Второй период без гражданства

редактировать
Несчастный случай с Вильгельмом III

Второй период без гражданства или Эра (Голландский : Tweede Stadhouderloze Tijdperk) - это обозначение в голландской историографии периода между смертью стадхолдера Вильгельма III 19 марта 1702 г. и назначение Вильгельма IV штатским холдингом и генерал-капитаном во всех провинциях Голландской республики 2 мая 1747 г. В течение этого периода должность штатхолдера оставалась вакантной в провинциях Голландия, Зеландия и Утрехт, хотя в других провинциях эту должность занимали члены палаты Нассау-Диц (позже названной Оранж-Нассау) во время разные периоды. В течение этого периода Республика утратила статус великой державы и свое первенство в мировой торговле, процессы шли рука об руку, причем последнее порождало первое. Хотя экономика значительно упала, что привело к деиндустрализации и деурбанизации в приморских провинциях, класс рантье продолжал накапливать большой фонд капитала, который сформировал основу для лидирующего положения республики на международном рынке капитала. Военный кризис в конце периода привел к падению режима государств-участников и восстановлению Штадтхольдерата во всех провинциях. Однако, хотя новый штатхолдер приобрел почти диктаторские полномочия, это не улучшило ситуацию.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Историографическая справка
    • 1.2 Стадтольдерат Вильгельма III
  • 2 Наследование Вильгельма III
  • 3 Гейнсиус и война за испанское наследство
  • 4 Мир Утрехта и Второго Великого Собрания
  • 5 Срок полномочий Ван Хорнбека и Ван Слингеландта
  • 6 Упадок Республики
  • 7 Кризис и революция оранжистов 1747 года
  • 8 Последствия
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники

Предпосылки

Историографическая справка

Термины Первый период без штатного держателя и Второй период без штатного владения стали общепринятыми как термины искусства в голландской историографии в 19 веке., время расцвета националистической истории, когда голландские историки с тоской оглядывались на славные дни голландского восстания и голландского золотого века и искали козлов отпущения за то, «что пошло не так» в более поздние годы. Сторонники нового королевского дома Оранж-Нассау, такие как Гийом Гроен ван Принстерер, которые действительно продолжали традиции партии оранжистов во время Республики, переделывают эту историю как героическое повествование о подвигах штатхолдеров. Дома Оранцев (фризские штатхолдеры из Дома Нассау-Диц, хотя и предки Дома Оранж-Нассау, были менее заметны). Любой, кто стоял на пути этих статхолдеров, например, представители Государства-участника, отлично подходил на роль «плохих парней» в этих романтических историях. Йохан ван Олденбарневельт, Гуго Гроций, Йохан де Витт, хотя на самом деле и не демонизировались, но были значительно короче, чем были готовы сделать более поздние историки. Менее известные регенты более поздних лет жили еще хуже. Джон Лотроп Мотли, познакомивший американцев с историей Голландской республики в XIX веке, находился под сильным влиянием этой точки зрения.

Общая суть повествования заключалась в том, что до тех пор, пока пока штатхолдеры руководили страной, все шло хорошо, тогда как когда такие героические фигуры были заменены банальными регентами, государственный корабль неумолимо катился к скалам истории. На первый взгляд, историки-оранжисты, похоже, были правы, потому что оба периода без штатного держателя, возможно, закончились катастрофой. Таким образом, отрицательный оттенок этого термина казался вполне заслуженным. Однако другие историки ставят вопросительный знак рядом с причинным процессом, который постулировали оранжисты.

Как бы то ни было, можно спросить, подходит ли такой эмоционально и политически насыщенный термин как исторический ярлык в задаче исторической периодизации ? Помимо того факта, что длительное использование в просторечии установило такое право на существование, на этот вопрос можно ответить утвердительно, потому что, как выясняется, отсутствие штатного держателя действительно было (положительно воспринимаемым) принципом конституция республики в эти исторические периоды. Это было краеугольным камнем «Истинной свободы» Де Витта, идеологической основой его режима государств-участников в течение первого периода, и оно будет возрождено как таковое во втором периоде. Известный голландский историк 19 века Роберт Фруин (которого нельзя обвинить в чрезмерных симпатиях к оранжистам) использует, возможно, более подходящий термин «режим без штатного держателя» для этих периодов, чтобы подчеркнуть тот факт, что мы не только озабочены ярлык, но что в исторической ситуации было что-то, что придает историческому описанию "период без штатного держателя" значение.

Штаттольдерат Вильгельма III

Народное восстание в ответ на французское вторжение 1672 года, во время франко-голландская война отменила режим государств-участников Гранд-пенсионера Йохана де Витта (окончание Первого периода без гражданства ) и привел к власти Вильгельма III Оранского. В июле 1672 года он был назначен штатхолдером в Голландии и Зеландии и получил полномочия, намного превосходящие полномочия его предшественников. Его положение стало неприступным, когда Генеральные штаты Нидерландов разрешили ему в сентябре 1672 года очистить городские правительства крупных городов Голландии от регентов государств-участников и заменить их на приверженцы фракции Оранжист. Его политическое положение еще более укрепилось, когда должность штатхолдера стала наследственной для его предполагаемых потомков по мужской линии в Голландии и Зеландии в 1674 году (должность была сделана наследственной для потомков Дома Нассау-Диц во Фрисландии и Гронингене в 1675 году., видимо, в попытке остановить династические посягательства Голландии на фризский суверенитет).

