Наука и технологии в Казахстане

редактировать

Наука и технологии в Казахстане оценка политики правительства по развитию науки, технологий и инноваций в Казахстане.

Содержание
  • 1 Стратегии развития
    • 1.1 Стратегия Казахстана 2030
    • 1.2 Стратегия Казахстана 2050
  • 2 Правовая база науки и инноваций
  • 3 Технологическая политика
  • 4 Финансирование исследований
    • 4.1 Инвестиции тенденции
    • 4.2 Научный фонд
  • 5 Тенденции в образовании и исследованиях
  • 6 Тенденции в результатах исследований
  • 7 Международное сотрудничество
  • 8 Источники
Стратегии развития

Казахстан 2030 Стратегия

ВВП в Центральной Азии по сектору экономики, 2005 и 2013 гг. Источник: Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., Рисунок 14.2

Стратегия «Казахстан 2030» была принята указом президента в 1997 г. Помимо безопасности и политической стабильности, он ориентирован на рост, основанный на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций, а также в области здравоохранения, образования, энергетики, транспорта, связи, инфраструктуры и профессионального обучения.

После истечения срока действия первого среднесрочного плана реализации в 2010 году Казахстан развернул второй план до 2020 года. Он направлен на ускорение диверсификации экономики через индустриализацию и развитие инфраструктуры; развитие человеческого капитала; лучшие социальные услуги, включая жилье; стабильные международные отношения; и стабильные межнациональные отношения. По переписи 2009 года казахи составляют 63% населения, русские - 24%. Остальные меньшинства (менее 3%) составляют узбеки, украинцы, белорусы и татары.

Две программы лежат в основе Стратегического плана до 2020 года, Государственного программы ускоренного промышленного и инновационного развития (2011–2020 годы).) и Государственная программа развития образования (2011–2014 гг.), принятые постановлением в 2010 году. Последняя установка для обеспечения доступа к качественному языку устанавливает и устанавливает ряд задач. Например, к 2020 году:

  • 90% средних школ будут использовать систему электронного обучения;
  • 52% учителей должны иметь степень бакалавра или магистра;
  • уровень всех средних школ должен быть повышен до уровня Назарабаев Интеллектуальных школ страны, которые способствуют развитию критического мышления, автономных исследований, глубокого анализа и владения казахским, английским и русским языками;
  • Государственные стипендии для студентов университетов должны увеличиться на 25% (к 2016 году);
  • 80% студентов, получивших степень по схеме государственных грантов, будут трудоустроены по своей специальности через год после выпуска.

Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития осуществляется на двуединой цели: диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности Казахстана путем создания среды, более благоприятной для промышленного развития, и развития приоритетных секторов экономики, в том числе использования использования между ними. он правительственный и деловой секторы. Экономическими приоритетами Казахстана до 2020 года являются сельское хозяйство, горнодобывающие и металлургические комплексы, энергетический сектор, нефть и газ, машиностроение, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), химическая и нефтехимическая промышленность. Цели включает:

  • увеличение внутренних расходов на исследования до 1% ВВП к 2015 г.;
  • увеличение количества международно признанных патентов до 30;
  • открытие двух промышленных опытов, трех конструкторских бюро и четыре технопарка;
  • увеличение доли несырьевого экспорта до не менее 40% экспорта к 2014 г.;
  • повышение производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,5 раза к 2020 г. ; и
  • увеличение доли обрабатывающей промышленности как минимум до 12,5% ВВП к 2020 году.

По оценкам, к 2006 году трети казахстанских компаний находились в частной собственности. Цены в Казахстане почти полностью основаны на рыночных организациях, а банковские и другие финансовые учреждения лучше организованы. Правительство может вести диалог с частными предприятиями через «Атамекен», ассоциацию из более чем 1 000 предприятий из различных секторов, и с иностранными инвесторами через Совет иностранных инвесторов, созданный в 1998 году. Тем не менее, Казахстан остается приверженным к управляемому капитализму, к государственному капитализму. сохраняющиеся доминирующие позиции в стратегических отраслях. Когда в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, правительство Казахстана отреагировало активизацией своего участия, даже на то, что в том же году оно создало фондосостояния Самрук-Казына для приватизации предприятий, контролируемого государственного сектора.

Самрук-Казына возник в результате слияния в 2008 году двух акционерных обществ, Казахстанского холдинга по управлению государственными активами (Самрук) и Фонда устойчивого развития (Казына). Самурай-Казына отвечает за модернизацию и диверсификацию экономики Казахстана путем привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики, содействие региональному развитию и укреплению межотраслевых и межрегиональных связей. Нефть и газ составляют 60-70% казахстанского экспорта. По словам Руслана Султанова, генерального директора Центра развития торговой политики, сокращение от нефти на 2% в 2013 году после падения цен обошлось экономике Казахстана в 1,2 млрд долларов США. Экономика и бюджетное планирование. Более половины (54%) переработанной продукции было экспортировано в Беларусь и Российскую Федерацию в 2013 году по сравнению с 44% до принятия Таможенного сообщества в

Стратегии «Казахстан 2050»

в Декабрь 2012 г. Президент Нурсултан Назарбаев объявил лозунг «Сильный бизнес, сильное государство». Эта прагматическая стратегия предлагает радикальные социально-экономические и политические реформы, которые позволят Казахстану войти в 30 полном экономик к 2050 году. В 2014 году президент отметил, что «члены ОЭСР прошли путь глубокой модернизации. Они также демонстрируют высокий уровень инвестиций, исследований и разработок, эффективности работы, возможностей и уровня жизни. Это стандарты для нашего вхождения в число 30 самых развитых стран ».

Обещая прогрессить разъяснить населению цели стратегии, чтобы обеспечить общественную поддержку, одобрение, что «благополучие граждане должны предоставить показанным показателем нашего». На институциональном уровне он пообещал создать атмосферу справедливости и верховенства закона, а также «разработать и внедрить новые стратегии борьбы с коррупцией». Многообещающие местные органы власти. он напомнил, что «они должны нести ответственность перед обществом», - напомнил он, и пообещал принципы меритократии в кадровую политику государственных предприятий и компаний. Президент признал «необходимость обновления отношений между неправительственными организациями и частным сектором» и объявил о программе приватизации. Список государственных органов, государственных органов, правительства, государства, пользующегося государственной властью, в первой половине 2014 года.

Первый этап Стратегии 2050 направлен на «модернизацию». скачок к 2030 году. Цель - развитие производств и создание обрабатывающего промышленного сектора. Сингапур и Республика Корея указаны в качестве образцов. Второй этап до 2050 года будет определен на достижении устойчивого развития за счет перехода к экономике, опираясь на инженерные услуги. На этом этапе в секторе будут производиться товары с высокой добавленной стоимостью. Чтобы облегчить переход к экономике, будет проведена реформация системы венчурного капитала, защиты интеллектуальной собственности, поддержки исследований и инноваций и коммерциализации научных результатов. Основное внимание будет уделяться передаче знаний и технологий с помощью создателей исследовательских и инженерных центров сотрудничества с иностранными компаниями. Многонациональные компании, работающие в основных нефтегазовых, горнодобывающих и металлургических секторах, будут воспроизводиться к созданию приложений для получения необходимых продуктов и услуг. Будут усилены технологические парки, такие как новый инновационный интеллектуальный кластер в Назарбаев Университета в Алатау и Парк информационных технологий в Алматы.

В Стратегии 2050 Казахстан дает себе 15 лет для превратиться в экономику знаний. Новые сектора будут создаваться в течение каждой пятилетки. Первый из них охватывает 2010–2014 годы, был направлен на развитие промышленных мощностей в автомобилестроении, авиастроении и производстве локомотивов, пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов. Во второй пятилетке до 2019 года цель заключается в развитии экспортных рынков для этой продукции. Чтобы дать Казахстану возможность выйти на мировой рынок геологоразведочных работ, страна намерена повысить эффективность использования секторов, как нефть и газ. Он намерен разрабатывать редкоземельные металлы, их важная информация для электроники, лазерных технологий, связи и медицинского оборудования. Второй пятилетний план совпадает с разработкой дорожной карты Бизнес-2020 для малых и средних предприятий (МСП), которая предусматривает выделение грантов МСП в регионах и микрокредитование. Правительство и Национальная палата предпринимателей также планируют эффективный механизм помощи стартапам.

Первый пятилетних планах до 2050 года будут созданы новые отрасли в таких областях, как мобильная связь и мультимедиа., нано- и космические технологии, робототехника, генная инженерия и альтернативная энергетика. Пищевые предприятия будут развиваться с прицелом на превращение страны в крупного регионального экспортера говядины, молочных продуктов и других сельскохозяйственных продуктов. На смену малоурожай, водоемким видам сельскохозяйственных культур, овощные, масличные и кормовые продукты. Стратегия «Казахстан 2050» устанавливает цель сокращения доходов от энергоресурсов в ВВП и обеспечения того, чтобы несырьевые товары составляли 70% экспорта к 2050 году. В рамках перехода к «зеленой экономике» к 2030 году 15% площадей будет выращивать с использованием водосберегающих технологий. Будут экспериментальные аграрно-инновационные кластеры и созданные засухоустойчивые генетически модифицированные культуры.

