Sea Dart

редактировать
Тип класса «земля-воздух», «поверхность-поверхность»
Sea Dart
Drill Sea Dart Missiles Onboard HMS Edinburgh MOD 45153846.jpg учебные ракеты Sea Dart на HMS Edinburgh в 2012 году
ТипЗемля-воздух, поверхность-поверхность
Место происхожденияСоединенное Королевство
История обслуживания
В эксплуатации1973 - 2012
ИспользуетсяСм. Операторов
WarsFalklands War. Gulf 1991
История производства
КонструкторHawker Siddeley Dynamics
Разработан1963
ПроизводительHawker Siddeley Dynamics (1963–1977). BAe Dynamics (1977–1999). MBDA (UK) Ltd (с 1999)
Произведено1970-2012
№176>построено2000+
Технические характеристики
Масса550 кг (1210 фунтов)
Длина4,4 м (14 футов)
Диаметр0,42 м (17 дюймов)
Боевая часть11 кг (24 фунта) HE. Взрывно-осколочный
Детонационный. механизмДистанционный взрыватель и контактный

ДвигательТвердотопливный ускорительный двигатель Чоу. Bristol Siddeley Odin прямоточный воздушно-реактивный двигатель
Размах крыла0,9 м (3,0 фута)
Рабочий диапазон. диапазонMod 0 (базовый) 40 нм (46 миль; 74 км). Mod 2 (модернизация) 80 миль (92 мили; 150 км)
Потолок полета18300 м (60000 футов)
Максимальная скоростьМах 3,0+
Система наведения.Полуактивный радар с подсветкой РЛС Тип 909
Система рулевого управления.поверхности управления
Запуск. платформакорабль

Sea Dart или GWS30 был британской военно-морской системой зенитно-ракетной системой, разработанной Hawker Siddeley Dynamics в 1960-х годах и поступившей на вооружение в 1973 году. установлены на эсминцах Type 42 (Великобритания и Аргентина), эсминцах Type 82 и авианосцах класса Invincible из Королевский флот. Первоначально разработанная Hawker Siddeley, ракета была построена British Aerospace после 1977 года и была снята с вооружения в 2012 году.

Первая военно-морская ракета класса «земля-воздух» Великобритании была GWS1. Seaslug, который поступил на вооружение в 1963 году. В нем использовалось наведение по лучу, которое давало ограниченную точность и было полезно только против более медленных целей. Потребность в системе с более высокими характеристиками была замечена еще после того, как она была введена в эксплуатацию. Bristol Aerospace, которая недавно представила ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем для Королевских ВВС США, выиграла последующее соревнование с другой конструкцией ПВРД. По сравнению с Seaslug, Sea Dart был быстрее, имел гораздо большую дальность и его полуактивное радиолокационное наведение было намного точнее.

У ракетного комплекса было восемь подтвержденных успешных боевых действий, в том числе шесть самолетов, вертолет и противокорабельная ракета. Еще один вертолет был сбит в результате «дружественного огня » инцидента во время Фолклендской войны.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Дизайн
  • 3 Боевая служба
    • 3.1 Война на Фолклендских островах
    • 3.2 Война в Персидском заливе (1991)
  • 4 Варианты
  • 5 Вывод
  • 6 Операторы
    • 6.1 Бывшие операторы
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 См. Также
История

С самого начала послевоенной эпохи Королевский флот искал универсальное оружие для вооружения небольших кораблей. После опыта с немецкими планирующими бомбами во время войны, главной проблемой была ракета средней дальности земля-воздух, что привело к разработке Seaslug Система 1950-х. Он оказался слишком большим для перевозки на корабле размером фрегат. Некоторое внимание было уделено высокопроизводительной артиллерийской системе для этих кораблей, DACR, но расчеты показали, что она в конечном итоге будет бесполезна против будущих противокорабельных ракет, которые будут маневрировать на подходе.

В октябре 1960 года ВМС запустили проект управляемого вооружения малых кораблей, чтобы удовлетворить эту потребность, а также недавно выпущенный стандарт НАТО NMBR.11. Для этого требовалось оружие, достаточно маленькое, чтобы его можно было нести на фрегате массой 3000 тонн и которое могло бы атаковать бомбардировщики, противокорабельные ракеты и другие корабли вплоть до размера фрегата. Разработка Seaslug заняла гораздо больше времени, чем ожидалось, и это была очень дорогостоящая текущая программа. Были некоторые опасения, что они не должны начинать разработку новой системы еще до того, как корабли с Seaslug вступят в строй. Обзор, проведенный Комитетом по политике оборонных исследований, согласился с военно-морским флотом в том, что новая конструкция представляет собой совершенно новый класс оружия и что необходимо провести разработку.