Король-штадтхолдер Вильгельм III

При реадмиссии провинций, которые были оккупированы французами в 1672 году, в состав Союза после 1674 года (им было запрещено входить в Генеральные штаты во время их оккупации), эти провинции ( Утрехт, Гелдерланд и Оверэйссел) пришлось заплатить политическую цену в виде так называемых Regeringsreglementen (постановлений правительства), которые наложил на них Уильям. Их можно сравнить с органическими законами, которые давали ему право назначать большинство должностных лиц на уровне провинции в этих провинциях и контролировать выборы городских магистратов и магистратов (балджуу) в сельской местности.

Многие интерпретировали ошибочно. эти события, поскольку офис штатхолдера (по крайней мере, в Голландии и Зеландии) становится «монархическим». Однако это было бы недоразумением, даже несмотря на то, что двор штатхолдера принял решительно «княжеский» аспект (как это было при деде Уильяма Фредерике Генри, принце Оранском ). Если Вильгельм и был монархом, то он был «конституционным», с все еще резко ограниченными полномочиями как формально, так и политически. Генеральные штаты оставались суверенными в Республике, образовании, с которым другие штаты заключали договоры и заключали войну или мир. Однако претензии на суверенное верховенство провинций, как и при режиме Де Витта, снова были заменены конституционной теорией Мориса, принца Оранского, после свержения им режима Йохана ван Олденбарневельта в 1618 г., в котором провинции, по крайней мере, в некоторых отношениях подчинялись «общности».

Новые расширенные прерогативы штатхолдера в основном касались его полномочий патронажа, что позволило ему создать сильную базу власти. Но его власть в значительной степени сдерживалась другими центрами власти, особенно штатами Голландии и городом Амстердамом в этой провинции. В частности, этот город мог препятствовать политике Уильяма, если она воспринималась как противоречащая его интересам. Но если они совпали, Уильям мог сформировать коалицию, которая могла преодолеть любую оппозицию. Это было продемонстрировано, например, в летние месяцы 1688 года, когда Амстердам убедили поддержать вторжение в Англию, что позже привело к Славной революции и восшествию Уильяма и Марии на британские троны.

Тем не менее, эти достижения были результатом способности Уильяма (и его друзей, таких как Grand Pensionary Гаспар Фагель и Уильям Бентинк ) убедить и умение создавать коалиции, а не от его использования «монархической власти». Хотя Уильям и главнокомандующий Республики, Уильям не мог просто отдать приказ о вторжении, ему требовалось разрешение Генеральных штатов и штатов Голландии (которые на практике владели ниточками государственного кошелька). С другой стороны, события 1690-х годов помогли добиться в Голландской республике Большого консенсуса по внешней политике, сосредоточенного на противодействии планам Людовика XIV во Франции и поддержании (с этой целью) тесный союз с бывшим заклятым врагом Англией, также когда к концу жизни Уильяма стало ясно, что этой страной после его смерти будет управлять кто-то, кто не обязательно будет ставить интересы Республики на первое место (как, возможно, сделал Уильям).

Этот грандиозный консенсус, однако, был не продуктом рабского подхалима придворных, а подлинным интеллектуальным соглашением в голландских правительственных кругах, что это правильная политика, по крайней мере, в области внешней политики. Это не обязательно распространялось на внутреннюю политику во всех отношениях, и это может объяснить ход событий после внезапной смерти Уильяма в начале 1702 года.

Наследование Вильгельма III

Когда он умер, Уильям был королем Англии, Шотландии и Ирландии. Билль о правах 1689 и Акт об урегулировании 1701 твердо передали правопреемство в этих королевствах в руки его невестки и двоюродной сестры Анны. Однако преемственность его других титулов и должностей была не столь ясна. Поскольку он был бездетным, Уильям должен был предусмотреть в своей последней воле и завещании, чтобы предотвратить любую неопределенность. Действительно, он сделал Джона Уильяма Фризо, принца Оранского, главой кадетской ветви семьи Нассау-Диц, своим генеральным наследником как в частном, так и в политическом плане.

Джон Уильям Фризо

Однако было сомнение, имел ли он право распоряжаться комплексом титулов и земель, связанных с титулом Принца Оранского, как он считал нужным. Как он, несомненно, знал, его дед Фредерик Генри сделал в своем завещании фидеикоммис (Fee tail ), который установил родственную преемственность по его собственной линии в качестве общего правила наследования в Доме Оранжевых.. Это положение дало правопреемство потомкам мужского пола его старшей дочери Луизы Генриетты Нассау на случай, если его собственная мужская линия вымрет. (В то время, когда Фридрих Генри умер, его единственный сын Вильгельм II, принц Оранский еще не имел законного наследника, поэтому в то время это имело смысл, если он хотел предотвратить переход наследства в собственность руки дальних родственников). Такое наследство было довольно распространено в аристократических кругах, чтобы гарантировать целостность наследства. Проблема заключалась в том, что наследство в общем виде ограничивает право владельцев влеченного наследства распоряжаться им по своему усмотрению. Уильям, вероятно, намеревался отменить это положение, но следствие сделало его волю уязвимой для оспаривания.

