашения были широко распространены перед представлением, и многим гостям пришлось отказаться в ночь открытия (9 октября 1912 года). Рекламировались лекции Аполлинера, Уркада и Рейналя, и был опубликован обзор La Section d'Or, приуроченный к Вернисажу ; при участии Гийома Аполлинера, Роджера Аллара, Рене Блюма, Оливье Уркад, Макса Жакоба, Мориса Рейналя, Пьера Реверди, Андре Салмона, Андре Варно и других.
Тот факт, что выставка 1912 года была организована так, чтобы показать последовательные этапы, через которые прошел кубизм, и что Du "Cubisme" была опубликована по этому случаю, указывает на намерение художников сделать свои работы понятными для широкой публики (искусствоведы, коллекционеры произведений искусства, арт-дилеры и широкая публика). Несомненно, благодаря большому успеху выставки кубизм стал признанным направлением, жанром или стилем в искусстве с определенной общей философией или целью: новое авангардное движение.
Хуан Грис, 1912, Мужчина в кафе, холст, масло, 127,6 x 88,3 см, Художественный музей Филадельфии. Выставлен в 1912 году в Salon de la Section d'Or.
Альберт Глез, 1910, L'Arbre (Дерево), холст, масло, 92 x 73,2 см, частное собрание
Альберт Глез, 1910, La Femme aux Phlox (Женщина с флоксами), холст, масло, 81 x 100 см, Музей изящных искусств, Хьюстон
Марсель Дюшан, 1910, Joueur d'échecs ( Шахматная игра ), холст, масло, 114 x 146,5 см, Художественный музей Филадельфии
Жан Метцингер, 1910–11, Deux Nus (Две обнаженные, две женщины, Nus dans un paysage), холст, масло, 92 x 66 см, Художественный музей Гетеборга, Швеция
Альберт Глез, 1911, Портрет Жака Найраля, холст, масло, 161,9 х 114 см, Тейт Модерн, Лондон
Альберт Глейзес, 1911, Le Chemin, Paysage à Meudon, Paysage avec personnage, холст, масло, 146,4 x 114,4 см
Альберт Глез, 1912, Les ponts de Paris (Пасси), Мосты Парижа (Пасси), холст, масло, 60,5 x 73,2 см, Museum Moderner Kunst ( mumok ), Вена
Марсель Дюшан, 1912, Le Roi et la Reine entourés de Nus vites ( Король и королева в окружении быстрой обнаженной натуры ), холст, масло, 114,6 x 128,9 см, Художественный музей Филадельфии
Пьер Дюмон, около 1912 г., Катедраль де Руан (Руанский собор), холст, масло, 192,4 x 138,7 см, Художественный музей Милуоки
Тобин, 1912 год, Пелотарис, холст, масло, 147,5 х 115,5 см
Фрэнсис Пикабиа, 1912, Шествие, Севилья, холст, масло, 121,9 x 121,9 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Фрэнсис Пикабиа, 1912, Танец у весны ( Danse à la source ), холст, масло, 120,5 x 120,6 см, Художественный музей Филадельфии
Жак Вийон, 1912, Девушка за фортепиано (Fillette au piano), холст, масло, 129,2 x 96,4 см (51 x 37,8 дюйма), овал, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Есть некоторые споры о том, в какой степени в работах, выставленных в Салоне де ла Секция д'Ор 1912 года, использовалось золотое сечение, или нет. Несмотря на общий интерес к математической гармонии, трудно определить, использовали ли картины, представленные на знаменитой выставке Salon de la Section d'Or, само золотое сечение в своих композициях. Анализ Кристофера Грина предполагает, что Хуан Грис использовал золотое сечение при создании работ, которые, вероятно, были показаны на выставке.
Историк искусства Дэвид Коттингтон пишет:
Следует помнить, что Du "Cubisme", написанное, вероятно, во время создания этих картин, несколько неявно указывало на неевклидовы концепции и теоремы Римана; как показала Линда Хендерсон, эти ссылки выдают не осознанное понимание современной математики, а шаткую фиксацию некоторых из ее принципов, взятых (на самом деле плагиат) из книги Анри Пуанкаре La Science et l'Hypothèse. Сами авторы имели мало четкого представления о том, как такая математика связана с их искусством, за исключением смутного синекдоха для «современной науки».
Камфилд пишет, что использование золотого сечения в La Section d'Or довольно условно:
Кроме того, некоторые из этих картин были основаны на простых геометрических композициях. Однако ни один художник не проявил серьезной приверженности геометрическим пропорциям, за исключением Хуана Гриса. [...] Хотя все художники Пюто интересовались математикой (Марсель Дюшан, интервью с автором, 4 апреля 1961 г.), ни Марсель Дюшан, ни Жак Вийон, предложившие название «Золотая секция», не считают что в их картинах действительно использовалось золотое сечение. А в Du "Cubisme" Глейз и Метцингер наказывают тех художников, которые полагаются на математику для уверенности.
Камфилд говорит, что ни одна из анализируемых им картин «не может быть окончательно идентифицирована с картинами« Золотого сечения », только то, что« стилистические свидетельства »относят их к тому периоду, и они« почти наверняка были бы показаны »там.
Из названий, дат и предыдущих выставок, перечисленных в каталоге Salon de la Section d'Or 1912 года, с тех пор были идентифицированы многие картины, например, Les Baigneuses (Купальщицы) и Le goter (Время чая), La Femme au Cheval ( Женщина с лошадью) и многие другие работы Глейзеса, Метцингера и других. Основное исключение - работы Хуана Гриса, так как его работы в каталоге не имеют названий. Однако теперь из опубликованной переписки между художником и торговцем Леонс Розенбергом известно, что были показаны 13 картин Гриса, большинство из которых были идентифицированы по названиям, датам и размерам.
