Шотландская народная музыка

редактировать
Жанр традиционной музыки из Шотландии Группа Lonach Pipe, Эдинбург Шотландия, 2009 г. являются одними из самых узнаваемых форм традиционной шотландской музыки.

Шотландская народная музыка (также шотландская традиционная музыка ) - это музыка, в которой используются формы, которые определены как часть шотландской музыкальной традиции. Есть свидетельства того, что в позднем средневековье в Шотландии процветала культура популярной музыки, но единственная песня с мелодией, которая сохранилась с этого периода, - это "Pleugh Song". После Реформации светская популярная музыкальная традиция продолжалась, несмотря на попытки Кирка, особенно в Низинах, подавить танцы и такие мероприятия, как свадьбы за пенни. Первое четкое упоминание об использовании волынщиков Хайленда упоминает их использование в битве при Пинки Кле в 1547 году. В Хайлендсе в начале семнадцатого века возникли семьи трубных трубок, включая МакКриммонс, Макартурс, МакГрегорс и Маккейи из Гейрлоха. Есть также свидетельства принятия скрипки в Хайлендсе. Среди известных музыкантов были скрипач Патти Бирни и волынщик Хабби Симпсон. Эта традиция продолжалась до девятнадцатого века с известными фигурами, такими как скрипач Нил и его сын Натаниэль Гоу. Имеются свидетельства о балладах этого периода. Некоторые из них, возможно, восходят к эпохе позднего средневековья и связаны с событиями и людьми, восходящими к XIII веку. Они оставались устной традицией, пока не были собраны как народные песни в восемнадцатом веке.

Самый ранний печатный сборник светской музыки относится к семнадцатому веку. Сборник начал набирать обороты в начале восемнадцатого века, и по мере того, как сопротивление Кирка музыке уменьшалось, появилось множество публикаций, в том числе сборник стихов Аллана Рамзи The Tea Table Miscellany (1723) и Шотландский музыкальный музей (1787–1803) Джеймса Джонсона и Роберта Бернса. С конца девятнадцатого века возродился интерес к традиционной музыке, которая имела более академический и политический характер. В Шотландии коллекционерами были преподобный Джеймс Дункан и Гэвин Грейг. Среди основных исполнителей были Джеймс Скотт Скиннер. Это возрождение начало оказывать большое влияние на классическую музыку, с развитием того, что было фактически национальной школой оркестровой и оперной музыки в Шотландии, с такими композиторами, как Александр Маккензи, Уильям Уоллес, Лермонт Дрисдейл, Хэмиш МакКанн и Джон Макьюен.

После Второй мировой войны традиционная музыка в Шотландии была маргинализована, но оставалась живой традицией. Это было изменено отдельными лицами, в том числе Аланом Ломаксом, Хэмишем Хендерсоном и Питером Кеннеди, посредством сбора, публикаций, записей и радиопрограмм. Популяризировавшиеся действия включали Джона Страчана, Джимми Макбита, Джинни Робертсон и Флору Макнил. В 1960-х годах была процветающая культура фолк-клуба, и Юэн МакКолл стал ведущей фигурой в возрождении в Великобритании. Они принимали традиционных исполнителей, в том числе Дональда Хиггинса и стюартов из Блэргоури, а также английских исполнителей и новых шотландских возрожденцев, таких как Робин Холл, Джимми Макгрегор, Корри и Фольклорная группа Яна Кэмпбелла. Также была часть популярной шотландской музыки, которая выиграла от появления радио и телевидения, которые опирались на образы шотландцев, полученные из тартанства, и стереотипов, используемых в мюзик-холле и разновидность, примером которой является телепрограмма The White Heather Club, которая шла с 1958 по 1967 год, ведущая Энди Стюарт и в главных ролях Мойра Андерсон и Кеннет МакКеллер. Слияние различных стилей американской музыки с британским фолком создало отличительную форму игры на гитаре в стиле фингер, известную как фолк-барокко, первопроходцами которой стали Дэви Грэм и Берт Янш. Другие полностью отказались от традиционных элементов, включая Донован и Incredible String Band, которые, как считалось, развивались психоделическим фолком. Акустические группы, которые продолжали интерпретировать традиционный материал вплоть до 1970-х годов, включали Ossian, Silly Wizard, The Boys of the Lough, The Natural Acoustic Band Battlefield Band, The Clutha и Whistlebinkies.

Кельтский рок разработан как вариант британского фолк-рока шотландскими группами, включая JSD Band и Spencer's Feat. Five Hand Reel, объединивший в себе ирландских и шотландских специалистов, стали наиболее успешными представителями этого стиля. С конца 1970-х годов посещаемость и количество фольклорных клубов начали сокращаться, поскольку стали доминировать новые музыкальные и социальные тенденции. Однако в Шотландии кругооборот цейлидов и фестивалей помогли поддержать традиционную музыку. Двумя наиболее успешными группами 1980-х годов, вышедшими из этой танцевальной группы, были Runrig и Capercaillie. Побочным продуктом кельтской диаспоры было существование крупных сообществ по всему миру, которые искали свои культурные корни и самобытность в кельтских народах. Из США сюда входят шотландские группы Seven Nations, Prydein и Flatfoot 56. Из Канады выступают такие группы, как Enter the Haggis, Great Big Sea, The Real Mckenzies и Spirit of the West.

Contents

  • 1 Разработка
  • 2 Сборник ранних песен
  • 3 Возрождения
    • 3.1 Первое возрождение
    • 3.2 Второе возрождение
    • 3.3 Кельтский рок
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Библиография
  • 5 Внешние ссылки

Развитие

Фрагмент из «Хайлендской свадьбы» Дэвида Аллана, 1780

Есть свидетельства того, что в Шотландии в последнее время процветала культура популярной музыки. Средние века. Сюда входит длинный список песен, приведенный в The Complaynt of Scotland (1549). Многие стихотворения этого периода также изначально были песнями, но ни одна из них не сохранилась. Мелодии сохранились отдельно в постреформационной публикации The Gude and Godlie Ballatis (1567), которые были духовными сатирами на популярные песни, адаптированные и изданные братьями Джеймсом, Иоанном и Роберт Веддерберн. Единственная песня с мелодией, уцелевшая от этого периода, - это "Pleugh Song". После Реформации светская популярная музыкальная традиция продолжалась, несмотря на попытки Кирка, особенно в Низинах, подавить танцы и такие мероприятия, как свадьбы за пенни, на которых звучали мелодии. 120>

Первое явное упоминание об использовании волынки Хайленд происходит из французской истории, где упоминается их использование в битве при Пинки Клю в 1547 году. Джордж Бьюкенен утверждал, что они заменили трубу на поле боя. В этот период была создана ceòl mór (великая музыка) волынки, которая отражала ее боевое происхождение, с боевыми мелодиями, маршами, собраниями, приветствиями и плачем. В Высокогорье в начале семнадцатого века появились семьи трубопровода, включая МакКриммондс, Макартуров, МакГрегорс и Маккаи Гейрлоха. Существует также свидетельство принятия скрипки в Хайлендсе: Мартин Мартин отметил в своем «Описании западных островов Шотландии» (1703), что он знал о восемнадцати игроках только в Льюисе. Среди известных музыкантов были скрипач Патти Бирни (ок. 1635–1721) и волынщик Хабби Симпсон (1550–1620). Эта традиция продолжалась и в девятнадцатом веке с известными фигурами, такими как скрипач Нил (1727–1807) и его сын Натаниэль Гоу (1763–1831), которые вместе с большим количество анонимных музыкантов, сочинивших сотни мелодий и вариаций.

Имеются свидетельства о балладах того периода. Некоторые из них, возможно, восходят к эпохе позднего средневековья и связаны с событиями и людьми, которые восходят к XIII веку, в том числе «Сэр Патрик Спенс » и «Томас Рифмер ", но доказательств этому нет до восемнадцатого века. Шотландские баллады отличаются друг от друга, демонстрируя некоторое дохристианское влияние на включение сверхъестественных элементов, таких как феи в шотландской балладе «Там Лин ». Они оставались устной традицией до тех пор, пока возросший интерес к народным песням в восемнадцатом веке не побудил таких коллекционеров, как епископ Томас Перси, публиковать тома популярных баллад.

Сборник ранних песен

Обложка Коллекция оригинальных шотландских мелодий Джона Плейфорда (полная высокогорных юморов) для скрипки (1700)

В Шотландии самый ранний печатный сборник светской музыки был издан Джоном Форбсом и выпущен в Абердине в 1662 г. как песни и фантазии: на Thre, Foure или Five Partes, подходящие для голосов и альтов. За следующие двадцать лет он был напечатан трижды и содержал семьдесят семь песен, из которых двадцать пять были шотландского происхождения. Среди публикаций восемнадцатого века - сборник оригинальных шотландских мелодий Джона Плейфорда (130) (полный горского юмора) для скрипки (1700), Музыкальная книга Маргарет Синклер (1710), Выбор Джеймса Ватсона. Комические и серьезные шотландские стихи как древние, так и современные 1711. Угнетение светской музыки и танцев со стороны кирка начало ослабевать между 1715 и 1725 годами, и уровень музыкальной активности отразился в большом количестве музыкальных публикаций в таблицах и сборниках музыки, таких как the makar стихотворный сборник Аллана Рамзи The Tea Table Miscellany (1723), Orpheus Caledonius Уильяма Томсона: или Сборник шотландских песен (1733), Джеймс Освальд The Caledonian Карманный компаньон (1751 г.) и Древние и современные шотландские песни, героические баллады Дэвида Херда и т.д.: собраны по памяти, традициям и древним авторам (1776 г.). Они были взяты из самой влиятельной коллекции Музыкального музея Шотландии, опубликованной в шести томах с 1787 по 1803 год Джеймсом Джонсоном и Робертом Бернсом, в которую также вошли новые слова Бернса. «Избранные шотландские стихи», собранные Джорджем Томсоном и опубликованные между 1799 и 1818 годами, включали работы Бернса и Вальтера Скотта. Среди ранних работ Скотта было влиятельное собрание баллад «Менестрели шотландской границы» (1802–03).

Возрождения

Первое возрождение

Фрэнсис Джеймс Чайлд, одна из ключевых фигур в начале первое народное возрождение

С конца девятнадцатого века возобновился интерес к традиционной музыке, которая имела более академический и политический характер. Гарвард профессор Восьмитомный сборник Фрэнсиса Джеймса Чайлда (1825–96) Английские и шотландские популярные баллады (1882–92) были самыми влиятельными при определении репертуара последующих исполнителей, учитель английской музыки Сесил Шарп был, вероятно, самым важным в понимании природы народной песни. В Шотландии среди коллекционеров были преподобный Джеймс Дункан (1848–1917) и Гэвин Грейг (1856–1914), которые собрали более 1000 песен, в основном из Абердиншира. Традиция продолжилась такими фигурами, как Джеймс Скотт Скиннер (1843–1927), известный как «король Стратспи», который играл на скрипке в самых разных местах, начиная от местных функций в его родном Банкори, в городские центры юга и на Балморал. В 1923 году было основано Королевское шотландское общество кантри-танцев в попытке сохранить традиционный шотландский танец, которому угрожало появление континентальных бальных танцев, таких как вальс или кадрили.. Аккордеон также стал центральным инструментом на балах и танцах хайленда.

Это возрождение начало оказывать большое влияние на классическую музыку, с развитием того, что фактически было национальной школой оркестровой и оперной музыки в Шотландия. Среди основных композиторов были Александр Маккензи (1847–1935), Уильям Уоллес (1860–1940), Лирмонт Дрисдейл (1866–1909), Хэмиш МакКанн (1868–1916) и Джон Макьюэн (1868–1948). Маккензи, который учился в Германии и Италии и смешивал шотландские темы с немецким романтизмом, наиболее известен своими тремя шотландскими рапсодиями (1879–80, 1911), Пиброчом для скрипки с оркестром (1889) и Шотландским концертом для фортепиано (1897), все с участием шотландских тем и народных мелодий. Произведение Уоллеса включало увертюру «Похвала шотландской поэзии» (1894). В творчестве Дрисдейла часто затрагиваются шотландские темы, в том числе увертюра «Там О'Шантер» (1890), кантата «Келпи» (1891). Увертюра МакКанна Страна Горы и Потоп (1887), его Шесть шотландских танцев (1896), его оперы Джини Динс (1894) и Дайрмид (1897) и хоровые произведения на тему Шотландские предметы были описаны IGC Hutchison как музыкальный эквивалент шотландских баронских замков Абботсфорд и Балморал. Точно так же «Пиброх» Макьюэна (1889 г.), «Пограничные баллады» (1908 г.) и «Симфония Солуэя» (1911 г.) включают традиционные шотландские народные мелодии.

Второе возрождение

Бюст Хэмиша Хендерсона в Южный Гайл

После Второй мировой войны традиционная музыка в Шотландии была отодвинута на задний план, но, в отличие от Англии, она оставалась гораздо более сильной силой: дом Сейлидх все еще присутствовал в сельских общинах до начала 1950-х годов, а традиционный материал все еще исполнялся старшее поколение, даже если молодое поколение предпочитало современные стили музыки. Это снижение было изменено действиями таких людей, как американский музыковед Алан Ломакс, который собрал в Шотландии множество песен, выпущенных Columbia Records примерно в 1955 году. Радиопередачи Lomax, Хэмиш Хендерсон и Питер Кеннеди (1922–2006) также сыграли важную роль в повышении осведомленности об этой традиции, в частности, «Как я ушел» Кеннеди, которая в основном была основана на шотландской и ирландской музыке. Школа шотландских исследований была основана в Эдинбургском университете в 1951 году с Хендерсоном в качестве научного сотрудника и сборником песен, начатым Калумом Маклином (1915–60). Популяризировались такие акты, как Джон Страчан (1875–1958), Джимми Макбит (1894–1972), Джинни Робертсон (1908–75) и Флора МакНил (1928-2015). Множество фестивалей также популяризировали музыку, например, Эдинбургский народный фестиваль (1951–53) и Абердинский фольклорный фестиваль (1963–). В 1960-е годы здесь процветала народная клубная культура. Первый фолк-клуб был основан в Лондоне Эваном Макколлом (1915–89), который стал ведущей фигурой в возрождении в Великобритании, записав такие влиятельные записи, как «Популярные шотландские баллады» (1956). Шотландские фолк-клубы были менее догматичными, чем их английские коллеги, которые быстро перешли на полностью английскую политику народных песен и продолжали поощрять смешение шотландского, ирландского, английского и американского материала. Вначале они принимали традиционных исполнителей, в том числе Дональда Хиггинса и стюартов из Блэргори, а также английских исполнителей и новых шотландских возрожденцев, таких как Робин Холл (1936–98), Джимми Макгрегор (1930 г.р.) и The Corries. Некоторые из этих новых исполнителей, в том числе Фолк-группа Яна Кэмпбелла, вышли из движения скиффл.

Также была группа популярной шотландской музыки, которая извлекла пользу из появление радио и телевидения, которые опирались на образы шотландцев, полученные из тартанри, и стереотипов, используемых в мюзик-холле и эстраде. Среди сторонников были Энди Стюарт (1933–93), чья недельная программа The White Heather Club проходила в Шотландии с 1958 по 1967 год. Среди постоянных гостей Мойра Андерсон (род. 1938) и Кеннет МакКеллер (1927–2010), которым нравились их собственные программы. Программы и их музыка были чрезвычайно популярны, хотя их версия шотландской музыки и идентичности презиралась многими модернистами.

Слияние различных стилей американской музыки с британским фолком создало отличительную форму гитары в стиле пальцев. игра, известная как народное барокко, первопроходцами которой стали такие деятели, как Дэви Грэм и Берт Янш. Это отчасти привело к появлению британской прогрессивной народной музыки, которая пыталась поднять народную музыку за счет более высокого уровня музыкальности или навыков композиции и аранжировки. Многие исполнители прогрессивного фолка продолжали сохранять традиционный элемент в своей музыке, в том числе Янш, который стал участником группы Pentangle в 1967 году. Другие в значительной степени отказались от традиционных элементов своей музыки. Особенно важными были Донован (на которого больше всего повлияли новые прогрессивные фолк-музыканты в Америке, такие как Боб Дилан ) и Incredible String Band, который с 1967 года включил диапазон влияний, включая средневековую и восточную музыку в их композиции, что привело к развитию психоделического фолка, оказавшего значительное влияние на прогрессив и психоделический рок. Акустические группы, которые продолжали интерпретировать традиционный материал вплоть до 1970-х, включали Оссиана и Silly Wizard. The Boys of the Lough и Battlefield Band, возникла из процветающей народной сцены Глазго. Также с этой сцены были очень влиятельные The Clutha, чей состав с двумя скрипачами позже был дополнен волынщиком Джимми Андерсоном, и Whistlebinkies, которые придерживались сильно инструментального формата, полагаясь на традиционные инструменты. включая Clàrsach (кельтская арфа). Многие из этих групп играли в основном музыку, происходящую из низменностей, в то время как позже более успешные группы склонялись к гэльскому звучанию высокогорья. Хотя они довольно популярны в народных кругах, ни одна из этих групп не достигла успеха ирландских групп, таких как The Chieftains и The Dubliners. Некоторые из этих групп продюсировали известных сольных исполнителей, в том числе Энди М. Стюарт из Silly Wizard, Брайан Макнил из Battlefield Band и Дуги МакЛин из Tannahill Weavers. Маклин, пожалуй, самый известный из них, написавший «Каледонию», одну из самых любимых песен Шотландии.

Хотя, возможно, это не так популярно, как некоторые из их кельтских коллег-фьюжн, традиционные шотландские исполнители по-прежнему создают музыку. К ним относятся гебридская певица Джули Фоулис, «гэльская супергруппа» Дайм и Лау. Old Blind Dogs также успешно пели на дорическом шотландском диалекте своего родного Абердиншира. Albannach получил признание за своеобразное сочетание труб и барабанов.

Кельтский рок

Дик Гоган выступление в "Rätsche" в Гайслингене / Штайге (Германия) в 2006 году

Кельтский рок, разработанный как вариант британского фолк-рока, исполняющий традиционную шотландскую народную музыку с рок-инструментами, разработанную Fairport Convention и ее участниками с 1969 года. Донован использовал термин «кельтский рок», чтобы описать фолк-рок, который он создал для своего Open Road 1970 года включал песню с названием "Celtic rock". Принятие британского фолк-рока под сильным влиянием шотландской традиционной музыки произвело группы, в том числе JSD Band The Natural Acoustic Band (1970) и Spencer's Feat. Из обломков последней в 1974 году гитарист Дик Гоган (род. 1948) сформировал, вероятно, самую успешную группу в этом жанре Five Hand Reel, которая до этого прочесывала ирландский и шотландский персонал. он начал влиятельную сольную карьеру.

С конца 1970-х посещаемость и количество фолк-клубов начали уменьшаться по мере появления новых музыкальных и социальных тенденций, включая панк-рок, новая волна и электронная музыка стала доминировать. Однако в Шотландии кругооборот цейлидов и фестивалей помогли поддержать традиционную музыку. Из этого круга танцевальных коллективов вышли две самые успешные группы 1980-х годов. С 1978 года, когда они начали выпускать оригинальные альбомы, Runrig производил изысканный шотландский фолк-рок, в том числе первый коммерчески успешный альбом с полностью гэльским Play Gaelic в 1978 году. С 1980-х Глухарь соединил шотландскую народную музыку, электрические инструменты и навязчивый вокал и добился значительного успеха. В то время как волынки стали неотъемлемым элементом шотландских фолк-групп, они гораздо реже использовались в фолк-рок-ансамблях, но были успешно интегрированы в их звучание с помощью Wolfstone с 1989 года, который сосредоточился на сочетании горной музыки и рока. В последнее время такие группы, как Mànran и Tide Lines, также сосредоточились на сочетании кельтской музыки и поп-рока. Кроме того, такие группы, как Shooglenifty и Peatbog Faeries смешали традиционную музыку горных районов с более современными звуками, такими как ритмы дабстепа, создав жанр, который иногда называют «Acid Croft». Niteworks вдохновил две вышеупомянутые группы, а электронное сэмплирование Мартина Беннета привело к дальнейшему развитию кельтской электронной музыки, которая была описана как Gaelictronica и Celtictronica.

Успешные шотландские рок-группы, такие как Simple Minds из Глазго и Big Country из Данфермлин, включали традиционные кельтские звуки. на многие их песни. Первые основали свой хит «Belfast Child » на традиционной ирландской песне «She Moved Through the Fair » и включили аккордеон в свой состав, тогда как гитара и барабаны последних звучали на на их ранние альбомы сильное влияние оказали шотландские дудочки, особенно такие песни, как «In a Big Country » и «Fields of Fire ». Big Country также покрыла "Килликрэнки " Роберта Бернса.

Одним из побочных продуктов кельтской диаспоры было существование крупных сообществ по всему миру, искавших свои культурные корни и самобытность в кельтских народах. Хотя кажется, что молодые музыканты из этих сообществ обычно выбирают между своей народной культурой и основными формами музыки, такими как рок или поп, после появления кельтского панка начало появляться относительно большое количество групп, которые стилизовали себя под кельтский рок.. Это особенно заметно в Соединенных Штатах и ​​Канаде, где есть большие сообщества, происходящие от ирландских и шотландских иммигрантов. Из США это включает Seven Nations, Prydein и Flatfoot 56. Из Канады выступают такие группы, как Enter the Haggis, Great Big Sea, The Real Mckenzies и Spirit of the West. На эти группы оказали влияние американские музыкальные формы, некоторые из которых состояли из участников без кельтского происхождения и обычно поют на английском языке.

Ссылки

Примечания

Библиография

  • «Популярные баллады» ", в" Бродвью антология британской литературы: восстановление и восемнадцатый век "(Broadview Press, 2006), ISBN 1551116111.
  • Бакстер-младший," Культура, просвещение "(1660 г.) –1843): музыка », в M. Lynch, ed., Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696- 7.
  • Бакстер, младший, «Музыка, Хайленд», в М. Линч, изд., Оксфордский компаньон по истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7.
  • Бротон С., Эллингем М. и Трилло Р., ред., Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток (Лондон: Rough Guides, 1999), ISBN 1858286352..
  • Крейг, К., «Культура: современность (1914–): роман», в издании М. Линча, Oxfor. d Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7.
  • Доусон, JEA, Scotland Re-Formed, 1488–1587 (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2007), ISBN 0748614559.
  • ДеРогатис, Дж., Включите свой разум: четыре десятилетия великого психоделического рока (Милуоки М.И., Хэл Леонард, 2003), ISBN 0634055488.
  • Гардинер, М., Современная шотландская культура (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2005), ISBN 978-0-7486-2027-2.
  • Герман Дж. "Британский фолк-рок; Celtic Rock », The Journal of American Folklore, 107, (425), (1994).
  • Хатчисон, IGC,« Мастерская Империи: Девятнадцатый век »в издании Дж. Вормальда, Шотландия: A История (Oxford: Oxford University Press, 2005), ISBN 0191622435.
  • Ларкин, К., Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (Guinness, 1992), ISBN 1882267028.
  • Лейтч, Д., Автобиография Донована: Человек-Харди Гарди (Macmillan, 2007), ISBN 0099487039.
  • Лайл, E., Scottish Ballads (Edinburgh: Canongate Books, 2001), ISBN 0-86241-477-6.
  • MacDougall, C., Scots: The Language of the People (Black White, 2006), ISBN 1845020847.
  • Мэтисон, К., Кельтская музыка (Backbeat Books, 2001), ISBN 0879306238.
  • Миллар П., Четыре века шотландского псалмодия (1949, Read Books, 2008), ISBN 140869784X.
  • Портер, Дж., «Введение» в J. Porter, ed., Defining Strains: The Musical Life of Scots в семнадцатом веке (Питер Ланг, 2007), ISBN 3039109480.
  • Сойерс, Дж. С., Кельтская музыка: полное руководство (Da Capo Press, 2001), ISBN 0306810077.
  • Симпсон, П., The Rough Guide to Cult Pop (Лондон: Rough Guides, 2003), ISBN 1843532298.
  • Свиерс, Б., Electric Folk: The Changing Face of English Traditional Music (Oxford: Oxford University Press, 2005), ISBN 978-0-19-517478-6.
  • Уеттер, К.С., Понимание жанра и средневекового романа (Aldershot: Ashgate, 2008) ISBN 978-0-7546-6142-9.
  • Вормальд, Дж., Корт, Кирк, и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Edinburgh University Press, 1991), ISBN 0748602763.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 06:39:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте