Координаты : 51 ° 29′03 ″ N 0 ° 08′38 ″ W / 51,484202 ° N 0,143874 ° Вт / 51,484202; -0,143874
Саксофон Бегнота | |
---|---|
Саксофон Бегнота на выставке в Британском музее | |
Материал | Железо (инкрустировано медью, латунью и серебром) |
Размер | Длина: 72,1 см (28,4 дюйма). Ширина: 38,7 мм (1,52 дюйма). Толщина: 8,2 мм (0,32 дюйма) |
Вес | 985 г |
Письмо | Рунический, Древнеанглийский |
Созданный | 10 век |
Период / культура | Поздний англосаксонский |
Открыт | 1857 г.; Река Темза, Баттерси |
Текущее местоположение | Зал 41, Британский музей, Лондон |
Регистрация | 1857,0623.1 |
Seax of Бегнот (также известный как Thames scramasax ) - англо-саксонский англосаксонский саксонский (однолезвийный нож ). Он был найден в Темзе в 1857 году и сейчас находится в Британском музее в Лондоне. Это престижное оружие, украшенное замысловатыми узорами из инкрустации из меди, латуни и серебряной проволоки. На одной стороне клинка находится единственная известная полная надпись из двадцати восьми букв англосаксонского рунического алфавита, а также имя «Бегнот» руническими буквами. Считается, что рунический алфавит имел магическую функцию и что имя Бегнот принадлежит либо владельцу оружия, либо кузнецу, который его выковал. Хотя многие англосаксонские и викингские мечи и ножи имеют надписи латинским алфавитом на лезвиях или рунические надписи на рукояти или ножнах, Сакс Бегнота является одним из немногих. горстка находок с рунической надписью на клинке.
Рабочий Генри Дж. Бриггс нашел река Темза около Баттерси в начале 1857 года. Бриггс продал его Британскому музею, и 21 мая 1857 года он был выставлен в Лондонском обществе антикваров Августом Волластоном Franks (антиквар, работавший в Отделе древностей Британского музея), когда он был описан как «похожий на скрамасакс франков, примеры которого очень редки в Англии; на нем имеется ряд инкрустированных рунических знаков. золото". С тех пор это оружие обычно называлось Темзским скрамасаксом; но термин scramasax (от древнефранкского * scrâmasahs) засвидетельствован только один раз, в Истории франков Григорием Турским, и значение элемента scramas неясно, поэтому недавние ученые предпочитают термин long seax или long sax для этого типа оружия.
Seax - это железный нож с одной режущей кромкой и длинным конусом. Его длина 72,1 см, из которых длина хвостовика составляет 17,0 см, а лезвия - 55,1 см. Хвостовик мог быть прикреплен к ручке, которая не сохранилась.
Лезвие - престижное оружие, украшенное на обеих сторонах геометрическим орнаментом, созданным путем вбивания полос скрученной медной, латунной и серебряной проволоки в пазы, вырезанные на клинке, а также инкрустированные треугольниками и ромбами. из меди, латуни и серебра. Техника инкрустации проволоки для создания декоративных узоров и надписей широко использовалась на германских и англосаксонских сеаксах и наконечниках копий IX и X веков, а также встречается на мечах викингов примерно того же периода.
Seax of Beagnoth, демонстрирующий инкрустацию из проволоки между двумя надписямиНа обеих сторонах seax есть глубокая срединная канавка, проходящая по длине лезвия, над которой находится длинная прямоугольная панель, окаймленная сверху и снизу инкрустированной медью. полоски. Панель на одной стороне seax заполнена ромбовидным узором из серебра и меди, который, возможно, был предназначен для имитации сварки шаблона. На панели с другой стороны расположены две рунические надписи, инкрустированные медью и серебряной проволокой. Надпись слева состоит из двадцати восьми букв англосаксонского рунического алфавита или футорка. Надпись справа, отделенная от другой рисунком «елочка» из серебра и латуни, представляет собой мужское личное имя Beagnoþ или Beagnoth ᛒᛠᚷᚾᚩᚦ, которое, как предполагается, принадлежит изготовителю или первоначальному владельцу клинка.
