Парижская школа (французский : École de Paris ) относится к французским и эмигрантским художникам, работавшим в Париже в первой половине 20 века.
Парижская школа не была единственным художественным движением или учреждением, но ссылается на важность Парижа как центра западного искусства в начале десятилетия 20 века. Между 1900 и 1940 годами город привлекал художников со всего мира и стал центром художественной деятельности. «Парижская школа» использовалась для описания этого разрозненного сообщества, особенно нефранцузских художников, сосредоточенного в кафе, салонах и общих рабочих местах и галереях Монпарнас.
. До Первой мировой войны это название было также применяется к художникам, участвующим во множестве коллабораций и пересекающихся новых художественных движений между постимпрессионистами и пуантилизмом и орфизмом, фовизмом и кубизмом. В этот период художественное брожение происходило на Монмартре и на уже существующей там художественной сцене. Но Пикассо отошел, война разогнала почти всех, к 1920-м гг. Монпарнас стал центром авангарда. После Второй мировой войны это имя было применено к другой группе абстрактных художников.
До Мира Первая война, группа экспатриантов в Париже создавала искусство в стилях постимпрессионизма, кубизма и фовизма. В группу входили такие художники, как Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амедео Модильяни и Пит Мондриан. Ассоциированные французские художники включали Пьера Боннара, Анри Матисса, Жана Метцингера и Альберта Глезе. Пикассо и Матисс были описаны как близнецы-лидеры (повара школы) до войны.
Термин «Парижская школа» использовался в 1925 г. [fr ] для обозначения многих художников иностранного происхождения, которые эмигрировали в Париж. Этот термин вскоре приобрел популярность, часто как уничижительный ярлык со стороны критиков, считавших иностранных художников, многие из которых были евреями, угрозой чистоте французского искусства. Искусствовед Луи Воксель, известный тем, что придумал термины «фовизм » и «кубизм » (также означало пренебрежительно), называл художников-иммигрантов немытыми «славянами, замаскированными под представителей. французского искусства ». Вальдемар Джордж, сам французский еврей, в 1931 году сетовал на то, что название Парижской школы «позволяет любому художнику притвориться французом... оно относится к французской традиции, но вместо этого уничтожает ее».
Школа парижских художников были постепенно маргинализованы. Начиная с 1935 года художественные издания больше не писали о Шагале, только журналы для еврейской аудитории, а к июню 1940 года, когда к власти пришло правительство Виши, художники Парижской школы вообще не могли выставляться в Париже.
Работающие художники в Париже между Первой мировой войной и Второй мировой войной экспериментировали с различными стилями, включая кубизм, орфизм, сюрреализм и Дада. В числе зарубежных и французских художников, работающих в Париже, были Жан Арп, Жоан Миро, Константин Бранкузи, Рауль Дюфи, Цугухару Фудзита, художники из Беларуси, такие как Мишель Кикоин, Пинчус Кремегне, литовский Жак Липшиц, польские художники Марек Шварц и Морис Липси и другие, такие как русский принц Алексис Арапов.
Значительная часть еврейских художников стала известна как еврейская школа Парижа или школа Монпарнаса. «Основными членами были почти все евреи, и негодование, выраженное по отношению к ним французскими критиками в 1930-х годах, несомненно, подпитывалось антисемитизмом ». Одно сообщение указывает на Salon des Indépendants 1924 года, который решил отделить работы художников французского происхождения от произведений иммигрантов; в ответ критик [fr ] назвал их Парижской школой. Еврейские члены группы включали Эммануэль Мане-Кац, Хаим Сутин, Адольф Федер, Шагал, Ицхак Френкель Френель, Моис Кислинг, Макс Нордау и Шимшон Хольцман.
Художники еврейской школы Парижа были стилистически разнообразны. Некоторые, например, Луи Маркусси, работали в кубистическом стиле, но большинство было склонно к выражению настроения, а не к упору на формальную структуру. На их картинах часто присутствует густая кисть или протерт импасто. Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme хранит работы художников Парижской школы, включая Паскина, Кикоина, Сутина, Орлова и Липшица.
После войны «националистические и антисемитские настроения были дискредитированы, и этот термин получил более широкое употребление, обозначая как иностранных, так и французских художников в Париже». Но хотя «еврейская проблема» тропа продолжала появляться в публичном дискурсе, искусствоведы перестали делать этнические различия в использовании этого термина. В то время как в начале 20 века французские искусствоведы противопоставляли Парижскую школу и École de France, после Второй мировой войны речь шла о парижской школе и школе Нью-Йорка.
После Второй мировой войны (Après- guerre), термин «Парижская школа» часто относился к ташизму и лирической абстракции, европейской аналогии с американским абстрактным экспрессионизмом. Эти художники также имеют отношение к CoBrA. Важными сторонниками были Жан Дюбюффе, Пьер Сулаж, Жан-Мишель Кулон, Николя де Сталь, Ганс Хартунг, Серж Поляков, Брам ван Велде, Жорж Матье, Жан Мессажье и Зоран Мушич и другие. Многие из их выставок проходили в Galerie de France в Париже, а затем в Salon de Mai, где их группа выставлялась до 1970-х годов.
. В тот же период название Парижской школы было расширено до неформального объединения классических композиторов, эмигрантов из Центральной и Восточной Европы. Европа для тех, кто встретился в Café Du Dôme на Монпарнасе. Среди них были Александр Тансман, Александр Черепнин, Богуслав Мартин и Тибор Харсани. В отличие от Les Six, другой группы музыкантов с Монпарнаса в то время, музыкальная школа Парижа была слабо сплоченной группой, не придерживавшейся какой-либо определенной стилистической ориентации.
Жан Метцингер, Femme au Chapeau (Женщина в шляпе), около 1906 г., холст, масло, 44,8 x 36,8 см, Korban Art Foundation
Марк Шагал, Натюрморт (Nature morte), 1912, холст, масло, частное собрание
Робер Делоне, Одновременные контрасты: Солнце и Луна, 1912–13, холст, масло, Музей современного искусства, New Йорк Сити
Моис Кислинг, Nu sur un divan noir, 1913, холст, масло, 97 x 130 см
Амедео Модильяни, Портрет Хаима Сутина, 1916
Амедео Модильяни, Жак и Берта Липшиц, 1916
Жак Липшиц, Портрет Жана Кокто, 1920
Хаим Сутин, Серет Пейзаж, c. 1920, холст, масло, 55 x 65 см, Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme
![]() | На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с École de Paris. |