Альбер Глез выставлял Les Baigneuses (Купальщицы) в 1912 году в «Золотом салоне» (каталожный номер 40). Пропорции полотна точно соответствуют золотому прямоугольнику (соотношение 1 к 1,618 ± 0,01). Эта работа имеет редкий размер 105 х 171 см. Глейз, как и большинство художников того времени, обычно использовал шасси стандартного формата (подрамники), которые не являются золотыми прямоугольниками.
В Du «Cubisme» утверждалось, что сам кубизм не основан на какой-либо геометрической теории, но что неевклидова геометрия лучше, чем классическая или евклидова геометрия, соответствует тому, что делали кубисты: «Если бы мы хотели связать пространство художников-кубистов к геометрии, мы должны отнести ее к математикам-неевклидам; нам нужно будет более подробно изучить некоторые из теорем Римана ».
Композиции Хуана Гриса 1912 года, по словам историка искусства Кристофера Грина, часто были «модульными и регулярными... легко соответствовали требованиям золотого сечения, создаваемым в картинах лета, таких как« Человек в кафе » и « Дозор ». «Синтетическое и аналитическое были явно слиты. В картинах Золотого Сечения... он проложил сетки, как системы линий разломов, пересекающих предметы, линии разлома, по обе стороны от которых меняются точки обзора.
Альбер Глез, 1912, Les Baigneuses (Купальщицы), холст, масло, 105 x 171 см, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris, золотой прямоугольник (живопись, от 1 до 1,618 ± 0,07), сетка золотого сечения (золотая / желтая сетка, so1 - so4) и наложение сетки с соотношением сторон 4: 6
Хуан Грис, 1912, Натюрморт с цветами, холст, масло, 112,1 x 70,2 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк. Точно формат золотого прямоугольника с соотношением 1 к 1,618 ± 0,01
Жорж Сёра, 1887–88, Цирковое шоу (Parade de Cirque), холст, масло, 99,7 × 140,9 см, Музей Метрополитен. Наложение золотой середины (сечение d'or, so1 - so4) и сетка с соотношением сторон 4: 6
Группа Section d'Or, основанная некоторыми из самых выдающихся кубистов, была, по сути, данью уважения Жоржу Сёра. В работах Сёра - кафе, кабаре и концертах, которые любили авангардисты, - кубисты заново открыли лежащую в основе математическую гармонию: ту, которую можно легко преобразовать в подвижные, динамичные конфигурации. В то время как Сезанн оказал влияние на развитие кубизма между 1908 и 1911 годами, во время его наиболее экспрессионистской фазы работы Сёра привлекали внимание кубистов и футуристов между 1911 и 1914 годами, когда создавались более плоские геометрические структуры. По словам Аполлинера, кубисты находили привлекательным то, как Сёра утверждал абсолютную «научную ясность концепции». Кубисты наблюдали в его математической гармонии, геометрической структуре движения и формы, примат идеи над природой (что признали символисты ). В их глазах Сёра «сделал фундаментальный шаг к кубизму, восстановив интеллект и порядок в искусстве после того, как импрессионизм отказал им» (Роберт Герберт, 1968).
Золотое сечение не регулирует Жоржа Сера «s Парад де Cirque (Circus Sideshow) геометрическую структуру. Современный консенсус состоит в том, что Сёра никогда не использовал «божественную пропорцию». Парад разделен по горизонтали на четвертые и по вертикали на шестые. Соотношение 4: 6 соответствует размерам полотна (в полтора раза шире его вертикального размера). Соотношение картина / подрамник Сёра соответствовало отношению 1 к 1,502, ± 0,002 (в отличие от золотого сечения 1 к 1,618). Композиционные оси на картине соответствуют основным математическим делениям (простые соотношения, которые, кажется, приблизительно соответствуют золотому сечению).
После Первой мировой войны при поддержке дилера Леонса Розенберга кубизм вернулся в центр внимания художников. В салонах преобладал возврат к классицизму, и Альбер Глейз попытался воскресить дух Золотого раздела в 1920 году, но встретил большие трудности, несмотря на поддержку Фернана Леже, Александра Архипенко, Жоржа Брака, Константина Бранкузи, Анри Лоренса и других. Жак Вийон, Раймон Дюшан-Вийон, Луи Маркуси и Леопольд Сюрваж. Организационные усилия Глейзеса были направлены на воссоздание общеевропейского движения кубизма и абстрактного искусства в форме большой передвижной выставки; Exposition - де - ла Раздел d'Or.
Идея заключалась в том, чтобы собрать коллекцию работ, раскрывающих полный процесс трансформации и обновления, который произошел. Это был не тот успех, на который он надеялся. Кубизм считался устаревшим для начинающих художников и других признанных художников, таких как Марсель Дюшан и Пикабиа, хотя Глейз, напротив, считал, что исследована только его предварительная фаза.
В дополнение к работам кубистов (которые уже представляли широкий спектр стилей), второе издание Section d'Or, прошедшее в Galerie La Boétie с 5 марта 1920 года, включало De Stijl, Bauhaus, конструктивизм и футуризм. Это было возрождение Золотого Раздела, которое гарантировало, что кубизм в целом станет предпочтительной мишенью Дада. Новая полемика привела к публикации книги Альберта Глейса «Du cubisme et des moyens de le comprendre », за которой в 1922 г. последовала публикация La Peinture et ses lois.