Надпись на футорке выглядит следующим образом:
Порядок на Сиксе | Стандартная руна | UCS | Староанглийское название | Транслитерация | Порядок в Венском кодексе |
---|---|---|---|---|---|
1 | ᚠ | feoh | f | 1 | |
2 | ᚢ | ur | u | 2 | |
3 | ᚦ | orn | þ | 3 | |
4 | ᚩ | ós | o | 4 | |
5 | ᚱ | rad | r | 5 | |
6 | ᚳ | cen | c | 6 | |
7 | ᚷ | gyfu | g | 7 | |
8 | ᚹ | wynn | w | 8 | |
9 | ᚻ | hægl | h | 9 | |
10 | ᚾ | nyd | n | 10 | |
11 | ᛁ | is | i | 11 | |
12 | ᛄ | ger | j | 12 | |
13 | ᛇ | eoh | ɨ | 13 | |
14 | ᛈ | peorð | p | 14 | |
15 | ᛉ | eolh | x | 15 | |
16 | ᛋ | sigel (пишется как ᚴ, см. Ниже) | s | 16 | |
17 | ᛏ | Tiw | t | 17 | |
18 | ᛒ | beorc | b | 18 | |
19 | ᛖ | eh | e | 19 | |
20 | ᛝ | ing | ŋ | 22 | |
21 | ᛞ | dæg | d | 23 | |
22 | ᛚ | lagu | l | 21 | |
23 | ᛗ | mann | m | 20 | |
24 | ᛟ | eþel (пишется как «руна фонаря» ) | œ | 24 | |
25 | ᚪ | ac | a | 25 | |
26 | ᚫ | æsc | æ | 26 | |
27 | ᚣ | yr | y | 28 | |
28 | ᛠ | ухо | ea | 27 |
У этой надписи есть ряд необычных особенностей. Во-первых, порядок рун не совсем соответствует традиционной последовательности более раннего твэ. Двадцать четыре буквы рунического алфавита или алфавит из двадцати восьми букв англосаксонского футорка, сохранившийся в Венском кодексе. Первые девятнадцать рун расположены в правильном порядке, но следующие четыре (20–23: ᛝᛞᛚᛗ) находятся в запутанной последовательности, которая не соответствует найденной в любом другом источнике. Последние две руны (27–28: ᚣᛠ) поменяны местами в соответствии с их порядком в Венском кодексе, но, поскольку они являются более поздними добавлениями к исходному руническому алфавиту из двадцати четырех букв, их порядок, возможно, был менее стабильным, особенно поскольку последняя буква ᛠ очень редко встречается в англосаксонских надписях (в другом месте она встречается в имени Jɨslheard ᛄᛇᛋᛚᚻᛠᚱᛞ на камне, найденном в Дувре ).
Во-вторых, 16-я руна (ᛋ) очень мало, и, похоже, было втиснуто в него запоздало.
В-третьих, буквенные формы ряда рун необычны:
Эти особенности могут указывать на то, что мастер, создавший надпись, был незнаком с руническое письмо, хотя, возможно, некоторые из необычных буквенных форм могли быть ошибками, вызванными трудностью инкрустации проволоки для образования рун.
Имя Бегнот написано следующим образом:
Нет никаких необычных особенностей в надпись имени, но в правом верхнем углу имени есть два странных рисунка, которые почти похожи на буквы, которые никто не может объяснить.
Находки сиксов в Европе относятся к периоду с 7 по 11 век, а самые ранние образцы в Англии относятся к могилам 7 века. Считается, что отдельные находки сиксов в Англии датируются IX и X веками. Сакс из Бегнота датируется 10 веком.
Несколько сиксов аналогичного типа известны из южной Англии (три из Лондона, один из Саффолк, один из реки Темзы в Кин Эдж Ферри в Беркшире ) и один из Хербака в графстве Дарем на севере Англии. Беркширский саксофон настолько похож по конструкции и дизайну на саксофон Бегнота, что оба могли быть из одной мастерской.
Эллиотт предполагает южное, предположительно кентишское, происхождение саксофона, потому что его надпись состоит только из первоначальных двадцати восьми букв англосаксонского футорка и не включает никаких дополнительных букв, использовавшихся в нортумбрийских рунических надписях того времени.
Имя Бегнот, начертанный на саксофоне, также подтверждает кентишское происхождение, поскольку единственные два примера этого имени в рукописных источниках - кентишские. Один Бегнот был свидетелем хартии (S30 ) Кинга Эардвульфа Кентского, предоставляющего права пастбища церкви Святого Андрея в Рочестере, Кент, датируемый 748–760 годами, и другой Бегнот (также пишется Беахно) был монахом из Кента, который присутствовал на Синоде Кловешо в 803 году и засвидетельствовал хартию Кинга Этельвульф из Уэссекса датируется 844 годом. Название «Beagnoth» происходит от древнеанглийских слов bēag или bēah, означающих «кольцо, браслет, крутящий момент или корона», и nōþ, означающих «смелость», и может
Seax of Beagnoth важен и как редкий пример англосаксонского оружия с руническими начертаниями, и, в частности, за его руническую надпись, которая является уникальный эпиграфический пример полного англосаксонского футорка из двадцати восьми букв.
В Северной Европе была широко распространена традиция начертания рун на оружии, особенно на мечах. ds. Так, в строфе 6 эддической поэмы Sigrdrífumál valkyrie Sigrdrífa учит героя Сигурда гравировать руны на его мече для обеспечения магической защиты:
|
|
Это стихотворение было написано только в конце 13 века (в Regius Codex ), хотя оно может сохранять элементы гораздо более ранней даты. Тем не менее, подобное увещевание вырезать руны на мечах можно найти в строках 1694–1698 древнеанглийской поэмы Беовульф, которая примерно совпадает с Seax of Beagnoth:
|
|
В этом стихотворении упоминается практика вырезания имени владельца меча рунами на рукоять. Эта практика подтверждается навершием меча 6-го века из Кента, а также мундштуком с серебряными ножнами 6-го века из Чессел-Дауна, остров Уайт, на обоих сохранились фрагменты рунических надписей. Последний - единственный известный пример англосаксонской рунической надписи на оружии из-за пределов Кента. На некоторых других англосаксонских видах оружия есть отдельные рунические буквы. Например, руна тив ᛏ, символизирующая англосаксонского бога войны Тив (Тир в более ранней цитате из Sigrdrífumál), находится на двух навершиях меча и лезвии копья, все из Кент. Таким образом, хотя некоторые англосаксонские рунические надписи на оружии известны, ни одна из них не является столь обширной и заметной, как руническая надпись на Сиксе Бегнота. Кроме того, Сикс Бегнота - единственное известное англосаксонское оружие с рунической надписью на клинке, и действительно, кроме меча Шретцхейма, на лезвии которого имеется загадочная руническая надпись, состоящая из четырех рун. крестообразное образование, других конкретных примеров меча или лезвия ножа с рунической надписью нигде в Европе нет. Напротив, надписи латинским алфавитом часто встречаются на мечах викингов. Например, около ста мечей с именем производителя «Ульфберт », инкрустированным на клинке, известны с периодом около 300 лет.
На основании цитаты Беовульфа это может быть что "Beagnoth" было именем первоначального владельца Seax. Однако в этом нет уверенности, так как на оружии викингов и англосаксонцев часто выгравировано имя производителя оружия, а не имя владельца (как на показанном ниже сеаксе Ситтингборна). Рэймонд Пейдж, бывший профессор англосаксонского языка в Элрингтоне и Босворте в Кембриджском университете, рассматривает четыре возможности:
«сломанный» саксофон из Ситтингборн в графстве Кент, вписано в островные маюскулы ☩ BIORHTELM ME ORTE («Биортельм создал меня») и ☩ S [I] GEBEREHT ME AH («S [i] gebereht владеет мной ").1. Это имя кузнеца, который выковал саксофон, поскольку на мечах из темных веков часто выгравировано имя их создателя.
2. Это имя мастера рун, написавшего футорк. Пейдж предполагает, что добавление имени мастера рун добавило бы дополнительную магическую силу оружию.
3. Имя принадлежит первоначальному владельцу сикса, поскольку, как он отмечает, «[t] скрамасакс - впечатляющее оборудование, на котором владелец был бы горд увидеть свое имя».
4. Это имя того, кто подарил саксофон кому-то другому, поскольку он «достаточно выдающийся, чтобы сделать прекрасный подарок с именем дарителя».
Пейдж заключает, что мы не можем знать, какая возможность верный.
Руническая надпись на саксофоне не только идентифицирует изготовителя или владельца саксофона, но также представляет собой редкий пример двадцативосьмибуквенного англосаксонского рунического алфавита. Примеры более раннего алфавита из двадцати четырех букв Старшего Футарка и шестнадцати букв Младшего Футарка относительно распространены в континентальных и скандинавских рунических надписях, но надписи исторически сложились. позже англосаксонские футорки редки в Англии, при этом большинство примеров англосаксонских футорков известно из рукописных источников. Этот сакс представляет собой единственную сохранившуюся эпиграфическую надпись основного 28-буквенного англо-саксонского рунического алфавита, хотя неполная надпись первых шестнадцати букв футорка встречается на дискообразной головке среднесаксонской булавки из Брэндона., Саффолк, а первые семь или восемь букв футорка начертаны на головке булавки из Мальтона, Северный Йоркшир.
Неясно, какой цели служила надпись футорка, но Пейдж предполагает он не может быть просто декоративным, но должен иметь магическое значение. Он отмечает, что вырезание рунических букв на мечах в качестве формы магической защиты было древней практикой, но к 9 веку рунические знания, вероятно, пришли в упадок в Королевстве Кент, и владелец Seax, возможно, заказал архаичную руническую надпись в целях престижа. Тот факт, что в порядке и дизайне рунических букв есть ошибки, предполагает, что кузнец, создавший сеакс, не привык добавлять такие рунические надписи к сделанному им оружию, и они могли быть неточно скопированы с рукописного текста. 79>