И оспаривается это на том основании, что оно противоречило наследству Фридриха Генри, бенефициаром этого наследства, сыном Луизы Генриетты Фридрихом I Прусским. Но Фредерик был не единственным, кто оспаривал волю Уильяма. Наследование Фредерика Генри оказалось последним в длинной череде наследников предыдущих обладателей титула Принца Оранского, начиная с Рене Шалонского, который основал династию, пожелав этот титул своему племяннику Вильгельм Безмолвный, прародитель большинства претендентов. Рене сделал следствие, которое дало наследование женской линии своего племянника на случай, если мужская линия вымрет. Это аннулировало преемственность по наследству, которая, по-видимому, преобладала до этого времени для титула. Неясно, кто будет унаследовать в соответствии с этим правилом, но, судя по всему, не было заявителя, основанного на этом. (Две старшие дочери Вильгельма Безмолвного, одна из которых была замужем за Уильямом Луи, графом Нассау-Дилленбургом, братом предка Джона Уильяма Фризо, умерли без детей).

Однако Филип Вильгельм, принц Оранский старший сын Вильгельма Безмолвный, сделал следствие, которое переопределило бы наследство Рене, восстановив наследственность по наследству и передав его по мужской линии Иоанн VI, граф Нассау-Дилленбург, брат Вильгельма Молчаливого. Так случилось, что бенефициаром этого положения был некий Уильям Гиацинт из Нассау-Зигена, который также энергично оспорил завещание в 1702 году. Чтобы завершить путаницу, Морис, принц Оранский, Сводный брат Филиппа Уильяма сделал наследство, которое дало бы наследование мужской линии Эрнсту Казимиру из Нассау-Дитца, младшему сыну Иоанна VI и прародителю Джона Уильяма Фризо. Это было (рядом с завещанием Уильяма) основной претензией на наследство Джона Уильяма Фризо. (Взыскание Фредерика Генри отменило это наследство его единокровного брата, если бы такое было возможно; очевидно, он не вообразил наследование со стороны Виллема Фредерика из Нассау-Дитца, который в противном случае получил бы выгоду).

Все эти претензии и встречные иски подготовили почву для энергичных судебных разбирательств, особенно между Фредериком Прусским и Генриеттой Амалией ван Анхальт-Дессау, матерью Джона Вилиама Фризо, поскольку последняя была в 1702 году все еще был несовершеннолетним. Этот судебный процесс должен был продолжаться в течение тридцати лет между потомками двух основных истцов, пока дело не было окончательно урегулировано во внесудебном порядке Договором о разделе между Вильгельмом IV, Принц Оранский, сын Джона Вильгельма Фризо, и Фридрих Вильгельм I Прусский, сын Фридриха, в 1732 году. Последний тем временем уступил княжество Оранское Людовику XIV. Франция одним из договоров, составляющих Утрехтский мир (в обмен на прусские территориальные приобретения в Верхней Гельдере ), тем самым делая вопрос о правопреемстве титула несущественным (оба заявителя решили впредь использовать название). Оставшееся наследство было разделено между двумя соперниками.

Суть этой истории заключается в том, чтопритязания молодого Джона Уильяма Фризо на титул принца Оранского оспаривались в решающие годы сразу после смерти Вильгельма III, тем самым лишив ему важный источник престижа и власти. Он уже был штатским держателем Фрисландии и Гронингена, поскольку этот пост был передан по наследству в 1675 году, и он сменил своего отца Генри Казимир II, принц Нассау-Диц в 1696 году, будь то при регентстве его матери., поскольку ему тогда было всего девять лет. Теперь он надеялся унаследовать офис в Голландии и Зеландии, тем более, что Вильгельм III подготовил его для этой должности и сделал своим политическим наследником, и эта должность была наследственной. Однако это положение зависело от естественного наследника Вильгельма III. Регенты Голландии не чувствовали себя связанными положениями завещания.

Через девять дней после смерти Вильгельма Великий пенсионер Голландии Энтони Хейнсиус предстал перед Генеральными штатами и заявил, что штаты Голландии решили не заполнять вакансию штатхолдеров в своей провинции.. Вновь были введены в действие старые патенты от декабря 1650 г., передающие прерогативы штатхолдера в вопросах избрания магистратов городским властям. Зеландия, Утрехт, Гелдерланд, Оверэйссел и даже Дренте (который обычно следовал за Гронингеном в вопросе штатхолдеров, но назначил Вильгельма III в 1696 году) последовали их примеру. Regeringsreglementen 1675 г. были отозваны, а положение до 1672 г. восстановлено.

Немедленным эффектом было то, что регенты из старой фракции Государств-партии были восстановлены на своих старых должностях (т.е. в большинстве случаев члены их семей, поскольку старые регенты умерли) за счет регентов Оранжистов, которые имели был назначен Уильямом. Эта чистка в Голландии в целом происходила мирно, но в Зеландии, и особенно в Гелдерланде, иногда возникали затяжные гражданские беспорядки, которые иногда приходилось подавлять, вызывая ополчение или даже федеральные войска. В Гелдерланде за этими беспорядками стоял даже подлинный «демократический» импульс, поскольку потенциальные новички (nieuwe plooi или «новая команда») пользовались поддержкой простых людей, которые требовали проверки со стороны предгабсбургских советов gemeenslieden и, как правило, представителей ополченцев и гильдий, в правительствах городов-регентов, что вызывает сожаление как регенты государств-участников, так и оранжисты.

