Мутаи (маа; означает бедствие) - термин, используемый общинами, говорящими на языке маа в Кения для описания периода войн, обычно вызванных болезнями и / или засухой, затронувшими обширные территории региона Рифт-Валли из Кении. Согласно традиции самбуру и масаи, в девятнадцатом веке произошли два периода мутаев. Второй мутай длился с 1870-х по 1890-е.
Покот использовали термин «время, когда страна стала темной» для обозначения периода 1880-х и 1890-х годов, когда область Покот пережила ряд стихийные бедствия, включая эпидемию чумы крупного рогатого скота, другие заболевания поголовья, засуху, массовый голод и оспу.
До второго Мутая было два основных • этнические группы, населявшие регион Рифт-Валли. На западном нагорье Рифта жили общины сириква. Многие реформировали общество после крушения общества Сириква во время первого мутая. Восточное нагорье населяли лойкопские сообщества. Их территория простиралась к северу и западу от горы Кения и к югу от Найваши через равнины Капутей до и, возможно, за Килиманджаро.
На языке, теперь известном как маа, говорило общество Лойкопов. в то время как на языке сириква, известном теперь как календжин, говорили на нескольких диалектах. Многие люди, особенно на приграничных территориях, говорили на обоих языках на нескольких языках.
Люди в обоих обществах, называющие себя «людьми« рта »» - Пичап Кутит (Сириква / Календжин) и Энгудук Илоикоп (Лойкоп).
Эти общества разделяли ряд культурных аспектов, в первую очередь, похожие системы обучения, разработанные для обучения молодых людей боевым силам, известным как моран / мурен, и более поздним старейшинам, которые будут руководить сообществом. Они также разделяли схожие ритуалы, связанные с инициацией, а также повседневные культурные практики, такие как привязанность к работе с бисером. Каждое из этих обществ состояло из того, что можно понять как племена, которые имели общие этнические культурные черты, но также имели явные различия в культурных практиках.
Оба общества вели пастырский образ жизни, хотя были и такие сообщества, как Чок из повторно-аккультурирующего сообщества Покот, которые полагались как на дождь, так и на искусное орошение. каналы для выращивания зерна.
Общество Лойкопов расширило свои территории в период, предшествующий появлению первых мутаев. За этим расширением последовало развитие трех групп в обществе Лойкопа. Самбур, который занимал «исконную» страну к востоку от озера Туркана, а также плато Лайкипия. Уасин Гишу занимал травянистые плато Уасин Гишу и Мау, в то время как территория масаи простиралась от Найваши до Килиманджаро.
Традиции отмечают, что во время этого разделения общин существовало определенная внутренняя зависть, которая постепенно переросла в открытый конфликт.
Этот конфликт перерос в серию гражданских войн, теперь известных как Илоикопские войны. Илойкопские войны закончились в 1870-х годах поражением и разгромом Лайкипиак. Однако новая территория, приобретенная масаи, была обширной и оставила их чрезмерно расширенными, что не позволило эффективно ее занять. Это сделало их открытыми для посягательств со стороны других сообществ. К началу 1880-х годов Камба, Календжин и Кикую налетчики вторгались на территорию масаи, и масаи изо всех сил пытались контролировать свои ресурсы скота и пастбищ.
Как только Илоикопские войны закончились и начался конфликт с соседними общинами, между стадами Лойкопа быстро последовали два случая эпизоотии. В 1883 году плевропневмония крупного рогатого скота распространилась с севера и продолжалась несколько лет. Это привело к тому, что Лойкопы перегруппировались и начали более агрессивно совершать набеги, чтобы пополнить свои стада. За этим последовала гораздо более серьезная вспышка чумы крупного рогатого скота, которая произошла в 1891 году. Ущерб, нанесенный стадам Лойкопа в результате двух вспышек, был довольно высоким, с оценкой смертности в 90%.
Усугубление войн. и эпизоотической была засуха Аояте, острая метеорологическая засуха, которая затронула большую часть региона Рифт-Валли в Кении в конце 18 века.
Фольклор современных сообществ дает представление о периоде упадка, предшествовавшем второму мутаю - анализ популярных легенд о самбуру выявил общую тему гордости и неуважения, в результате чего Нкаи «добили» все самбуру мутаи..
Зарегистрированы два случая эпизоотии, которые произошли среди стад лойкопов в быстрой последовательности во время Мутая. В 1883 году плевропневмония крупного рогатого скота распространилась с севера и продолжалась несколько лет. Это привело к тому, что Лойкопы перегруппировались и начали более агрессивно совершать набеги, чтобы пополнить свои стада. За этим последовала гораздо более серьезная вспышка чумы крупного рогатого скота, которая произошла в 1891 году. Ущерб, нанесенный стадам Лойкопа в результате двух вспышек, был довольно высоким, с оценкой смертности в 90%.
Масаи приобрели участки новой земли после успеха в Илойкопских войнах 1870-х годов, однако это создало проблемы, поскольку они не смогли успешно занять эту новую территорию. Это сделало их открытыми для посягательств со стороны других сообществ. К началу 1880-х годов Камба, Календжин и Кикую налетчики вторгались на территорию масаи, и масаи изо всех сил пытались контролировать свои ресурсы скота и пастбищ..
Примерно с 1888 года Нанди постигло бедствие в виде чумы крупного рогатого скота. Это означало начало неприятностей для Кимнёле, нанди Оркойот в то время.
Кимнёл обвиняли в том, что он не предупредил воинов, которые вышли на набег и принесли чуму крупного рогатого скота. Было отмечено, что не погиб только его скот. Он также был обвинен в санкционировании объединенного рейда Нанди борориозик, который привел к катастрофе, когда было убито большое количество воинов Нанди.
Таким образом, Кимнёле Арап Турукат был приговорен к смертной казни в 1890 году и был забит до смерти представителями некоторых борориозиков.
- Домонгурия
«... среди сук появился волшебник, который приготовил амулет в виде палки, который он поместил в лойкопский скот. kraals, в результате чего все они умерли. "- Покотская традиция
" Что! " сказали они: «разве вы не знаете, что наш скот умирает сотнями от всех рук? Вы великий либон; вы должны остаться с нами и остановить чуму».- Джозеф Томсон, c.1883
- Домонгурия
Покидая Бесил, мы совершили большой марш на север... по холмистой местности пастбища... кое-где усеяны краалами. Которые, однако, были заброшены из-за недавних набегов Ва-камбы, которые в последнее время перешли в наступление и начали репрессии в разведении скота в самом сердце вражеской страны.- Джозеф Томсон, c.1883
Возникший Покотозек перешел в долину Керио, что привело к конфликту с Лойкопом в Баринго и их поражению. Согласно покотским традициям, победа пришла, когда «... среди сук появился волшебник, который приготовил заклинание в виде палки, которое он поместил в крааль скота Лойкопа, в результате чего все они погибли ".
После победы над Лойкопом поселение было основано в Эн-гиньяне (примерно в 48 км к северу от озера Баринго ). Это событие означало создание пастырской общины Чок, т.е. Покот.
По мере того, как зарождающееся сообщество Покот утвердилось, у многих возникло желание Чок принять скотоводческую культуру. Целью и амбициями каждого сельскохозяйственного чока было накопить достаточно крупного рогатого скота, чтобы перебраться в долину Керио и присоединиться к их пасторальной семье. Они достигли этого за счет получения скота в качестве выкупа за невесту для своих родственниц или путем усыновления, в последнем случае бедная молодежь Чока принималась членами зарождающегося сообщества Покот в первую очередь как мальчики-пастухи. К началу 20 века сообщество покотов расширялось, так как многие из чоков присоединились к их рангу, и к тому времени многие покоты, которых колониальные администраторы называли Сук, не знали этого названия для своего племени.
смерть Кимнёле привела к спору о наследовании между его двумя сыновьями; Койталел Арап Самоэй и Кипчомбер Арап Койлеге. Вокруг двух претендентов сформировались фракции, и между их сторонниками произошли мелкие стычки, но до полномасштабной войны дело не дошло. Спор закончился поражением кипчомбера Арапа Койлеге в 1895 году, после чего он бежал к кипсиги со своими сторонниками, став первым кипсиги оргойот.
После После десятилетий гражданской войны общество Лойкопа начало приходить в упадок к 1880-м годам. На южных и восточных границах соседние общины, такие как Камба, Кикуйю и Календжин, вторгались на территорию Лойкопа, и ответные рейды Лойкопа становились все менее успешными. Между тем возникающие общины туркана и покот наступали на северо-западные границы.
Сумма традиций этих общин указывает на то, что за войнами в Илойкопе последовал конфликт с соседними обществами, после чего лойкопы распались и обосновались. кланами на определенных территориях.
Западная граница Лойкопа шла по основанию уступа Эльгейо. Эту границу нарушили Покот, которые напали на Лойкоп в Эн-гиньяне (примерно в 48 км к северу от озера Баринго ) вскоре после того, как скот Лойкопа был истреблен болезнью. Лойкопы были вытеснены на восток, в их сердцевину, хотя небольшое меньшинство бежало на юг и образовало Ильчам общину.
Томпсон (1883 г.) в путешествии по земле масаи наткнулся на воинов масаи, которые «в течение некоторого времени наедались мясом в лесу, готовясь к походу на большой скот в страну Сук, к северу от Баринго».
После своей экспедиции в Джубу Макдональд (1899) писал Самбур, который был «ослаблен гражданской войной» и подвергся нападению «Покотозека, жившего в южной части плато Карамоджо». (Покотозек) «были изгнаны из своей страны наступающей волной Карамоджо».
Макдональд (1899) отметил, что вторжение Покотозек и последующее завоевание в Энджиньяне «практически отрезал Самбур Ньемпса от таковых (озера Туркана)». Самбур озера Туркана, как он отмечал, должен был «иметь дело с растущей мощью Рендиле... и изолированный Самбур из Нджемпса лишился своей власти под атаками двух небольших деревень к югу от Озеро Баринго. Самбур Ликипии, ослабленный войной и изоляцией и обедневший из-за чумы крупного рогатого скота, в свою очередь, подвергся нападениям Рендилов и теперь почти, если не полностью уничтожен ».
Согласно традиции Яаку, кровавая война между Лойкопами и Муруту (которые к тому времени уже считались не-Лойкопами) вспыхнули через некоторое время после племенных войн в месте, которое яаку называют Oldoinyo esarge (Кровавый холм), тигания называют его холмом Нтуги и имеют традиции битва у холма Нтуги. Битва у Кровавого холма совпала с атаками конных Илтурджо с севера, и войны на обоих фронтах уничтожили особую самбурскую идентичность.
В традициях Тигании говорится, что Лойкоп (или их части) оказались в зоне нападения. Иль Тикирри и Мумунёт. Это постоянное давление привело к постепенному распаду сообществ самбур, поскольку их стада были захвачены со всех сторон. Дети Самбур были схвачены, а плененные воины были усыновлены кланами Меру.
Войны Илойкопа привели к разгрому Уасин Гишу объединенными силами разделов Найваша и Лайкипия общества Лойкоп. Затем нанди победили остатки Уасин Гишу в битве в долине Кипкарен, когда они пытались подтвердить свои права на плато.
Вскоре после этого лайкипиаки были разбиты найвашей, так что последние остались единственной военной силой, достаточно сильной, чтобы оспаривать права пастбищ на плато Уасин Гишу с восходящим Нанди.
Между ними произошло несколько безрезультатных стычек, пока, в конце концов, Найваши не были разбиты в Сиве и загнаны обратно в Рифт-Валли. Таким образом, нанди имели беспрепятственный доступ к пастбищам и солончакам на обширном плато Уасин Гишу. Крупный рогатый скот и пленные лойкопы увеличили популяцию животных и людей нанди.
В течение второго мутая 19-го века общество лойкопов пережило ряд событий, которые опустошили его общество. Комбинированное воздействие засухи в Аояте и эпизоотий привело к почти полной потере их стада, их основных средств к существованию.
Кроме того, конфликт на нескольких фронтах с соседними общинами привел к серии поражений. На северных фронтах лойкопы потерпели поражение от покотов в Энджиньяне и от общин банту на Кровавом холме. На западе они потерпели поражение от Нанди при Кипкарене и Сиве, что привело к уничтожению общины Уасин Гишу.
Как отмечалось во многих традициях, совокупность потерь, возникших в результате этих событий и конфликтов, уничтожила особую идентичность Лойкопа.
В конце 1880-х годов Имперская британская Восточноафриканская компания (IBEAC) все больше контактировала с масаи. Отношения между британцами и масаи стали более тесными, поскольку сотрудничество приносило пользу обеим сторонам. В 1893 году масаи попросили Фрэнка Холла, британского командира в Форт-Смит, заключить перемирие между местными масаи и кикуйю, а позже в том же году более трехсот масаев, переживших набег, искали защиты в Форт-Смит. В 1895 году британское правительство перешло во владение IBEAC и учредило Восточноафриканский протекторат над его бывшими территориями. В следующем году было начато строительство Угандийской железной дороги. Британцы, которым мешала нехватка денег и войск, не могли рискнуть противодействовать масаи, контролировавшим их коммуникации. Поэтому правительство приняло политику умиротворения по отношению к масаи, используя воинов в экспедициях и для обеспечения безопасности на железной дороге, а взамен они предлагали военную защиту, которая позволяла масаи пополнять свои стада от набегов на соседние племена.
После 1900 г. интересы британцев и масаев начали расходиться. После завершения строительства железной дороги британцы больше не опасались нарушения своих коммуникационных линий, в Протекторате было введено налогообложение, обеспечившее правительство регулярным источником дохода, а в 1902 году были созданы постоянные вооруженные силы для масаев. Война Мориджо привела к большей стабильности в их сообществе, и стада крупного рогатого скота в значительной степени пополнились. Правительство приняло ряд мер, свидетельствующих о прекращении их отношений с племенем масаи, включая запрет неофициального грабежа, отказ от политики сбора налогов и введение строгого кодекса поведения для карательных экспедиций.