На эту роль рассматривались две системы, Конструкция Bristol CF.299 с использованием ПВРД с небольшой ракетой-ускорителем, разгоняющей его до нужной скорости, а также адаптация армейского проекта Sightline, получившего название Rapier. В конечном итоге был выбран CF.299. Согласно отчету 1966 года, CF.299 будет иметь вероятность поражения двумя выстрелами (Pk) против ракеты AS-2 Kipper от 0,8 до 0,9, в то время как Seaslug II будет управлять только от 0,35 до 0,55. Против сверхзвукового бомбардировщика "Blinder" Pk составлял от 0,5 до 0,8 по сравнению с 0,3 до 0,5 для Seaslug. Кроме того, поскольку он летел быстрее, чем Seaslug, общее время поражения было меньше, а это означало, что батарея могла производить залп быстрее. Наконец, его способность вести за собой цель, по сравнению с движением луча курсом преследования Seaslug, позволяла ему атаковать цели с гораздо более высокой скоростью пересечения. Исследование 1968 года показало, что Sea Dart будет иметь те же возможности, что и восемь F-4 Phantom на патрулировании.

К этому времени многие иностранные военно-морские силы выбрали американский RIM-24 Tartar для роли NMBR.11, но голландский флот остался заинтересованным. Они предполагали, что он будет использоваться с новым специализированным кораблем противовоздушной обороны, управляемым значительно более мощным радаром, который британцы назвали Тип 988 «Метла». Это был трехмерный радар, аналогичный американскому AN / SPY-1, который разрабатывался в то же время. И радар, и ракеты будут управляться новой системой боевого управления, разрабатываемой обоими флотами. В конечном итоге голландцы также выбрали Tartar в качестве своего ракетного компонента, оставив Королевский флот в качестве единственного первоначального пользователя Sea Dart.

Sea Dart поступил на вооружение в 1973 году на единственном эсминце Type 82 HMS Bristol перед повсеместным развертыванием на эсминце Type 42, начавшимся с HMS Sheffield в 1976 году. Ракетная система также была установлена ​​на авианосцах класса Invincible, но была снята во время ремонта в период 1998-2000 годов. для увеличения площади кабины экипажа и размещения под ней в связи с эксплуатацией самолетов Royal Air Force Harrier GR9.

Конструкция
Ракета Sea Dart

Sea Dart - двухступенчатая ракета длиной 4,4 метра (14 футов) и весом 550 кг (1210 фунтов). Он запускается с помощью твердотопливного ускорителя Chow, который разгоняет его до сверхзвуковой скорости, необходимой для работы маршевого двигателя, Rolls-Royce [Bristol Siddeley] керосин с топливом Odin ПВРД. Это дает крейсерскую скорость более Маха 2,5, и в отличие от многих моделей с ракетными двигателями крейсерский двигатель горит на протяжении всего полета, обеспечивая отличную маневренность на крайнем расстоянии. Он способен поражать цели на расстоянии не менее 30 морских миль (56 км) в широком диапазоне высот. У него есть вторичная способность против небольших надводных судов, испытанная на патрульном катере класса Brave, хотя в надводном режиме блок предохранительной боевой части не активируется, и, таким образом, наносимый ущерб ограничивается физическим ударом половины. - тонна корпуса ракеты и неизрасходованная часть керосинового топлива в размере 46 литров (10 имп галлонов; 12 галлонов США).

Наведение осуществляется с помощью пропорциональной навигации и полуактивной радиолокационной системы самонаведения с использованием носового впускного конуса и четырех антенн вокруг впускного отверстия в качестве интерферометра воздушные, при этом цели идентифицируются с помощью обзорной РЛС типа 1022 (первоначально РЛС типа 965) и освещаются одной из пары радаров типа 909. Это позволяет поражать две цели одновременно в первоначальных версиях, а в более поздних вариантах (см. ниже) возможность вовлекать больше. Стрельба ведется из двухручной обучаемой пусковой установки, которая заряжается автоматически с нижней палубы. Первоначальная пусковая установка, которую можно было увидеть на Бристоле, была значительно больше, чем та, которая появилась на классах Тип 42 и Инвинсибл. Первоначальные трудности с надежностью лаунчера устранены.

