Школа Фонтенбло (Французский : École de Fontainebleau ) (ок. 1530 - c.1610) относится к двум периодам художественного творчества во Франции в течение позднего Возрождения с центром в королевском дворце Фонтенбло, которые сыграли решающую роль в формировании французской версии Северный маньеризм.
В 1531 году флорентийский художник Россо Фиорентино потерял большую часть своего имущества в Мешке. из Рима в 1527 г. был приглашен Франсуа I приехать во Францию, где начал обширную декоративную программу для Шато де Фонтенбло. В 1532 году к нему присоединился другой итальянский художник, Франческо Приматиччо (из Болоньи ). Россо умер во Франции в 1540 году. По совету Приматиччо Никколо дель Аббате (из Модена ) был приглашен во Францию в 1552 году сыном Франсуа Генрихом II. Несмотря на то, что эти художники были известны своей работой в Фонтенбло, этих художников также приглашали для создания произведений искусства для других благородных семей того времени, и они были очень уважаемыми и хорошо оплачиваемыми.
Работы этой «первой школы Фонтенбло» характеризуются широким использованием лепнины (лепные украшения и рамы для картин) и фресок, а также сложной (и часто загадочная) система аллегорий и мифологическая иконография. Распространены декоративные мотивы эпохи Возрождения, такие как гротески, ремни и путти, а также определенная степень эротизма. Фигуры изящны и показывают влияние техник итальянского маньеризма Микеланджело, Рафаэля и особенно Пармиджанино. Приматиччо также было приказано сделать копии античных римских статуй для короля, тем самым распространяя влияние классической скульптуры.
Многие работы Россо, Приматиччо и дель Абате не сохранились; части замка были реконструированы в разное время. Картины группы были воспроизведены в гравюрах, в основном офортах, которые, по-видимому, изначально были созданы в самом Фонтенбло, а затем в Париже. Они распространили стиль во Франции и за ее пределами, а также записали несколько картин, которые не сохранились.
Маньеристический стиль школы Фонтенбло оказал влияние на французских художников (с которыми работали итальянцы), таких как художник Жан Кузен Старший, скульпторы Жан Гужон и Жермен Пилон, и, в меньшей степени, художник и портретист Франсуа Клуэ сын Жана Клуэ.
Хотя нет никаких определенных доказательств, большинство Ученые согласились, что в самом дворце Фонтенбло существовала мастерская по гравюрам, в которой воспроизводились рисунки художников для их работ во дворце, а также другие созданные ими композиции. Наиболее продуктивными граверами были Леон Давент, Антонио Фантуцци, а затем «таинственный» художник, известный по своей монограмме как «Мастер I♀V» (♀ означает алхимический символ для меди, из которого были сделаны печатные формы), и мастерская, по-видимому, была активна между 1542 и 1548 годами; Франсуа I умер в марте 1547 года, после чего финансирование дворца прекратилось, а школа распалась. Это были первые офорты, сделанные во Франции, и они не сильно отставали от первых итальянских применений этой техники, зародившихся в Германии. Самые ранние оттиски всех гравюр Фонтенбло выполнены коричневыми чернилами, и их намерение, по-видимому, было в основном репродуктивным.
Просвещение Франсуа I Россо Фьорентино и его окружение в Галерее Франсуа I. во дворце. Подготовительный рисунок скопирован на гравюре выше.Целью семинара было более широкое распространение нового стиля, развивающегося во дворце, как во Франции, так и среди итальянских сверстников в Италии. Неясно, исходила ли инициатива сделать это от короля или другого покровителя, или только от художников. Дэвид Ландау считает, что Приматиччо был движущей силой; он стал руководить производством в Фонтенбло после самоубийства Россо Фиорентино в 1540 году.
Предприятие, похоже, было «немного преждевременным» с точки зрения поимки рынок. Гравированные оттиски часто были отмечены признаками неопытности мастерской, а иногда и некомпетентности в технике травления, и, по словам Сью Уэлш Рид: «От этих пластин сохранилось мало отпечатков, и сомнительно, что многие из них были вытянуты. Пластины часто были плохо обработаны. выполнены и плохо напечатаны; они часто были поцарапаны или плохо отполированы и плохо протирались. Некоторые из них могли быть сделаны из металлов, мягких, как медь, например оловянный ". Расширяющийся рынок гравюр предпочитает «высокодетализированные текстуры» Николаса Беатризе, а затем «опытных, но совершенно не вдохновляющих» граверов, таких как Рене Бойвен и.
С 1584 по 1594 год, во время религиозных войн, замок Фонтенбло был заброшен. После вступления на престол Генрих IV провел реконструкцию зданий Фонтенбло с участием группы художников: фламандца Амбруаза Дюбуа (из Антверпена) и парижан Туссента Дюбрей и Мартин Фремине. Иногда их называют «второй школой Фонтенбло». В их поздних маньеристических работах, многие из которых были утеряны, по-прежнему используются удлиненные и волнистые формы и скученные композиции. Многие из их сюжетов включают мифологические сцены и сцены из художественных произведений итальянца Торквато Тассо и древнегреческого романиста Гелиодора из Эмесы.
Их стиль продолжал оказывать влияние на художников с самого начала. десятилетия 17 века, но другие художественные течения (Питер Пауль Рубенс, Караваджо, голландская и фламандская натуралистическая школы) вскоре затмили их.
На Викискладе есть материалы, связанные с школой Фонтенбло. |