косая колесница была боевой колесницей с косыми лезвиями, установленными на каждой стороне. Его использовали в древности.
Косая колесница была модифицированной боевой колесницей. Лезвия выдвигались горизонтально примерно на 1 метр (3 фута 3 дюйма) с каждой стороны колес. греческий генерал Ксенофонт (430–354 гг. До н.э.), очевидец битвы при Кунаксе, рассказывает о них: «У них были тонкие косы, простирающиеся под углом. от осей, а также под сиденьем водителя, повернутые к земле ». Зубчатые бронзовые лезвия для колес колесниц также были раскопаны в доимперских китайских поселениях времен Чжоу.
Полностью отвергая идеи ханаанского, ассирийского, индийского или македонского происхождения, 17-19 веков, историк Александр К. Нефиодкин оспаривает приписывание Ксенофонтом косых колесниц первому персидскому царю Киру, указывая на их заметное отсутствие во время вторжения в Грецию (480–479 гг. До н.э.) одним из его преемников, Ксеркс I. Вместо этого он утверждает, что персы представили косые колесницы позже, во время греко-персидских войн, между 467 г. до н.э. и 458 г. до н.э., как ответ на свой опыт борьбы с греческой тяжелой пехотой.
Косую колесницу тащила упряжка из четырех лошадей и команда из трех человек, одного возницы и двух воинов. Теоретически косая колесница будет преодолевать пехотные линии, разрезая противников пополам или, по крайней мере, открывая бреши в линии, которые можно было бы использовать. Было трудно заставить лошадей вступить в плотный фаланговый строй греческих /македонских гоплитов (пехота). Косая колесница избегала этой присущей кавалерии проблемы, рассекая строй косой, даже когда лошади избегали людей. Дисциплинированная армия могла расходиться по мере приближения колесницы, а затем быстро перестраиваться за ней, позволяя колеснице проходить без большого количества жертв. У боевых колесниц были ограниченные военные возможности. Они были строго наступательным оружием и лучше всего подходили против пехоты на открытой равнине, где у возниц было место для маневра. В то время, когда кавалерия не имела стремени и, вероятно, не имела ни шпор, ни эффективного седла, хотя у них определенно были седельные одеяла, косые колесницы добавляли веса кавалерийской атаке на пехоту. Исторические источники исходят от пехоты в таких сражениях, то есть с греческой и римской стороны. Вот одно зарегистрированное столкновение, в котором косые колесницы были на стороне победы:
Солдаты привыкли собирать свои припасы небрежно и без всяких мер предосторожности. Был один случай, когда Фарнабаз с двумя косыми колесницами и около 400 всадниками напал на них, когда они были разбросаны по всей равнине. Когда греки увидели, что он приближается к ним, они побежали присоединиться друг к другу, всего около 700 человек; но Фарнабаз не терял времени зря. Поставив впереди колесницы, а за ними сам с конницей, он приказал атаковать. Колесницы, ворвавшиеся в ряды греков, разбили их плотный строй, и вскоре кавалерия сразила около сотни человек. Остальные бежали и укрылись у Агесилая, который оказался рядом с гоплитами.
Единственный другой зарегистрированный пример их успешного использования, по-видимому, - это когда отряды Митридата VI г. Понт разбил вифинские силы на реке Амнии в 89 г. до н.э. (Аппиан)
Несмотря на эти недостатки, косые колесницы с некоторым успехом использовались персами и королевствами Эллинистическая эпоха. Последний раз известно, что они использовались в битве при Зеле в 47 г. до н. Э. Сообщается, что римляне победили эту систему оружия, не обязательно в этой битве, с помощью шипов. В других случаях римляне устанавливали вертикальные столбы в земле, за которыми их пехота была в безопасности (Frontinus Stratagems 2,3,17-18). В Scriptores есть заявление Historiae Augustae Северус Александр LV, что он захватил 1800 косых колесниц. Это считается ложью.
В конце имперского периода римляне, возможно, экспериментировали с необычным вариантом идеи, призывавшей к копьям в стиле катафрактов сидеть на паре или на одной лошади, тянущей «колесницу» «свелась к голой оси с колесами, лопасти которой были опущены в боевое положение только в последний момент. Это облегчило бы маневрирование перед боем. По крайней мере, это разумная интерпретация довольно загадочного De rebus bellicis параграфа 12-14.
В северной Сахаре кочевые племена фарусов и нигритов использовали косые колесницы c. 22 г. н.э., как сообщает Страбон: «У них также есть колесницы, вооруженные косами».
Относительно римского завоевания Британии современный римский географ Помпоний Мела упоминает:
Они воюют не только на лошадях, а также на двух конных колесницах и автомобилях, вооруженных галльским способом - они называют их ковинни - на которых они используют оси, снабженные косами.
Никто не знает, насколько ценно это утверждение. Есть глубокое подозрение, что это отражает клавдиевскую пропаганду, призванную добавить славы римскому вторжению в Британию, сделав британцев более изощренными, чем они были. Общепринятых археологических свидетельств о косых колесницах нет. Есть несколько больших тяжелых лезвий кос из позднеримской Британии, которые слишком громоздки для использования человеком.
Скошенная колесница да ВинчиОднако косая колесница появляется в «Погоня за скотом Кули» (Тайн Бо Куайлндж ), центральном эпосе ольстерского цикла ранней ирландской литературы.
Одной из идей Леонардо да Винчи была косая колесница.
Деталь модели косой колесницы Леонардо, представленной в Национальном музее della scienza e della tecnologia Леонардо да Винчи, Милан
Деталь вращающихся кос