Боевая служба

Фолклендская война

Морской дротик на Кардиффе в 1982 году (снято после окончания Фолклендской войны )

Море Дротик использовался во время Фолклендской войны (1982), и на его счету семь подтвержденных убийств (плюс один британский вертолет Aérospatiale Gazelle, сбитый дружественным огнем ). Были убиты высоколетящий самолет за пределами заявленных технических характеристик ракеты и низколетящий штурмовик.

Чистый эффект Sea Dart заключался в том, что вражеские самолеты лишались больших высот. Это было важно, потому что аргентинские самолеты, такие как Mirage III, имели лучшие характеристики по прямой, чем Sea Harrier, которые вряд ли могли их успешно перехватить.

Первым морским дротиком был убит Aérospatiale Puma 9 мая 1982 года около Стэнли, совершенный HMS Coventry, с потерей трех мужчин на борту.

25 мая 1982 года A-4C Skyhawk из группы 5 был снова сбит Ковентри к северу от Pebble Island. Пилот капитан Уго Анхель дель Валле Палавер погиб. Позже Ковентри сбил еще один Skyhawk из Grupo 4, когда он возвращался с миссии в Сан-Карлос-Уотер. Капитан Хорхе Освальдо Гарсия успешно катапультировался, но не был восстановлен. Следующая аргентинская операция в тот день затопила Ковентри. Неуправляемый Sea Dart был запущен, чтобы сорвать атаку, но промахнулся, а эсминец был поражен двумя железными бомбами и затонул.

В тот же день ударный истребитель Super Étendard пытался атаковать британскую авианосную группу ракетами Exocet, но вместо этого поразил грузовое судно MV Atlantic Conveyor. Инвинсибл выпустил шесть морских дротиков менее чем за две минуты, но все промахнулись.

A close-up of a jet in flight, the pilot is wearing a white helmet. On the nose of the plane are the Spanish words "Fuerza Aerea Argentina" and the designation code "B-108". Бомбардировщик Canberra B-108 Grupo de Bombardeo 2. Этот аргентинский самолет был сбит морским дротиком 13 июня 1982 года.

30 мая 1982 года во время последних воздушных атак Exocet на британский флот. HMS Exeter сбил двух Skyhawk (из четырех атакующих), несмотря на то, что они летели всего на 10–15 метров (33–49 футов) над уровнем моря (теоретически ниже минимальной высоты поражения Sea Dart в 30 метров (98 футов).)). 6 июня Эксетер сбил Learjet 35A, который использовался для разведки на высоте 12000 метров (39000 футов).

6 июня 1982 года Кардифф выпустил ракету "Си Дарт" по самолету, предположительно аргентинскому C-130 Hercules. Ракета уничтожила самолет, который на самом деле был вертолетом британской армии. Все четверо пассажиров погибли в результате этого инцидента "дружеским огнем".

Наконец, 13 июня 1982 года Canberra Mk.62 пролетел на высоте 12 000 метров (39 000 футов). Во время бомбардировки британских войск возле Порт-Харриет-хауса он был разрушен морским дротиком, выпущенным из Кардиффа.

Морской дротик на «Инвинсибл»

Всего было выпущено не менее восемнадцати ракет с эсминцев Тип 42, шесть - Инвинсибл и два от Бристоля. Из пяти ракет, выпущенных по вертолетам или высоколетящим самолетам, четыре были успешными, но только две из девятнадцати были выпущены по самолетам с низкой высоты: всего одиннадцать процентов; однако несколько ракет было выпущено без наведения для отражения атак на малой высоте. Успех Exeter можно частично объяснить тем, что он был оснащен радаром Type 1022, который был разработан для этой системы и обеспечивал более широкие возможности, чем старый Type 965, установленный на более ранних Type 42. Тип 965 был неспособен справиться с целями на малой высоте, так как он неоднократно пересекал траекторию полета, и цели терялись в радиолокационных помехах с поверхности Южной Атлантики. Это приводило к тому, что Sea Dart не мог захватывать цели на расстоянии, скрытом от земли, или быстро движущиеся низкоуровневые цели, скрытые из-за помех от земли или морских отражений.

ВМС Аргентины хорошо знали возможности и ограничения Sea Dart, имея два собственных Type 42. Следовательно, аргентинские самолеты, решившие пролететь ниже РЛС Тип 965 («плавание над морем»), часто сбрасывали бомбы, которые не взорвались. У взведенной лопасти на бомбе было недостаточно времени, чтобы совершить количество оборотов, необходимых для взведения взрывателя, в результате чего взрыватель оставался в безопасном режиме и не работал при ударе.

