Научная фантастика и фэнтези в Польше датируется концом 18 века. В последние годы Польской Народной Республики очень популярным жанром научной фантастики была научная фантастика. Позже широкое распространение получили многие другие жанры.
В Польше много писателей-фантастов. На международном уровне самым известным польским писателем-фантастом является покойный Станислав Лем. Как и везде, польская фантастика тесно связана с жанрами фэнтези, ужасы и другими.
Хотя многие англоязычные писатели были переведены на польский язык, на английский было переведено относительно мало польскоязычных научной фантастики (или фэнтези).
Научная фантастика в Польше началась в конце 18 века во время польского Просвещения, когда Михал Димитр Краевский написал роман о приключениях поляка на Луне. В середине XIX века, в эпоху романтизма в Польше, Адам Мицкевич, которого многие считали лучшим поэтом Польши, также работал над Верном -подобен научно-фантастическому роману «История будущего», но никогда его не публиковал (сохранились лишь несколько фрагментов). Позже в том же веке, в период позитивизма в Польше несколько писателей исследовали темы, похожие на Верна и Х.Г. Уэллс, среди них Влодзимеж Загурский и. Однако, пожалуй, самый известный польский писатель того времени, Болеслав Прус, использовал элементы научной фантастики в своей основной художественной литературе. Например, его роман Лалка включает в себя «безумного ученого », а также металл «легче воздуха». Сходные темы просматриваются в работах коллеги Пруса, Стефана Жеромского, с его «стеклянными домами» в Пшедвосне и его лучами смерти в Руже.
В начале 20 века Ежи Жулавский был, вероятно, самым популярным польским писателем-фантастом с его Лунной трилогией (Trylogia księżycowa), шедевром для своего времени и место композиции. Подобные работы были созданы, и Мария Юлия Залеска. В возрожденной Второй Польской республике последовали и другие писатели этого жанра. и были известны его многочисленными книгами, адресованными юной аудитории; Бруно Винавер за его сатирический подход и Фердинанд Антони Оссендовски за их катастрофическое видение будущей войны. Наконец, «Два конца света» Антония Слонимского, пожалуй, самое известное антиутопическое произведение того времени.
После Второй мировой войны, в первое десятилетие Польской Народной Республики, научная фантастика использовалась пропагандистским инструментом коммунистический режим, главная цель которого - показать «светлое будущее» коммунизма. Только после смерти Иосифа Сталина польские писатели получили больше свободы действий и начали подвергать сомнению действительность вокруг них, хотя всегда боролись против цензуры. В то время бесспорным лидером польской фантастики был Станислав Лем, который первым подверг сомнению действия режима в своих Мемуарах, найденных в ванне. За ним последовали Януш А. Зайдель, Конрад Фялковский и, а с середины 70-х на короткое время - известные произведения Адама Вишневского-Снерга.
Полки в книжном магазине (Empik, Katowice ), на которых хранятся только новые выпуски научной фантастики и фэнтези польских авторов с фамилиями от P до Z (примерно с первой половины 2006 года). Несмотря на их популярность в Польше, практически ни одна из этих книг не была переведена на английский язык.В конце 1970-х жанр социальной научной фантастики (польский: fantastyka socjologiczna) возник в Народной Республике Польша. В то время он был сосредоточен на развитии обществ, в которых доминировали тоталитарные правительства. В жанре доминируют Януш А. Зайдель (Limes Inferior, Paradyzja ), Эдмунд Внук-Липинский (Apostezjon трилогия), Адам Вишневски-Снерг и Марек Орамус. Некоторые работы Станислава Лема также можно отнести к этому жанру. Фантастические декорации книг этого жанра обычно служили лишь поводом для анализа структуры польского общества и всегда были полны намеков на действительность.
80-е годы ознаменовались созданием первого польского литературного журнала, посвященного научной фантастике и фэнтези, Fantastyka, позже переименованного в Nowa Fantastyka. Основанный писателем и журналистом Адамом Холланеком, он приобрел культ поклонников и стал тренировочной площадкой для некоторых из самых выдающихся авторов фэнтези и научной фантастики в Польше, в том числе Анджея Сапковского ( Ведьмак серия).
В 1980-е годы были выпущены также польские комиксы о фэнтези и научной фантастике, такие как комикс «Ведьмак» и серия научно-фантастических комиксов Веселый Коваль.
После революций 1989 года, когда использование реальных примеров в художественной литературе стало безопасным в странах бывшего Восточного блока, этот жанр в значительной степени трансформировался в политическую фантастику, представленный такими писателями, как Рафал А. Зимкевич, хотя в 1990-х гг. антиутопия / жесткая фантастика дуология видна эхо Томаш Колодзейчак.
В 1990-е годы произошел взрывной рост переводов, в основном из западной (англоязычной) литературы. Крупнейшим польским издательством, специализирующимся на польской научной фантастике и фантастической литературе, было SuperNOWA. Сцена изменилась вокруг и после 2002 года, когда SuperNOWA утратила доминирующее положение, и появилось много новых польских писателей, «поколение 2002 года». Заметно также увеличение количества переводов из неанглоязычных стран (русский, украинский, чешский).
В настоящее время большая часть польской научной фантастики и фэнтези похожа на то, что знакомо англоязычным писателям. В Польше много писателей-фантастов, а также писателей-фантастов, и их произведения варьируются от альтернативных историй до научной фантастики. Самым всемирно известным польским писателем-фантастом, несомненно, является Станислав Лем, хотя многие другие можно считать произведениями мирового класса, их книги переводятся на многие (в основном европейские) языки. Относительно мало польского языка научной фантастики и фэнтези было переведено на английский, хотя бесчисленное количество англоязычных писателей было переведено на польский язык.
Среди современных польских писателей-фантастов и фэнтези:
Существуют два крупных польских издательства, специализирующихся на польской научной фантастике и фэнтези, Fabryka Słów и. SuperNOWA, когда-то доминирующее издательство в этой области, теперь в значительной степени утратило свои позиции. MAG и публикуют в основном переводы, и в период, который считается бумом польского рынка научной фантастики и фэнтези, основные издательства также все чаще публикуют такие работы. Книга с тиражом более 10 000 экземпляров считается бестселлером в Польше.
Польский фантастический фэндом известен десятками съезды научной фантастики по всей Польше. Самый крупный из них - Polcon (впервые проведен в 1982 г.), другие известные - Imladris и. Условности научной фантастики в Польше де-факто почти всегда являются «условностями научной фантастики и фэнтези» и часто сильно смешиваются с игровыми игровыми соглашениями. С другой стороны, хотя в Польше также есть несколько конвенций по манге и аниме, они обычно не связаны с конвенциями фанатов научной фантастики и игр. К наиболее важным конвенциям комиксов и научной фантастики в Польше относятся Warsaw Comic Con и Международный фестиваль комиксов и игр в Лодзи.
Польская фантастика не оказала большого влияния на непечатные медиа такие как кино, телевидение и компьютерные игры, хотя в Польше было снято несколько фильмов и игр в жанре научной фантастики, фэнтези и ужасов. Заметным исключением является Сексмися (Секс-миссия), который стал чем-то вроде культовым фильмом в Польше и широко транслировался за рубежом, например, в Великобритании. Другие менее известные примеры включают фильмы Петра Шулькина.
В конце 2000-х годов серия компьютерных игр Ведьмак стала мировым бестселлером.