Себастьян Франк (20 января 1499 - ок. 1543) был членом XVI века Немецкий свободомыслящий, гуманист и радикальный реформатор.
Франк родился в 1499 году в Донаувёрте, Бавария. Из-за этого он называл себя Франк фон Верд . Он поступил в университет Ингольштадта 26 марта 1515 года, а затем поступил в Вифлеемский колледж, объединенный с университетом, как учреждение доминиканцев в Гейдельберге. Здесь он встретил Мартина Бусера и, с которым он мог присутствовать на Гейдельбергском диспуте Лютера в октябре 1518 года.
Первоначально был рукоположен в сан. священник, в 1525 году Франк перешел в реформатскую партию в Нюрнберге и стал проповедником в. Его первой работой был немецкий перевод (с дополнениями) первой части Diallage (или Conciliatio locorum Scripturae), направленный против сакраментариев и анабаптистов, тогдашний диакон св. Себальд в Нюрнберге. 17 марта 1528 года он женился на Оттилии Бехам, предположительно сестре «безбожных» художников Варфоломея и Себальда Бехама, учеников Альбрехта Дюрера и последователей Ганса Денка. В том же году он написал трактат против пьянства. В 1529 году он выпустил бесплатную версию «Снабжения бедняков», написанную английским протестантом Саймоном Фишем. Франк в своем предисловии говорит, что оригинал был на английском языке; в другом месте он говорит, что это было на латыни ; теория, что его немецкий был действительно оригиналом, не обоснована.
Прогресс в своих религиозных идеях привел его к поискам более свободной атмосферы Страсбурга осенью 1529 года. К его переводу (1530 г.) Латинской хроники и описания Турции (Turkenchronik), трансильванским пленником, предисловием которого был Лютер, он добавил приложение, в котором турок был во многих отношениях примером для христиан. Он также заменил ограничения лютеранской, цвинглианской и анабаптистской сект видением невидимой духовной церкви, универсальной по своему охвату. Этому идеалу он остался верен. В Страсбурге началась его дружба с Каспаром Швенкфельдом. Здесь он также опубликовал в 1531 году свой самый важный труд, Chronica, Zeitbuch und Geschichtsbibel, в значительной степени составленный на основе Нюрнбергских хроник (1493 г.), и в котором рассматриваются связанные с ним социальные и религиозные вопросы. с Реформацией. В нем он проявил сильную симпатию к «еретикам» и справедливость ко всем видам свободы мнений. Как немецкий историк он является предшественником Готфрида Арнольда. Изгнанный властями из Страсбурга после непродолжительного заключения в декабре 1531 года, он попытался зарабатывать на жизнь в 1532 году мыловаром в Эсслингене, перебравшись в 1533 году в поисках лучшего рынка в Ульм, где 28 октября 1534 г. он был принят горожанами.
Его Weltbuch, приложение к его Chronica, было напечатано в Тюбингене в 1534 году. Его публикация в том же году Paradoxa принесла ему неприятности с властями. Приказ о его изгнании был отозван за обещание представить будущие произведения на порицание. Не интерпретируя это как относящееся к произведениям, напечатанным за пределами Ульма, он опубликовал в 1538 году в Аугсбурге свою арку Гульдина, а во Франкфурте - свой Germaniae chronicon, в результате чего в январе 1539 года он был вынужден покинуть Ульм. время. В Базеле он нашел работу печатником и, вероятно, там умер зимой 1542–1543 годов. В 1539 году он опубликовал свои Kriegbuchlein des Friedens, его Schrifftliche und ganz grundliche Auslegung des 64 Psalms и его Das verbutschierte mit sieben Siegein verschlossene Buch (библейский указатель, демонстрирующий диссонанс Писания). В 1541 году он опубликовал свой Spruchwörter (сборник пословиц). В 1542 году он выпустил новое издание своей Paradoxa и несколько меньших произведений.
Франк сочетал страсть гуманиста к свободе с преданностью мистика религии духа. Лютер с презрением назвал его рупором дьявола. Мартин Фрехт из Нюрнберга преследовал его с горьким рвением. Но его храбрость не подвела его, и в последний год своей жизни в публичном латинском письме он призывал своего друга Иоганна Кампануса сохранять свободу мысли перед лицом обвинения в ереси.
Франк пришел к выводу, что Бог общается с людьми через часть божественного, остающегося в каждом человеческом существе. Он пришел отвергнуть человеческий институт церкви и полагал, что богословие не может должным образом утверждать, что выражает это внутреннее слово Бога в сердце верующего. Например, Франк писал: «Заменить Священным Писанием саморазоблачающего Духа - значит поставить мертвую букву вместо живого Слова...»