Война в Персидском заливе (1991)

В феврале 1991 года во время войны в Персидском заливе линкор США Миссури в сопровождении Лондона (флагманский корабль Великобритании) плюс Gloucester (несущий Sea Dart) и USS Jarrett (оснащенный Phalanx CIWS ) были атакованы иракским шелкопрядом ракета. Ракета была перехвачена и уничтожена Морским Дротиком, выпущенным из Глостера, второй раз, когда зенитная ракета успешно поразила и уничтожила вражескую ракету во время боя на море после того, как Морской Дротик с HMS Exeter успешно перехватил Exocet во время Фолклендской войны. Во время того же боя, Phalanx 20 mm CIWS Джарретта был переведен в режим автоматического захвата и нацелился на чафф, выпущенный Миссури, а не на приближающуюся ракету.

Варианты

Морской дротик с годами модернизировался - особенно его электроника - по мере развития технологий. Были приняты следующие стандарты модификации:

  • Mod 0 - Базовая версия 1960-х, использовавшаяся на Фолклендах. клапан технология. Дальность около 40 миль (46 миль; 74 км).
  • Mod 1 - Improved Sea Dart. Модернизированная версия 1983–1986 гг. Обновленные системы наведения, возможно, дают некоторую возможность противостоять целям, скользящим по морю, и значительно повышают надежность.
  • Mod 2 - 1989–1991. Обновление включало ADIMP (Air Defense IMProvement), в ходе которого шесть старых схемных плат в системе наведения были заменены одной, что позволило использовать запасной объем для автопилота. Используется вместе с командным каналом передачи данных (расположенный на постаменте типа 909), он позволяет нескольким ракетам одновременно находиться «в воздухе», повторно нацеливаться во время полета и т. Д. И обеспечивает начальную баллистическую траекторию, удваивая дальность до 80 миль (92 мили; 150 км) с модернизированной РЛС 909 (I) только для освещения оконечных устройств.
  • Mod 3 - Последняя версия с новым инфракрасным взрывателем. Задержана на восемь лет с 1994 по 2002 год.

Разработка Sea Dart Mark 2, GWS 31 (также известного как Sea Dart II - не путать с Mod 2, выше) была отменена в 1981 году. Это было предназначено для того, чтобы позволить ' маневры вне рельса с дополнительными элементами управления, добавленными к ускорителю. Mark 2 был сокращен до Advanced Sea Dart, затем Enhanced Sea Dart и, наконец, Improved Sea Dart.

Lightweight Sea Dart - это версия с минимальными изменениями самой ракеты, но основанная на новой закрытой пусковой установке. Была разработана обучаемая пусковая установка с четырьмя коробками, что позволило устанавливать ее на корабли с водоизмещением до 300 тонн. Та же самая коробка и пусковая установка могут также поддерживать Sea Eagle SL, предлагаемую версию Sea Eagle для запуска с корабля. Guardian представляла собой предлагаемую наземную систему радаров, станций управления и Lightweight Sea Dart, предложенную в 1980-х годах для использования в качестве наземной системы ПВО для Фолклендских островов. Ни одна из этих систем не была запущена в производство.

Отвод
HMS Edinburgh проводит заключительный пуск ракеты Sea Dart по северо-западному шотландскому хребту Бенбекула. Корабль выпустил пять ракет, три одиночные ракеты и залп из двух ракет по беспилотной цели.

Тип 42, оснащенный Sea Dart, подошел к концу своего срока службы, а все суда уже списаны. На смену им пришел более крупный Type 45, вооруженный ракетным комплексом Sea Viper. Sea Viper гораздо более эффективен в противовоздушной роли, но не имеет противовоздушной способности. Первый в своем классе начал ходовые испытания в июле 2007 года, а Daring поступил на вооружение в 2009 году.

13 апреля 2012 года HMS Edinburgh выпустил последние в эксплуатации ракеты Sea Dart после тридцатилетнего перерыва. карьера. Два последних оставшихся Type 42, York и Edinburgh завершили свою карьеру, но система не работала.

Сохранилась пусковая установка с учебными ракетами, которая выставлена ​​на Explosion! Музей морской огневой мощи, Госпорт, Хэмпшир.

Операторы
Карта с бывшими операторами Sea Dart в красном цвете

Бывшие операторы

Аргентина
  • ВМС Аргентины : закупили 60 ракет для своих двух эсминцев Тип 42, но списали их в 1987 году из-за отсутствия запасных частей.
Соединенное Королевство
Примечания
Ссылки

Ссылки

Библиография

См. также
Последняя правка сделана 2021-06-07 07:11:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте