Косая колесница

редактировать
Атака персидских косых колесниц в битве при Гавгамеле, автор Андре Кастень (1898-1899).

косая колесница была боевой колесницей с косыми лезвиями, установленными на каждой стороне. Его использовали в древности.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Персидские войны
    • 1.2 Встречи римлян
    • 1.3 Племена Сахары
    • 1.4 Кельтская Британия и Ирландия
    • 1.5 Леонардо да Винчи
  • 2 Ссылки
  • 3 Источники
История

Косая колесница была модифицированной боевой колесницей. Лезвия выдвигались горизонтально примерно на 1 метр (3 фута 3 дюйма) с каждой стороны колес. греческий генерал Ксенофонт (430–354 гг. До н.э.), очевидец битвы при Кунаксе, рассказывает о них: «У них были тонкие косы, простирающиеся под углом. от осей, а также под сиденьем водителя, повернутые к земле ». Зубчатые бронзовые лезвия для колес колесниц также были раскопаны в доимперских китайских поселениях времен Чжоу.

Полностью отвергая идеи ханаанского, ассирийского, индийского или македонского происхождения, 17-19 веков, историк Александр К. Нефиодкин оспаривает приписывание Ксенофонтом косых колесниц первому персидскому царю Киру, указывая на их заметное отсутствие во время вторжения в Грецию (480–479 гг. До н.э.) одним из его преемников, Ксеркс I. Вместо этого он утверждает, что персы представили косые колесницы позже, во время греко-персидских войн, между 467 г. до н.э. и 458 г. до н.э., как ответ на свой опыт борьбы с греческой тяжелой пехотой.

персидской войны

Косую колесницу тащила упряжка из четырех лошадей и команда из трех человек, одного возницы и двух воинов. Теоретически косая колесница будет преодолевать пехотные линии, разрезая противников пополам или, по крайней мере, открывая бреши в линии, которые можно было бы использовать. Было трудно заставить лошадей вступить в плотный фаланговый строй греческих /македонских гоплитов (пехота). Косая колесница избегала этой присущей кавалерии проблемы, рассекая строй косой, даже когда лошади избегали людей. Дисциплинированная армия могла расходиться по мере приближения колесницы, а затем быстро перестраиваться за ней, позволяя колеснице проходить без большого количества жертв. У боевых колесниц были ограниченные военные возможности. Они были строго наступательным оружием и лучше всего подходили против пехоты на открытой равнине, где у возниц было место для маневра. В то время, когда кавалерия не имела стремени и, вероятно, не имела ни шпор, ни эффективного седла, хотя у них определенно были седельные одеяла, косые колесницы добавляли веса кавалерийской атаке на пехоту. Исторические источники исходят от пехоты в таких сражениях, то есть с греческой и римской стороны. Вот одно зарегистрированное столкновение, в котором косые колесницы были на стороне победы:

Солдаты привыкли собирать свои припасы небрежно и без всяких мер предосторожности. Был один случай, когда Фарнабаз с двумя косыми колесницами и около 400 всадниками напал на них, когда они были разбросаны по всей равнине. Когда греки увидели, что он приближается к ним, они побежали присоединиться друг к другу, всего около 700 человек; но Фарнабаз не терял времени зря. Поставив впереди колесницы, а за ними сам с конницей, он приказал атаковать. Колесницы, ворвавшиеся в ряды греков, разбили их плотный строй, и вскоре кавалерия сразила около сотни человек. Остальные бежали и укрылись у Агесилая, который оказался рядом с гоплитами.

Единственный другой зарегистрированный пример их успешного использования, по-видимому, - это когда отряды Митридата VI г. Понт разбил вифинские силы на реке Амнии в 89 г. до н.э. (Аппиан)

Встречи римлян

Статуя Боадикеи и ее дочери около Вестминстерского пирса изображает британскую кельтскую королеву Будику в косой колеснице по заказу принца Альберта и казнен Томасом Торникрофтом (завершено в 1905 г.)

Несмотря на эти недостатки, косые колесницы с некоторым успехом использовались персами и королевствами Эллинистическая эпоха. Последний раз известно, что они использовались в битве при Зеле в 47 г. до н. Э. Сообщается, что римляне победили эту систему оружия, не обязательно в этой битве, с помощью шипов. В других случаях римляне устанавливали вертикальные столбы в земле, за которыми их пехота была в безопасности (Frontinus Stratagems 2,3,17-18). В Scriptores есть заявление Historiae Augustae Северус Александр LV, что он захватил 1800 косых колесниц. Это считается ложью.

В конце имперского периода римляне, возможно, экспериментировали с необычным вариантом идеи, призывавшей к копьям в стиле катафрактов сидеть на паре или на одной лошади, тянущей «колесницу» «свелась к голой оси с колесами, лопасти которой были опущены в боевое положение только в последний момент. Это облегчило бы маневрирование перед боем. По крайней мере, это разумная интерпретация довольно загадочного De rebus bellicis параграфа 12-14.

Сахарские племена

В северной Сахаре кочевые племена фарусов и нигритов использовали косые колесницы c. 22 г. н.э., как сообщает Страбон: «У них также есть колесницы, вооруженные косами».

Кельтская Британия и Ирландия

Относительно римского завоевания Британии современный римский географ Помпоний Мела упоминает:

Они воюют не только на лошадях, а также на двух конных колесницах и автомобилях, вооруженных галльским способом - они называют их ковинни - на которых они используют оси, снабженные косами.

Никто не знает, насколько ценно это утверждение. Есть глубокое подозрение, что это отражает клавдиевскую пропаганду, призванную добавить славы римскому вторжению в Британию, сделав британцев более изощренными, чем они были. Общепринятых археологических свидетельств о косых колесницах нет. Есть несколько больших тяжелых лезвий кос из позднеримской Британии, которые слишком громоздки для использования человеком.

Скошенная колесница да Винчи

Однако косая колесница появляется в «Погоня за скотом Кули» (Тайн Бо Куайлндж ), центральном эпосе ольстерского цикла ранней ирландской литературы.

Леонардо да Винчи

Одной из идей Леонардо да Винчи была косая колесница.

Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-06-07 07:06:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте