Сцены из Страстей Христовых - это масло картина на панели из балтийского дуба, написанная около 1470 года родившимся в Германии ранним голландским художником Гансом Мемлингом. На картине изображены 23 виньетки из Жизни Христа, объединенные в одну повествовательную композицию без центральной доминирующей сцены: 19 эпизодов из Страстей Христовых, Воскресения, и 3 более поздних явления воскресшего Христа (Марии Магдалине, на дороге в Эммаус и у Галилейского моря ). Картина была заказана Томмазо Портинари, итальянским банкиром из Брюгге, который изображен на портрете донора стоящим на коленях и молящимся в нижнем левом углу, с его жена, такая же позиция в правом нижнем углу.
Картина относительно небольшая, 56,7 х 92,2 см, и вряд ли была запрестольным образцом. Возможно, он предназначался для часовни Портинари в церкви Святого Иакова в Брюгге. Он не был занесен в каталог вещей Портинари, когда он умер в 1501 году, и считается, что он был перенесен из Брюгге во Флоренцию между 1510 и 1520 годами. Впервые он упоминается в коллекции Козимо I в Флоренции. в 1550 году. Картина сейчас находится в Galleria Sabauda в Турине.
Сцены Страстей начинаются вдалеке вверху слева с входа Иисуса в Иерусалим в Вербное воскресенье, проходят через город и снова выходят в нижний левый угол, чтобы Гефсиманский сад, сцены страстей в центре города (, Бичевание Иисуса, Терновый венец, Ecce Homo ), затем следует процессия креста обратно из города в нижний правый угол, затем вверх для распятия и заканчивается на расстоянии вверху справа с явлениями в Эммаусе и Галилее. Он включает семь из традиционных 14 Стойков Креста, но добавляет несколько сцен до и после них и опускает 7: Иисус получает свой крест, два случая, когда Иисус падает, неся крест, Иисус встречает его мать, Вероника вытирает лицо Иисуса, Иисус встречает, и Иисус снимает свою одежду.
Сцены распределены внутри и вокруг идеализированного Иерусалима, изображенного как обнесенный стеной средневековый город с экзотическими башнями, увенчанными куполами. С высоты птичьего полета Голгофа видна за городом. Необычно для картин этого периода освещение по всей картине внутреннее, связанное с восходящим солнцем в дальнем правом углу и постоянное по всей картине, с областями сзади справа в свете и областями спереди слева в тени.
В следующем порядке сцены:
1. | Иисус едет в город на осле Вербное воскресенье | вверху слева, за городской сторожкой |
2. | Иисус изгоняет меновщиков из Храма | направо от входа Иисуса, под двойной аркой |
3. | Иуда предает Иисуса первосвященникам | вниз и влево от Храмовая сцена, в узкой арке, освещенной свечами |
4. | Тайная вечеря | слева от предательства, в здании с скатной крышей |
5. | Молитва в Гефсиманском саду | ниже Тайной вечери; три апостола спят, пока Иисус молится |
6. | об аресте Христа | прямо из сада: Иуда целует Иисуса; Петр отсекает Малху ухо |
7. | Отрицание Петра | сразу после ареста: Петр показан в дверном проеме с петухом, кричащим над |
8. | Христом перед Пилатом | слева от центра; Пилат восседает на своем престоле (традиционное Крестное Положение №1) |
9. | Бичевание Христа | в центре |
10. | Второй допрос Пилатом | справа от центра, пропуская две сцены в узком здании, расположенном позади |
11. | Терновый венец | справа от бичевания Иисус получает терновый венец и пурпурное одеяние |
12. | Ecce Homo | справа от тернового венца: Христос показан людям, осуждающим Его на смерть |
13. | Крестное вознесение | вниз и влево, ниже бичевания |
14. | Несение креста; Симон Киренский несет крест | внизу и, идя вправо, от городских ворот выходит процессия; на дороге Христос падает на колени, и ему помогает Симон Киренский (традиционные Крестные станции №№ 3 и 5) |
15. | Иисуса пригвоздили к кресту | вверху, справа от центра (традиционная Станция Креста № 11) |
16. | Распятие | вверху, слева, Иисус умирает на Голгофе вместе с двумя преступниками. (традиционная Крестная Станция №12) |
17. | Снятие с Креста | вправо, Христос снимается с креста ночью (традиционная Крестная Станция №13) |
18. | Погребение | ниже спуска с креста, справа (традиционная Крестная Станция №14) |
19. | Христос в Лимбе | справа от процессии, Христос с распятием |
20. | Воскресение | над лимбом, со спящими стражами |
21. | Встреча с Марией Магдалиной : ноли me tangere | выше воскресения |
22. | На дороге в Эммаус | вверху справа |
23. | Внешний вид до апостолы у Галилейского моря | слева от встречи с Марией Магдалиной |
Мемлинг использовал аналогичный стиль повествования для своего более позднего Пришествия и Триумфа Христа (также известный как Семь радостей Богородицы ) (1480 г.), сделанный для алтаря гильдии кожевников в церкви Богоматери в Брюгге, но теперь принадлежащий Старой пинакотеке в Мюнхене.