Развитие инфраструктуры является приоритетом. В своем обращении к Украине в январе 2014 года президент сказал, что в настоящее время строятся автомагистрали, которые свяжут города Казахстана и превратят Казахстан в логистический центр, связывающий Европу и Азию. «Коридор Западная Европа - Западный Китай почти завершен, и строится железнодорожная ветка в Туркменистан и Иран, чтобы получить доступ для товаров в порты Персидского залива», - сказал президент. «Мы должны увеличить пропускную способность казахстанского порта в Актау и упростить экспортно-импортные процедуры. После завершения строительства железная дорога Жезказган-Шалкар-Бейнеу протяженностью 1200 км свяжет восток и запад страны, доступ к регионам Каспия и Кавказа на побережье и к китайскому порту Ляньюньган на побережье Тихого океана на востоке.. '

Традиционная энергетика также должна развиваться. Существующие тепловые электростанции, многие из которых уже используют энергосберегающие технологии, используются экологически чистые энергетические технологии. К моменту проведения Expo 2017 должен быть создан исследовательский центр по энергетике будущего и зеленой экономики. В общественном транспорте будут внедряться экологически чистые виды топлива и электромобили. Также будет открыт новый нефтеперерабатывающий завод для производства газа, дизельного и авиационного топлива. Кроме того, можно построить атомные электростанции для удовлетворения потребностей растущих стран в энергии.

В феврале 2014 года соглашение с Исламской корпорацией развития частного сектора и частный инвестор для создания Центральноазиатского фонда возобновляемых источников энергии. В течение следующих 8-10 лет фонд будет инвестировать в казахстанские проекты по возобновляемым и альтернативным источникам энергии с первоначальным вложением 50-100 США, две трети из которых будут поступать за счет миллионов частных и иностранных инвестиций.

Среди целей Стратегии Казахстана до 2050 года:

  • Казахстан должен увеличить ВВП на душу населения с 13 000 США в 2012 году до 60 000 долларов США в 2050 году;
  • При увеличении численности городского населения с 55 от% до 70% от общего количества города должны быть связаны высококачественными дорогами и высокоскоростными транспортом (поездами) к 2050 году;
  • Малый и средний бизнес должен до 50% ВВП к 2050 году по сравнению с 20% в настоящее время;
  • Казахстан должен стать ведущим евразийским медицинским туризмом (введение всеобщего медицинского страхования);
  • Ежегодный рост ВВП должен достичь не менее 4% при увеличении объема роста от 18% до 30%;
  • Несырьевые товары составляют 70% экспорта, а доля энергии в ВВП - разделенным вдвое; ВРНИОКР вырастет до 3% от ВВП, чтобы обеспечить развитие новых высокотехнологичных секторов;
  • В рамках перехода к «зеленой экономике» к 2030 году 15% посевных площадей будут возделываться с водосберегающие технологии; дополнительно аграрную науку; создание экспериментальных аграрно-инновационных кластеров; Планируется создание засухоустойчивых ГМ-культур;
  • к 2017 году должен быть открыт исследовательский центр по энергии будущего и зеленой экономики; и
  • геологический кластер школ должен быть запущен в Назарбаев Университете к 2015 году.
Правовая база для науки и инноваций

В феврале 2011 года Казахстан принял Закон «О науке». Закон охватывает образование, науку и промышленность. В приоритетных областях были созданы исследовательские советы, включающие как казахстанских, так и иностранных ученых, что позволяет казахстанским ученым участвовать в принятии решений на высоком уровне. Решения национальных научных советов исполняются директорами образования и наукой и отраслевыми министерствами. В законе приоритетными являются следующие области: исследования в области энергетики; инновационные технологии в переработке сырья; ИКТ; естественные науки; и фундаментальные исследования. Он ввел поток финансирования исследований:

  • базовое финансирование для поддержки научной инфраструктуры, собственности и заработной платы;
  • грантовое финансирование для поддержки исследовательских программ; и
  • программно-целевое финансирование для решения стратегических задач.

Оригинальные структуры финансирования заключаются в том, что государственные исследовательские и университеты могут использовать финансирование для инвестирования в научную инфраструктуру и коммунальные услуги, средства информации и коммуникации и покрыть расходы на персонал. Финансирование осуществляется посредством конкурсов и конкурсов.