Любая склонность Голландии и других четырех провинций могла быть обусловлена ​​назначением Фризо как штатхолдер, вероятно, был отвергнут сложной международной ситуацией. Скоро разразился новый конфликт с Францией Людовика XIV (Вильгельм III действительно провел последние дни своей жизни, завершая приготовления), и сейчас не время экспериментировать с пятнадцатилетним мальчиком на таких важных постах, как принадлежность штабхолдеру и генерал-капитану армии Нидерландов. Кроме того, Генеральные штаты не хотели обидеть такого важного союзника, как Фридрих I Прусский, который уже в марте 1702 г. оккупировал графства Линген и Мерс (принадлежавший к наследству Уильяма) и не слишком тонко угрожал перейти на сторону французов в грядущей войне, если ему помешают в его поисках своего «законного» наследства.

Хейнсиус и война за испанское наследство

Антони Хейнсиус был большим пенсионером с 1689 года, почти столько же, сколько Вильгельм III был королем Англии. Поскольку Уильям был занят управлением своими новыми подданными (он понимал, что завоевать Англию намного проще, чем сохранить ее завоеванной; поэтому слово «завоевание» было табу и остается таковым до сих пор), столь же сложной задачей управления голландских политиков на родине было оставлено в умелых руках Хейнсиуса, который во многом разделял гений Уильяма в политике и многие из его дипломатических даров. Эти дипломатические подарки также были необходимы для сохранения единой большой коалиции, которую Уильям смог сформировать против Людовика XIV во время Девятилетней войны. Его нужно было воскресить после последней воли и завещания короля Карла II Испанского, оставив испанскую корону внуку Людовика Филиппу после бездетной смерти Карлоса в 1700 году, угрожавшей разрушением. европейский баланс сил (так кропотливо установленный Рисвикским миром в 1697 году) и дипломатические усилия по сохранению этого баланса потерпели неудачу.

Большой пансионат Антони Хейнсиус

Вильгельм провел последний год своей жизни, лихорадочно восстанавливая коалицию с Австрией, своим племянником Фридрихом I Прусским и множеством более мелких немецких князей, чтобы поддержать притязания на Испанский трон Карла III как средство предотвращения союза власти Испании и Франции, который мог бы сокрушить остальную Европу. В этом ему умело помогал Хейнсиус (поскольку Республика была краеугольным камнем Коалиции и должна была предоставить не только большой контингент союзных войск, но и значительныесовет при генеральной губернаторстве графа Лестера в 1586 году (членство в котором длилось до 1625 года) потребовало выхолащивания этого совета Йоханом ван Ольденбарневельтом.. Сильный руководитель (но не «выдающийся глава», альтернатива, которую всегда предпочитали оранжисты), по его мнению, приведет к другим реформам, необходимым для реформирования государственных финансов, что, в свою очередь, приведет к восстановлению Республики как ведущей военной и дипломатическая власть. (А это, в свою очередь, позволило бы республике переломить тенденцию среди своих соседей использовать протекционистские меры на пути голландской торговли и промышленности, которые уже начинали вызывать резкий спад голландской экономики в эти годы. удалось противодействовать таким мерам дипломатическими, даже военными средствами.) К сожалению, корыстные интересы были слишком сильны, и, несмотря на многочисленные дебаты, Великое собрание ни к чему не привело.

Срок полномочий Ван Хорнбека и Ван Слингеландта

Очевидно, попытки Ван Слингеландта по реформированию не только потерпели неудачу, но он нажил столько врагов, пытаясь осуществить их, что его карьера была прервана. Когда Хейнсиус умер в августе 1720 года, Ван Слингеландт был демонстративно передан на должность Гранд-пенсионера и передан Исааку ван Хорнбеку. Ван Хорнбек был пенсионером города Роттердама и как таковой он представлял этот город в Генеральных штатах. Во время пребывания у власти Хейнсиуса он часто помогал Гранд-пансионату в дипломатическом качестве и в управлении политическими проблемами между провинциями. Однако по темпераменту он был скорее государственным служащим, чем политиком. Это препятствовало тому, чтобы он взял на себя роль сильного политического лидера, как и другие великие пенсионеры, такие как Йохан де Витт, и, в меньшей степени, Гаспар Фагель и Хейнсиус.

Вероятно, это просто так, как понравилось его покровителям. Нейтралистские настроения все еще были сильны в годы после Барьерного договора с Австрией 1715 года. Республика чувствовала себя в безопасности от французских вторжений за вереницу крепостей в австрийских Нидерландах, теперь ей было разрешено разместить гарнизон. Кроме того, во времена Регентства Филиппа II, герцога Орлеанского после смерти Людовика XIV, Франция едва ли представляла угрозу. Хотя Генеральные штаты относились к стяжательной политике Фридриха Вильгельма I Прусского на восточной границе Республики с некоторым трепетом, это еще не послужило причиной для поиска безопасности в оборонительных союзах. Тем не менее, другие европейские державы не обязательно соглашались с такой отчужденной позицией (которая использовалась для гиперактивности в первое десятилетие столетия), и республика была вынуждена стать частью Четверного Альянса и принять участие в его война против Испании после 1718 года. Однако, хотя Республика формально присоединилась к Альянсу, препятствие для города Амстердам, опасавшегося за свои торговые интересы в Испании и ее колониях, помешало активной части голландских вооруженных сил (хотя Дипломаты Республики провели мирные переговоры, положившие конец войне.

На внутреннем политическом фронте все было тихо после преждевременной смерти Джона Уильяма Фризо в 1711 году. У него был посмертный сын, Вильгельм IV, Принц Оранский, который родился примерно через шесть недель после смерти. Этот младенец не был серьезным кандидатом на какую-либо официальную должность в республике, хотя фризские государства искренне обещали назначить его на свой штатный пост, как только он достигнет совершеннолетия. Тем временем его мать Мария Луиза Гессен-Кассельская (как и ее свекровь до нее) исполняла обязанности регента во Фрисландии и вела судебный процесс по наследству Вильгельма III с Фридрихом Вильгельмом из Пруссия.

Но оранжизм как политическая сила оставался бездействующим, пока в 1718 году штаты Фрисландия официально не назначили его своим будущим штатгальтером, а в следующем году - штаты Гронинген. В 1722 году этому примеру последовали штаты Дренте, но что вызвало подозрение другие провинции, так это то, что в том же году оранжисты в штатах Гелдерланд начали агитировать за то, чтобы сделать его потенциальным штатхолдером и там. Это было нововведение, поскольку штатные держатели Дома Нассау-Диц ранее служили только в трех северных провинциях, упомянутых только что. Поэтому Голландия, Зеландия и Оверэйссел попытались вмешаться, но оранжисты Гелдерланда победили, хотя государства Гелдерланд в то же время составили Instructie (комиссию), которая почти свела его полномочия к нулю, конечно, по сравнению с властью, которой обладал Вильгельм III. Постановление правительства 1675 года. Тем не менее, это решение Гелдерланда вызвало негативную реакцию в других провинциях без штатных держателей, которые подтвердили их твердый отказ от нового штаттхольдерата в 1723 году. 1727 Ван Слингеланд, наконец, получил свой шанс стать большим пенсионером, хотя его подозреваемые склонности к оранжистам заставили его директора потребовать словесного обещания, что он будет поддерживать режим без штатного держателя. Он также должен был пообещать, что больше не будет пытаться провести конституционные реформы.

Вильгельм IV достиг совершеннолетия в 1729 году и был должным образом назначен штатхолдером во Фрисландии, Гронингене, Дренте и Гелдерланде. Холланд немедленно запретил ему посещать штат Раад ван (а также генерал-капитан Союза) под предлогом того, что его назначение даст северным провинциям неоправданное преимущество. В 1732 году он заключил договор о разделе оспариваемого наследства принца Оранского со своим соперником Фредериком Вильгельмом. По условиям договора Уильям и Фредерик Уильям согласились признать друг друга принцами Оранского. Уильям также получил право называть свой Дом Оранж-Нассау. В результате договора политическое положение Уильяма заметно улучшилось. Теперь казалось, что могущественный прусский король начнет поддерживать его в политике республики.

Одним из последствий мирового соглашения было то, что прусский король снял свои возражения против принятия Вильгельмом IV достоинства Первого дворянина в государствах Зеландии на основании его владения маркизами из Вере и Влиссинген. Чтобы заблокировать такой шаг, Штаты Зеландии (которые не хотели, чтобы он был среди них) сначала предложили купить двух маркизатов, а когда он отказался, купил их в принудительном порядке, поместив покупную цену на счет условного депонирования.

На другом фронте молодой штатхолдер улучшил свое положение благодаря брачному союзу с британским королевским домом Ганновер. Георг II из Великобритании не очень уверенно держался на троне и надеялся укрепить его, предлагая свою дочь Анну в жены за того, кого он принял за влиятельного политика республики., с которой, в конце концов, существовали старые связи, восходящие к Славной революции. Сначала Ван Слингеландт отреагировал на это предложение так резко, что проект был приостановлен на несколько лет, но в конце концов у него закончились оправдания, и Уильям и Анна поженились во дворце Святого Джеймса в Лондоне в марте 1734 года. Генеральные штаты были почти не вежливы, просто поздравив короля с избранием зятя из «такой свободной республики, как наша». Бедная принцесса, привыкшая к надлежащему королевскому двору, была похоронена на следующие тринадцать лет в провинциальной посредственности двора штатхолдера в Леувардене.

Тем не менее, королевский брак был показателем того, что Республика по крайней мере все еще воспринималась в европейских столицах как держава, которую стоило ухаживать за другими державами. Несмотря на свои нейтралистские предпочтения, республика была вовлечена в Ганноверский союз 1725 года. Хотя этот союз формально был предназначен для противодействия альянсу между Австрией и Испанией, Республика надеялась, что он станет средством управления королем. Пруссии, который пытался захватить Герцогство Юлих, граничащее с голландской территорией, и угрожал захватить голландские Земли Генеральности на территории Пруссии.

Эти являются лишь примерами замысловатых менуэтов, которые европейские дипломаты танцевали в этой первой трети 18 века, и в которых Ван Слингеландт изо всех сил старался быть мастером танцев. Республика почти втянулась в Войну за польское наследство, до такой степени, что была вынуждена увеличить свою армию как раз в то время, когда она надеялась значительно сократить ее. Ван Слингеландт сыграл важную роль как посредник в установлении мира в конфликте между Бурбонами и Габсбургами в 1735 году.

Упадок республики

Политическая история республики после мира Утрехта, но до потрясений 1740-х годов, характеризуется некоторой мягкостью (не только в республике, конечно; современное длительное министерство Роберта Уолпола в Великобритании также не вызывает особой страсти). В голландской историографии прозвище Pruikentijd (период ) часто используется пренебрежительно. Это связано с тем, что его связывают с длительным упадком Республики в политической, дипломатической и военной областях, который, возможно, начался раньше, но стал очевидным к середине века. Однако основная причина этого спада лежит в экономической сфере.

Республика стала великой державой в середине 17-го века из-за превосходства ее торговой системы. Богатства, накопленные его купцами, банкирами и промышленниками, позволили голландскому государству создать систему государственных финансов, которая была непревзойденной для Европы раннего Нового времени. Эта система позволяла ему финансировать военный аппарат, равный аппарату гораздо более крупных современных европейских держав, и, таким образом, выстоять в великих конфликтах на рубеже XVIII века. Однако пределы этой системы были достигнуты в конце войны за испанское наследство, и республика былаистощенав финансовом отношении, как и Франция.

Изображение из эпохи париков Корнелис Трост

Однако, в отличие от Франции, Республика не смогла восстановить свои финансы в следующие десятилетия, и причина этой неспособности заключалась в том, что здоровье базовой экономики уже было начал снижаться. Причиной тому стал комплекс факторов. Прежде всего, «промышленная революция», которая была основой процветания Голландии в Золотой век, пошла вспять. Из-за смены вековой тенденции европейских цен на уровне около 1670 года (долговременная инфляция превратилась в дефляцию) и устойчивости номинальной заработной платы к снижению, реальная заработная плата в Нидерландах (уже высокая во времена бума) стала непомерно высокой для голландских экспортных отраслей, что привело к Голландские промышленные товары неконкурентоспособны. Это невыгодное конкурентное положение усугублялось протекционистскими мерами, которые сначала приняли Франция, а после 1720 года также Пруссия, скандинавские страны и Россия, чтобы не допустить попадания промышленной экспортной продукции Нидерландов. Таким образом, голландские экспортные отрасли были лишены своих основных рынков и увяли на корню.

Поучителен контраст с Великобританией, которая в то время столкнулась с аналогичными проблемами. Английская промышленность стала бы столь же неконкурентоспособной, но она смогла компенсировать потерю рынков в Европе своей властью на зависимых рынках в своих американских колониях, а также на рынках Португалии, Испании и испанской колониальной империи, которую она приобрела. (заменяя голландцев) в результате Утрехтского мира. Вот где британцы действительно выиграли, а голландцы действительно проиграли от этого своеобразного мирного соглашения. Республике не хватало имперской власти, большого флота и густонаселенных колоний, которые Великобритания использовала для поддержания своего экономического роста.

Снижение голландского экспорта (особенно текстиля) вызвало спад и в «богатых» отраслях, потому что в конце концов, торговля всегда двусторонняя. Республика не могла просто предлагать слитки, как Испания в период своего расцвета, для оплаты своего импорта. Верно, что другая опора голландской торговли: транспортная торговля, в рамках которой Республика предлагала услуги по доставке, долгое время оставалась важной. Тот факт, что республика могла оставаться нейтральной в большинстве войн, в которых участвовала Великобритания, и что голландское судоходство пользовалось иммунитетом от английской инспекции на предмет контрабанды в соответствии с Бредским договором (1667 г.) (подтверждено в Вестминстерский договор (1674 г.) ), безусловно, давал голландскому судоходству конкурентное преимущество над его менее удачливыми конкурентами, добавляя к и без того большей эффективности голландских судов. (Принцип «свободное судно, бесплатные товары» сделал голландских грузоотправителей предпочтительными перевозчиками как воюющих, так и нейтральных во избежание конфискации британским флотом). Но эти транспортные услуги не имели добавленной стоимости, сопоставимой с добавленной стоимостью «богатых трейдеров». В любом случае, хотя объем голландской балтийской торговли оставался неизменным, объем торговли других стран рос. Таким образом, голландская балтийская торговля относительно снизилась.

В течение первой половины 18 века «богатые промыслы» из Азии, в которых ЛОС играли преобладающую роль, все еще оставались сильными, но Здесь обманчиво и поверхностное цветение. Проблема заключалась в низкой рентабельности. Некоторое время VOC доминировала на побережьях Малабар и Коромандел в Индии, успешно сдерживая своих английских, французских и датских конкурентов, но к 1720 году стало ясно, что финансовые затраты на военное присутствие, которое она должна была поддерживать, перевешивало прибыль. Поэтому VOC тихо решила оставить Индию своим конкурентам. Аналогичным образом, хотя VOC последовала примеру своих конкурентов и изменила свою «бизнес-модель» в пользу оптовой торговли текстилем, китайской посудой, чаем и кофе, от прежнего акцента на высокоприбыльных специях (в у нее была почти монополия), и выросла вдвое по сравнению с прежними размерами, став крупнейшей компанией в мире, в основном это был "бесприбыльный рост".

По иронии судьбы, этот относительный упадок голландской экономики из-за усиления конкуренции из-за рубежа отчасти был вызван поведением голландских капиталистов. Голландская экономика стремительно выросла в 17 веке из-за удержания и реинвестирования прибыли. Капитал породил капитал. Однако быстро накапливающийся фонд голландского капитала необходимо было выгодно реинвестировать. Из-за структурных изменений экономической ситуации инвестиционные возможности в голландской экономике стали меньше как раз в то время, когда предполагаемый риск инвестирования в более прибыльные зарубежные предприятия стал меньше. Таким образом, голландские капиталисты начали большой бум прямых иностранных инвестиций, особенно в Великобритании, где «голландские» инновации на рынке капитала (например, накопленный государственный долг) после основания Банка Англия в 1696 г. способствовала объединению рынков капитала обеих стран. По иронии судьбы, голландские инвесторы теперь помогали финансировать EIC, сам Банк Англии и многие другие английские экономические предприятия, которые помогли обеспечить быстрый экономический рост в Англии в то же время, когда рост в республике достиг

Это продолжающееся накопление капитала в основном досталось небольшой капиталистической элите, которая медленно приобрела характеристики класса рантье. Этот тип инвестора был склонен к риску и поэтому предпочитал инвестиции в ликвидные финансовые активы, такие как государственные облигации (иностранные или внутренние), а не в производственные инвестиции, такие как судоходство, товарные запасы, промышленные запасы или сельскохозяйственные земли, как это делали его предки. Они буквально были заинтересованы в финансируемом государственном долге голландского государства, и поскольку эта элита была в значительной степени такой же, как политическая элита (как Оранжист, так и Государственная партия), их политические действия часто были направлены на защиту этих интересов. В отличие от других национальных государств, испытывающих финансовые трудности, невыполнение обязательств по долгу или уменьшение его стоимости за счет инфляции было бы немыслимо; Голландское государство до горького конца боролось за свой общественный кредит. В то же время все, что могло угрожать этой репутации, было проклятием для этой элиты. Отсюда желание правительства избегать политики, которая угрожала бы его способности обслуживать долг, и его крайняя экономия в государственных расходах после 1713 года (что, вероятно, имело также негативный кейнсианский эффект на экономику).

Конечно, экономический спад подорвал доходную базу, от которой зависело обслуживание долга. Это было основным ограничением дефицитных расходов, а не кредитоспособности голландских капиталистов. Действительно, в более поздних чрезвычайных ситуациях республике не составило труда удвоить, даже удвоить государственный долг, но из-за увеличения обслуживания долга, которое это повлекло за собой, такое увеличение государственного долга сделало налоговое бремя невыносимым с точки зрения общественности. Это налоговое бремя неравномерно ложилось на несколько слоев голландского общества, поскольку оно было сильно смещено в сторону акцизов и других косвенных налогов, в то время как богатство, доходы и коммерция еще не облагались налогами, если вообще облагались налогами. Результатом стало то, что средние слои общества были сильно зажаты в условиях ухудшающейся экономической ситуации, характеризовавшейся ростом бедности нижних слоев. И регенты хорошо знали об этом, что усиливало их нежелание увеличивать налоговое бремя, чтобы избежать выхода общественного недовольства из-под контроля. Как мы увидим, безнадежная надежда.

Таким образом, режим государств-участников серьезно пытался снизить расходы. И, как мы видели, это означало, прежде всего, экономию на военных расходах, поскольку они составляли основную часть федерального бюджета. Последствием было то, что равнялось одностороннему разоружению (хотя, к счастью, это было лишь смутно воспринималось хищническими иностранными державами, которых долгое время должным образом сдерживало яростная репутация, которую Республика приобрела под властью штадтхольдерата Вильгельма III). Разоружение потребовало скромной позиции во внешней политике как раз в то время, когда внешняя протекционистская политика могла потребовать дипломатических контрмер, подкрепленных военной мощью (как Республика практиковала против скандинавских держав в течение первого периода без штатных держав). Конечно, Республика могла бы нанести ответный удар мирным путем (как это было в 1671 году, когда она выступила против французского тарифного списка Кольбера с такими же драконовскими тарифами на французское вино), но из-за позиции голландского перевалочного пункта (который дал (если бы французская винная торговля в 1671 г. была захвачена мертвой хваткой), этот вид возмездия был бы обречен на провал. Точно так же протекционистские меры, такие как запрет Пруссии на импорт всего текстиля в начале 1720-х годов (для защиты своей зарождающейся текстильной промышленности), не могли быть выгодно скопированы голландским правительством, поскольку голландская промышленность уже была зрелой и не нуждалась в защите; ему нужны были зарубежные рынки, потому что внутренний рынок Голландии был слишком мал для того, чтобы приносить прибыль.

Все это показывает, что (также задним числом) нереально обвинять режим государства-участника в экономическом недомогании. Даже если бы они знали о лежащих в основе экономических процессах (а это сомнительно, хотя некоторые современники знали, как Исаак де Пинто в его более позднейпубликации Traité de la Circulation et du Crédit), не ясно, что они могли бы сделать это, что касается экономики в целом, хотя они, возможно, могли бы реформировать государственные финансы. Как бы то ни было, Ван Слингеландт предпринял лишь слабую попытку реструктурировать налог на недвижимость (пересмотр), а - предпринять примитивную форму подоходного налога (Personeel Quotisatie 1742 г.).

экономические спад вызвал ужасающие явления, такие как ускоряющаяся деиндустриализация после начала 1720-х годов. В связи с понижением уровня торговли требовалось меньше и меньше и новые торговые суда, лесная торговля и судостроительная промышленность района Заан пережили катастрофический спад, количество верфей сократилось с более чем сорока в 1690 году до двадцати. три в 1750 году. Льноткацкая промышленность была уничтожена в Твенте и других внутренних районах, как и промышленность по производству китового жира, парусины и веревки в Заане. И это лишь несколько примеров. Деиндустриализация принесла с собой деурбанизацию, поскольку потеря рабочих мест вынудила городское население перебраться в сельские районы, где они все еще зарабатывать на жизнь. Как следствие, только в Европе начала XVIII века голландские города уменьшились в размерах, тогда как во всех остальных странах стали более урбанизированными, а города выросли.

Конечно, негативные экономические и социальные события оказали влияние на популярность общественного мнения и вызвали растущее политическое недовольство режим без штатных. Возможно, что (как утверждали голландские историки, такие как LJ Rogier) произошло заметное ухудшение качества регентского правительства с заметным коррупцией и кумовства (хотя Корифеи эпохи штаттальдератов, таких как 208>Корнелис Муш, Йохан Киевит и Йохан ван Банхем были симптомами одной и той же эндемической болезни во время расцвета Стадтольдерата), хотя люди были более терпимы к этому, чем Настоящее время. Несомненно, что правящие институты Республики постоянно зашли в тупик, а республика прославилась своей нерешительностью (хотя, опять же, это могло быть преувеличено). Как обвинять китайских императоров в утрате благосклонности Неба, народные массы Голландии могут быть в такому суровому приговору, как и китайские.

Что оставалось апологетам режима, чтобы защитить его от атак оранжистов, так это утверждение, что он продвигал «свободу» в смысле «истинной свободы» режима Де Витта от предыдущего режима безных держателей. со всем, что включает в себя: религиозную и интеллектуальную терпимость и принципы, согласно которой используется эта власть, используется в социальном отношении., если она рассредоточена, с удалением династического элемента, воплощением в штаттхольдерате. Регент-яростный противник оранжистов добавил третий элемент: то, что режим поддерживает гражданскую свободу и достоинство личности, в своем Верханделинг ван де Врихейт в ден Бургерштет (Трактат о свободе в гражданском государстве; 1737). Это стало центральным элементом широкой публичной полемики между оранжистами и анти-оранжистами по поводу идеальных альтернативных режимов, что имело немаловажное значение поддержки либеральных революций в конце века. В нем защитники режима без штатхолдеров напомнили своим читателям, что штатхолдеры всегда действовали как враги «истинной свободы» Республики и что Вильгельм III узурпировал неприемлемую власть. К сожалению, предупреждения будут проигнорированы во время кризиса, положив конец режимау в последии.

Кризис и революция оранжистов 1747 года

Ван Слингеландт сменил после его смерти на посту в 1736 году Антони ван дер Хейм в качестве пенсионного фонда, будь то после длительной борьбы за власть. Он должен был письменно пообещать, что будет противостоять воскрешению штаттхольдерата. Он был компромиссным кандидатом, поддерживая хорошие отношения со всеми фракциями, даже с оранжистами. Он был компетентным администратором, но, по необходимости, бесцветным персонажем, от которого было бы неразумно ожидать сильного руководства.

За время его пребывания у власти республика медленно погрузилась в Войну за австрийское наследство., который начался как русско-австрийский конфликт, но в конечном итоге в нем участвуют все соседи республики: Франция и Франция и их союзники с одной стороны, а также Австрия и Великобритания (после 1744 года) и их союзники. с другой. Поначалу республика сильно стремилась оставаться нейтральной в этом европейском конфликте. К сожалению, тот факт, что он содержится в некоторых крепостях в австрийских Нидерландах, соглашмевал, что он косвенно защищал эту страну от Франции (хотя это не было намерением Республики). Иногда численность года после вторжения французских революционных армий, которое произошло к происшествию Батавской республики.

Ссылки

Источники

  • (на голландском языке) Фруин, Р. (1901) Geschiedenis der staatsinstellingen in Nederland tot den val der Republiek, M. Nijhoff
  • Израиль, JI (1995), Голландская республика: его рост, величие и падение, 1477–1806, Oxford University Press, ISBN 0-19-873072-1 твердый переплет, ISBN 0-19-820734-4 мягкая обложка
Последняя правка сделана 2021-06-07 08:07:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте