скафизм, также известная как лодки или ошибочно как цифонизм, является предполагаемым древнеперсидским методом казнь. Слово происходит от греческого σκάφη, skáphe, что означает «что-нибудь вычерпанное (или выдолбленное)». Он заключался в том, что жертву помещали между двумя лодками, кормили и покрывали молоком и медом, а также позволяли им гноиться и со временем пожираться насекомыми и другими паразитами.
Эта практика считается чисто литературным изобретением древнегреческой литературы, поскольку она никогда не была засвидетельствована в Древней Персии (в основном Империи Ахеменидов ). Первоисточник - Плутарх "Жизнь Артаксеркса", где он приписывает эту историю Ктесию, заведомо подозрительному источнику.
Первое упоминание о скафизме - это описание Плутархом казни Митридата :
[царь] постановил, что Митридат должен быть убит в лодке; это исполнение происходит следующим образом: взяв две лодки, построенные точно так, чтобы подходить друг другу и отвечать друг другу, они кладут в одну из них пострадавшего злоумышленника на спину; затем, накрыв его другим и так сложив их вместе, что голова, руки и ноги его остались снаружи, а остальная часть его тела заключена внутри, они предлагают ему пищу, и если он отказывается есть ее, они заставляют его делать это, покалывая глаза; затем, когда он поел, они обливают его смесью молока и меда, выливая не только в рот, но и на все лицо. Затем они постоянно обращают его лицо к солнцу; и он полностью покрывается множеством мух, которые на нем поселяются. И поскольку в лодках он делает то, что должны делать те, кто ест и пьет, пресмыкающиеся твари и паразиты появляются из испорченных и гнилых экскрементов, и они проникают в его недра, его тело сгорает. Когда человек явно мертв, когда спускают верхнюю лодку, они обнаруживают, что его плоть пожирается, а стаи таких зловонных существ охотятся на него и, так сказать, растут внутри него. Таким образом, Митридат, после семнадцати дней страданий, наконец, скончался.
— Плутарх, Жизнь АртаксерксаВизантийский летописец XII века Иоаннес Зонарас позже описал наказание, основанное на Плутарх:
персы превосходят всех других варваров в ужасающей жестокости своих наказаний, применяя особенно ужасные и длительные пытки, а именно «лодки» и зашивание людей в сырье. скрывает. Но что подразумевается под «лодками», я теперь должен объяснить для менее информированных читателей. Две лодки соединены друг с другом, сделав в них отверстия таким образом, чтобы снаружи оставались только голова, руки и ноги жертвы. В этих лодках человека, подлежащего наказанию, кладут на спину, а затем лодки прибивают вместе болтами. Затем они вливают смесь молока и меда в рот несчастного человека, пока он не наполнится до тошноты, смазывая его лицо, ноги и руки той же смесью, и таким образом оставляют его открытым для солнце. Это повторяется каждый день, и в результате мухи, осы и пчелы, привлеченные сладостью, оседают на его лице и на всех его частях, которые выступают за пределы лодок, и мучительно мучают и кусают несчастного человека. Более того, его живот, раздутый,, как он есть от молока и меда, выбрасывает жидкие экскременты, и эти разлагающиеся гнилостные скопления червей, кишечных и других. Таким образом, жертва, лежащая в лодках, его плоть разлагается в собственной нечистоте и пожирается червями, умирает медленной и ужасной смертью.
— Зонарас, Анналы