Закон о исследовательских грантах от университетов и исследовательских институтов установил систему экспертной оценки заявок. Эти конкурсные гранты Национальными исследовательскими советами. Правительство также планирует увеличить финансирование прикладных исследований до 30% и экспериментальных разработок до 50%, оставив 20% для фундаментальных исследований. Закон внесите изменение в налоговый кодекс, согласно которому налог на прибыль предприятий снижен на 150%, чтобы компенсировать расходы предприятий на исследования. Параллельно закон расширяет защиту интеллектуальной собственности. Кроме того, государственные и частные предприятия имеют право на получение государственного займа, чтобы стимулировать коммерциализацию результатов исследований и инвестиций. В июле 2011 года создало Национальный центр государственной научно-технической экспертизы для обеспечения согласованности, независимости и прозрачности в управлении проектами и программами, связанными с наукой, технологиями и инновациями. Акционерное общество, центр национальных исследований. советы, отслеживает текущие проекты и программы и оценивает их влияние, поддерживая базу данных проектов.

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в январе 2012 года был принят закон о государственной поддержке промышленных инноваций; он устанавливает правовые, экономические и институциональные основы для промышленных инноваций в приоритетных секторах экономики и определяет средства государственной поддержки. В рамках той же программы Министерство индустрии и новых технологий разработало Межотраслевой план стимулирования инноваций посредством предоставления грантов, инженерных услуг, бизнес-инкубаторов и т. Д.

Технологическая политика
ВВП на соотношение ВВП на душу населения и ВРНИОКР в Казахстане, 2010–2013 гг. (среднее); другие страны приведены для сравнения. Источник: Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 12.4

Совет по технологической политике был создан в 2010 г. в рамках Государственной программы форсированного промышленного и инновационного развития. Совет по технологической политике отвечает за формирование и реализацию государственной политики в области промышленных инноваций. Национальное агентство технологического развития, созданное в 2011 году, координирует технологические программы и государственную поддержку. Он осуществляет форсайт и планирование, отслеживает программы, ведет базу данных по инновационным проектам и их коммерциализации, управляет соответствующей инфраструктурой и сотрудничает с международными организациями для получения информации, обучения и финансирования. Основным направлением инновационной политики на первые три года (2011–2013 гг.) Является повышение эффективности предприятий за счет передачи технологий, технологической модернизации, развития деловой хватки и внедрения соответствующих технологий. Следующие два года будут посвящены разработке новых конкурентоспособных продуктов и производственных процессов. Основное внимание будет уделяться развитию проектного финансирования, в том числе через совместные предприятия. Параллельно с этим будут предприняты усилия по организации общественных мероприятий, таких как семинары и выставки, чтобы познакомить публику с инновациями и новаторами.

В период с 2010 по 2012 год технологические парки были созданы на востоке, юге и Северо-Казахстанские области (административные единицы) и в столице Астане. В Восточно-Казахстанской области был также создан Центр металлургии, а также Центр нефтегазовых технологий, который станет частью планируемого Caspian Energy Hub. Центр коммерциализации технологий создан в составе Национального научно-технологического холдинга «Парасат» - акционерного общества, созданного в 2008 году и полностью принадлежащего государству. Центр поддерживает исследовательские проекты в области технологического маркетинга, защиты интеллектуальной собственности, контрактов на лицензирование технологий и стартапов. Центр планирует провести технологический аудит в Казахстане и проанализировать правовую базу, регулирующую коммерциализацию результатов исследований и технологий.

Финансирование исследований

Инвестиционные тенденции

Тенденции роста ВВП в Центральной Азии, 2000−2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (2015), рис. 14.1

Казахстан выделил 0,18% ВВП на исследования и разработки (НИОКР) в 2013 году и 0,17% ВВП на НИОКР в 2015 году, по сравнению с десятилетним максимумом в 0,28% в 2005 году. Экономика росла быстрее (на 6% в 2013 году), чем валовые внутренние расходы на исследования и разработки, которые выросли только с 598 миллионов долларов по ППС до 714 миллионов долларов по ППС в период с 2005 по 2013 год. Пока экономический рост остается высоким, он будет расти. Будет сложно поднять уровень расходов страны на исследования и разработки до 1% от ВВП к 2015 году, что является амбициозной цельюГосударственной программы форсированного промышленного и инновационного развития, принятой в 2010 году. ВВП на исследования и разработки к 2050 году.

В 2011 году сектор коммерческих предприятий профинансировал половину всех исследований (52%), государство - четверть (25%), а высшее образование - одну шестую (16,3%).. С 2007 года доля делового сектора в исследованиях увеличилась с 45% до 52%, в основном за счет доли государства, которая сократилась с 37% до 25% от общих расходов. Доля частного некоммерческого сектора выросла с всего лишь 1% в 2007 году до 7% в 2011 году. Исследования по-прежнему в основном сосредоточены в крупнейших странах и бывшей столице страны Алматы, где проживает 52% научных сотрудников.

Тенденции в расходах на исследования в Центральной Азии, в процентах от ВВП, 2001–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: 2030 (2015 г.), рис. 14.3

Государственные институты в основном ограничиваются универсальными институтами, вносят лишь символический вклад. Научно-исследовательские институты получают финансирование от национальных исследовательских советов при Министерстве образования и науки. Однако их продукция, как правило, не связано с потребностями рынка.

По данным опроса, проведенного Статистическим институтом ЮНЕСКО <, только одна из восьми (12,5%) производственных компаний в 2012 году активно внедряла инновации. 114>. Предприятия предпочитают приобретать технологические решения, которые уже воплощены в импортных машинах и оборудовании. Только 4% фирм приобретают лицензии и патенты, связанные с этой технологией. Похоже, что многие промышленные предприятия проводят исследования, поскольку в 2008 году предприятия потратили на научные и технологические услуги в 4,5 раза больше, чем в 1997 году.

Расходы на инновации больше чем удвоился в Казахстане с 2010 по 2011 год, составив 235 миллиардов тенге (около 1,6 миллиарда долларов США), или около 1,1% ВВП. Около 11% от общей суммы было потрачено на исследования и разработки. Это сопоставимо с примерно 40–70% расходов на инновации в развитых странах. Это увеличение связано с использованием новых технологий и методов производства в течение этого периода, причиняющего ущерб приобретению машин и оборудования, которое традиционно является основной частью расходов Казахстана на инновации. Затраты на обучение составили всего 2% расходов на инновации, что намного ниже, чем в развитых странах.

Научный фонд

В 2006 году учредило правительство Научный фонд в рамках Государственной программы научного развития. 2007−2012 гг., Чтобы стимулировать рыночные исследования за счет развития сотрудничества с частными инвесторами. Около 80% выделенных средств идет научно-исследовательскимтам. Фонд грантов и ссуды для проектов прикладных исследований в приоритетных областях для инвестиций. За период 2007–2012 гг. Это были:

исследователи из Центральной Азии по областям науки, 2013 г. Источник: Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 14.4
  • углеводороды, горнодобывающая и металлургическая отрасли и связанные с ними области обслуживания (37%);
  • биотехнологии (17%);
  • информационные и космические технологии (11%);
  • ядерные и возобновляемые источники энергии (8%);
  • нанотехнологии и новые материалы (5%);
  • другое (22%).

Государственная программа научного развития на 2007−2012 годывала, что Фонд должен направлять 25% всего финансирования науки в 2010 году. Однако после того, как в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, взносы государства в фонд снизился. Фонд адаптировался, предложив более гибкие условия, такие как беспроцентные и беспошлинные ссуды, и увеличенный срок ссуды до 15 лет. Параллельно казахстанским ученым было предложено обратиться к западным партнерам.

Исследователи из Центральной Азии в разбивке по секторам занятости (HC), 2013. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (2015), 14,5
Тенденции в образовании и

Казахстан тратит исследования на образование меньше (2,8% ВВП в 2014 г.), чем Кыргызстан (5,5% ВВП в 2014 г.) или Таджикистан (5,2% ВВП в 2014 г.). Доля ВВП, направляемая на высшее образование, оставалась стабильной с 2005 года, но невысокой: 0,43% ВВП в 2014 году. Тем не менее, Казахстан добился больших успехов в повышении качества образования за последнее десятилетие. В настоящее время он обобщить качественное образование за счет повышения уровня всех средних школ до уровня Интеллектуальных школ в 2020 году, что обеспечивает развитие критического мышления, автономных исследований, глубокого анализа и владения казахским, английским и русским языками. Казахстан расширяет преподавание иностранных языков в школах и университетах, облегчить международную связь. Назарбаев Университет задуман как международный исследовательский университет. Правительство Казахстана обязалось к 2016 году увеличить стипендии для университетов на 25%.

В 2007 году правительство приняло трехуровневую систему достижения степени бакалавра, магистра и доктора наук, которая постепенно заменяет советскую систему кандидатов и докторов наук. науки. В 2010 году Казахстан стал единственным центральноазиатским участником Болонского процесса. Этот процесс направлен на гармонизацию систем высшего образования с целью создания пространства высшего образования. Несколько высших учебных заведений в Казахстане (90 из которых являются частными) являются членами Европейской ассоциации университетов.

Доля казахстанских женщин среди исследователей, занятых в секторах предприятий, 2013 или ближайший год. Источник: Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., рис. 3.4

В 2013 г. сектор высшего образования выполнил 31% исследований в 2013 г. и нанял более половины (54%) исследователей. В Казахстане на миллион жителей приходилось 1 046 исследователей (по численности). В Центральной Азии только в Узбекистане плотность исследователей выше: 1097 на миллион населения в 2011 году. В среднем мире в 2014 году было 1083 исследователя на миллион населения (в эквиваленте полной занятости).

С тех пор в Казахстане сохраняется гендерный паритет. распад Советского Союза в начале 1990-х. В 2013 году 51,5% казахстанских исследователей составляли женщины. Казахские женщины доминировали в исследованиях в области медицины и здравоохранения и составляли 45–55% исследователей в области инженерии и технологий. В коммерческом секторе каждая вторая исследовательница была женщина.

Таблица: Докторанты, полученные в области науки и техники в Центральной Азии, 2013 или ближайший год

КандидатыКандидаты наукКандидаты технических наук
ВсегоЖенщины (%)ВсегоЖенщины (%Всего на миллион населенияЖенщин-докторов наук на миллионВсегоЖенщин (%Всего на миллион населенияЖенщин-кандидатов наук на миллион населения
Казахстан (2013)1105173604,42,737382,30,9
Кыргызстан (2012)49963916316,610,45463
Таджикистан (2012)33111313,914
Узбекистан

(2011)

83842152305,41,611827,0

Источник: До клад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1

Примечание: выпускники докторантуры занимаются естественными науками, физическими науками, математикой и статистикой, а также информатикой; Кандидаты технических наук также включают производство и строительство. Для Центральной Азии термин «доктор философии» также включает кандидата и доктора наук. Данные по Туркменистану недоступны.

Таблица: исследователи из Центральной Азии с разбивкой по областям науки и полу, 2013 или ближайший год

Всего исследователей (количество человек)Исследователей по областям науки (количество человек)
Естественные наукиТехника и технологииМедицина и здравоохранениеСельскохозяйственные наукиСоциальные наукиГуманитарные науки
Всего исследователейНа миллион поп.Число женщинЖенщин (%ВсегоЖенщин (%ВсегоЖенщин (%)ВсегоЖенщин (%)ВсегоЖенщин (%)ВсегоЖенщин (%))ВсегоЖенщины (%)
Казахстан

2013

171951 0468 84951,5509151,94 99644,7106869,5215043,4177661,0211457, 5
Кыргызстан

2011

222441296143,259346,556730,039344,021250,015442,925952,1
Таджикистан

2013

2 15226272833,850930,320618,037467,647223,533525,725634,0
Узбекистан

2011

30 890109712 63940,96 91035,34 98230,13 65953,6187224,86 81741,26 65052,0

Источник: ЮНЕСКО Science Отчет: к 2030 году (2015), Таблица 14.1

Тенденции в результатах исследований
Научные публикации из Центральной Азии, каталогизированные Web of Science Thomson Reuters, Расширенный индекс научного цитирования, 2005–2014 гг., Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), Рисунок 14.6

Количество научных работ, опубликованных в Центральной Азии, выросло почти на 50% в период с 2005 по 2014 гг., Благодаря Казахстану, который за этот период обогнал Узбекистан стал самым плодовитым научным издателем в региона, согласно в Web of Science Thomson Reuters (расширенный индекс научного цитирования). Казахстанские ученые специализируются на физике, а затем на химии. С 2005 по 2014 год казахстанские ученые утроили объем выпуска до 600 статей в год. Они выпустили 35% центральноазиатских статей, зарегистрированных в базе данных Thomson Reuters в 2005 году и 56% в 2014 году. Тем не менее, объем производства остается скромным. В 2014 году в Казахстане было 36 статей на миллион жителей, по сравнению с 15 миллионами в Кыргызстане, 11 на миллион в Узбекистане и 5 на миллион в Таджикистане и Туркменистане.

Развитие международного партнерства может объяснить резкий рост казахстанских публикаций, зафиксированный в рейтинге Индекс научного цитирования увеличился с 2008 года. Основными направлениями казахстанских ученых в период с 2008 по 2014 год были россияне, за которыми следовали американские, немецкие, британские и японские ученые. Исследования всех пяти центральноазиатских республик, национальных стратегий развития, тем не менее, сосредоточены на развитии экономики и новых высокотехнологичных областей. Однако в период с 2008 по 2013 год в Управлении по патентам и товарным знакам США было зарегистрировано всего пять казахстанских патентов, по сравнению с тремя для узбекских изобретателей и ни одного патента в трех других центральноазиатских республиках, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.

Совокупная сумма патентов. статьи выходцев из Центральной Азии за период с 2008 по 2013 год по отраслям науки. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 14.6

Казахстан является основным торговцем высокотехнологичной продукцией в Центральной Азии. Казахстанский импорт почти удвоился с 2008 по 2013 год с 2,7 млрд долларов США до 5,1 млрд долларов США. Произошел всплеск импорта компьютеров, электроники и телекоммуникаций; инвестиции в эти продукты составили 744 миллиона долларов США в 2008 году и 2,6 миллиарда долларов США пятью годами позже. Рост экспорта был более постепенным - с 2,3 млрд долларов США до 3,1 млрд долларов США - и преобладали химические продукты (кроме фармацевтических препаратов), которые составляли две трети экспорта в 2008 году (1,5 млрд долларов США) и 83% (2,6 млрд долларов США). в 2013 году.

Международное сотрудничество

Как и другие четыре республики Центральной Азии, Казахстан является членом нескольких международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе., Организация экономического сотрудничества и Шанхайская организация сотрудничества. Казахстан и четыре другие республики также являются участниками программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которую также входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия и Пакистан. В ноябре 2011 года 10 стран-участниц приняли Стратегию ЦАРЭС-2020, программу для дальнейшего регионального сотрудничества. В течение десятилетия до 2020 года 50 миллиардов долларов США инвестируется в приоритетные проекты в области транспорта, торговли и энергетики с целью повышения конкурентоспособности членов. Центральноазиатские республики, не имеющие выхода к морю, осознают необходимость сотрудничества для поддержания и развития своих транспортных сетей, а также систем энергетики, связи и ирригации. Только Казахстан и Туркменистан граничат с Каспийским морем, и ни одна из республик не имеет прямого выхода к океану, что затрудняет транспортировку углеводородов, в частности, на мировые рынки.

Казахстан также является одним из три члена-учредителя Евразийского экономического союза в 2014 году, а также Беларусь и Российская Федерация. С тех пор к этому органу присоединились Армения и Кыргызстан. Поскольку сотрудничество между государствами-членами в области науки и технологий уже является значительным и хорошо кодифицировано в юридических документах, ожидается, что Евразийский экономический союз будет иметь ограниченное дополнительное влияние на сотрудничество между государственными лабораториями или академическими кругами, но он может нарушть деловые связи и научную мобильность, так как это включает положения о свободном обращении рабочей силы и единые правила.

Казахстан принял участие в двух исследовательских программах, запущенных предшественником Евразийского экономического сообщества, Евразийским Экономическое сообщество. Первая - это Программа инновационных биотехнологий (2011–2015 гг.). В нем участвовали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Таджикистан. В рамках этой программы были вручены призы на ежегодной выставке и конференции биоиндустрии. В 2012 году в нем приняли участие 86 российских организаций, плюс три из Беларуси, одна из Казахстана и три из Таджикистана, а также две научно-исследовательские группы из Германии. В то время Владимир Дебабов, научный директор Государственного научно-исследовательского института генетики и селекции промышленных микроорганизмов в Российской Федерации «Генетика», одобренная первостепенная оценка развития биоиндустрии. «В современном мире наблюдается сильная тенденция к переходу от нефтехимии к возобновляемым биологическим источником», - он сказал. «Биотехнология развивается в два-три раза быстрее, чем химия».

Вторым проектом Евразийского экономического сообщества стало создание Центра инновационных технологий 4 апреля 2013 года с подписанием соглашения между российскими Венчурная компания (государственный фонд фондов), АО «Национальное агентство Казахстана» и Белорусский инновационный фонд. Каждый из выбранных проектов имеет право на финансирование в размере 3–90 миллионов США и реализует в рамках государственно-частного партнерства. Первые несколько утвержденных проектов были посвящены суперкомпьютерам, космическим технологиям, медицине, переработке нефти, нанотехнологии и экологическому использованию природных ресурсов. Венчурная компания реинвестировать прибыль в новые проекты. Эта венчурная компания не является чисто экономической структурой; он также разработан для продвижения общего экономического пространства между странами-участницами.

Казахстан также участвует в проекте IncoNet CA, запущенном Европейским Союзом в сентябре 2013 года. Цель этого проекта - поощрить страны Азии к участию в исследовательских проектах в рамках Horizon 2020, восьмой программы Европейского Союза по финансированию исследований и инноваций. В этом исследовательском проекте находятся три социальные проблемы, представляющие взаимный интерес для Европейского Союза, Центральной Азии: изменение климата, энергетика и здоровье. IncoNet CA основывается на опыте других проектов, в которых участвуют регионы, такие как Восточная Европа, Южный Кавказ и Западные Балканы. IncoNet CA фокусируется на партнерских исследовательских центрах в Центральной Азии. В нем участвует консорциум партнерских организаций из Австрии, Чешской Республики, Эстонии, Германии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Португалии, Таджикистана, Турции и Узбекистана. В мае 2014 года Европейский Союз объявил о 24-месячных приёме заявок на проекты от партнерских организаций - университетов, компаний и исследовательских институтов - на финансирование до 10 000 евро, чтобы они могли посетить объекты друга для обсуждения идей проектов или подготовки. совместные мероприятия, такие как семинары.

Международный научно-оружейников центр (МНТЦ) основан в 1992 году Японским техническим союзом, Российской Федерацией и США для привлечения ученых-оружейников к гражданским исследованиям проекты и передачи технологий. Филиалы МНТЦ открыты в странах-участницах: Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Штаб-квартира МНТЦ была переведена в Назарбаев Университет в Казахстане в июне 2014 года, через три года после того, как Российская Федерация объявила о выходе из центра.

Казахстан не является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но в январе 2015 года подписало Меморандум о взаимопонимании с ОЭСР по двухлетней Страновой программе в поддержку «амбициозного набора политики и институтов» Казахстана ». Результатом этого сотрудничества стала публикация Обзора инновационной политики ОЭСР, посвященного Казахстану в 2017 году.

30 ноября 2015 года Казахстан стал 162-м членом Всемирной торговой организации.

Источники

Определение логотипа бесплатных произведений культуры notext.svg Эта статья включает текст из бесплатного контента работы. Под лицензией CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., 365-377, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст свободной лицензии в статьи Википедии, см. . Для получения информации о повторном использовании информации из Википедии см. условия использования. Ссылки

  1. ^ Мухитдинова, Насиба (2015). Центральная Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году. Париж: ЮНЕСКО. С. 365–387. ISBN 978-92-3-100129-1.
  2. ^ Государственная программа развития образования (2011–2014 гг.). Правительство Казахстана. 2010.
  3. ^ «Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития». Правительство Казахстана. 19 марта 2010.
  4. ^Spechler, 1. (2008). «Экономики Центральной Азии: обзор». Сравнительные экономические исследования. 50 : 30–52. CS1 maint: числовые имена: список авторов (ссылка )
  5. ^Старк, М.; Аренс, Дж. (2012). Экономическая реформа и институциональные изменения в Центральной Азии: к новой модели развития государства? Исследования 2012 / 05. Геттинген, Германия: Рядовой Hochschule.
  6. ^ «Казахстанский путь - 2050: одна цель, один интерес и одно будущее. Президент Нурсултан Назарбаев». 2014.
  7. ^«Казахстанский инвестиционный фонд для проектов в области возобновляемых источников энергии ». Oil News. Проверено 30 мая 2017 года.
  8. ^ Шарман А. (2012).« Модернизация и рост в Казахстане ». Central Asian Journal of Global Health. 1.
  9. ^ Обзор Нью-Йорк и Женева: Европейская экономическая комиссия деятельности Организации Объединенных Наций. 2012.
  10. ^«База данных о государственных расходах на образование в процентах ВВП». Статистический институт ЮНЕСКО. 6 июня 2017 г.
  11. ^Эрокал, Дениз; Егоров, Игорь (2015). Страны в бассейне Черного моря. аука ЮНЕСКО. CE Отчет: к 2030 г. (PDF). Париж: ЮНЕСКО. С. 324–341. ISBN 978-92-3-100129-1.
  12. ^«ОЭСР укрепляет отношения Казахстана с Казахстаном - подписывает соглашение о национальной программе». ОЭСР. 22 января 2015 г. Дата обращения 31 мая 2017 г.
Последняя правка сделана 2021-06-07 05:52:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте